Регулирование бухгалтерского учета




Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи

1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

3. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

-руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации;

-синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;

-аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;

-план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;

-бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Регулирование бухгалтерского учета

1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

36.Формы бухгалтерского учета в историческом развитии.

Италия дала свое имя первой форме бухгалтерского учета. Описание регистров, книг учета и правил их ведения стали старой итальянской формой. Регистрами данной формы были Памятная книга, Журнал и Главная книга. В дальнейшем Франческо Гаратти (1688) усовершенствовал эту форму, разделив счета на синтетические и аналитические. Эта форма предусматривала следующий порядок записей. Данные о фактах хозяйственной жизни из первичных документов переносились в Памятную книгу, иногда от этой записи отказывались, и данные о фактах регистрировались в Журнале хронологической записи в порядке их возникновения, а затем разносились по счетам Главной книги. Потом они обобщались в оборотной ведомости, на основании которой составлялся баланс.

Компьютерная техника дала этой форме учета новое рождение, и итальянская форма вновь обрела практическое применение, особенно в малых предприятиях.

В XVII-XVIII вв. при появлении крупных предприятий один Журнал не допускал разделения труда счетных работников. Были предложены две новые формы счетоводства: немецкая, описанная Фридрихом Гельвигом (1774), и французская, пропагандируемая автором Матье де ла Портом (1685).

Гельвиг соединил кассовую книгу с журналом итальянской формы. Так появились две книги: Мемориал, в котором фиксировались все записи кроме кассовых, и кассовая, в которой отражали движение денежных средств.

Де ла Порт предложил разделение единого журнала на несколько, открываемых на определенные группы счетов. Каждый журнал представлял таблицу многоколончатой формы. Периодически на основе записей в этих частных журналах составлялись проводки в сборном журнале.

После 1796 г., англичанин Эдуард Томас Джонс (1766-1838) подверг французскую форму критике. Джонс думал, что двойная запись только запутывает учет.иВ противовес двойным формам счетоводства Джонс предложил английскую форму счетоводства (1796), которая должна была:

а) обеспечить автоматическое выявление ошибок и описок, возникающих в бухгалтерском учете;

б) повысить оперативность выявления финансовых результатов.

Центральный регистр формы - журнал. В нем три колонки. В средней пишется содержание всех операций, затрагивающих кассу, с указанием суммы. Слева (дебитор) пишется сумма, поступившая в кассу. Справа (кредитор) пишутся суммы, выдаваемые из кассы. Если сложить все суммы крайних колонок, то их общий итог всегда должен быть равен итогу средней колонки, которая вводится для контроля разноски.

 

Обороты по левой и правой колонкам не равны между собой, вычитая из итога первой колонки итог колонки второй, получаем сумму собственного капитала, имеющегося в деле. Сравнив его с первоначальной суммой, можно определить величину прибыли или убытка.

Затем была создана американская форма счетоводства (1802).

Ее автором был Эдмонд Дегранж. Американская форма впервые предполагала всеохватывающую теорию бухгалтерского учета. Дегранж исходил из того, что для бухгалтерии одинаково важны хронологическая и систематическая записи и, что их можно объединить в одном регистре - Журнал-Главной. Записи в этой книге позволяют выявить на любой момент времени состояние расчетов и определить величину капитала собственника. Достоинства американской формы учета позволили дожить ей до наших дней.

37.Основные нормативные документы.

Все предприятия, являющиеся юридическим лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и формы собственности, должны вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями основных документов и нормативных актов, принятых или согласованных с Министерством финансов Российской Федерации.

Главными документами по современному бухгалтерскому учету в Российской Федерации являются:

-Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, принятое 20 марта 1992 г.

-План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению от 1 ноября 1991 года.

-Список остальных нормативных актов Российской Федерации и бывшего СССР, регламентирующих бухгалтерский учет предприятий, приведен в приложении 1.

-Положение о бухгалтерском учете и отчетность в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации № 10 от 20 марта 1992 года) принято на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1992 года № 89.

Данное положение определяет:

-Порядок организации и ведения бухгалтерского учета;

-Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности;

-Порядок оценки хозяйственных процессов и средств;

-Статус и функции главных бухгалтеров и возглавляемых ими служб;

-Взаимоотношения по вопросам учета с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления.

