Синтаксические средства.




Содержание

1. Введение ……………………………………………………… 3

2. Изобразительно-выразительные средства языка …………… 5

3. Фонетические средства ………………………………………… 5

4. Лексические средства ………………………………………… 5

5. Синтаксические средства …………………………………… 10

6. Тренировочные задания (вариант1) ………………………… 14

7. Тренировочные задания (вариант2) ………………………… 15

8. Тренировочные задания (вариант3) ………………………… 16

9. Тренировочные задания (вариант4)…………………………… 18

10. Тренировочные задания (тексты) …………………………… 22

11. Список литературы для подготовки к ЕГЭ………48


 

Введение.

В Российской Федерации несколько лет проходил эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). А теперь уже ЕГЭ по русскому языку стал обязательной формой итоговой аттестации выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и целенаправленная подготовка, требующая повторения всех основных разделов школьного курса русского языка.

Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое затруднение вызывает выполнение задания 24. Оно проверяет умение находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства языка, используемые авторами в текстах.

За выполнение задания 24 может быть начислено от 0 до 4-х баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из

списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла:

допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана

только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор

цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение. (Официальный информационный портал ЕГЭ. (www.ege.edu.ru))

При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий необходимо особое внимание уделить, во-первых, терминологическому аппарату: знание определений тропов, стилистических фигур и фонетических средств наизусть – первый шаг к успеху при выполнении задания, не случайно оцениваемого двумя баллами. Именно поэтому данное пособие начинается со СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ.

Во-вторых, необходимо выработать у школьников умения и навыки находить любые средства в коротких отрывках из художественных текстов. Для этого пособие содержит четыре варианта заданий для отработки именно этих умений и навыков. И наконец, составителем предложены тексты как художественные, так и публицистические, на основе которых написаны фрагменты рецензий. В них анализируются языковые особенности текстов. Необходимо вставить на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из предложенного списка.

У большинства заданий есть ключи (ответы), с помощью которых можно быстро проверить правильность их выполнения.

 

Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к ЕГЭ, а также учителям русского языка.


Изобразительно-выразительные средства языка.

 

 

Фонетические средства

· Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

· Ассонанс – повторение гласных звуков.

 

Лексические средства

Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.

Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении

 

· Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.

· Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

· Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления: Снег валил с неба пудами. В сто сорок солнц закат пылал.

· Литота – художественное преуменьшение: мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

· Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) - благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: … как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын). И кюхельбекерно и тошно (А.С. Пушкин).

· Ирония – это употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (обращение к ослу).

· Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

· Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

· Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

· Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. Например: Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. (С.Есенин.)"Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия".(М.Булгаков. "Белая гвардия").

· Развернутая метафора – развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

· Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке; б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева; в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или: Читая Белинского…

· Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»

· Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось …; Ей весело грустить / Такой нарядно обнаженной (А. Ахматова)

· Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.

· Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.

· Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город не Неве приютил Гоголя.

· Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д., но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза. Или: Глаза как звёзды… Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.

Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:… бабочки похожи на цветы.

Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически, это так называемое развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

· Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д .: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.

· Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому: прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок); причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева); существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева). В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции: образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты; создать атмосферу, настроение: хмурое утро; передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник?" (А.Пушкин). Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

Синтаксические средства.

· Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

· Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

· Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяе­мых союзами членов предложения (или сочиненных предложений), для усиления выразительности речи: Тонкий дождь сеялся и на леса, и па поля, и на широкий Днепр (Г.); Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и ухо­дил куда-то в бесконечность (Кор.); По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Купр,).

· Бессоюзие — стилистическая фи­гура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями; отсутствие союзов придает высказыванию стремительность: Швед, русский, — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (П.); Мелькают мимо будки, бабы, маль­чишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах... (П.)

· Градация – стилистическая фигура, заключающая в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака).

· Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

· Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

· Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

· Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел. Девушка говорила без умолку. Про Сибирь, про счастье, про Джека Лондона (В. Шукшин). Действовать, действовать надо. Плакать потом. Ночью. Когда-нибудь. (Н. Ильина). Вот я и в Быковке. Один. Топлю печь, пою песни, играю со Спирькой, который без ума от того, что появился хозяин. На дворе осень. Поздняя. (В. Астафьев). Этот год был темным от растаявшего снега. Шумным от лая караульных псов. Горьким от кофе и старых пластинок. (С. Довлатов)

· Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

· Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам? Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

· Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

· Умолчание — это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном: Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть (П.); Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто ска­жет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо (Т.).

· Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

· Эллипсис — это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения: Мы селав пепел, градыв прах, в мечи — серпы и плуги (Жук.); Вместо хлебакамень, вместо поучения — колотушка (С.-Щ.); Мужикиза топоры (А. Т.). Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, повышает художественную выразительность.


 

Тренировочные задания (вариант 1)

Определите, какие средства художественной выразительности использованы в приведенных отрывках. Разграничьте тропы и стилистические фигуры речи.

 

1. Пустых небес прозрачное стекло (А.Ахматова).

2. Сидит милый на крыльце / С выраженьем на лице, / А у милого лицо / Занимает все крыльцо (Частушка).

3. Ночевала тучка золотая / На груди утеса-великана (М.Лермонтов).

4. Степям и дорогам / Не кончен счет. / Камням и порогам / Не найден счет (Э.Багрицкий).

5. Что ты значишь, скучный шепот? / Укоризна или ропот мной утраченного дня? (А.Пушкин)

6....С кем мне поделиться / Той грустной радостью, что я остался жив (С.Есенин).

7. На вересковом поле, / На поле боевом / Лежал живой на мертвом / И мертвый на живом (С.Маршак).

8. Шумят толпой усталые перроны / И грустные глаза завидуют веселым. (М.Борзыкин).

9. Милый друг, и в этом тихом доме / Лихорадка бьет меня. / Не найти мне места в тихом доме / Возле мирного огня (А.Блок).

10. Он двадцать лет был нерадив, / Единой строчки не родив (Д.Минаев).

11. Солнышко утром в колодезь озер / Глянуло – месяца нет. / Свесило ноги оно на бугор, / Кликнуло – месяца нет (С.Есенин).

12. А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. / Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги? (Н.Матвеева).

13. Не живой он пел, а умирающий. / Лебедь пел все тише, все печальнее (В.Брюсов).

14. И страна березового ситца / Не заманит шляться босиком (С.Есенин).

15. Вижу его на дороге и в гроте... / Смуглую руку у лба... (М.Цветаева)

16. Прекрасной дочерью своей / Гордится старый Кочубей (А.Пушкин).

17. Люблю летать, заснувши наяву (А.Пушкин).

18. В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук (В.Маяковский).

19. Прибежал, пошел лобызаться с женой, / чаю выдул – стаканов до тыщи... (В.Маяковский)

20. Он знак подаст – / И все хлопочут; / Он пьет – все пьют и все кричат; / Он засмеется – все хохочут; / Нахмурит брови – все молчат... (А.Пушкин).

Тренировочные задания (вариант 2)

Найдите все возможные тропы в стихотворении И. Бунина «Леса в жемчужном инее…»

 

Леса в жемчужном инее. Морозно.

Поет из телеграфного столба

То весело, то жалобно, то грозно

Звенящим гулом темная судьба.

 

Молчит и внемлет белая долина.

И все победней, ярче и пышней

Дрожит, горит и блещет хвост павлина

Стоцветными алмазами над ней.

 


Тренировочные задания (вариант 3)

Определите, какие средства художественной выразительности использованы в приведенных отрывках. Разграничьте тропы и стилистические фигуры речи

1. Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась…

2. «Волос кружились червяки» (Д. Хармс).

3. «Солнце светится на небе, а Игорь-князь в русской земле» («Слово о полку Игореве»)

4. Корабли у веселой страны: к какому худ. средству относится выделенное слово?

5. «Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи».

6. «Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано

По лазури весело играя…» Назовите все худ. средства, использованные М.Лермонтовым в данном фрагменте.

7. Закатилось красно солнышко

До самой до земли;

Мне не видывать миленочка

До самой до зимы.

8. И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет! (Назовите два средства в данном фрагменте).

9. Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

10. Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.: к какому худ. средству относится выделенное слово?

11. С кем мне поделиться / Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин).

12. В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. (В.Маяковский).

13. Прибежал, пошел лобызаться с женой, / чаю выдул – стаканов до тыщи... (В.Маяковский)

14. Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

15 …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

16. Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

17. Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

18. У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

19. А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

20. Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!

21. Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

22. Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

 

Ответы: 1 – олицетворение, 2 – метафора. 3 – параллелизм, 4 – эпитет, 5 – сравнение, 6 – эпитет, 7 – параллелизм, 8 – сравнение, параллелизм, 9 – метафора, 10 – метафора, 11 – оксюморон, 12 – парцелляция, 13 – гипербола, 14 – контекстные антонимы, 15 – индивидуально-авторская лексика, 16 – контекстные синонимы, 17 – олицетворение, 18 – фразеологизм, 19 – цитирование, 20 – градация, 21 – инверсия, 22 – риторический вопрос и восклицание,

 

Тренировочные задания (вариант 4)

Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.

 

1. Сменит не раз младая дева

Мечтами легкие мечты;

Так дерево свои листы

Меняет с каждою весною. (А.С. Пушкин)

 

2. Мело, мело по всей земле

Во все пределы… (Б. Пастернак)

 

3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю. Трифонов)

4. весенний и тлетворный дух. (А, Блок)

5. Тогда ночной фиалкой пахнет все:

Лета и лица. Мысли. Каждый случай,

Который в прошлом может быть спасен. (Б. Пастернак)

 

6. Время летит иногда птицей, а иногда ползет червяком. (И.С. Тургенев)

 

7. Уж вечер… Облаков померкнули края

Последний луч зари на башнях умирает (В. Жуковский).

 

8. Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает яблоки зари. (С. Есенин)

9. Ты все пела? – Это дело!

Так поди же попляши. (И.А. Крылов)

 

10. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц)

 

11. На реке форелевой, в северной губернии,

В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И. Северянин).

 

12. И солнце греется на льдине. (Б. Пастернак).

 

13. Выхожу один я на дорогу. (М.Ю. Лермонтов)

 

14. Как ночи Украйны

В сиянии звезд незакатных,

Исполнены тайны

Слова ее уст ароматных. (М.Ю. Лермонтов)

 

15. Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась. (М. Цветаева)

 

16. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Грашин).

 

17. Пусть уснет океан на песке и щебне.

Страшно слышать во сне этот гулкий вой. (Р. Бернс).

 

18. Посадили деревья в саду.

Тихо, тихо, чтоб их ободрить.

Шепчет осенний дождь. (Басе)

 

19. Война – жестче нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова. (А. Твардовский)

 

20. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.П. Чехов).

 

21. Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья.

Свет ночей, ночные тени, Тени без конца… (А.А. Фет).

 

22.Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля.

 

23. Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона (И. А. Крылов).

 

24.Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами веч­ными сиял (М. Ю. Лермонтов.).

 

25. Шепот ли, шорох иль шелест – Нежность, как песни Саади. (С. А. Есенин)

 

26. Женской лести лебяжий пух. (М. И. Цветаева)

 

27.Ночь стелет тень и влажный берег судит,

Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И. Бунин)

 

28. Старик с морозца вносит в дом

Охапку дров продрогших. (Д. Самойлов)

 

29.Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна. (М. Исаковский).

 

30. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А. Грин).

 

Ответы:

1 – сравнение, 2 – гипербола, 3 – парцелляция, 4 – оксюморон, 5 – парцелляция, 6 – антитеза, 7 – олицетворение, 8 – метафора, 9 – ирония, 10 – градация, 11 – эпитет, 12 – оксюморон, 13 – инверсия, 14 – сравнение, 15 – метафора, 16 – градация, 17 – олицетворение, 18 – олицетворение, 19 - параллелизм, анафора, эпифора; 20 - инверсия, 21 – бессоюзие, 22 – гипербола и литота, 23 – ирония 24 – сравнение, 25 – аллитерация, 26 – метафора, 27 - метафора, 28 – эпитет, 29 – лексический повтор, 30 – сравнение.


 

Текст №1

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!
(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому)

Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении автором используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ___, ___ – также подчёркивают замысел автора. ___ «висел серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения

Ответы: 3, 8, 10, 5.

 

Текст № 2

(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?

(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...

(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видéния прошлого (По В. Ганичеву)

Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложе-нии 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала.

Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного».

Список терминов:


1) сравнительный оборот

2) ряд однородных членов

3) фразеологизмы

4) инверсия

5) олицетворение

6) парцелляция

7) эпитеты

8) литота

9) вопросительные предложения


Ответы: 9,2, 4, 5

 

Текст № 3

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не по­пала под машину.

(2) — Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

(3)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, нена­роком подслушанный разговор.

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа косми­ческой станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (б)Но нет, несолидно!

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕ­ГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

(8)Это — самая распространённая, самая злокачествен­ная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток рус­ского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS (11)Не решаюсь сказать, что то был глас во­пиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые» не ща­дя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмот­реть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клет­ки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чув­ства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

(17)Помните, у Н. Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо поёт, собака, Убедительно поёт...

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и про­зой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, пе­реводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергее­вича Станиславского...

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к челове­ку, с которым разговариваешь?

(23)Кто, если не мы сами?! (По Н.Галь)

Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Нора Галь известна своими блестящими переводами со­кровищ мировой, прежде всего европейской, литературы на русский язык. Острое языковое чутьё переводчицы не позво­ляло ей смириться с распространением в нашей речи канцелярита, и, чтобы показать своё отношение к этому явлению, Н. Галь использует такой троп, как ___ (предложения 8 и 13— 14) и лексическое средство выразительности — ___ («убий­ственный» в предложении 9, «окаянный и зловредный» в предложении 13, «постылые» в предложении 14). ___ (предложения 7, 12, 14, 20) придают динамику тексту, а ___ (предложения 21—23) отражают убеждение Н. Галь в том, что каждый человек в ответе за свой родной язык »,

 

Список терминов:


1) развёрнутая метафора

2) лексический повтор

3) эмоционально окрашенная лексика

4)риторические вопросы

5) ряды однородных членов

6)гипербола

7) анафора

8) сравнительный оборот

9) термины


Ответы: 1,3,5,4

 

 

Текст № 4

Бессилие

( 1) Он шел по Невскому проспекту в одиннадцатом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: