МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» КАДЫЙСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Информационная листовка для родителей и педагогов «Ментальная арифметика: плюсы и минусы»
Как появилась ментальная арифметика?
Ментальная арифметика отнюдь не новшество. Появилась она много столетий назад вместе с самыми обычными счетами. Родиной ментальной арифметики считается Япония, где она развивалась с 16 века. А к 20-му веку в этой стране сложилась целая система тренировки мозга с помощью счет (в Японии их называют соробан).
В наше время о счетах заговорили не только в Японии - во многих странах мира, в том числе в России, с их помощью педагоги обеспечивают раннее развитие умственных способностей детей (взрослым, кстати, такое занятие тоже пойдет на пользу). Современная программа обучения была впервые запущена в 1993 г., а сейчас образовательные центры существуют уже в 50 странах.
Что такое ментальная арифметика?
Первый этап занятий ментальной арифметикой заключается в том, что ребенок учится считать на счетах, используя для этого обязательно две руки. Дело в том, что правое полушарие мозга отвечает за образное мышление и творчество, а левое -за логику. Задействуя при счете обе руки, ребенок тем самым задействует оба полушария, заставляя их работать синхронно. А это обеспечивает усиленное развитие мозга. Таким образом, ребенок учится не только арифметике — он активизирует свой мозг для других знаний. Далее ребята начинают учиться счету в уме, т. е. на ментальном уровне (отсюда и название - ментальная арифметика). Постепенно они отходят от счета руками и начинают все больше проводить расчеты в уме. При этом мысленно они должны представлять счеты. Левое полушарие мозга при этом проводит расчеты, а правое - представляет изображение счетов.
Когда лучше начать обучение?
Лучший возраст для начала занятий – с 4 лет. Разумеется, чем раньше начать занятия, тем легче они будут даваться и тем больших результатов можно добиться. Обучение по программе ментальной арифметики длится 2-3 года, обычно по 2 занятия в неделю.
Ментальная арифметика: плюсы и минусы
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился в школе, а в будущем получил хорошую работу и сделал карьеру. Поэтому еще в дошкольном возрасте родители стремятся отдать малыша на занятия, которые способствовали бы его раннему и всестороннему развитию. Неудивительно, что все большую популярность приобретает такое интересное направление как ментальная арифметика.
Плюсы занятий ментальной арифметикой
Вычисления на счетах помогают развить оба полушария мозга. Это способствует улучшению памяти и развитию творческих способностей одновременно. Родители отмечают, что довольно быстро после начала занятий их дети начинают учиться лучше по всем предметам, а не только по математике, как можно было бы предположить. Дети одновременно могут полноценно выполнять несколько действий - например, разговаривать и считать при этом.
Минусы ментальной арифметики
На первый взгляд, кажется, что у такого занятия как ментальная арифметика минусов просто не может быть. Однако многие, особенно психологи, с этим не согласны. Они говорят, что дети 4-5 лет еще не готовы к столь интенсивному обучению и могут потерять интерес к занятиям. Есть и другая проблема такого доведенного до автоматизма счета: стоит создать нетипичную задачу, перестроить привычную логическую цепочку - и наступает ступор. И главное - человеческий мозг пока слабо изучен, нет никакой гарантии, что оба полушария мозга действительно будут равноценно развиваться. Были отмечены случаи, когда при таких занятиях левое полушарие вовсе отказывалось работать.
В общем, отдавать ребенка на ментальную арифметику или нет - вопрос немного спорный, но попробовать все же стоит!
Плюсы методики
- Развитие мышления и мелкой моторики. Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.
- Умение быстро считать в уме. Практическую пользу это умение приносит и в учебе, и в жизни.
- Улучшение памяти. Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.
- Повышение интереса к учебе. Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.
- Высокая концентрация внимания. Занятия ментальной арифметикой требуют особого сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.
Минусы методики
- Ребенок спешит и допускает ошибки в решении. В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам и стремится сделать все как можно быстрее. Иногда он забывает вдуматься и поэтому ошибается. Тренировки уберут этот эффект со временем, когда ребенок привыкнет.
- Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями. Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд. Важно соблюдать правильный режим и не заставлять ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально, а значит, потерять интерес.
Ментальная арифметика ориентирована на быстрое достижение целей и задач, а, значит, ребенок, овладевший основами ментальной арифметики, может улучшить свою успеваемость в школе не только по математике, но и по другим предметам.