38.Мемориально-ордерная форма учета.

При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются между собой.

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальный способ регистрации. Кроме того, при ней легко осуществлять разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:

-трудоемкость учета, вызываемая, прежде всего многократным дублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);

-отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета (он часто отстает от синтетического учета);

-формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

В связи с этим учет имеет сравнительно низкое познавательное значение, а для составления отчетности приходится производить выборку и группировку данных текущего учета. В настоящее время мемориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно небольших организациях.

40.Журнально-ордерная форма учета.

Наиболее распространенной формой бухгалтерского учета до настоящего времени продолжает оставаться журнально-ордерная форма, при которой учетные данные систематизируются в специальных регистрах - журналах-ордерах.

При журнально-ордерной форме учета исключается многократность записей и происходит объединение синтетического и аналитического учетов. Эта форма счетоводства используется с 1960 г. В основе журнально-ордерной формы лежит принцип накапливания данных первичных документов, который сочетается с группировкой их в учетных регистрах по корреспондирующим счетам.

В журналах-ордерах документы регистрируются в хронологическом порядке. Организации, осуществляющие бухгалтерский учет по единой журнально-ордерной форме счетоводства. Происходящие в учетных регистрах накапливание и систематизация данных первичных документов дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции за отчетный месяц.

Аналитический и синтетический учет осуществляется совместно, в единой системе записей. Однако в виде исключения по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов, могут быть заведены карточки аналитического учета.

 

Инвентарные карточки или книги ведут при учете объектов основных средств, карточки или ведомости открываются для учета затрат на производство по калькулируемым объектам.

Оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. По учету годовых изделий, материалов составляют сальдовые или оборотные ведомости.

Итоговые данные всех журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу, в результате в ней фиксируются данные по дебету каждого счета. Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа. Если открывается два листа, то второй лист используется как вкладной к основному. По данным Главной книги составляется сальдовый баланс, при этом в необходимых случаях используются отдельные показатели из учетных регистров. Наименования учетных регистров должны быть адаптированы к новому Плану счетов.

Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета. Это достигается за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотных ведомостей по аналитическим счетам).

42.Автоматизированные формы учета.

Применение ЭВМ позволило автоматизировать рабочее место бухгалтера и поднять на новый уровень процесс измерения и регистрации хозяйственных операций. Результатом этого явилось создание автоматизированной формы бухгалтерского учета.

В настоящее время организации оснащены многофункциональными мини-ЭВМ - компьютерами. Они позволяют накапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) и на машинных носителях информации (диске, дискете, флэшке и т.д.).

Компьютеры относительно просты в эксплуатации, что позволяет оснащать ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера.

Применение машинно-ориентированных форм учета обеспечивает: механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса;

-высокую точность учетных данных;

-оперативность данных учета;

-повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности;

-увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации.Вестись такая форма учета может в таких программах как: «1С: Бухгалтерия»; «Парус»; «Камин» и т.д.

43.Концепция развития бухгалтерского учета на перспективу.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет.

В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности.

В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС).

В банковской системе направления развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством определяет Центральный банк Российской Федерации.

45.Историческая обусловленность учета.

Зарождение двойной записи в учете, применимой в разных модификациях в настоящее время, пришлось на период Итальянского Ренессанса. Известны современные учетные записи шестисотлетней давности. Но есть свидетельства ведения учетных записей и в боле ранние времена.

 

Неизвестно, кто был изобретателем бухгалтерского учета. Можно лишь утверждать, что система двойной записи начала появляться в 13-14 веках в некоторых торговых центрах Северной Италии.

Впервые систематизация бухгалтерского учета была проведена французским монахом Лукой Пачоли. Сравнивая современный бухгалтерский учет и учет времен Луки Пачоли, можно установить следующее:

1) до 16 века главной целью бухгалтерского учета было обеспечение информацией единоличного собственника, поэтому данные бухгалтерских счетов держались в секрете, а стандартов, регламентированных бухгалтерским учетом, характерных для нашего времени, не существовало;

2) четкой границей между личной собственностью и имуществом предприятия не проводилось, не был распространен принцип хозяйствующей единицы;

3) понятия отчетного периода и действующего предприятия не существовало. Большинство предприятий продолжало свою деятельность только до достижения определенной коммерческой цели, поэтому прибыль исчисляется по завершении предприятия, а без понятия прибыли отчетного периода не было необходимости в операции начислений. Так как основные средства не играли заметной роли, не было необходимости и в расчете амортизации.

Особую роль в развитии экономики сыграли Великие географические открытия, которые требовали крупных, дорогостоящих вложений, что, в частности привело к созданию акционерных обществ.

После 1800 г. расширение масштабов производства усилило роль основных средств, составляющих главную часть капитала, что активизировало использование понятия «амортизация». Потребность в управленческой информации о производственных расходах торговых издержках стимулировало поиск способов расчета себестоимости.

К концу 19 века система бухгалтерского учета, основы которой заложил Лука Пачоли, претерпела изменения, связанные со следующими специфическими чертами хозяйственной деятельности больших промышленных корпораций:

- созданы первые компании, отделенные от собственников;

- возник акционерный капитал;

- разграничены понятия капитал и прибыль;

- введено понятие действенного предприятия;

- стали работать фондовые биржи;

- развивается промышленность и торговля.

48.Сводная(консолидированная) бухгалтерская отчетность.

Сводная бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций.

Сводная бухгалтерская отчетность Группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает в себя данные о зависимых обществах. Головная организация по отношению к дочерним обществам выступает как основное общество (товарищество), а по отношению к зависимым - как преобладающее (участвующее) общество. При этом и дочернее общество, и зависимое являются юридическими лицами.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Хозяйственное общество признается зависимым), если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация:

- обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

- определяет решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с договором, заключенным между головной организацией и дочерним обществом;

- имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.

В свою очередь, данные о зависимом обществе включаются в сводную отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Сводная (консолидированная) отчетность не составляется, если:

- предполагается временный контроль, поскольку дочернее предприятие приобретено с целью продажи в ближайшем будущем;

- дочернее предприятие работает в условиях строгих ограничений, что существенно снижает возможность передачи фондов материнской компании;

- головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;

- дочернее предприятие не является значительным для группы;

- деятельность дочернего предприятия отличается от деятельности предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой и достоверной оценки);

- несколько взятых вместе предприятий не занимают значительного места в группе;

- высока стоимость и значительна задержка представления информации и документов, необходимых для консолидации.

В Российском законодательстве понятие сводная и понятие консолидированная отчетность используются как синонимы, не смотря на то, что сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами.

Консолидированная же бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель - показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом.

Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная - несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

50.Учетная политика предприятий, ее назначение и порядок формирования.

Термин “учетная политика предприятия” вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания “accounting policies”, употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

Учетная политика являющаяся инструментарием реализации способов (приемов) метода бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки, итогового обобщения).

Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющие факторы:

1. форму собственности и организационно-правовой статус; отраслевую принадлежность и вид деятельности;

2. текущие и долгосрочные цели предпринимательства

3. особенности деятельности – производственной, коммерческой, финансовой, управленческой.

4.кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала

5.хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.

Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется безусловным

Формирование учетной политики

Под формированием учетной политики понимается выбор и обоснование одного из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, способов организации и ведения бухгалтерского учета. Чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо знать действующую нормативную базу. Так, согласно п. 4 ПБУ 1/2008 формирование учетной политики это обязанность не только главного бухгалтера, но и иным лицом, на которого в соответствии с законом РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации.

Чтобы более понятно было кто же ответственен за формирование учетной политики организации, стоит разобраться в том кто является исполнителем, и какая ответственность на нем лежит.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Важно, что распоряжение об учетной политике должно быть составлено в письменной форме.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей или принятий экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация».

51.Общая характеристика хозяйственного учета.

Хозяйственный учет— это система наблюдения, контроля, обработки и передачи информации, необходимой для оперативного руководства и управления. Основная цель хозяйственного учета — формирование полной, достоверной и своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях.

К хозяйственному учету предъявляются следующие требования: достоверность учетных данных; оперативность учета; своевременность учета; полнота и простота учета; точность хозяйственного учета.

Система хозяйственного учета включает три вида учета — оперативный, статистический, бухгалтерский. Оперативный учет составляется непосредственно на местах выполнения различных хозяйственных функций, его сведения ограничиваются рамками организации. Он ведется без применения какой-либо системы, характеризуется краткостью и быстротой получения учетных данных. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления организацией и могут быть получены по телефону, факсу, в устной форме. Статистический учет изучает количественные социально-экономические явления и процессы общественной жизни, выходя за рамки одной организации. Он помогает выявлять закономерности, присущие массовым явлениям и процессам в определенных условиях. Статистический учет использует три измерителя — натуральный, трудовой, денежный. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет имеет ряд характерных черт, которые отличают его от других видов учета: предмет бухгалтерского учета ограничивается рамками конкретной организации; в системе бухгалтерского учета имеет место сплошное отражение всех без исключения хозяйственных операций, которые производятся в организации; непрерывность во времени отражения происходящих хозяйственных фактов; каждый хозяйственный факт оформляется документально при помощи первичного; все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, обобщая натуральные показатели.

52.Права и обязанности главного бугалтера.

Главный бухгалтер организации:

-обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ

-обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств

-формирует учетную политику предприятия

-подписывает бухгалтерскую отчетность.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю. Главный бухгалтер организации является ответственным лицом за ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В связи с чем главный бухгалтер обязан отказаться от исполнения и оформления документов, не соответствующих действующему законодательству и нарушающих договорную и финансовую дисциплину.

Чтобы не допустить осуществление операций в обход главного бухгалтера, закон содержит норму, согласно которой без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Данное положение имеет важное значение для обеспечения возможности осуществления главным бухгалтером возложенных на него обязанностей.

В связи с постоянными изменениями в бухгалтерском и налоговом законодательстве главный бухгалтер всегда находится в зоне риска возможных ошибок, за которые он может быть привлечен к ответственности. Общие основания юридической ответственности главного бухгалтера установлены п. 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете. Только в нем напрямую говорится об ответственности главного бухгалтера. В соответствии с этим пунктом главный бухгалтер несет ответственность за:

-ведение бухгалтерского учета;

-формирование учетной политики;

-своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

53.Структура бухгалтерского аппарата предприятия.

Обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и составление на их основе отчетности обеспечивает подразделение, создаваемое практически в любой организации, т.е. бухгалтерия. Бухгалтерия предприятия является первичным звеном бухгалтерского учета.

 

Бухгалтерская служба может выступать в виде самостоятельного структурного подразделения (службы) или централизованной бухгалтерии. Разрешается осуществлять бухгалтерский учет (в организациях, не имеющих бухгалтерской службы) силами специализированной организации или соответствующим специалистом на договорных началах, также бухгалтерский учет может вести лично руководитель организации.

Бухгалтерия - это самостоятельная структурная единица организации, которая не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения. Возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер. Он назначается и освобождается от должности только руководителем организации и ему же непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер обеспечивает правильность постановки учета, его достоверность, осуществляет контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств предприятия. Кроме этого, в его обязанности входит внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятием.

Главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской

· обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основные функции, выполняемые бухгалтерией:

· учет материально-технических ценностей (основные средства, материалы, готовая продукция и т.п.);

· учет расчетов по оплате труда (начисление заработной платы, удержания из заработной платы, отчисления на социальное, медицинское и пенсионное страхование);

· учет затрат на производство (вспомогательное производство, косвенные расходы, простои, потери от брака, расходы будущих периодов, незавершенное производство, основное производство);

· учет финансовой деятельности (реализация товаров, прибыль, фонды и резервы);

· учет денежных операций (денежные средства в кассе, на расчетном счете, валютном счете, прочих счетах в банке; расчеты с поставщиками, прочими кредиторами; расчеты с бюджетом; расчеты по отчислениям и платежам);

· составление бухгалтерской отчетности.

При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета.

 

При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и т.д.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.

Структура бухгалтерского аппарата в основном зависит от условий организации и технологии производства, объема и содержания учетной работы, а также от наличия технических средств учета.

В настоящее время сложились три основных типа организации структуры бухгалтерий: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 7-9 человек. В этом случае все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: