ЖИЗНЬ, ЛИЧНОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЯ.




Френсис Бэкон

Введение.

У начала новой европейской философии возвышается колоритная фигура Фрэнсиса Бэкона.

Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы, максимы его практической философии и слова торжественного гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспериментальной науки. По крайней мере три идейных фактора определили формирование и характер новой европейской философии - возрождение античных ценностей, религиозная реформация и развитие естествознания. И воздействие всех их отчетливо прослеживается в возрениях Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения и зачинателя философии нового времени.

Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией английского номинализма и эмпиризма подготовили почву для бэконовской филосовской реформации. Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, миститизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением. Остатки органистических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с трезвым рационализмом, критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться.

Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения, который породил запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс, этот яркий закат всего западноев- ропейского Ренессанса,почти слившийся с зарею грядущего Просвещения. И по своим намерениям, и в действительности Бэкон играл в философии роль реворматора. Но обставлена она была классическими декорациями. Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость философии, Бэкон в понимании если не задач, то об'ёма ее компетенции примыкал к классической античной традиции, одновременно придавая этому понятию и то широкое значе- ние научного знания вообще, которое надолго укоренится в анг- ло-саксонском обиходе. Он включал в философию почти всю совокупность наук и ви- дел ее задачу в изучении как природы, так и человека с некоторой методологичеки единой точки зрения. И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в философии, если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты, в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода,который соот- носится с непосредственным эначением этого древнегреческого термина << философия >>-- любомудрие. Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона -- философией далекого английского Возрождения,мы находим в нем самые различные элементы и напаластования --новаторские и традиционалистские, научные и поэтические, мудрые и наивные,те, корни которых уходят в глубь веков, и те, которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных социальных структур, проблем и умонастрое- ний. Такова уж судьба классической филосовской мысли -- долгая жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований,пре- тенциозность которых болезненно ощущается уже современниками.Оригинальная же мысль всегда содержит всебе тайну метафоро- зы,возможность многократного и неожиданного преломления в умах будующих поколений. Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки,на указание ее первостепенного значения в жизни человечества,на выработку нового целостного взгляда на ее строение,классификацию, цели и методы исследования. Он занимался наукой как ее лорд-канцлер, разрабатывая ее общую стратегию,определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в будующем обществе. Идея Великого Восстановления Наук--Instaurationis Magnae Scientiarum --пронизывала все его филосовские сочинения,провозглашалась им с многозночительностью,афористичной про- никновенностью, завидной настойчивостью и энтузиазмом. В отличии от античных и средневековых ценностей Бэкон утверждает новую ценность науки. Она не может быть целью самой по себе,знанием ради знания,мудрости ради муд- рости.Конечная цель науки --изобретения и открытия. << Разве можно не считаться с тем,-восклицает он,-что дальние плавания и путешествия которые так участились в наше время, открыли и показали в природе множество вещей,могущих пролить новый свет на философию. И конечно,было бы постыдно,если бы в то время,как границы материального мира -земли,моря и звезд - так широко раздвинулись, умственный мир про- должал оставаться в тесных пределах того, что было открыто древними >>. И Бэкон призывает не воздавать слишком много ав- торам,не отнимать прав у Времени - этого автора всех авторов и источника всякого авторитета. << Истина -- дочь Времени,а не Авторитета>>,--бросает он свой знаменитый афоризм. Бэкон верил,что идее его философии суждена не просто долгая жизнь академического признанного и канонизированного литера- турного наследия -еще одного мнения среди множества уже изоб- ретенных человечеством. Он считал, что идея эта станет одним из конструктивных принципов самой человеческой жизни, которому <<завершение даст судьба человеческого рода,причем такое,какое,быть может при настоящем положении вещей и умов не легко постигнуть или представить >>. В известном смысле он оказался прав. И сейчас, столетия спустя, мы как бы вновь осознаем про- роческую силу предсказания этого герольда новой науки.

ЖИЗНЬ, ЛИЧНОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЯ.

Он родился 22 января 1561 года в Лондоне, в Йорк -Хаузе на Стренде, в семье одного из высших сановников елизаветинского двора, сэра Николоса Бэкона. Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити кол- ледж в Кембридж. Печать этой классической выучки отметит все последующее творчество Фрэнсиса Бэкона, и все же он ушел из колледжа с сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля,по его мнению,пригодной для изощренных диспутов, но бесплодной в отношении всего,что могло бы служить пользе человеческой жизни. Желая подготовить сына к государственной службе, Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он при- общается к составу английского посольства.Франция дала ему превосходный урок политического образования. Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознако- миться с политической жизнью и других стран континента. Но вот смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона возвратиться в Англию.Бэкон поступает в юридическую корпора- цию,где на протяжении ряда лет изучает юреспруденцию и фи- лософию. В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин, где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора. В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону литературную известность,-томик небольших эссена религиозные,моральные иполитические темы. В нем содержался и первый вариант его << Опытов или наставлений нравственных и политических >>. За год до смерти в посвящении к третьему английскому из- данию он признается,что из всех его произведений << Опыты >> получили наибольшее распространение. << Они принадлежат к лучшим плодам,которые божьей ми- лостью могло принести мое перо >>. В следующем году он назначается штатным королевским адво- катом,в 1607 году получает пост генерал-солиситора,а еще че- рез пять лет -должность генерал -атторнея---высшего юрисконсульта короны. Эти же годы ознаменовались и под'емом его филосовско- литературного творчества. В 1605 году Бэкон публикует трактат << О значении и успеха знания,божественного и человеческого >>, в котором обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею их классификации. Это был прообраз его труда << О достоинстве и преумножении наук >>, начало воплощения плана << Великого восстановления Наук>>. Параллельно шло обдумывание и других разделов << Великого Восстановления >>. В ряде работ, над которыми он трудился в течении 1603-1612 годов можно найти много идей и положений, получив- ших впоследствии развитие в << Новом Органоне >>. В 1609 году вышел его сборник оригинальных истолкований античных мифов << О мудрости древних >>. В 1612 году он подготавливает второе,значительно расши- ренное издание << Опытов или наставлений >>. В то же время им были закончены << Описание интеллекту- ального мира >> и << Теория неба >>. В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый << Новый ор- ганон >>, содержащий его учение о методе и теорию индукции, по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального труда своей жизни << Великого Восстановления Наук >>. Он работает над кодификацией английских законов и над историей Англии при Тюдорах; готовит третье анг- лийское и латинское издания << Опытов или наставлений >> и цикл работ по << Естественной и экспериментальной исто- риии>>;печатает свой самый обЪемистый и систематический труд << О достоинстве и приумножении наук >> (1623г.) -первую часть << Великого Восстановления >> и сборник << Изречения,новые и старые >> (1625г.). В эти же годы он работал,так и не успев их окончить,над трактатами << О началах и истоках в соответствии с мифами о Купедоне и о небе >> и окончательным вариантом << Новой Атлан- тиды >> Весной 1626 года он простудился,а 9 апреля 1626 года Бэкон скончался.

ВЕЛИКИЙ ЗАМЫСЕЛ

В своем произведении << Великое Восстановление Наук >> многозначительно названном << Величайшее порождение вре- мени >>, Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного ме- тода исследований и открытий. Ссылка на время не была простым риторическим оборотом. Он и впоследствии считал замысел << Великого Восстановления Наук >> --- Instaurationis Magnae Scientiarum - скорее порождением времени, чем своего ума. Его план он опубликовал в 1620 году вместе с << Новым Органоном >>. Это был грандиозный замысел. Его первая часть << Разделение наук >> призвана была дать обзор и классификацию уже достигнутых человеческих знаний и указать темы,которые прежде всего нуждаются в дальней- шем изучении. Вторую часть составлял << Новый Органон или указания для истолккования природы >>. Здесь излагалось учение о методе познания как <<законном сочетании способностей опыта и разума>> и <<истинной помощи>> разума в исследованиях вещей. В противоположность дедуктивной логической теории аристоте- левского <<Органона>> Бэкон выдвигает индуктивную концепцию научного познания,в основе которой лежат опыт и эксперимент о определенная методика их анализа и обобщения. Эта часть -- филосовско-методологический фокус всего бэ- коновского замысла и вместе с тем последний систематически разработанный раздел его <<Великого Восстановления Наук >>. Третья часть предполагала кропотливую работу по изучению и систематизации различных природных фактов,свойств и явле- ний,естественнонаучных наблюдений и экспериментов,которые,сог- ласно его концепции,должны были стать исходным материалом для последуещего индуктивного обобщения. Небольшой набросок этой части <<Приготовление к естест- венной и экспериментальной истории,или План естественной и экспериментальной истории,способной служить надлежащим основа- нием и базой истинной философии >>появился в 1620 году в одном томе с <<Новым Органоном>>. В четвертой части <<Лестнице разума >>на частных,но ти- пичных и разнообразных примерах должен был быть продемонстри- рован весь тот развернутый ход исследования и порядок научного открытия,методика которого изложена в << Новом Органоиде >>. К этой части Бэкон написал лишь небольшое вступление. Только предисловие им было написано и к пятой части <<Предвестию,или Предварению второй философии >>. Она должна была содержать предвосхищения подлинно научно- го объяснения явлений природы,предварительные результаты собственных наблюдений и открытий автора,еще непроверенные надлежащим образом строго научным методом. Что же касается последней,шестой части <<Второй филисофии или Действенной науки>>,то есть взятой в самом широком объеме сичстемы научного знания,построенного на базе сформулированной им методологии,то Бэкон скромно признавался:дать завершающую ее картину -<< дело,превышающее и наши силы,и наши надежды>>. Это дело он оставлял всему последующему развитию челове- чества.Такова общая концепция и структура <<Великого Востанов- ления>>.Она была связана не только с пропагандой научного зна- ния и предчувствием зреющих в нем перемен,но и с утверждением новых целей науки,ее общественого престижа и предвидением ре- шающий роли в будуности человечества. Итак,только истиное знание дает людям реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мира;два челове- ческих стремления - к знанию и могуществу -находят здесь свою оптимальную равнодействующую. В этом состоит руководящая идея всей Бэконовской филосо- фии,по меткой характеристике Б.Фаррингтона,-<<философии ин- дустриапльной науки >>. И здесь же коренится одна из глубоких причин столь про- должительной популярности его взглядов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: