Развивающие игры на занятиях по вокалу.




По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры – это её разнообразная полезность. [ 1, 40]

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие,

воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах

жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в

процессе игры;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей

социально-культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных

отношений, усвоение норм человеческого общежития. Большинству игр присущи четыре

главные

черты

(по

С.А.Шмакову):

cвободная

предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса

деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой

деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности,

соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа

игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и

временную последовательность ее развития. [3, 27]

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование,

реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует

себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью,

возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в

самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые

на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое

употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г)

реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область

действительности, условно воспроизводимая в игре. [ 2, 44]

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными

возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она

способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих

отношений и проявлений в труде.

2 Роль игры в процессе обучения.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди

использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в

дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, в учебном процессе,

игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже

раздела учебного предмета;

в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,

контроля).

Педагогический процесс организуется в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком

— четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим

результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются

учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и

ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к

учебной деятельности.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические

(двигательные),

интеллектуальные

(умственные),

трудовые,

психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и

др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики:

предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По

предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. [4,132]

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет

игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные,

уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

[5, 58]

Игровая деятельность в практике на занятиях по вокалу.

В системе эстетического воспитания учащихся музыкальное воспитание занимает

значительное место. Музыкальное воспитание - часть эстетического, в задачу которого

входит дать ребенку эстетические впечатления, переживания, развить на этой основе

воображение, дать элементарные творческие навыки и умения.

Для детей младшего школьного возраста характерна чрезвычайная подвижность.

Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво,

они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче

воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия.

Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, остается игра, элементы

занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго

сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания.

Как следствие, в практике проведения занятий по вокалу получило распространение

применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих

детей, игры с определенными правилами, подвижные игры (инсценировки, хороводы,

ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания,

кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.

Приведу примеры. Для развития умения ребенка ориентироваться в нотной записи,

исполнять несложные произведения по нотам, следить за нотной записью при пении с

текстом, как важнейшей практической задачи обучения вокалу целесообразно

установление связи занятия по нотной грамоте с хоровым пением и введением в учебный

процесс различных игр и игровых средств. Добиваясь их средствами четкой дикции,

хорошей артикуляции, можно предупредить возможные трудности у детей по работе над

протяжными песнями. В частности, целесообразна работа со скороговорками, которая

интересна и для детей, где наряду с выполнением задачи четкого произношения они в

быстром темпе учатся интонировать на одном звуке, а это довольно трудно. Может быть

использована "Игра в моряков". Один, из хорошо поющих детей - капитан. Он набирает

веселую команду. Кто верно повторит его задания (спеть фразу), идет в команду. [ 3, 51]

Одним из важнейших факторов является последовательное формирование у детей

музыкально-слуховых представлений. Это условие развития всех музыкальных

способностей. Чем ярче музыкальные представления у детей, тем успешнее идет обучение

в части узнавания, сравнения, сопоставления.

Для музыкального развития детей нужно отбирать наиболее эффективные способы,

приемы обучения музыкальной грамоте.

Интересными приемами является использование:

вопросов-ответов: педагог задает "ритмический вопрос", ученики коллективно

ищут "ритмический ответ".[ 5, 66]

пения примера "вслух" и "про себя" в виде цепочки. Начинает педагог, вслух,

учащиеся тоже делают "про себя" и по указанию педагога включаются в пение вслух.

С большим желанием дети участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками,

несложными кроссвордами. Это все не только закрепляет полученные детьми знания, но и

расширяет их общий кругозор, ведь здесь дети знакомятся как с нотной терминологией,

так и расширяют знания, пополняют их новыми сведениями из области музыки.

Значима роль игр и занимательных средств в приобщении учащихся к пониманию

ценностей музыкального искусства, развитию их слушательской культуры. Активное

восприятие музыки обуславливается воспитанием и развитием определенных

музыкальных способностей: музыкального слуха, сосредоточенного внимания,

сформированных музыкальных представлений и музыкальной памяти. [ 1, 73]

Музыкальные игры

Цель и задачи музыкальной игры:

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку

внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные

задания, связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных

выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление. [ 1 16]

В соответствии с этим музыкальные игры имеют следующие задачи:

1 Коррекционные:

·

развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия,

мимической

мускулатуры,

дыхательной

артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, тембр,

динамику, ритм), координация движений;

·

формирование выразительных средств: интонации, мимики,

жестов, движения.

2 Оздоровительные:

·

развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

·

совершенствование способности снимать эмоциональное и

физическое напряжение, укрепление «мышечного чувства»;

·

развитие быстроты двигательной реакции.

3 Образовательные:

·

обучение речевым, певческим навыкам;

·

развитие

музыкальных,

творческих,

способностей;

·

формирование умственных умений и действий.

4 Воспитательные:

·

воспитание общей музыкальной, речевой культуры;

·

формирование эстетическому восприятию окружающего мира;

·

развитие эмоциональной сферы.

5 Развивающие:

·

развитие познавательной активности;

·

поддержание устойчивого интереса;

·

укрепление саморегуляции и контроля;

·

развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Разнообразие музыкальных игр

Среди музыкальных игр Н.А.Метлов выделил игры с пением, которые развивают слух,

голос, умение правильно передавать мелодию, а также игры-сказки, используемые

музыкальными руководителями в детском саду и школе.

Н.А.Ветлугина в ходе научных исследований в области развития музыкально-сенсорных

способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы

чувственного восприятия музыки. Дальнейшую разработку этой группы игр продолжили

А.Н.Зимина, Э.П.Костина.

Е.Раевская, С.Руднева, Г.Соболева, З.Ушакова изменили представление об игре, их

методические разработки игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности

детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной

формы, восприятия, воображения.

Е.Д. Макшанцева предложила еще один вид музыкальных игр — игры-забавы. [3, 61]

Л.Н.Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и

проведении дидактических игр.

Значение вокальных игр при работе над чистотой интонации с элементами дидактичности

показала А.Д.Войнович.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры, деловые игры также

активно используются в дошкольных учреждениях и в общеобразовательной школе: на

уроках музыки, внеурочной деятельности, в коррекционной работе с детьми. [ 2, 53]

Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения

через разнообразные практические действия.

Приносить детям радость и удовольствие от музыкальных переживаний – задача не менее

важная и благородная для педагога, чем обучить их каким-либо конкретным музыкальным

знаниям и навыкам.

Игра на уроке музыки превращается из внешней формы развлекательного характера в

форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребенка.

Максимилиан Волошин: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра.

Художники и музыканты — ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении —

это те, которые не сумели вырасти».

Музыкальная игра «Осень»

Цель: развитие простейших пластических движений, умения передать образ.

Ход игры: Звучит песня «Падают листья» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).

Педагог: «Представьте себе, что наступила осень, листья на деревьях стали желтыми,

красными. Внезапно подул сильный ветер, сорвал с ветки листья, и они плавно

закружились в воздухе, опускаясь на землю. А теперь представьте, что эти листья — это

вы. Попробуйте передать с помощью движений кружение листьев».

Дети танцуют под музыку.

Игра «Весёлый звукоряд»

Цель: развитие коммуникативных навыков, формование быстроте реакции, снятие

напряжение.

Ход игры: Собрать 2-3 команды детей по 7 человек, раздать карточки, на которых

написаны названия нот, под весёлую музыку дети веселятся, скачут, прыгают между

собой на полянке, с окончанием музыки необходимо быстро построится в свои команды,

главное встать по порядку: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Побеждает команда, которая

построится быстрее. Игру можно повторить 2-3 раза.

Это даёт возможность не только подвигаться, но и запомнить ноты по порядку. Можно

использовать на уроке вместо физ.минутки.

Игра на развитие памяти «Повтори ритм»

Цель: Развитие ритмического слуха, памяти.

Ход игры: Под музыку «Гопака» М.П.Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка»

педагог ногами показывает ритмический рисунок, притопываю на одном месте 1 фразу.

На 2 фразу дети повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, можно передавать

его хлопками, шлепками, на ударных музыкальных инструментах.

Игра «Найди свой цвет»

Цель: развитие умения анализировать, сравнивать.

Оборудование: карточки синего, красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход игры: Дети слушают музыку спокойного характера. В начале каждого музыкального

построения учитель поднимает карточку какого-либо цвета и держит её до следующего

построения (части, предложения, фразы). Дети, у которых в одежде встречается данный

цвет, встают и садятся, поднимая карточку друг цвета.

2 вариант: Слушая музыку дети поднимают карточки, разного цвета, в связи с изменением

характера, таким образом учатся определять построение музыкального произведения (2, 3-

частную форму).

Фонопедическое упражнение-игра

«Весенние голоса»

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце,

каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)С пригорка побежал веселый

ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка) До краев наполнил

большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают

голосом “волну” - вверх-вниз) И дальше побежал (булькаем) Выбрались из под коры

жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре)

расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как

хочет) Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур) И вылез ежик (сопим

носом, энергично втягивая и выпуская воздух) Лес наполнился веселыми весенними

голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно) Вот и пришла весна (каждый

изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами) Говорю ребятам, что в этой

веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно

услышать весной. Я говорю текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые

инструменты, которые есть, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с

использованием крупы, гороха и т.д.

Игра «Музыкальная кисть»

Цель игры -- развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на

инструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников.

Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером.

Музыкальный репертуар: Песня венецианского гондольера Ф. Мендельсона.

Методика и техника игры. В музыкально-дидактической игре с приемами

драматизации все учащиеся выступают в роли «художников». Учитель играет «Песню

венецианского гондольера» Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в

воображаемом пространстве с помощью «музыкальной кисти». Задача учащихся - вовремя

поставить запятую в конце музыкальной фразы или точку, когда заканчивается

предложение или период, а также в «картине» передать характер, настроение музыки.

Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления

каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.

Игра «Фотограф»

Цель игры - развитие музыкальной памяти и внимания.

Дидактический материал: карточки с ритмом.

Методика и техника игры. Для проведения игры педагог выбирает одного ребенка -

«фотографа». «Фотовспышка» - «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с

ритмом. Учащиеся должна запомнить ритм и прохлопать его. Получилась или нет

«фотография» - решает «фотограф».

Заключение

Таким образом, роль игры на занятиях по вокалу, действительно, весомая. Хорошая

музыкальная игра может вызвать у школьника эмоциональное состояние, нужное для

восприятия, происходящего на занятии. Рассмотрены все три аспекта игры:

Первый аспект — физиологический, связанный с исследованиями В.М.Бехтерева,

И.М.Догеля, И.М.Сеченова, которые выявили положительное влияние музыки на

различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает

общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной,

опорно-двигательной системы, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект — психологический. Вокал и музыка, в целом, воздействует на

эмоционально- личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных,

психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект — педагогический. Посредством вокализации воспитывается у ребёнка

способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт

для творческой, созидательной деятельности.

В музыкальной игре детям легче освоить средства музыкальной выразительности,

характер музыки и речи- ритм, динамику, высоту. Музыка помогает устанавливать

контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая

предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое

внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство

радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка в игре, способствуют

созданию особой атмосферы, которая поможет избежать непонимания и неодобрения, не

заглушит в ребёнке естественное желание задавать вопросы, поможет ощутить чувство

радости в процессе творчества, научит понимать и уважать мнение других, открыто

выражать свои чувства, не боятся проявлять собственную индивидуальность, оценить в

себе творческую личность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: