ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.




Родителям об основных речевых нарушениях.

 

Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования человеческой личности.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения.

Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.

Речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на 3 большие группы:

ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ:

Они выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин складывается и закрепляется искаженное произношение отдельных звуков, которое влияет на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Нарушение произношения звуков обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний, но может влиять на формирование личности.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону речи. Чаще всего в массовых школах обучаются дети с общим нерезко выраженным недоразвитием речи. Оно характеризуется, что обиходная речь детей более или менее развита и не обнаруживает грубых отклонений в словарном запасе, грамматическом построении фраз и фонетическом их оформлении.

В ситуации, обусловленной речи – при выполнении специальных заданий, требовании развернутых ответов по определенной учебной теме и с использованием определенной формы высказываний (доказательство, рассуждение) – у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств:

1. Словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой и качественно неполноценен. Об этом свидетельствует недостаточное понимание детьми значений многих слов и многочисленные ошибки в процессе их употреблении.

2. Грамматический строй также оказывается недостаточно сформированным – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

3. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения.

4. Сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами. Это особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ:

Они выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети не достаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме:

· определение порядка звуков в слове;

· пропуск отдельных звуков;

· вставление лишних звуков;

· перестановка звуков и слогов;

· замена звуков;

· замена букв по графическому сходству.

У детей с фонематическими нарушениями ошибки на правила правописания являются более распространенными и стойкими.

Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, а иногда и на понимание прочитанного. Дети с недостатками речи вместо плавнослогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. К числу наиболее специфических ошибок в чтении (как и письме) можно отнести замену одних букв другими.

Остановимся на нарушениях чтения и письма, имеющих стойкий характер. Попробуем разобраться, что такое письменная речь. Как она формируется, и что этому мешает?

Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое. Процесс становления чтения и письма сложен.

В нем участвуют четыре анализатора:

· речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

· речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

· зрительный, который подбирает соответствующую графему;

· двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью. В тех случаях, когда работа какого-то анализатора грубо нарушена (зрение, слух), на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии и успешно применяемые, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: