Режим дня вашего ребёнка.




Режим дня как средство успешной адаптации первоклассника в школе.

 

Педагогика должна стать наукой для всех

и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

 

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка, который только начал учиться в школе, очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.

С чем приходиться столкнуться первокласснику в школе?

Школьные трудности Недостаток психофизиологических возможностей ребёнка Как это влияет на самочувствие и поведение ученика
1. «Усидеть» все время урока. Сидение - статическая нагрузка для детского организма. В нём участвуют 250 мышц из 600, имеющихся в организме человека. * у детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. * у современных детей более слабое здоровье. День за днём накапливается недостаток движения. Снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
2. На протяжении всего урока от ученика требуется внимание. * у детей с ОВЗ первого года обучения не развита способность концентрировать внимание Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются. Поведение отличается неорганизованностью, несобранностью.
3. Выполнять графические работы приходится на нескольких уроках. * у детей мелкие мышцы кисти руки, участвующие в этих процессах полностью не развиты У детей резко наступает утомляемость, в следствии чего может проявляться негативизм.
4.Знакомство с одноклассниками. * у детей (в большинстве своём) отсутствует умение играть совместно. Дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками.
5.Необходимость соблюдать новые правила поведения в школе (сложно делать все время не то, что хочется, а то, что требуют) * несформированность правил поведения в обществе. Дети плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе. Непонимание ситуации приводит к повышению уровня тревожности.

Всё это естественная реакция ребёнка на резкие изменения привычного образа жизни. Поступление ребенка в школу – это стресс для него. Очень много нового и непривычного видит он в школе, некоторые зарубежные ученые называют это "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом". Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей. Независимо от уровня готовности ребенка к школе, каждый первоклассник проходит период адаптации к школе. У одних она проходит быстро и незаметно, это дети, готовые к школе. А у других адаптация может занять 2-3 месяца, полгода, а иногда и год.

Когда уместна тревога?

Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку.

Обычно Настораживает
Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.
Начинает время от времени говорить, что учиться надоело/ «Не хочу в школу» (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома.
Вывод:беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться (посещать школу) является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

 

Наблюдается три уровня адаптации детей с ОВЗ к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни Вашего ребенка.


Адаптация проходит успешно.

- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

- Не проявляет негативизм при решении проблемных вопросов.

- Прилежен, внимательно слушает учителя.

˗ Выполняет поручения без проявления дискомфорта.

Средний уровень.

- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

- Самостоятельно выполняет посильные задания.

- Проявляет элементы сосредоточенности и внимательности.

- Общение с одноклассниками и педагогами не вызывает отрицательных эмоций.

Низкий уровень.

 

˗ Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

˗ Нередко жалуется на здоровье (стал болеть чаще), у него доминирует подавленное настроение.

˗ Наблюдаются нарушения дисциплины, которые не проявлялись ранее.

˗ К выполнению заданий, просьб педагогов не проявляет интереса или проявляет стойкий негативизм.

˗ Не хочет общаться с одноклассниками и педагогами.

 

Для родителей первоклассников особенно важно:

· построить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности;

· развивать у детей способность внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу;

· формировать (по возможности) мотивацию к обучению (к совместным действиям);

· развивать навыки общения.

Признаки успешной адаптации:

Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов..

Рост (даже самый минимальный) самостоятельности ребенка при выполнении им заданий. Постепенно уменьшайте помощь при выполнении любых заданий.

Важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем (спокойно реагирует на контакт, сам начинает инициировать контакт).

 

Режим дня вашего ребёнка.

Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня. Выполнение режима воспитывает в ребёнке чувство ответственности, организованности, учит управлять своими желаниями и чувствами. Важно «полное» следование режиму.

Утро.

Занятия в нашей школе начинаются в 8 ч. 30 мин. Поэтому, ребёнок должен вставать не позднее 7 часов.

Ребёнку необходимо умыться, одеться. Сделать совместно с родителями хотя бы пару упражнений утренней гимнастики. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности.

Особое внимание утренней гимнастике. Она помогает преодолеть сонливость, даёт заряд бодрости. Это поможет ребёнку активно включиться в работу с первого урока.

Дорога в школу. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома следует выходить заранее. Если школа близко, то желательно до занятий побольше побыть на свежем воздухе.

Помним: от доброго утра идёт позитивный настрой на учебную работу и успех.

Занятия в школе.

Дорога домой из школы. Нужно сделать обязательным требование: после школы – сразу домой. Переодевание после школы.

После обеда.Свободное время.

Детям ослабленным, легко утомляющимся рекомендуется час послеобеденного сна. Далее - прогулка и игры на свежем воздухе.

По советам врачей, ежедневная продолжительность пребывания на воздухе, с учётом времени на дорогу в школу и обратно домой, составляет не менее трёх с половиной часов. Желательно, чтобы прогулка была насыщена движениями.

Отведите время 5-20 минут на посильную работу по дому. Например: уход за комнатными растениями, вытирание пыли со своего ученического стола или другие посильные бытовые задания.

Школьный рюкзак, вещи для следующего дня следует собрать совместно. Обязательно проговаривайте с ребенком, глядя в расписание (постоянное расписание с ноября), о том, какие уроки будут завтра.

Оставшееся время используем для второй прогулки, для домашних спокойных игр.

Ужин должен быть не позже 19 часов.

Вечером. Этот час ребёнок играет, но не в шумные игры. Взрослым следует выделить полчаса времени на общение с ребенком, совместные игры. Не позволяйте долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, это ведёт к переутомлению ребёнка.

Подготовка ко сну, гигиенические процедуры. Ночной сон. Отправляем ребёнка спать, не позднее 21.00. Продолжительность полноценного сна детей младшего школьного возраста, строго не менее 10-11 часов. Рано встаём, рано ложимся – это обязательное правило для ученика. Нарушение режима сна-бодрствования приводит к хроническому недосыпанию. Ведь ребёнок теперь не спит, как привык, в детском саду.

В каникулы и выходные дни основные элементы режима (длительность сна, часы приёма пищи, прогулка) должны оставаться такими же, как и в учебные дни.

На полное привыкание к новому распорядку может уйти от трёх недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка и от самого умения родителя строго следовать своим требованиям. Желательно сделать табличку с таким режимом дня, и чтобы она висела над рабочим столом первоклассника.

Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребёнка. Многое на этом пути зависит от родителей. Безусловно, самым лучшим для ребёнка в это время будет ваша поддержка и совместно со школой оказание помощи своему ребёнку.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: