ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ
ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ
Техническое обслуживание и диагностика машин
Новосибирск 2017
Кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка
УДК 631.3.004. (075.8)
Составитель: д-р техн. наук, проф. Ю.Н. Блынский
канд. техн. наук, доцент В.С. Кемелев
канд. техн. наук, доцент А.А. Долгушин
Рецензент: канд. техн. наук, доц. П.И. Федюнин
Техническое обслуживание и диагностика машин: учебно-методич. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инж. ин-т; сост.: Ю.Н.Блынский, В.С. Кемелев, А.А. Долгушин – Новосибирск, 2017. – 16 с.
Учебно-методическое пособие для выполнения расчетно-графической работы по теме «Планирование технического обслуживания парка тракторов » предназначено для бакалавров Инженерного института очной и заочной форм обучения, Новосибирского государственного аграрного университета понаправлению подготовки - «Агроинженерия».
В Учебно-методическом пособии излагаются методы инженерных расчетов при проектировании технического обслуживания машин. В зависимости от состава машинно-тракторного парка и желаемой точности применяются несколько методов расчета.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета Инженерного института НГАУ (протокол № 6 от 31 января 2017г.).
Ó Новосибирский государственный аграрный университет, 2017
Ó Инженерный институт, 2017
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для практических занятий по планированию ТО МТП и при выполнении расчетно-графической работы. Вместе с тем оно будет полезно и для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
|
Для профиля «Технические системы в агробизнесе» в расчетно-графической работе необходимо, произвести расчеты технического обслуживания аналитическим и графическим методами по каждому трактору и средневзвешенной периодичности для всего парка заданного варианта. Графики интегральных кривых расхода топлива по маркам тракторов необходимо изобразить на листе формата А3.
1. Краткая характеристика методов планирования ТО тракторов
И выбор задания
В первой части расчетно-графической работы в зависимости от численности парка тракторов (у фермера, в бригаде, отделении, цехе, хозяйстве и т. п.), назначения плановых показателей, точности расчетов планирование ТО может проводиться различными методами. В практике наибольшее распространение имеют следующие методы планирования ТО:
– индивидуальные (аналитический, графический).
– усредненные по средневзвешенной периодичности.
Среди всех методов планирования ТО наиболее точны методы индивидуального планирования, так как они позволяют определить все виды ТО в планируемом периоде для каждого отдельного трактора, а так же примерную дату проведения ТО (графический метод).
Усредненный метод применяют для расчетов при планировании ТО крупных парков тракторов при экономических расчетах. В этом случае планирование может вестись по средневзвешенной периодичности ТО для данного парка тракторов.
Недостаток этого способа – обезличивание индивидуальных особенностей конкретных тракторов.
Исходные данные по планированию ТО тракторов принимаются из табл. 1.1 – 1.3 путем нахождения трехзначного числа по формуле:
|
для студентов очной формы обучения
Чз =(500 - 2 NЗК) (1.1)
для студентов заочной формы обучения
Чз =(500 - 2 NЗК)+1, (1.2)
где NЗК – цифры номера зачетной книжки или шифра.
Пример. Зачетная книжка студента заочной формы обучения М 06072. Значит NЗК = 072. Тогда Чз = (500 – 072 × 2) + 1 = 356 + 1 = 357. Цифра 3 – это вариант 3 из табл. 1.1, цифра 5 – вариант 5 из табл. 1.2, цифра 7 – вариант 7 из табл. 1.3.
Таблица 1.1
Планируемая средняя наработка на один трактор*
Марка трактора | Средний расход топлива по кварталам, т | |||||||||||||||
вариант | ||||||||||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
К-744 Р.1 | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
ХТЗ-150К-09 | - | - | - | - | ||||||||||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | ||||||||||||||||
ВТ-100Д | - | - | - | - | ||||||||||||
Т-402.01 | - | - |
* Планируемая средняя наработка по кварталам года и наработка одного трактора от последнего ТО-3даны как среднее арифметическое значение. При расчетах следует поступать следующим образом. Допустим, имеются три трактора ВТ-100Д со средней наработкой до планируемого периода 4 т. Каждому трактору присваивается хозяйственный номер, например, №5, 6, 7, а наработка до планируемого периода может быть у трактора №5 – 3 т, у №6 – 4 т, у №7 – 5т.
По такому же принципу определяется планируемая средняя наработка по кварталам для каждого трактора с учетом его хозяйственного номера.
|
Таблица 1.2
Наличие тракторов
Марка трактора | Количество тракторов, шт. | |||||||||
вариант | ||||||||||
К-744 Р.1 | – | – | – | – | – | – | ||||
ХТЗ-150К-09 | – | – | – | – | ||||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | ||||||||||
ВТ-100Д | – | – | – | – | – | |||||
Т-402.01 | – | – | – | – | – |
Таблица 1.3
Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода
Марка трактора | наработка от последнего ТО-3, т | |||||||||
вариант | ||||||||||
К-744 Р.1 | ||||||||||
ХТЗ-150К-09 | 1,5 | 3,5 | 5,5 | |||||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 3,2 | 2,8 | 2,4 | 2,0 |
ВТ-100Д | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 4,8 | 4,2 | |
Т-402.01 | 7,5 | 6,5 | 5,5 | 4,5 |
Таблица 1.4
Исходные данные
Марки тракторов и их количество, шт. (вариант 7. см. табл.1.2) | Средний расход топлива по кварталам, т (вариант 4, см. табл. 1.1) | Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода, т (вариант 9, см. табл. 1.3) | ||||
I | II | III | IV | |||
К-744.Р1 | – | - | ||||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | 2,4 | |||||
ВТ-100Д | - | - | 4,8 |
Таблица 1.5
Исходные данные с учетом*
Марки тракторов и их количество, шт. (вариант 7. см. табл.1.2) | Расход топлива по кварталам, т (вариант 4, см. табл. 1.1) | Наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода, т (вариант 9, см. табл. 1.3) | ||||
I | II | III | IV | |||
К-744.Р1 | №1 №2 | – | - | |||
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | №3 №4 №5 | 1,2 | ||||
ВТ-100Д | №6 №8 №9 | - - - | - - - | 3,2 |
2. Индивидуальные методы планирования ТО
Аналитический метод проектирования ТО
Расчет ведется с учетом планируемой наработки трактора по формуле:
nр= (2.1)
где nр – количество планируемых ТО i -го вида, (округляется до меньшего целого числа);
Qi –наработка от последнего ТО-3 на начало планируемого периода;
Q п – планируемая наработка;
qi – периодичность ТО i – го вида (табл. 2.1);
ni +1 – число вышестоящих номеров ТО всравнении с i-м видом в планируемом периоде;
nii - число вышестоящих номеров ТО в сравнении с i-м видом от последнего ТО-3 до планируемого периода.
Таблица 2.1
Периодичность ТО тракторов в тоннах израсходованного топлива
Марка трактора | qi – периодичность ТО i -го вида, т | ||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | |
К-744.Р1 | 5,00 | 20,0 | 40,0 |
ХТЗ-150К-09 | 2,15 | 8,6 | 17,2 |
ВТ-100Д | 1,25 | 5,0 | 10,0 |
«Беларус-800» «Беларус-82.1» | 0,90 | 3,6 | 7,2 |
Т-402.01 | 1,80 | 7,2 | 14,4 |
Определить виды и количество технических обслуживаний в планируемом периоде:
- число капитальных ремонтов
(2.2)
- число текущих ремонтов
(2.3)
- число ТО-3
n 3 = ; (2.4)
- число ТО-2
n 2 = ; (2.5)
- число ТО-1
n 1 = . (2.6)
где nкр, nтр, n 3, n 2, n 1 – соответственно число КР, ТР, ТО-3, ТО-2 и ТО-1;
qкр, qтр, q 3, q 2, q 1 – нормативная периодичность проведения КР, ТР, ТО-3, ТО-2 и ТО-1.
Условие правильности расчета заключается в том, что разница между наработкой планируемой и расчетной по формуле
Qпр = nТО- 1× qТО-1 (2.7)
не должна превышать периодичности ТО-1 данной марки, т.е.
Qп – Qпр £ qТО -1, (2.8)
где nТО -1 – общее количество ТО, проводимых за трактором данной марки, т.к. при высших номерах ТО (ТО-2, ТО-3 и ТР) проводится ТО-1.
Сезонные ТО проводят для тракторов, используемых в зимний период времени, весенне-летние (ВЛ) в апреле – мае и осенне-зимние (ОЗ) в сентябре – октябре и совмещают с одним из очередных ТО – ТО-2 или ТО-3.
При техническом обслуживании №3 проводят ресурсное диагностирование трактора.