Церковные реформы патриарха Никона.




Принятие «Соборного Уложения» 1649 г.

В правление Алексея Михайловича на Земском соборе 1649 г. было принято «Соборное Уложение» - новый сборник законов.


«Соборное Уложение» состояло из 25 глав и содержало около 1000 статей. «Уложение» было впервые отпечатано типо­графским способом тиражом в 2000 экземпляров.

В «Уложении» наиболее важными были три группы глав:

1. В одной группе глав говорилось о преступлениях против царской власти и против Церкви. Любая критика Церкви и хула на Бога карались сожжением на костре. Измена царю, оскорбление чести государя, а также бояр, воевод подвергались казни. Это сви­детельствовало о том, что в России фактически сложилась абсо­лютная монархия - неограниченной полнотой власти в стране об­ладал царь. Монархия, как форма правления, начала складываться в России со времён Ивана III. В 1649 г. она оформилась юридиче­ски.

2. Ещё одна группа глав была посвящена правам дворян. Отныне по «Уложению» за дворянином признавалось право пере­дачи поместья по наследству, при условии, что сыновья дворянина также будут находиться на государевой службе. Эти статьи «Уло­жения» свидетельствовали о том, что дворянское поместье (полу­чали за службу) приравнивалось к боярской вотчине (получали по наследству). Новый слой феодалов - дворянство - всё более урав­нивался в правах с боярством.

3. Важнейший раздел «Уложения» был посвящён крестья­нам и посадским людям. Отныне по «Уложению» крестьянам за­прещался переход от одного помещика к другому и устанавливал­ся пожизненный розыск беглых. Посадским людям переход из од­ного посада в другой, переход от одного ремесла к другому - за­прещался. Беглые посадские люди также подлежали розыску.

«Соборное Уложение» 1649 г. завершило долгий процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.

Церковные реформы патриарха Никона.

Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Лич­ный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. был из­бран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Моск­ве как третьем Риме, стал стремиться к тому, чтобы Россия, Рус­ская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как и у правитель­ства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.

Так случилось что в Москве и Константинополе установи­лись разные церковные уставы - порядок совершения церковных служб. Дело в том, что во времена принятия Русью православия в Византии действовали два равноправных церковных устава. Русь переняла один из них, а Византия позже остановилась на другом. Кроме того, в церковных книгах содержались разночтения, так как русские книги переписывались от руки, в результате были допу­щены неточности.

Патриарх Никон стремился к тому, чтобы Русская Церковь стала наследницей Константинопольской. Но для этого требова­лось перейти на греческий церковный устав, привести тексты бо­гослужебных книг в соответствие с греческими образцами. Эта работа началась в 1653 году. Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, других слоев населения. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались при­знавать реформы Никона и призывали вернуться к дореформен­ным порядкам. Во главе старообрядцев стал протопоп Аввакум.

Но причина раскола и неприятия реформ была более глу­бокой. Церковные дискуссии в Византии были обычным делом. Они впитали культурное наследие Рима, в том числе и по практике этих дискуссий. У восточных славян такого культурного наследия не было в том числе и традиции вести богословские споры. По­этому ещё со времён Древней Руси богословская учёность приняла характер беспредельной веры в книгу. Настоящим, истинным и ценным на Руси считалось то, во что верили предки, что было про­верено временем. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов.

В это же время на страну обрушились голод и моровая яз­ва. Среди народа поползли слухи о том, что бедствия - кара Божья за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских лю­дей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал и Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий. Были приняты жесткие меря к старообрядцам, Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Север в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрёкся, за что он и его едино­мышленники были сожжены на костре.

Патриарх Никон также впал в немилость царя. В 1666 г. на церковном соборе он был смещен с поста патриарха и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было раз­решено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем. Похоронен патриарх - реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, который построил по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

С тех пор единая Русская Церковь расколота на две - Рус­скую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Право­славную Старообрядческую Церковь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: