РУССКОЕ НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО
Каменное зодчество появляется на Руси с 9 в., но из камня строили только храмы в больших городах. Гражданское и оборонительное строительство осуществлялось из дерева вплоть до 16 века. В 16 веке происходит сближение каменной и деревянной архитектуры.
Именно в деревянном зодчестве были выработаны строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа.
Выбор строительного материала
Примеялись хвойные породы – сосна, лиственница, ель, смола которых служила дополнительной защитой от влаги.
На срубы шли сосна и лиственница, из ели изготавливались стропила. В южных районах и для наиболее ответственных сооружений на Севере в качестве стенового материала применялся дуб (Перуново дерево). Из осины изготавливали кровельный лемех. Для строительства самого дома осина никогда не использовалась (считалась нечистым деревом).
Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил мох, которым прокладывали бревна, также применялась дополнительная обмазка глиной.
Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; молодые и старые деревья. Если при рубке дерево упало на север или при падении зависло в кронах других деревьев, его оставляли в лесу. Не рубились скрипучие и сухие деревья, деревья с дуплом или наростами, с причудливой формы стволом.
Для строительства не использовался свежесрубленный лес. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть.
Выбор места строительства
Выбор места для поселения был мистическим действом даже после принятия христианства. На Русском Севере христиане-новгородцы пускали по реке принесенную с собой икону, где прибьёт её к берегу, там и деревне быть; якуты пускали по течению реки пучок живой зелёной травы, северные славяне, карелы и скандинавы часто использовали для гадания первый строевой лес. Использовались священные животные: собираясь закладывать новую деревню запрягали в сани молодого, неезженого жеребца и отправлялись с ним в лес, там в сани грузили первое подходящее строевое дерево, после чего жеребцу позволяли идти, куда ему вздумается, где он останавливался, можно было селиться.
|
Из практических соображений выбирались места, не затапливаемые в паводок, солнечные, защищённые от холодных ветров, поблизости от воды.
Дома никогда не строились на участках, где ранее проходила дорога (уйдёт достаток и здоровье), где прежде стояла баня (банник – недоброжелательный дух), на спорных участках (в доме не будет мира), на месте дома, оставленного из-за болезней, наводнения, других несчастий, там, куда когда-то била молния.
Также при выборе места строительства внимательно следили за поведением животных. Например, место, где спокойно уляжется, пережёвывая жвачку, молодая корова, считалось счастливым и безопасным. Ещё одним символом домовитости почитались у славян муравьи. Заберутся ночью под оставленный на земле деревянный кружок – значит, место счастливое.
В гаданиях использовалась и шерсть, которую славяне считали одним из символов благополучия и достатка. Облюбовав место для дома, сухую овечью шерсть накрывали сверху горшком и оставляли там до утра. Не отсыреет шерсть – значит, место «доброе».
|
Строительные инструменты
Главным орудием производства русского плотника был топор, которым выполнялись все операции. Заимствованная у германских племён поперечная пила почти не применялась, ибо разрушала волокна древесины, из-за чего пиленые бревна и доски впитывают влагу легче, чем рубленые и тесаные. Опиленные бревна дают трещины и быстро разрушаются, а от удара топором древесные волокна уплотняются и не поддаются воздействию ветра и влаги.
Жилище
У славян были распространены земляные, полуземляные, а с X - XI веков - наземные постройки (избы, мазанки).
В землянках и полуземлянках стены делались в виде бревенчатого сруба, либо укреплялись толстыми досками между врытыми в землю столбами. Пол делался из глины. Вход с земляными ступенями или лестницей устраивался с южной стороны жилья. Крыша была двускатной, тёсовой; на тёс накладывали солому и толстый слой земли, которым присыпали также выходящие из-под земли стены. Дым от очага выходил через вход в жилище.
На Севере наземные жилища возводили уже во II тыс.и до н. э. В конце I тыс. н. э. здесь уже выработался устойчивый тип срубного бревенчатого жилища.
Древнейшие жилища были однокамерными, позднее появляются многокамерные постройки. В средние века жилище развивается по вертикали.
Клеть — прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом без пристроек. Клеть не имела отопления, и её использовали не только для жилья, но и для хранения припасов. Отапливаемая клеть называлась избой.
|
Изба – (древнеслав. «истьба», «истопка») деревянный срубный жилой дом. Первоначально избой называлась постройка или камера большого дома-комплекса в пределах четырех стен, отапливаемая варочной печью. В этом изба отличалась от горницы, в которой находилась отопительная печь и от бани. Изб в доме могло быть несколько (до восьми в известных больших домах-комплексах Заонежья). У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть — летнее жилище, которое соединялось с избой сениями. Под клетью располагался глухой подклет, в котором содержался скот или устраивалась кладовая. В настоящее время термин применяется к деревянному дому в целом.
Хоромы – (гр. οχυρομα – «крепость, укреплённое место»; древнерусск. «хор» - вместе, вместилище) большой жилой деревянный дом, часто состоявший из отдельных строений, объединенных сенями и переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков. Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. Хоромы делились на:
- покоевые (постельные) хоромы — жилые помещения. Обычно три или четыре горницы: передние сени, крестовая, или моленная, и постельная. Кроме этих помещений, могли ещё быть: передняя комната, задние сени и другие. Мыльня (баня) зачастую располагалась в подклете покоевых хором. Княгинина половина, хоромы детей и родственников ставились отдельно от хором хозяина и соединялись переходами и сенями. Покоевые хоромы устраивались в глубине двора.
- непокоевые хоромы — нежилые помещения для торжественных собраний, приёмов, пиров и так далее. Непокоевые хоромы состояли из больших помещений. Их устраивали в лицевой части хором, перед жилыми хоромами. Помещения непокоевых хором назывались гриднями, столовой избой, повалушей, горницей.
- хозяйственные постройки: конюшни, хлевы, амбары, портомойни (прачечные), оружейные, стряпные избы и т.д.
Терем – (гр. teremnon – «кров, жилище») жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, на подклете, над воротами и т. д., соединялся с ним сенями — крытым переходом.
Горница — устраивалась на втором этаже над подклетом. Горница от избы отличалась красными окнами и печью. Красное окно — большое окно с рамой, или колодой. Красные окна могли сочетаться с волоковыми окнами. Печь в горнице круглая или четырёхугольная, с изразцами, наподобие голландской, в избе печь русская. Горницы делились стенами на комнаты — чуланы и каморки.
Светлица — горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. В горнице окна устраивались в одной или двух стенах, в светлице окна прорубались в трёх или всех четырёх стенах. Это самая светлая, освещённая комната жилища. В светлице, в отличие от горницы, нет топочной части печи, только тёплый печной бок или дымоход. Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Они использовались для рукоделий или других работ.
Сени — крытое пространство (переходы) между клетями, избами, горницами. Сенник — неотапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон. В летнее время использовался как спальня. Сенники использовали для устройства брачной постели. На женской половине дома сени устраивали большего размера. Они использовались для девичьих игр и развлечений. В сенях устраивали кладовые, над сенями настраивали вышки, а снизу подсенье.
Элементы рубленого сооружения
Основу деревянной постройки составлял сруб – скрепленные между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли венцом. Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — ряж, который складывали из мощных валунов. Первый венец называется окладным. Под бревна в местах опирания на камни подкладывали бересту для защиты от влаги. Бревна окладного венца обжигали на медленном огне. Такая обработка также предохраняла нижние бревна от преждевременного разрушения влагой.
По типу скрепления бревен между собой различались виды срубов: жилища и культовые сооружения возводились «в обло », «в охлоп », «в чашу ». Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь » (редко положенные). Более сложные — «в крюк », «в лапу », «в замок » — использовались редко. Всего в старинном русском деревянном зодчестве использовалось до 50 способов врубки.
В плане срубы делали в виде четырехугольника (четверик), либо в виде восьмиугольника (" восьмерик "). Из четвериков составлялись, в основном, избы, восьмерики использовались для строительства деревянных церквей и богатых хором (он позволяет увеличить площадь помещения почти в 6 раз, не изменяя длину бревен).
Чтобы брёвна плотней прилегали друг к другу, в нижнем из них делали продольное углубление, причём следили, чтобы брёвна оказывались кверху той стороной, которая у живого дерева смотрела на север (с этой стороны годовые слои плотнее и мельче). Также часто укладывали брёвна так, чтобы этой стороной они смотрели на улицу, тогда стена меньше подвергалась эрозии при воздействии ветра, воды, мороза, солнца.
Обычай обшивать сруб тёсом появляется только с XVI века.
Простой крытый прямоугольный деревянный сруб – клеть – конструктивная основа постройки. Обычно сруб ставился на подклете – нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. Верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз – повал (отсюда «повалуша» – верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать из натопленной избы).
Пол в избе порою делался земляным, но чаще – деревянным, приподнятым над землёй на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб. Вдоль внешних стен избы устраивалась невысокая утепляющая насыпь – завалинка.
Потолок устраивали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки – матицы. При топке печей «по-черному» на дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки – воронцы («сыпухи »), препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения и задерживающие сыплющуюся сверху сажу.
Изба имела одну дверь и маленькое оконце, размером около 20-40 см. Оно закрывалось деревянной дощечкой и служило для проветривания избы. Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.
Оконное стекло появилось на Руси в X—XI веках, но было очень дорого и использовалось большей частью в княжеских дворцах. В простых избах устраивали так называемые волоковые (от «волочить» в смысле раздвигать-задвигать) окошечки – просветцы. Во время холодов, чтобы в помещение проходил свет, доску отодвигали, а снаружи в оконный проем вставляли «оконницу » — деревянную раму с натянутым прозрачным материалом, например бычьим пузырем.
Постепенно дома разрастались: кроме собственно избы-клети, появились помещения, отделяемые от основного жилья стеной («перерубом »). Такие жилища назвали «пятистенок ».
К избе могли примыкать сени – неотапливаемый придел к жилищу. Их устраивали для уменьшения потерь тепла. Иногда сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. В обширных, опрятных сенях держали имущество, а летом могли уложить там спать гостей.
В дом вело крыльцо, которое часто устраивалось на помочах (выпусках) — концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим». Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась рундуком. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась всходом.
Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли поветью в хозяйственных постройках и горницей в жилом помещении. Помещения над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались теремом.
На второй этаж в хозяйственных постройках часто вёл взвоз — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном.
В богатых домах и храмах вокруг сруба часто устраивали гульбище — галерею, охватывающую здание с двух-трех сторон. Гульбища служили для закрывания наружных оконных ставен, но со временем утратили свое практическое назначение и стали декоративным украшением.
Наиболее распространенными были двускатные крыши. Иногда устраивали крышу с изломом. Нижнюю, более пологую часть называли полицей (от "пола" — половина).
«Верхом » в древности называли любое завершение.
Клетский верх — простая двускатная крыша на клети.
Шатровый верх — в виде высокой восьмигранной пирамиды.
Кубоватый верх — напоминал массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема и храмы.
Бочка — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем.
Крещатая бочка — две пересекающиеся простые бочки.
Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые — все это названо по завершению храма, по его верху.
Крышу над срубом устраивали безгвоздевую — «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен (самцов). На них ступеньками клали длинные продольные жерди — дольники, слеги (от. «слечь, лечь»). Иногда самцами называли и концы слег, врубленные в стены. При большом пролёте слег применялись дополнительные стропильные ноги – быки. Они опирались снизу в подкурятник, а сверху в князевую слегу.
Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли курицами (видимо, за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно — поток (водосточный желоб). Верхние венцы сруба под курицами назывались подкурятником. На курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок — конек (князек). Под ним укладывали толстую коньковую слегу, а сверху стык досок прикрывали выдолбленным снизу бревном — охлупнем («шеломом », «черепом »). Охлупень удерживался на месте собственной тяжестью или с помощью стамиков - деревянных стержней, соединяющих охлупень и князевую слегу.
Весь фронтон избы именовали «челом » и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали длинными досками — причелинами. А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской — полотенцем.
Крыши крыли:
- дерном, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту;
- соломой, увязывая её в снопы (пучки) и укладывая вдоль ската крыши, прижимая жердями (гнетами), гнёты в свою очередь соединялись со стороноы фронтона огнивом;
- дранкой - щепили осиновые или сосновые поленья на дощечки (дранку) и горизонтальными рядами с напуском укрывали избу в несколько слоев
- тесом (досками) - ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья, расколотое бревно еще несколько раз кололось вдоль; покрывали крышу обычно в два слоя — подтесок и красный тес;
- лемехом - деревянной черепицей; он представляет собою тонкие (гнутые или прямые) продолговатые осиновые дощечки (длиной до 50 см), нижний конец которых имеет фигурную обработку (городковую, полукружье или треугольник); применялся обычно при покрытии криволинейных крыш, а также шеек глав, барабанов, шатров в княжеских хоромах, культовых сооружениях.
Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор:
- «кошель » - единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей.
- «глаголь » - хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы Г.
- «брус » - хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию.
Весь двор с постройками обносился оградами. Глухой забор из горизонтальных бревен или тесин назывался заплотом а из таких же вертикальных бревен — частоколом. Оба эти вида изгороди нередко называли тыном. Делали еще изгородь из косо поставленных жердей — осёки, либо из редких горизонтальных жердей — прясло.
Русская печь
В первых славянских поселениях очаг открытый, выложен камнями; позднее славяне начинают делать закрытые очаги – печи, – из камня или глины. Уже в VI веке печь практически вытесняет очаг.
Печь-каменка, невысокая, прямоугольной формы, размером, как правило, чуть больше 1х1 м. Нижнюю часть печных стенок выкладывали из крупных плоских камней. Для верха использовали камни помельче. Связующий раствор не применяли, щели между камнями замазывались глиной. Верх печи перекрывали большим плоским камнем или выкладывали свод из небольших камней. В том случае, если свод получался достаточно ровным, на нём размещали глиняную жаровню.
Печь ставили обычно устьем в сторону входа, в правом углу. Разожжённая печь в зимнее время была одним из основных источников света, женщина, занимающаяся прядением сидела на лавке возле устья печи, правой рукой вращала веретено, левой сучила нить, если печь стояла слева от входа, свет падал неудобно для работы. Поэтому изба с левосторонним расположением печи названа «избой-непряхой».
В VIII—Х веках произошли изменения в конструкции печи. Появились и распространились печи, полностью вылепленные из глины. Чтобы мягкая глина в процессе «битья» печи не обвалилась под собственной тяжестью, вначале делали плетёный каркас. Когда печь начинали топить, глина обжигалась и затвердевала, а каркас выгорал. Высота устья обычно была не более 20–30 см. Хлеб выпекали в специальных хлебных печах с широкими устьями, они располагались в отдельных нежилых постройках или выгородках из плетня. Для удобства приготовления пищи в горшках в таких печах сверху делали отверстия диаметром около 20 см.
К ХII—ХIII вв. длина стороны прямоугольного основания печей достигала уже 1,2–2,0 м и более. Примерно в это же время в богатых жилищах южной Руси появляются дымоходы. Для дыма устраивали горизонтальный отвод: к отверстию в верхней части печи пристраивали доску, обмазанную глиной, а над ней размещали трёхсторонний опрокинутый жёлоб из обожжённой глины.
На севере дымоходы появились несколько позже. Но подавляющее большинство древнерусских жилищ отапливалось по-чёрному. Курные избы имели довольно значительную высоту, что давало много места для дыма наверху. Дополнительный объём использовался – к кровельным балкам подвешивали на просушку вещи, не боявшиеся копоти и нуждавшиеся в периодической дезинфекции, чтобы не заводилась гниль (например, сети), а также некоторые продукты, которым не вредило копчение. Для протопленной чёрной избы характерен сухой, тёплый воздух. Курные избы очень редко отсыревали, к тому же прокопчённое дерево не гнило. И наконец, «чёрная» беструбная печь требовала меньше дров по сравнению с «белой», давала больше тепла. Для отвода дыма в крыше устраивались деревянные трубы – дымники.
В конце XVI в. печники Московии и Ярославля изобрели новый способ отвода дымовых газов. Над устьем горнила появился колпак-дымосборник. Дымник опустился до самого чела печи, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придавать затейливую форму. Новые дымники во много крат усилили тягу, улучшили горение, но стали причиной частых пожаров. Кирпичные трубы были по карману лишь вельможным дворянам. С конца XVI в. боярские дома на Руси обогревались печами с кирпичными дымовыми трубами, печи отделывались терракотовыми изразцами с рельефным изображением цветов, фантастических зверей (грифонов, единорогов) и целых сцен (например, штурма крепости).
В 1718 году Петр I издал указ, запрещающий строительство в Санкт-Петербурге домов с курными печами. В 1722 году сила данного указа распространилась и на Москву. Этот указ послужил мощным толчком для строителей, которые стали придумывать новые решения для отопления домов. Были изданы обязательные правила кладки наиболее важных элементов печей, интенсивно развивалось производство печных отделочных материалов. Вместо рельефных тисненых изразцов в печном деле стали применять гладкие расписные изразцы голландского образца. В XVIII и в начале XIX вв. русское печное искусство занимало ключевые позиции в Европе. История сохранила некоторые имена выдающихся русских печников прошлых веков: Мартына Васильева, Ермолая Иванова, Ивана Степанова.
В печи готовили пищу - варили, парили, жарили, запекали, грели и «томили». Пекли в ней хлеб, пироги, сушили зерно, ягоды, грибы, лечебные травы и коренья. В ней обжигали вылепленные из глины или покрытые росписью изделия, глиняную посуду, игрушки.
Русская печь в осеннее, зимнее и весеннее время прогревала, просушивала избу. На печи был устроен лежак, наиболее тёплое место в доме. Зимой при регулярной топке на лежанке стабильно поддерживается температура +25…+27 °С. Рядом устраивался голбец для хранения утвари, его верх мог быть продолжением лежака. Размеры лежака были различны, наибольшие позволяли располагаться на печи до 5-6 человек, но обычно он был двухместным.
При помощи печи лечили простудные заболевания, артриты и артрозы. Прогревались как сверху на печи, так и в самом горниле.
Русская печь успешно заменяла и русскую парную баню. Она могла достигать такого размера, что в ней свободно помещались 2 человека. После того, как печь была протоплена, из нее выгребались угли, метлой обметались под печи и стенки. На под русской печи укладывалась мокрая солома, внутрь ставилась бадья с горячей водой.
Части русской печи:
Боров — перелом в трубе, располагался на чердаке на подрубе. Длиной, как правило около метра и более. Обеспечивает лучшее сохранение тепла. Вторая функция - мог оснащаться дверкой и по своей сути являться камерой для проведения копчения.
Горнило — топка, топливник печи.
Опечье – нижняя часть печи из толстых тёсаных брёвен.
Перекрыша — самый верхний слой кирпича, располагающийся над массивом или засыпкой; на перекрыше обычно устраивалась лежанка.
Печурки (горнушки, гарнушки) — неглубокие ниши в теле печи, служат для улучшения теплообмена, туда также помещается одежда, обувь, посуда, грибы и травы для сушки.
Под — нижний слой свода печи является основанием верхнего свода горнила.
Подпечье (подпечек) — большая полость под подом печи, внутри опечья, куда укладывались дрова для следующей топки, ненужные предметы и там могли спать домашние животные.
Подшёсток — холодная печурка под шестком, чаще всего там хранилась часть посуды.
Порожек — верхняя часть устья до свода, придерживает дымовые газы под сводом для более полной отдачи тепла.
Свод — верхняя и наиболее ответственная часть горнила. Свод нередко раскаляется и поэтому подвержен выщерблению. Поверх свода укладывается массив, принимающий и запасающий тепло, из материала, обладающего высокой удельной теплоёмкостью.
Устье — отверстие между щёками, через которое горнило сообщается с комнатой и дымовой трубой; через устье закладывается топливо и помещается посуда.
Хайло — у печей с колпаком над шестком служит для выпуска дымовых газов в трубу.
Шесток — площадка перед устьем, на которую устанавливалась посуда, только что извлечённая из горнила или помещаемая туда; все действия с горячей заполненной посудой производились на шестке.
Щёки — передняя стенка горнила.
Пространство жилища
Изба была символом Вселенной – с небом, землёй, «нижним миром» и сторонами света. Со сторонами света связывались вполне определённые понятия. Восток и юг символизировали солнечный восход, «красную» весну, полдень, «красное» лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался – обитель Богов, света и добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с «гибелью» солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, тёмными Богами.
Человек стремился расположить и обустроить своё жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти и холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету, т.е. на юг.
Печь дрености ставили в противоположной от входа стороне. Стена, противоположная входу, смотрела на север, таким образом, печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жильё.
Начиная с Х века, после появления окон, южная ориентировка двери перестала быть обязательной. Впрочем, окна ещё в ХIХ веке, как правило, выходили на юг или восток, но никак не на север и не на запад. В Х веке, начали формироваться четыре типа внутренней планировки жилища, которые чётко прослеживались ещё в середине ХIХ века на европейской части территории расселения русского народа:
- для восточного южнорусского типа (Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской) характерно расположение печи в дальнем от входа углу; при этом устье печи было обращено ко входу;
- западный южнорусский тип (Орловская, Курская, Калужская губернии) отличался от восточного тем, что печь была развёрнута устьем к боковой стене;
- в западнорусском типе планировки (Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии) печь находилась у входной двери и была к ней повёрнута устьем, аналогичным образом ставили печи в Белоруссии, на Украине, в Польше, на востоке Литвы, частично в Карелии;
- при северно-среднерусском типе планировки (северные, центральные и поволжские губернии) печь также располагалась у входа, но устье её было обращено в сторону от него, к дальней стене.
При этом расположение печи в северной части дома осталось неизменным.
Красный угол располагался по диагонали от печи, т.е. в южной или юго-восточной части помещения.
Градостроительство
В первой пол. I тыс. н. э. предки славян почти не строили укреплений, достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Жили маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений (50-60 человек во главе со старейшиной). Первоначально все члены рода жили в одном большом доме, площадью ок. 500 м2, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Но к началу н. э. отдельные семьи стали строить собственное жильё, так что постепенно большой дом потерял функцию основного жилища, оставшись «общинным домом» для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.
В VIII–IХ вв. большинство поселений северных славянских племён было невелико – две-три избы, встречались и деревни-«однодворки». Существовали, однако, и более крупные. Они представляли собой группу («гнездо») жилых изб и чуть в стороне – хозяйственные постройки. Хозяйство оставалось общим (общие погреба, хлевы и т.д.).
Родовая замкнутость поселений постепенно ослабевает, «родовая» община превращается в «соседскую». Исчезли большие дома и общность хозяйства, но осталась планировка деревни, которую называют «кучевой » или «гнездовой ». Дома стоят хаотично, вокруг расположены пашни, выгоны, огороды.
В некоторых случаях дома выстраивались кольцом - «кольцевая », или «круговая » планировка. Такая деревня окружала озеро или участок земли (пашню, луг, выгон для скота). Круговую деревню легче было оборонять, внутрь круга на ночь загоняли скот. Область распространения деревень подобного типа в VII в. охватывает территорию племени вятичей, радимичей, кривичей и древлян.
Кольцевая планировка присуща также сёлам, где устраивались погосты (погост - жилое подворье, место остановки князя и его дружины во время сбора дани). Погосты неизбежно становились торговыми и религиозными центрами, здесь устраивалась площадка, где собирался народ, куда свозили дань, вершили суд и расправу, устраивали торг. В христианские времена посередине кольцевого селения помещалась церковь, а также общественные амбары, лавки и мастерские. С течением веков кольцевая планировка дала начало лучевой, или радиальной (Новгород и Москва).
Очень часто славяне лесной полосы селились на берегу озера или реки. В этом случае избы выстраивались вдоль берега в ряд - «рядовые » или «линейные » деревни. Если селение ставилось на высоком речном берегу (чтобы не достал паводок), избы обращались к воде (как правило, к югу) лицевой стороной. Если же для селения был выбран низкий, широкий берег спокойного водоёма, избы обычно обращались к воде тылом, а между ними и берегом располагались огороды.
С началом имущественного расслоения общины, возникают профессиональные воинские объединения (дружины) и укрепления, расположенные в труднодоступных местах. Часто они располагались на высоких мысах, обрывавшиеся в реку, со стороны поля и леса их огораживали земляным валом и рвом.
Город - (древнеслав. «городить, городити» - огораживать) крупное жилое место, окружённое оградой (тыном, крепостной стеной, линией укреплений).
Укреплённый городок, выстроенный на высоком мысу, являлся резиденцией профессиональных воинов племени и, в случае опасности, убежищем для жителей, обитавших в мирное время в неукреплённых селениях. Такие городки становились центрами общественной жизни племени, в крепости помещалось святилище, площадка для народных собраний и кладбище, ремесленники обслуживали в первую очередь ближайшую округу. Со временем, при благоприятных условиях, города перерастали племенные рамки, приобретали общерусское и даже мировое значение.
Поселения на торговых путях (в выгодных точках торговых путей: по берегам удобных заливов, при устьях рек, возле речных порогов, у оживлённых переправ) изначально носили промышленно-торговый характер, население их зачастую имело пёстрый этнографический состав. Ремесленники учитывали требования международного рынка и заводили дальние экономические связи. Эти города не зависели от местных племенных объединений и были плохо связаны с округой. Города, возникавшие на торговых путях, нередко переживали расцвет или упадок вместе с этими путями.
К VIII–IХ вв. небольшие городки, расположенные по высоким местам, хорошо укреплённые, в наиболее плотно заселённых местах располагались на расстоянии 40–50 км друг от друга. Викинги называли страну восточных славян «Гардарика » – «Страна Городов».
Кремль – крепость внутри города, цитадель.
Существовали также термины: «КРЕМник», «КРЕМленик», «КРЕМельник», а также «КРЕМ» или «КРОМ».
Есть несколько версий происхождения этого термина.
1) Старослав. «кремль» - дерево с плотной, смолистой мелкослойной древесиной. «Кремлёвым» или «кренёвым» называли предмет, сделанный из такой древесины, не подверженной трещинам и надломам. Словом «кремь» обозначали участок в лесу, где рос самый лучший строевой лес.
2) Родственное «кремлю» слово - «кремень» – сорт весьма твёрдого камня, – можно сделать вывод о существовании очень древнего, праславянского корня со значением «нечто исключительно прочное, несокрушимое».
3) От греч. «кремнос» - крутизна, крутая гора над берегом или оврагом.
4) «Кремлю» родствена и другая ветвь родственных слов – «КРОМка», «КРОМе», «КРОМешный», «КРОМсать», «уКРОМный» – что наводит на мысль о границе, отделяющей внутреннее, «уКРОМное», обжитое пространство, защищённое от внешнего, чужого и опасного.
Таким образом, в слове «кремль» сошлись две группы значений – «стена, граница» и «прочный, нерушимый».
Городской кремль также называли «детинцем » (в нём размещалась княжеская или боярская дружина, члены которой считались детьми предводителя).
Древнейшие укрепления невелики по размерам и всегда удачно используют выгодные особенности рельефа. Укрепления воздвигали на крутых, высоких холмах, на обрывистых мысах (очень часто – при слиянии рек), на островах посреди топких болот. Делалась земляная насыпь – вал, а перед валом, там, откуда брали землю, получался ров. Если крепость устраивалась на холме, его склоны дополнительно обрабатывались для увеличения крутизны. Вал часто покрывали дёрном, чтобы не расползался. Иногда с той же целью вал покрывали глиной и обжигали, разводя костры. А зимой его поливали водой.
На верху вала возводилось деревянное укрепление – частокол («столпие», «тын»). Из земли вертикально вверх на 3–4 м торчали плотно соединённые («спряженные») брёвна, заострённые по концам. Брёвна разной высоты образовывали своеобразные амбразуры. В других случаях ставили защитные стены столбовой конструкции: в землю вкапывались мощные стояки с пазами, вырезанными по бокам, и в эти пазы вставлялись концами поперечные брёвна.
В Х—ХI вв. на смену небольшим укреплениям начали приходить более мощные, надёжные твердыни: настоящие города, воинские крепости (системы крепостей, прикрывавших подступы к Киеву и Чернигову с юга и юго-востока). Эти крепости запирали все наезженные дороги и удобные броды через реки. Некоторые твердыни были видны одна из другой, и между ними имелась налаженная система оповещения: при появлении неприятеля на высокой площадке разжигали яркий, дымный костёр.