3.1 Проверка обеспеченности поезда автоматическими тормозами
Для проверки обеспеченности поезда автоматическими тормозами необходимо определить требуемое нажатие тормозных колодок и фактическое.
При этом должно соблюдаться неравенство:
Nфакт > Nтреб;
именно в этом случае поезд будет обеспечен автотормозами.
Требуемое тормозное нажатие определяется следующим порядком:
Согласно ПТЭ установлено единое тормозное нажатие автотормозов для состава грузового поезда, следующего со скоростью до 90 км/час – 33тс на каждые 100 тонн массы состава (см. книжку расписания движения поездов)
Nтреб= Q брутто х 33 (тс)
Фактическое тормозное нажатие определяется следующим порядком:
а) определить на какой режим торможения должны быть включены воздухораспределители у вагонов:
порожний режим - при нагрузке на ось от 0 до 3 тонн;
средний режим - при нагрузке на ось от 3 до 6 тонн;
груженый режим - при нагрузке на ось свыше 6 тонн.
Пример:
· 4-х осный полувагон 45т - лес,
на одну ось приходится 45/4 =11.25 тс/ось, воздухораспределитель включают на груженый режим;
· 4-х осная платформа 20 т – автомобили,
на одну ось приходится 20/4 =5 т/ось, воздухораспределитель включают на средний режим.
б) определить силу нажатия тормозных колодок на 1 вагон и в целом по составу, при этом необходимо учитывать только подвижной состав с включенными автотормозами (см. таблицу 1).
Сила нажатия тормозных колодок на ось указывается в книжке расписания движения грузовых поездов в зависимости от рода подвижного состава и режима торможения воздухораспределителей и приведена в таблице 3.
Пример:
· 12 четырехосных полувагонов, из них 10 – с включенными автотормозами, воздухораспределители которых установлены на груженый режим: 8,5 х 4 х 10 =280 тс
· 5 крытых вагонов на порожнем режиме, все с включенными автотормозами: 3,5 х 4 х 5 =70 тс
Nфакт. = N факт. всех вагонов
После определения N факт сформированного состава сравнивается N факт. и N треб.
Если соблюдается неравенство Nфакт > Nтреб, то поезд обеспечен автотормозами в достаточном количестве, если Nфакт < Nтреб, то требуется переформирование состава.
3.2 Проверка обеспеченности поезда ручными тормозами
Каждый грузовой поезд должен быть обеспечен необходимым количеством ручных тормозов для удержания поезда на месте после остановки на перегоне в случае порчи автотормозов.
Необходимое количество осей ручных тормозов на каждые 100 тонн массы состава зависят от руководящего спуска и принимаются по таблице, приведенной в книжке расписания движения грузовых поездов.
а) Требуемое количество осей ручных тормозов определяется по формуле:
q треб = Q брутто х q р.т. на 100т, где
q треб – требуемое количество осей ручных тормозов на состав;
q р.т. на 100т - требуемое количество осей ручных тормозов на 100 тонн массы состава
Пример: Масса состава3600 тонн, руководящий спуск 12 0/00.
Из таблицы 4 находим q р.т. на 100т =1
q треб = 3600 х 1 =36 осей ручных тормозов
б) Фактическое количество осей ручных тормозов определяется по исходным данным варианта задания (из таблицы 1).
q факт = сумме произведений количества вагонов с ручными тормозами на осность этих вагонов.
Сравнивая фактическое количество осей ручных тормозов в составе поезда с требуемым количеством, необходимо сделать вывод об обеспеченности сформированного состава ручными тормозами.
Если q факт > q треб, то поезд обеспечен ручными тормозами.
Недостающее количество осей ручных тормозов может быть дополнено за счет выдачи на этот поезд дополнительных тормозных башмаков из расчета:
1 тормозной башмак – за 1 тормозную ось при установке под порожний вагон;
1 тормозной башмак – за 3 тормозные оси при установке под груженый вагон.
Приложения
Таблица 1 Исходные данные
| № варианта | Кол-во подвижных единиц | Род подвижных единиц | ||||
Справка ф.ВУ-45 (для заполнения)

Таблица2 Для подсчета условной длины и массы тары грузовых вагонов по 8-значной нумерации работниками технических контор станций
| Первые цифры номера | Род, группа вагонов | Учетная группа | Характеристика | Диапазон 7-значных номеров (без контрольного числа) | ||
| Условная длина | Расчетная масса тары, т | от | до | |||
| 0.. | Пассажирские | пас | 1.75 | |||
| 2.. | Крытые,4-осные | кр | 1.05 | |||
| 4.. | Платформы,4-осные | пл | 1.05 | |||
| 60-68 | Полувагоны,4-осные | пв | 1.00 | |||
| Полувагоны,8-осные | пв | 1.45 | ||||
| 700 - 703 | Для нефтебитума (бункерный полув.) | бит | 1,05 | |||
| 705 - 778 | Для перевозки нефт хим. и пищев. груз | цс | 0,86 | |||
| 790 - 791 | Цистерны 8-осные для нефтепродуктов | цс | 1,34 | |||
| 794 - 797 | Цистерны 8-осные для светлых и темн.нефтепродуктов | цс | 1,52 | |||
| 800 - 801 | Вагон - термос, 4-осный | ледн | 1,58 | |||
| Вагон-ледник с пристенными карманами 4-осный | ледн | 1,05 | ||||
| Вагон-ледник с потолочными балками 4-осный | ледн | 1,15 | ||||
| Вагон-ледник для вина, 4-осный | ледн | 1,05 | ||||
| 83. | Автономный рефрежираторный вагон 4-осный | АРВ | 1,58 | |||
| Вагоны рефрежират. поезда 4-осные | рефр | 27,30 (на секцию) | ||||
| Вагоны рефрежират. 12-ваг.секции 4-осные | рефр | 15,62 (на секцию) | ||||
| 870 - 871 | Вагоны рефрежираторной 5-ваг.секции ZА-5 4-осные | рефр | 6,51 (на секцию) | |||
| 872 - 879 | Вагоны рефрежираторной 5-ваг.секций БМЗ 4-осные | рефр | 7,60 (на секцию) | |||
| 89. | 8-осный рефрежират.вагон | рефр | 1,77 | |||
| Прочие для апатитового концентрата с поднимающимся куз. | пр | 0,83 | ||||
| Прочие для сырья и минеральн удобрений | пр | 0,86 | ||||
| 903 - 906 | Прочие для минеральных удобрений | пр | 0,95 | |||
| Прочие для агломерата и окатышей 10м | пр | 0,72 | ||||
| 912 - 914 | Прочие для агломерата и окатышей 12м | пр | 0,86 | |||
| Прочие для технологической щепы | пр | 1,36 | ||||
| Прочие сборнораздаточные | пр | 1,10 | ||||
| 920 - 924 | Прочие для среднетонажных контейнер. на базе пв,кр. | кон | 1,08 | |||
| 925 - 927 | Прочие кр. для легковесных грузов,авт | пр | 1,75 | |||
| Прочие 2-ярусн. пл.для автомобилей | пр | 1,55 | ||||
| 93. | Прочие хопперы и цистерны для цемент | цем | 0,87 | |||
| 940 - 943 | Прочие для большегр. контейнеров | кон | 1,05 | |||
| 944 - 949 | Прочие для большегр.контейн.(рам.18.4м) | кон | 1,40 | |||
| 950 - 958 | Прочие для зерна | пр | 1,05 | |||
| Прочие для зерна,переоб. из цементов. | пр | 0,87 | ||||
| Прочие вагоны 2-ваг. секции для перевоз.живой рыбы | пр | 2,87 (на секцию) | ||||
| Прочие для перевоз. живой рыбы | пр | 1,09 | ||||
| 963 - 964 | Прочие для перевозки скота | пр | 1,05 | |||
| то же с нижним расположением люков | пр | 1,29 | ||||
| Прочие пл.для перевозки рулонной стал | пр | 1,05 | ||||
| Процие цс. для перевозки кальцинированной соды | пр | 1,13 | ||||
| 30-31 | Прочие хоперы-дозаторы | пр | 0,78 | |||
| 32-35 | Прочие думкары, 4-осные | пр | 0,85 | |||
| Прочие пл.,6-осные | пр | 1,80 | ||||
| Прочие пв.,6-осные | пр | 1,18 | ||||
| Прочие цс.,6-осные | пр | 1,14 | ||||
| Прочие 6-осные ваг. 3-ваг рефр.секций | пр | 1,78 | ||||
| Прочие остальн,6-ос | пр | 1,09 | ||||
| Прочие остальн,4-ос | пр | 1,44 | ||||
| 3762- 3769 | Прочие 4-осные не для перевозки груз. |
Примечание:
Для вагонов: крытых, платформ, полувагонов, цистерн, у которых первые цифры номеров начинаются соответственно с 2...,4...,6...,7...при подсчете длины поезда добавляется по 0.05 условной длины на каждый вагон, имеющий переходную площадку. Такие вагоны при записи в натурный лист поезда помечаются знаком < СП >
Таблица 3 Сила нажатия тормозных колодок на ось
| Тип вагона, тип и серия локомотивов | Нажатие тормозных колодок на ось, тс | ||
| Порожний режим | Средний режим | Груженый режим | |
| Грузовые | 8,5 | 7,0 | |
| Вагоны АРВ | 4,5 | 7,0 | - |
| Хоппер - дозаторы | 2,5 | - | 6,0 |
| Думпкары 5ВС-60 | 3,0 | 4,5 | 6,0 |
| Пассажирские | - | - | 10,0 |
| Электровозы ЧС-1, ЧС-3 | - | - | 12,0 |
| Электровозы ВЛ 80к, ВЛ 80т | 6,0 | - | 14,0 |
| Тепловозы ТЭП60, 2ТЭ116, 2 ТЭ10В | 5,0 | - | 12,0 |
| Электропоезда (головной вагон, моторный, прицепной) | - | - | 12,0 9,0 |
Таблица 4 Количество осей ручных тормозов, приходящиеся на каждые 100 тонн массы состава, в зависимости от величины руководящего спуска
| Спуск, 0/00 | |||||||||||||||
| Количество осей ручных тормозов | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 |
Вывод: ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнил (а): студент (ка) гр. _____ ___________________ _______ _________
(группа) (ФИО) (подпись) (дата)