Инструкционно - технологическая карта №
| Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания | |
| 1. Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 | |||
| 1.Отвернуть гайки крепления всасывающего коллектора 2. Снять коллектор, прокладки | Ключ торцовый 13мм | ||
| 3. Отвернуть гайки крепления | Ключ гаечный | ||
| крышки одного из рядов цилиндров | 17 мм | ||
| 4. Снять крышку головки блока | |||
| 5. Отвернуть гайки крепления оси | Ключ торцовый | ||
| коромысла | 17мм | ||
| 6. Снять ось коромысла в сборе | |||
| 7. Вынуть штанги толкателей | |||
| 8. Извлечь толкатели | Съемник спе-циальный | ||
| 9. Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), | Ключ торцовый | ||
| болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров | 22 мм (ЗМЗ-53), | ||
| 19 мм (ЗИЛ-130) | |||
| 10. Снять головку цилиндров, | |||
| прокладку головки | |||
| 11. Снять головку цилиндров на | |||
| другом ряду, выполнив операции | |||
| пп. 3-10 ИТК№ 1 | |||
| 12. Отвернуть гайки крепления передней | Ключ гаечный | ||
| крышки распределительных шестерен | 13мм | ||
| 13. Снять крышку | |||
| 14. Снять маслоотражатель | |||
| 15. Вывернуть болты | Ключ торцовый | Болты выворачивать | |
| крепления фланца распределительного | 13 мм | через отверстия в шестерне | |
| вала 16. Вынуть вал с шестерней | |||
| 17. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров | Пассатижи | ||
| 18. Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) | Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм (ЗИЛ-130) | ||
| 19. Снять крышки с вкладышами | |||
| 20. Отвернуть гайки и контргайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров | Ключи гаечные 17, 19 мм | ||
| 21. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров | |||
| 22. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами | |||
| 23. Зажать в тисках шатун | Тиски | ||
| 24. Извлечь стопорные кольца из канавок бобышек | Круглогубцы | ||
| 25. Освободить шатун из тисков | |||
| 26. Зажать в тисках поршень | Тиски | Использовать в тисках деревянные губки | |
| 27. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца | Приспособление специальное | Расширители маслосъемного кольца снять вручную | |
| 2. Сборка КШМ и ГРМ двигателей 3М3-53 и ЗИЛ-130 | |||
| Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания | |
| 1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров | Вкладыши предварительно смазать моторным маслом | ||
| 2. Завернуть гайки | Ключи торцовые | Гайки, болты завернуть | |
| (ЗМЗ-53), болты | 15 мм (ЗМЗ-53), | сначала торцовым клю- | |
| (ЗИЛ-130) крышек | 19 мм (ЗИЛ-130), | чом, окончательно — | |
| ключ динамо- | динамометрическим, | ||
| метрический | момент силы, Нм: ЗМЗ-53-100... 11О ЗИЛ-130- 11О... 130 | ||
| 3. Зашплинтовать гайки | Проволока d 1,8 мм, пассатижи | ||
| 4. Соединить поршень с шатуном | Поршень нагреть в | ||
| поршневым пальцем | чистом моторном масле | ||
| до 60 °С. На автомобиле ЗМЗ-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номера на стержнях шатунов и надпись «Перед» на поршнях располагались в противоположных | |||
| сторонах. Для шатунов | |||
| левого ряда номера и | |||
| надпись должны распо- | |||
| лагаться с одной стороны. | |||
| На автомобиле | |||
| ЗИЛ-130 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы стрелки на днищах | |||
| порш ней указывали в проти- | |||
| воположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов, а для шатунов левого ряда — в одну сторону | |||
| 5. Вставить в бобышки поршня стопорные кольца | Круглогубцы | ||
| 6. Установить на поршень поршневые | Компрессионные кольца | ||
| кольца | ставить внутренней | ||
| выточкой вверх, замки сместить один относительно другого на 180° для ЗМЗ-53 и на 120° для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольцевых дисков под углом 180°, а у радиального и осевого расширителя — под углом 90° к ним и с направлением в противоположные стороны | |||
| 7. Вставить поршень в гильзу с | Приспособление | Перед установкой порш- | |
| надписью «Перед» к носку колен- | специальное | невые кольца обжать | |
| чатого вала (ЗМЗ-53), стрелками | специальным приспо- | ||
| к носку коленчатого вала (ЗИЛ-130) | соблением, поршень | ||
| смазать маслом | |||
| 8. Установить нижние | Перед установкой вкладыши | ||
| головки шатунов на | смазать маслом, | ||
| шейки коленчатого вала | выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером на стержне шатуна (ЗМЗ-53) | ||
| 9. Затянуть гайки креп- | Ключи гаечные | Затягивать сначала тор- | |
| ления шатунных крышек | 17 мм (ЗМЗ-53), | цовым, а затем динамо- | |
| 19мм(ЗИЛ-130) | метрическим ключом, момент силы, Н м: ЗМЗ-53-68...75 ЗИЛ-130 -70...80 | ||
| 10. Завернуть контргайки | Ключи гаечные | Контргайки навернуть | |
| 17 мм (ЗМЗ-53), | до конца и окончатель- | ||
| 19 мм (ЗИЛ-130) | но завернуть на один-два оборота | ||
| 11. Установить распределительный | Шестерни коленчатого и | ||
| вал с шестерней на место | распределительного ва- | ||
| лов установить по меткам | |||
| 12. Завернуть болты крепления | Ключ торцовый | ||
| фланца распределительного | 13мм | ||
| вала | |||
| 13. Установить маслоотражатель | ||
| 14. Установить крышку | ||
| распределительных | ||
| шестерен на место | ||
| 15. Завернуть гайки | Ключ гаечный | |
| крепления крышки | 13 мм | |
| 16. Установить прокладки | Прокладки натереть | |
| головок цилиндров | графитным порошком | |
| 17. Установить на место | ||
| головки цилиндров | ||
| 18. Завернуть гайки | Ключ динамо- | Гайки (ЗМЗ-53), болты |
| (ЗМЗ-53), болты | метрический | (ЗИЛ-130) затягивать |
| (ЗИЛ-130) крепления | равномерно в два приема | |
| головок | в определенной последовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Н м: ЗМЗ-53-73...78 ЗИЛ-130 -70...90 | |
| 19. Установить толкатели | ||
| 20. Установить штанги толкателей | ||
| 21. Установить оси коромысел | ||
| в сборе | ||
| 22. Завернуть гайки крепления | Ключ торцовый | |
| осей коромысел | 17мм |