ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА 8 КЛАСС Часть А
А1. К литературным жанрам относятся | 3) | роман, драма, элегия | ||||||
1) | эпос, лирика, драма | |||||||
2) | роман, трагедия, эпиграмма | 4) | повесть, комедия, лирика | |||||
А2. Назовите трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге: | ||||||||
1) | ямб | 3) | дактиль | |||||
2) | анапест | 4) | амфибрахий | |||||
А3. Идея произведения - это: | 3) | предмет изложения, изображения и т.д. | ||||||
1) | мысль, заключённая в произведении | |||||||
2) | конкретная описанная ситуация | 4) | то, что хотел сказать автор | |||||
А4. Укажите род литературы, изображающий человеческую личность объективно, во
взаимодействии с другими людьми и событиями: | 3) эпос | |||||
1) | лирика | 2) драма | ||||
А5. Повествование в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина ведется от лица: | ||||||
1) | автора | 3) | Петра Гринева | |||
2) | Маши Мироновой | 4) | Пугачева | |||
А6. Кто из исторических личностей упоминается в повести “Капитанская дочка”?
1) | Пётр III | 3) | Елизавета I | ||
2) | фельдмаршал Михельсон | 4) | Пётр I | ||
А7. Какова основная проблематика «Капитанской дочки»: | |||||
1) | проблема любви | 3) | проблема роли народа в обществе | ||
2) | проблема чести, долга и милосердия | 4) | защиты Отечества | ||
А8. Какие фольклорные жанры использует А. С. Пушкин для создания образа Пугачева?
1) | былины | 3) | пословицы, поговорки |
2) | загадки | 4) | мифы |
А9. Какие символические образы используются А. С. Пушкиным в повести «Капитанская
дочка»? | 3) | орел, ворон | |||||
1) | могила | ||||||
2) | виселица | 4) | путь, дорога | ||||
А10. Укажите героя, который выражает авторскую позицию комедии «Горе от ума»: | |||||||
1) | Фамусов | 3) | Репетилов | ||||
2) | Чацкий | 4) | Молчалин | ||||
А11. Укажите автора стихотворения «Отговорила роща золотая березовым веселым языком..» | |||||||
1) | А.Блок | 3) | С.Есенин | ||||
2) | А.Ахматова | 4) | М.Лермонтов | ||||
А12. Какое прием использован в строке «И вижу: сидят людей половины»?
3) | олицетворение | ||||
1) | метафора | ||||
2) | гипербола | 4) | гротеск | ||
А13. Отметьте, какой из видов комического жанра преимущественно использован в ко медии «Горе от ума»:
1) | юмор | 3) | сатира | ||||
2) | сарказм | 4) | ирония | ||||
А14. Укажите тип конфликта, который разворачивается в комедии «Горе от ума»: | |||||||
1) | любовный | 3) любовный и социальный | |||||
2) | социальный | 4) бытовой | |||||
А15. Отметьте черты, НЕ характерные для героев (кроме Ларисы) драмы “Бесприданница ”:
1) | Честность | 3) | Алчность | |
2) | Благородство | 4) | Эгоизм |
А16. Кому из героев «Горе от ума» принадлежат следующие слова?
В мои лета не должно иметь
Свое суждение иметь.
1) Софье
2) Молчалину
3) Лизе
4) Наталье Дмитриевне
А17. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа А.С. Пушкина
«Станционный смотритель» | 3) важность почитания родителей | ||||||||
1) важность судьбы героя | |||||||||
2)особое значение сцены раскаяния | 4) раскрывается тема «маленького человека» | ||||||||
А18. Укажите строку из стихотворения А. Блока «На поле Куликовом» | |||||||||
1) | «Я сегодня не помню, что было вчера…» | 3) «И повторится всё, как встарь…» | |||||||
2) | «И вечный бой! Покой нам только снит- | 4)«Летели дни, крутясь проклятым | |||||||
ся…» | роем…» | ||||||||
А19. Что олицетворяет собой метель в одноименной повести А.С. Пушкина? | |||||||||
1) | Гордость героев | 3) | безрассудство | ||||||
2) | Их свободу | 4) | Посредника в судьбе | ||||||
А20. К какому литературному направлению относится «Горе от ума»? | |||||||||
1) | романтизм | 3)Классицизм, реализм и романтизм | |||||||
2) | сентиментализм | 4) | реализм | ||||||
А21. Соотнесите автора и литературное течение, к которому он относится:
1) С.А. Есенин а) Футуризм
2) В.В. Маяковский б) Акмеизм
3) А.А. Блок в) Имажинизм
4) А.А. Ахматова г) Символизм
А22.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
В этих строках автор стремится:
1) показать русскую веру
2) передать тяжесть жизненного пути
3) что человек достигает душевной гармонии
Часть В
В1. Построение художественного произведения – это…
В2. Цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее – это…
В3. Как называется небольшое произведение повествовательного рода в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержание?
В4. Средство художественного изображения, основанное на преувеличении – это…
В5. Сопоставьте литературное понятие с определением, запишите пару №-буква:
1) Эпилог А) момент наибольшего напряжения в развитии действия художест-венного произведения
2) Экспози- Б) начало конфликта, события, с которого начинается действие в
ция | художественном произведении, влекущее за собой все последующие |
события о нем |
3) Развязка В) вводная часть произведения, изображающая обстановку, условиявозникновения конфликта, расстановку действующих лиц и форми-рование их характеров
4) Завязка Г) разрешение конфликта в литературном произведении, заключи-тельная сцена
5) Кульми- Д) заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе дей-
нация | ствующих лиц после изображенных событий |
В6. Выберите правильную последовательность событий в «Капитанской дочке»:
(1)арест Гринева; (2)поездка Гринева в Оренбург; (3)захват Пугачевым крепости;
(4)дуэль; (5)буран
В7. Назовите автора драмы «Бесприданница»?
В8. Как первоначально А.С. Грибоедов назвал свое произведение «Горе от ума»?
В9. Укажите жанр произведения И.С. Тургенева «Ася»?
В10. Назовите все произведения, включенные в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»? Кто автор данной книги?
Часть С
Ответьте на один из предложенных вопросов: (не забудьте указать № задания)
С1. Кого можно назвать настоящим героем в русской литературе XIX века?
С2. С какой целью подробно описывается расставание Петра Гринева и Маши Мироновой в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
С3. В чём смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
С4. Литература и история (взаимосвязь литературы и истории)