МЕТОДЫ ВОПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ УЛЬЯНОВЫХ.




Самодисциплина. Усилия родителей Ульяновых были направлены на развитие у детей способностей к самодисциплине, самообразованию, самоусовершен - ствованию. Ибо считалось, что дети достигнут многого, если сами того захотят. Все дети Ульяновых с большим рвением учились, много работали, читали, занимались физическим трудом, упражнялись в различных видах спорта, закаляли свой характер. И всем им была свойственна самодисциплина. Но этому обычно предшествует воспитание у человека дисциплины. Оно начиналось в семье, когда дети были ещё маленькими. Как же родителям удалось, не подавляя самостоятель- ности и инициативы детей, воспитать у них дисциплинированность и высокую требовательность к себе? Следует сказать, что в семье совершенно были исключены физические наказания. Илья Николаевич всегда восхищался русским педагогом и врачом Н.И. Пироговым и был с ним согласен в вопросах воспитания. Пирогов писал, что «розга – слишком грубый и насильственный инструмент для возбуждения стыда. А чувство стыда – это такой нежный, оранжерейный цветок, который разом завянет, когда побывает в грубых руках. Розга вселяет страх, - это правда, но не исправительный, не надежный, а прикрывающий только внутреннюю порчу». Илья Николаевич не допускал даже угрозу розгой. Никаких угроз физическими наказаниями! Он категорически отрицал воздействие на детей страхом и болью, призывал проникать в душу ребёнка, влиять на его сознание, подбирать ключ к его сердцу. И.Н. Ульянов писал: «Воспитателю, педагогу, родите- лям надо себя так поставить. Чтобы ребёнок охотно выполнял их требования, признавал их авторитет. Всё это требует немалого напряжения, умения проникать в жизнь детей и самим быть для них примером. Наказания в семье были, но они носили совсем другой характер. Если кто-то из малышей чересчур шалил и вообще совершал недозволенное, его отводили в кабинет отца, сажали в большое кресло, которое дети называли «черное кресло», и он должен был там некоторое время посидеть и поразмыслить над своим поведением. Иногда провинившем объявляли выговор, который тоже был нелёгким моральным наказанием. Это было сильным наказанием и одновременно воспитанием совести. Если ребенок начинал шуметь и всем мешать, отец забирал его кК себе в кабинет и заставлял смирно сидеть возле него. Такое наказание было нелегким, особенно для очень подвижного Володи. По отношению к маленьким чаще всего прибегали к простому и распространенному педагогическому средству – отвлечению. Расшалившихся детей мать уводила в столовую, садилась за рояль и начинала петь с ними детские песни, или все вместе начинали настольную игру,а иной раз просто уводила детей в сад. Н.Г. Чернышевский писал: «Ребёнок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим своё достоинство». Эта мысль была очень созвучна собственным убеждениям Ульяновых. Воспитанию дисциплины способствовала хорошо продуманная организация жизни семьи. В семье у детей с раннего детства были абсолютно точно определены часы питания, сна, занятий, игр, у них постепенно вырабатывалась привычка соблюдать режим, а с годами эта привычка становилась естественной нормой поведения. Режим дня был установлен родителями, которые строго требовали его исполнения. В доме были заведены так называемые «тихие часы», когда все одновременно работали или читали и родители и дети, включая самых маленьких. Нарушать тишину в эти часы не позволялось. Эти «тихие часы» вырабатывали у детей привычку к самодисциплине, к уважению других членов семьи, к самообладанию. Инициатива детей никогда не подавлялась, но с раннего детства они точно знали, что можно и что нельзя. В семье существовали три незыблемых правила: 1 – если чего – то нельзя, то нельзя, отступлений не допускалось (никакие слёзы не помогают, спать приходилось всем ложится вовремя). 2 - дети должны были понимать, почему нельзя. 3 - заведенный порядок соблюдали в одинаковой степени и старшие и младшие.

Досуг детей. Родители строго следили, чтобы дети не проводили время в праздности, чтобы их досуг был всегда заполнен разнообразными занятиями. Ведь больше всего нарушений дисциплины происходит, когда дети не знают, куда девать излишки своей бурной энергии. Родители очень мудро учитывали, что для соблюдения в семье дисциплины большое значение имеют не только запрещения, но и разрешения: всё можно, что требует детское сердце, возраст, что может поглотить излишне бурную энергию ребят, что развивает их инициативу, волю, стремление проявить себя. Большую роль в семье играла привычка читать. Чтение развивало усидчивость, способность длительно сосредоточиваться. Этому же помогала игра в шахматы и настольные игры.

Этические нормы. Много внимания уделялось в семье воспитанию у детей вежливости, почтительности к старшим, деликатности в обращении и хороших манер. Родители и в этом были для детей образцом. Из воспоминаний В.А.Калашникова об Илье Николаевиче как руководителе съездов учителей: «Его такт, мягкость, деликатность, сдерживание слишком горячих характеров в прениях с товарищами…». Таким же деликатным, терпеливым и добрым был Илья Николаевич и в семье. Он с большим уважением и неизменной почтительностью относился к жене, был очень вежлив с няней, уважительно относился и к детям. Мария Александровна была олицетворением выдержки и обаятельной деликатности. Она родила восьмерых детей, шестерых вырастила.

Вежливость, сдержанность, деликатность, благожелательность – это прежде всего проявление человечности. А хорошие манеры – внешнее выражение этой человечности. Вот почему Ульяновы терпеливо воспитывали у детей эти качества.

Методы были простые: объяснения, показ, постоянные упражнения, напоминание, терпеливая выработка привычек. Родители начинали заботиться о воспитании навыков культурного поведения детей, когда те были ещё малышами, старшие дети помогали во всём. Дети Ульяновых никогда никому не грубили, никогда не относились к людям пренебрежительно, не обижали людей, для них каждый человек был ЧЕЛОВЕКОМ. (Володя с почтением разговаривал и со своим учителем, и с грузчиком, и с бурлаком, и с прачкой).

Поощрение. Приучая детей к дисциплине и порядку, Ульяновы чаще всего пользовались поощрением - самым гуманным, самым трудным, но очень эффективным методом формирования личности ребёнка. Трудным потому, что этот метод требует очень умелого пользования им, иначе поощрения превратится в баловство, в захваливание. Поощрения в семейном воспитании имею свои особенности. Это одобрительный взгляд, улыбка, поцелуй, это и совместная игра, и радость, высказанная по поводу успехов, и подарок, и устройство детского праздника, и просто выражение счастья на лице матери. Ничто так не стимулирует инициативу ребёнка и не побуждает к усилиям над собой, как поощрение. Родители следовали мудрым советам одного из своих любимых учителей – Н.А.Добролюбова: «Главное, что должен иметь в виду воспитатель, это уважение к человеческой природе в дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, правильные понятия о вещах, живые и твердые убеждения, заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде, а не из страха и не из корыстных видов похвалы и награды…». Развитие детей Ульяновых шло именно таким образом. Дети чувствовали, что родители, глубоко интересуясь их жизнью и успехами, уважают их, верят, что они способны сами правильно оценить своё поведение, сумеют, когда нужно, взять себя в руки и поступить так, как этого требуют старшие. Влияние родителей было очень тонким, осторожным, тактичным, почти не ощутимым для тех, кого воспитывали. Зато дети очень хорошо чувствовали тепло разумной и нежной родительской любви.

Самообразование. Человек никогда не сможет развить свой ум, если не будет систематически обогащать память новыми знаниями. Самообразование – это основной элемент самовоспитания, потому что вместе с накоплением знаний идет нравственное становление и совершенствование личности. Постоянная жажда знаний - характерная черта всех Ульяновых. У них выработалась привычка запоминать, быть внимательными, усидчивыми, заниматься всё больше и сосредоточеннее. Такая жажда знаний, разумеется, возникла не стихийно. Её пробудили родители. Упорная самостоятельная работа над иностранными языками развивала у детей волевые качества, которые помогали им успешно заниматься самообразованием и в области других наук. В семье в свободные часы очень любили решать всякие шарады, викторины, загадки, которые развивали сообразительность, находчивость, заставляли работать память, тренировать внимание, а главное, заставляли думать.

Аккуратность. Все дети Ульяновых были приучены к аккуратности с детства матерью. Аккуратность – это не только выражение дисциплинированности и внутренней культуры человека. Это огромный организующий фактор учебы. Если школьник всё делает кое – как, то как следствие – падает успеваемость, постепенно угасает интерес к учебе.

Жизнь в труде. Любовь к труду возникла и развивалась под влиянием великолеп- ного примера родителей. Илья Николаевич, несмотря на слабое здоровье, отличал- ся всю жизнь большой трудоспособностью и исполнительностью в работе. Мария Александровна была олицетворением трудолюбия. Из воспоминаний и рассказов о её жизни дивишься, как эта удивительная женщина справлялась со своими бесчисленными обязанностями. Она не ограничивалась только семьей, обучала ручному труду девочек из приходской школы, активно участвовала в работе попечительского совета и благотворительного общества. В своей семье она сумела сделать труд серьезным средством воспитания детей. Воспитание трудолюбия, аккуратности, чистоплотности начиналось в мире игрушек с раннего детства. Подрастая, дети начинали помогать матери и няне по хозяйству и в уходе за малышами. Мария Александровна учила пользоваться иголкой и нитками, произво- дить простую починку своей одежды. Как подрастали девочки, мать их обучала вязанию, вышиванию, шитью. Как подрастали мальчики, отец учил работать рубанком, лобзиком, стамеской. Успех неизбежно дает ощущение радости труда, а с этого и начинает развиваться подлинная любовь к труду. Ещё большее воспитательное значение имел труд коллективный. Тут и взаимопомощь, и трудовое соревнование, и единство чувст и мыслей, которые обычно возникают только в дружной, коллективной работе. Коллективных форм труда было много. Это и помощь старшим в уборке в доме, и расчистка площадки для игр, и поливка горки, и сколачивание ящиков для игрушек и инструментов, и мытьё посуды, и уборка сада. Ульяновы последовательно формировали у своих детей чувство трудового долга перед семьёй, перед обществом. Трудовой долг перед коллективом - это высочайший нравственный мотив трудовой деятельности детей. Он неизбежно перерастает в чувство долга перед народом, перед Родиной. В коллективном труде вырабатывалась привычка помогать друг другу, помогать всем, кто в этом нуждается.

Развитие в играх. Родители понимали, что человек формируется в деятельности, а для этого он должен быть предприимчивым, энергичным, инициативным. Это раз – вивается в играх, в детских забавах, делах. Чем больше подрастали дети, тем разнообразнее и содержательнее становились игры. Играя вместе с детьми, родители видели, как проявляются в детях человеческое достоинство, выдержка, порядочность, деликатность, справедливость, честность и т.д., а также подмечали и недостатки в их характерах: неуравновешенность, горячность, самоуверенность и тактично помогали исправлять эти недостатки.

Самоусовершенствование. Ульяновы сумели воспитать в своих детях потребность постоянного самоусовершенствования. Самоусовершенствование человека заключается в том, чтобы постоянно приобретать и развивать положи – тельные качества и одновременно сводить на нет свои недостатки. Ульяновы всегда внимательно присматривались к поведению детей и подмечали их недостатки, деликатно и вместе с тем настойчиво боролись за их преодоление. Родители поощряли взаимную критику детей и старались вызвать у каждого из них желание самим избавиться от недостатков. Непримиримое отношение к недостаткам людей, прямота в выражении своего мнения – это то, к чему Ульяновы сознательно приучали детей. Дети непримиримо относясь к дурному в товарищах, прежде всего предъявляли очень высокие требования к себе самим и постоянно стремились совершенствоваться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: