Реформация и Крестьянская война в Германии




Реформация и Контрреформация в Европе

Реформация в XVI в. - важнейший переломный этап в истории западноевропейской христианской церкви, духовный переворот, в результате которого был подвергнут пересмотру ряд догматических положений, возникли новые конфессиональные течения и национальные церковные организации. Отражая кризис католицизма, Реформация в то же время позволила преодолеть его, адаптировав христианскую веру к потребностям и этическим запросам современного ей общества.

Антиклерикальные настроения были распространены в самых разных его слоях на всех этапах Средневековья: с критикой нравов римской курии, клира и монашества выступали многочисленные «ересиархи», политические мыслители, писатели-гуманисты, представители национального духовенства - сторонники «соборного движения». Политические претензии к римско-католической церкви высказывали светские правители и европейское дворянство, требовавшие секуляризации ее имущества и земель. Бюргерство выступало за «удешевление» церкви, а также за отказ от некоторых положений ее этического учения - от осуждения богатства и предпринимательской деятельности.

К началу XVI в. эти требования слились в единый поток и привели к осознанию необходимости глубокой реформы церковной доктрины и организации. Важнейшими предпосылками Реформации на рубеже XV-XVI веков стали общий подъем образования, успехи книгопечатания, распространение новых принципов гуманистической этики и ренессансной концепции человека - хозяина своей судьбы. Назревшие в обществе интеллектуальные потребности привели к переосмыслению теории о «единоспасающей роли» католической церкви, а также о значении церковных таинств (крещения, причащения, миропомазания, покаяния, священства, брака и елеосвящения) в индивидуальном спасении.

Начало европейской Реформации было положено в Германии.

Реформация и Крестьянская война в Германии

Не удивительно, что именно в Германии началась Реформация - движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реформирование церковной организации, теоретиком которой стал немецкий богослов Мартин Лютер (1483-1546). Он был выходцем из семьи горного мастера, получил образование в Эрфуртском университете, где на него оказали сильное влияние ученые-гуманисты. Будучи горячо верующим человеком, уверенным в своей греховности, Лютер на время уходил в монастырь, но, разочаровавшись в монашестве, вернулся в мир, став преподавателем теологии в Виттенбергском университете (Саксония).

В 1517 г. в Германию прибыли посланцы папы с намерением распространять индульгенции - особые грамоты, властью папы отпускавшие за деньги любые, даже смертные грехи. 31 октября 1517 г. Лютер прибил на дверях университетской церкви Виттенберга документ - «95 тезисов против индульгенций

Главная идея Лютера состояла в том, что каждый человек спасается одной лишь искренней верой в Бога и не нуждается в посредниках в виде церкви. Следовательно, священники не представляют собой особую группу людей, отличную от мирян. Каждый верующий христианин - образован он или нет, мужчина он или женщина - сам себе священник. Отсюда следовало, что клир нужно упразднить, распустить монашеские ордена, а имущество и земли церкви секуляризовать - передать государству.

Утверждая, что человек оправдывается только верой, а не соблюдением внешних обрядов, Лютер требовал следовать духу Евангелия, а не его букве. Единственным источником христианской веры Лютер считал Библию, отказавшись приравнять к ней «Священное предание» - труды и послания римских пап, как это было принято раньше в католической церкви. Однако до сих пор латинская Библия была доступна только духовенству и верхушке образованных людей. Поэтому Лютер провозгласил перевод Библии на немецкий язык первоочередной задачей и сам занялся этим.

Богослужение на латыни, мало понятное пастве, но сопровождавшееся пышными обрядами, процессиями, воскурением ладана и органной музыкой, он предложил заменить проповедью на народном языке. Внешние проявления церковного культа - почитание икон, изображений святых, мощей и т.д., Лютер объявил «идолопоклонством», отвлекающим людей от размышлений о существе веры.

Пересмотр догматов веры и предложенное Лютером переустройство церкви легли в основу программы европейской Реформации.

Вся Германия жадно внимала словам Лютера. Его поддержали саксонский курфюрст Фридрих и группа северогерманских князей. Всеобщий протест против папы приобретал политический характер. Император Карл V вмешался и вызвал Лютера на рейхстаг. Туда же прибыли посланцы папы, потребовавшие отречения Лютера от его «еретических» взглядов. В ответ он заявил: «На этом я стою и не могу иначе!» Симпатии собравшихся разделились: император Карл встал на сторону папских послов, но многие князья поддержали идею разрыва с Римом и секуляризации церковных земель. Они помогли Лютеру скрыться от грозившего ему ареста в одном из замков Фридриха Саксонского, где он продолжал писать свои антипапские памфлеты и послания.

В то время как Лютер был вынужден уйти со сцены, его последователи развернули бурную деятельность. В Саксонии и других германских землях начали «очищать» церкви от «папистского хлама» - икон, скульптуры, лампад, витражей. Католическую мессу запретили, заменив проповедью. В реформационную борьбу постепенно вовлекалось все германское общество: рыцарство, бюргерство, крестьянство. Многие последователи Лютера хотели реформировать не только церковь, но и политический строй Германии, ее общественные порядки. Но интересы разных групп людей, вовлеченных в это движение, были очень противоречивыми.

Среди поклонников виттенбергского теолога было немало обедневших рыцарей, мечтавших увидеть Германию не только освободившейся из-под власти Рима, но и сильной империей, где дворянству принадлежала бы ведущая роль.

В Германии распространилось множество религиозных народных сект, проповедовавших сходные идеи. Они не хотели больше ждать установления царства справедливости сложа руки. Всеобщее воодушевление и общественный подъем убедили их в том, что наступление «царства Божьего» нужно активно приближать самим, как учил Мюнцер.

Эти требования пугали Лютера. Его пути с деятелями радикальной Реформации разошлись, и это подтвердили события начавшейся в Германии Крестьянской войны.

Крестьянская война началась на юге Германии в 1524 г. Повсюду крестьяне формировали вооруженные отряды, жгли замки, разгоняли монастыри, а захваченное имущество делили поровну. Поскольку в этом движении переплелись многие течения - крестьянский протест и реформационные требования, к восставшим часто присоединялись горожане и небогатые рыцари. С их помощью крестьяне вырабатывали свои программы. Самым популярным документом у них стали «12 статей», перечислявшие основные крестьянские требования: возвращение захваченных дворянами общинных угодий, сокращение барщины и оброка, уничтожение личной зависимости, отмена церковной десятины.

Выступление крестьян всколыхнуло все общество. Примкнувшие к ним рыцари и города, недовольные слабостью германской империи и разобщенностью ее земель, решили присоединить свой голос к народному протесту и потребовать от властей политических реформ. В городе Гейльбронне, куда собрались руководители крестьянских и городских повстанческих отрядов, лидеры бюргерства и дворян предложили им на обсуждение «Гейльброннскую программу» . Она требовала положить конец всевластию князей и превратить императора в реального главу централизованной Германии. В стране следовало ввести единые органы управления, духовенство же лишить власти и собственности, которая передавалась бы дворянству. Города включили в программу требование отменить все внутренние границы между германскими землями, таможенные барьеры и пошлины, мешавшие развитию торговли, ввести единую монету и систему общих мер и весов. Крестьянские требования звучали в Гейльброннской программе приглушенно: предполагалось, что они могут освободиться от тяжелых повинностей и личной зависимости за большой выкуп, уплаченный дворянами.

Гейльброннская программа была попыткой сплотить все общество на основе национальной идеи и общегерманских государственных интересов. Но разногласия в стане восставших и дальнейшее развитие событий не позволили провести ее в жизнь.

Пламенем Крестьянской войны были охвачены многие германские, а также соседние австрийские, чешские земли. Однако один за другим его очаги гасли: хорошо вооруженные армии немецких князей расправлялись с разрозненными крестьянскими отрядами.

Долгое время оплотом крестьян оставалась Тюрингия, где повстанцы передали власть Мюнцеру. Его горячие воззвания привлекали сюда множество крестьян и городской бедноты, собравшихся для решающей битвы с противником. Однако несмотря на их воодушевление, армия князей оказалась сильнее и крестьяне были разгромлены. Мюнцер был схвачен и казнен.

За победами князей следовали казни и жестокие репрессии. К ним призывал и Лютер, напуганный размахом крестьянского движения, утверждавший, что крестьяне «отдались дьяволу» и их надо «колоть, бить и душить, как бешеных собак». К концу 1525 г. восстание было окончательно подавлено. В результате положение немецкого крестьянства лишь ухудшилось: усиление эксплуатации и возвращение личной зависимости привели к тому, что немецкое сельское хозяйство во второй половине XVI века вступило в полосу долгого застоя, что в свою очередь отразилось и на спаде экономики в целом.

Император Карл не мог не вмешаться в то, что происходило в Германии. Он действовал в интересах римской церкви и в 1529 г. приказал остановить секуляризацию. Князья-сторонники Лютера заявили свой протест, и с тех пор их стали называть протестантами . Со временем термин «протестанты» распространили на всех сторонников Реформации в Европе, а протестантскими считают национальные церкви, не признающие власть римского папы.

Основные положения лютеранства были обобщены в документе, который назвали «Аугсбургским вероисповеданием» (он был вручен императору в городе Аугсбурге). Лютеранская церковь признавала только два таинства - крещения и причащения. Служба значительно упростилась, и главное место в ней занимало слово священника - проповедь, а не обряды. Хотя в лютеранской церкви сохранился клир, она стала «дешевой»: отказалась от внешнего убранства, пышных облачений священников, икон, дорогой утвари. Тексты Священного Писания были переведены на немецкий язык, использовавшийся и в богослужении.

Император Карл V не смирился с тем, что в Германии князья по своему усмотрению меняют веру и становятся главами независимых церквей. Он вступил в войну против лютеран вместе с теми, кто сохранял верность католицизму. Германия раскололась на два враждебных религиозных лагеря. После двух Шмалькальденских войн, которые шли с переменным успехом, в 1555 г. в Аугсбурге был заключен религиозный мир. Император был вынужден признать право князей самим решать, какой будет церковь в их государствах. Восторжествовал принцип «чья власть, того и вера». Это окончательно закрепило сепаратизм князей, раздробленность и похоронило надежды на объединение Германии. После Аугсбургского мира Карл отрекся от имперской короны.

Протестантскими стали в основном княжества, расположенные на севере Германии, - Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Пфальц, Вюртемберг.

В первой половине XVI века идеи Лютера широко распространились в Европе. Лютеранство стало официальной религией в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, прибалтийских землях.

Реформация в Швейцарии. Кальвинизм

Начавшись в Германии, Реформация вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не во всех странах реформа церкви проводилась по лютеранскому образцу. Появились новые теоретики Реформации и ее самостоятельные течения.

Если Лютеру не удалось преобразовать иерархическую систему германской церкви, то это смогли сделать реформаторы в Швейцарии. Экономическое и политическое положение Швейцарии во многом напоминало состояние Германии накануне Реформации. Произвол местной олигархии вызывал недовольство швейцарского бюргерства. Оно мечтало об объединении страны под сильной центральной властью, о запрете наемничества, обуздании аппетитов церкви и секуляризации ее земель.

События в соседней Германии сильно повлияли на швейцарские кантоны. В Берне, Базеле, Санкт-Галлене и других землях и городах началась Реформация. Страна раскололась на католиков и протестантов.

Одним из центров не только швейцарской, но и европейской Реформации стал большой и процветающий город Женева. Местное бюргерство было настроено в пользу церковной реформы и принимало у себя лютеранских проповедников, эмигрантов из католических кантонов и других стран. Среди них оказался француз Жан Кальвин (1509-1564) - один из виднейших теоретиков Реформации.

Кальвин, получивший прекрасное гуманистическое образование, был талантливым юристом и одаренным литератором, разделявшим идеи Лютера. Он написал теологический трактат «Наставление в христианской вере» , положивший начало самостоятельному направлению в протестантизме.

В своих теоретических взглядах Кальвин исходил из того, что в мире властвует абсолютное божественное предопределение. Судьба каждого человека определена заранее: едва родившись, он уже обречен на вечное проклятие или предопределен к спасению. Никакими усилиями, добрыми делами или правильными поступками он не может изменить то, что ему предначертано. Почему же столь пессимистическое учение и проповедь аскетизма приобрели столько сторонников среди бюргерства - активной, предприимчивой и уверенной в себе части общества?

Кальвин учил, что еще в своей земной жизни человек способен узнать, избран он или обречен. Показателем был успех в его мирском занятии. Кем бы он ни был - скромным слугой, подмастерьем, ремесленником или богатым купцом, он должен стремиться к наивысшему успеху в своем звании или профессии. Удача в делах, успех и были знаком того, что человек предназначен к спасению. Это побуждало к упорному труду и послушанию. Беднякам, людям низкого звания, слугам следовало быть скромными и терпеливыми, чтобы ими были довольны их хозяева. Мастерам, предпринимателям, купцам - преумножать свой капитал (но, как учил Кальвин, не ради самого богатства, а чтобы узнать свою судьбу).

Кальвинизм провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатства. Она как нельзя лучше отвечала склонностям бюргерства и предпринимателей эпохи раннего капитализма.

Организация кальвинистской церкви сильно отличалась как от католической, так и от лютеранской. Ее основу составляла община верующих, которые сами избирали своих старшин - пресвитеров. Они руководили жизнью общины, строго следили за соблюдением моральных заповедей и нравственностью ее членов.

Идеи Кальвина имели большой успех в основном среди городского населения Европы: они получили распространение в Нидерландах, на юге Франции, в Англии, Шотландии, в ряде германских княжеств. Позднее эмигранты, спасавшиеся от преследований властей и католической церкви, перенесли их и в Америку.

Контрреформация и «католическая реформа» в Европе

Успехи протестантизма нанесли сильный удар по позициям католической церкви, утрачивавшей прежнюю власть над христианским миром. Это заставило папство принять ряд мер, направленных на борьбу с «протестантской ересью». Церковная политика, призванная остановить распространение новых учений, получила название «Контрреформация» .

Одним из самых действенных средств в борьбе за умы верующих стал основанный в 1540 г. орден иезуитов . Его создателем и первым генералом был испанский дворянин и богослов Игнатий Лойола (1491-1556). Он составил программу действий и духовные заповеди для членов общества Иисуса (иезуитов), главной целью которых было укрепление позиций католической церкви по всему миру, который Лойола поделил на «провинции», охватившие не только Европу, но также Азию и Америку, куда направлялись иезуитские миссионеры. Каждый регион возглавлял «провинциал», при котором действовал совет - коллегия, подчинявшаяся генералу ордена.

В отличие от средневековых монахов, иезуиты жили в миру и старались не отличаться по виду от светских лиц. Они участвовали в политической и общественной жизни, чтобы оказывать на них влияние в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, министрам, придворным фаворитам, побуждая их проводить политику, одобренную папским престолом.

Иезуиты занимались «уловлением душ» среди всех слоев общества и делали это весьма тонко: чтобы привлечь к себе верующих, они открывали школы, госпиталя, приюты для сирот и престарелых. При этом иезуитские коллегии и школы отличались высочайшим уровнем образования. В XVI-XVII вв. иезуиты считались лучшими преподавателями в Европе, из среды ордена вышли многие выдающиеся историки и политические мыслители.

Умение интриговать и подчинять людей своей воле сделали понятие «иезуит» символом хитрости и политической беспринципности. В их глазах цель оправдывала любые средства. Во имя дела церкви иезуиты допускали даже убийство, считавшееся смертным грехом. Они подготовили ряд покушений на протестантских государей и политических деятелей во Франции, Нидерландах, Англии и поддерживали католические заговоры в протестантских странах. В ордене царила жесткая дисциплина, не позволявшая рядовым членам рассуждать о моральной стороне их действий. Если иезуит получал приказ начальника, он должен был подчиниться безоговорочно, как если бы он был неодушевленным существом, - гласил устав общества.

Многие деятели католической церкви осознавали, что проповедь протестантизма пользуется успехом благодаря тому, что делает Библию - основной авторитет для христиан - более доступной верующим, переводя ее на народные языки. Реформация несла с собой церковное просвещение: людей учили грамоте, основам веры, составляли катехизисы - краткое изложение основ веры в виде вопросов и ответов, - которые заучивались. Пасторы следили, чтобы те, кто не знает основ веры, не получали причастия. Благодаря Реформации многие христиане лучше узнали, во что именно им следовало верить.

Разногласия должен был разрешить Тридентский собор , заседавший с перерывали с 1545 по 1563 г. В ожесточенных спорах о реформах победили консерваторы: они настояли на верховенстве папы над собором, добились жесткого соблюдения духовенством всех церковных ритуалов и папских предписаний, укрепили инквизицию. Противоречия в католической церкви были преодолены, но это был триумф ее реакционной части.

Переход к абсолютизму, порядку, при котором вся полнота власти (законодательной, исполнительной и судебной) сосредоточена в руках монарха, наметился в XVI вeке в большинстве стран Европы, включая и Россию.Однако конкретные причины установления абсолютизма, формы и методы осуществления власти различались.


Абсолютистские монархии в Западной Европе

Основные причины перехода к абсолютизму в Анrлии и Франции состояли в следующем.

Bo-пepвых, в условиях Реформации значительно ослабло влияние римско-католической церкви. Чтобы сохранить свои позиции, она нуждалась в поддержке монархов, а не в противоборстве с ними. Peлигиозные протестантские течения сами носили светский характер и первоначально были не настолько влиятельны, чтобы воздействовать на центральную власть.

Bo-втopых, было подорвано влияние местной феодальной знати, традиционно противостоящей власти монархов. В управлении гocyдарством возросла роль чиновничества. В экономической жизни увеличилось значение торгово-предпринимательской городской элиты.

B-тpeтьиx, военная роль тяжелой рыцарской конницы резко уменьшилась, Основу новых армий составили профессиональные, наемные войска, пехотинцы, оснащенные огнестрельным оружием, артиллерией. Их содержание стоило дорого и было по средствам только королевскому двору.

В-четвертых, младшие сыновья феодалов, купцы и промышленники были заинтересованы в существовании сильной центральной власти, способной осуществлять колониальную экспансию, захватывать новые земли и рынки. Развитие мануфактурного производства требовало отмены права местных феодалов на установление таможенных пошлин и введение дополнительных налогов, ущемляющих торгoвлю.

Становление абсолютистской монархии в Англии связано с правлениемnтрuxа VII(1485-1509),во Франции- ФранцискаI(1515- 1547). Реальная власть сконцентрировалась в руках их ближайших приближенных. В Англии это был тайный совет (в eгo состав входили чиновники высшего paнгa, ответственные перед королем) и Звездная палата (она рассматривала дела о государственной измене и искореняла оппозицию местной феодальной знати). В период устaновления абсолютизма в Англии число лордов, заседавших в парламенте, сократил ось более чем наполовину. Большинство из них были казнены или лишены всех привилегий. Французский король опирался на Большой королевский совет.

Формально opгaны сословного представительства не прекращали свoeгo существования. Однако во Франции во время правления Франциска l генеральные штаты не созывались ни разу. В Англии парламентская система сохранилась, однако роль парламента в политической жизни уменьшилась. И на eгo состав, и на принимаемые законы решающее влияние оказывал королевский двор.

В оппозиции абсолютизму находилась местная феодальная знать, стремящаяся сохранить свои привилегии. Во Франции борьба феодальных кланов за влияние на политику двора обострилась в период религиозныx войн (1562-1594) между католиками, сторонниками контрреформации, и протестантами, которые называли себя гyгeнoтами. Католики опирались на поддержку Испании, при короле Филиппе II (1556-1598) ставшей оплотом контрреформации в Европе.Кроме тoгo, Испания опасалась усиления Франции, которая конкурировала с ней за влияние на итальянские государства и также начала создавать собственную колониальную империю.

Наиболее известным и подробно описанным в художественной литературе эпизодом этих войн была Варфоломеевская ночь, резня, учиненная католиками в Париже. В ходе нее погибло около 2 тыс. гугенотов. Возникновение гугенотской конфедерации и Католической лиги едва не привело к расколу Франции на два государства. Лишь с воцарением Генриха Бурбона (Генpux IV, правил в 1594-1610) был принят Нантский эдикт (1598), гарантирующий защиту королевской властью прав и католиков, и протестантов.

В Англии сопротивление абсолютизму также приняло религиозную форму. В царствование королевы Елизаветы I (правила в 1558-1603) знаменем оппозиции абсолютизму стала королева Шотландии Maрия Стюарт (правила в 1542-1567), католичка. В ее претензиях на английский престол ее поддерживали часть английской знати, римско-католическая церковь, провозгласившая Елизавету I еретичкой, и король Испании. Тем не менее заговор, целью кoтopoгo было возведение Марии Стюарт на трон, провалился, она была казнена. В ответ на это Филипп II снарядил «Непобедимую apмaдy" - флот из 134 кораблей, который должен был высадить в Англии 20-тысячный десант. Англичане противопоставили ей флот из 200 судов во главе с бывшим пиратом ф, Дрейком. «Apмaдa"-, атакуемая английским флотом и попавшая в шторм у берегов Шотландии, была разгpомлена. Aнглийский флот надолго завоевал господство на морях.

В правление Елизаветы I Англия стала быстро расширять свою колониальную империю. Под эгидой двора и на eгo средства создавались новые Topгoвыe компании и мануфактурные производства. Англия установила тopгoвыe и дипломатические отношения даже с отдален ной Россией, куда добирались только после нелегких плаваний по северным морям. Для очищения церкви от сторонников католицизма и враждебною англиканству кальвинизма (в Англии он принял форму пуританизма) в 1583 г. была учреждена особая комиссия (англиканский вариант инквизиции).

Тенденции к усилению центральной власти проявлялись в Испании, Австрии, небольших государствах Италии, Германии. Однако сопротивление местной знати и религиозное многообразие огpаничили их проявление.

Большую популярность в Европе приобрели труды флорентийца Н. Макиавелли (1469- 1527). Он обосновывал необходимость в интересах государства и eгo народа правления сильной личности - государя, который действует решительно, рационально, переступая, если необходимо, морально-этические нормы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: