Тема 3 Понятие, состав и структура потенциалов национальной экономики Республики Беларусь
1 Демографический и трудовой потенциалы
2 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.
3 Информационно-технологический потенциал.
4 Производственный потенциал.
5 Инвестиционный потенциал, инвестиционные ресурсы, инвестиционная деятельность.
6 Внешнеэкономический потенциал
7 Природно-ресурсный потенциал
1 Демографический и трудовой потенциалы
Термин «потенциал» (от лат. potentia — сила) применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.
Объемы и структура, технический уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях национальной экономики, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом материальные и духовные ценности, трудовые и природные ресурсы характеризуют уровень развития совокупного экономического потенциала страны. Основными факторами, определяющими экономический потенциал, являются производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления.
|
Демографический потенциал. Имеет основополагающее значение для оценки и прогноза трудовых ресурсов. Его важнейшими показателями являются численность и продолжительность жизни населения, рождаемость и смертность, половозрастная структура, распределение населения на городское и сельское.
Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании итогов переписи населения, к которым ежегодно добавляется количество родившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.
Среди стран СН по численности населения республика находится на 5 месте после России, Украины, Узбекистана и Казахстана.
Численность населения Республики Беларусь на 30/03/2016 года составила 9 318,9 тыс. человек. По этому показателю Беларусь может сравниться с такими странами, как Швеция и Венгрия. За 2015 год население Беларуси уменьшилось приблизительно на 33 982 человек.
В 2016 году численность населения Беларуси уменьшится на -33 858 человек и в конце года будет составлять 9 293 471 человек. Естественный прирост населения будет отрицательным и составит 37 403 человек. За весь год родится примерно 91 035 ребёнка и умрёт 128 437 человек. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то в следствии миграционных причин численность населения изменится на 3 544 человека. То есть, суммарное количество людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов) будет больше количества людей, покидающих страну (эмигрантов).
|
Среди стран СНГ Беларусь занимает пятое место после России, Украины, Узбекистана и Казахстана
Население Беларуси сокращается, и очень быстро (прим. 50 тысяч ежегодно).
В стране проживает более 4,4 млн. мужчин (46,5% от общей численности населения республики) и около 5,1 млн. женщин (53,5%). На 1 000 мужчин в республике приходится 1 152 женщины.
14.2% от общей численности населения – дети до 15 лет, примерно 61% – доля населения в трудоспособном возрасте, около 22% – в возрасте старше трудоспособного.
Демографическая ситуация в Беларуси характеризуется устойчивой тенденцией депопуляции, обусловленной превышением смертности над рождаемостью, прогрессирующим старением, неблагоприятной структурой населения по полу и возрасту.
Ситуация в Беларуси не является исключением. Эта тенденция характерна для всех развитых стран мира. За 20 лет в разных странах убыль населения составила: в Латвии – 15,7%, Эстонии – 14,7, Болгарии – 13,6, Украине – 11,7, Литве – 9,9, Румынии и Хорватии – 7,5, Беларуси – 7%.
Сложившаяся демографическая ситуация, представляющая угрозу национальной безопасности страны, определила необходимость вмешательства государства в данную проблему.
В Беларуси проживают представители ок. 140 национальностей и народностей. Белорусы – 84%, русские – 8%, поляки – 3%.
Численность городского населения 74%, сельского – 26%.
Население сельской местности за межпереписной период уменьшилось на 21%. Наибольшими темпами снижалась численность населения в Могилевской области (на 26,6 процентного пункта), в Витебской (на 26,4 процентного пункта) и в Гродненской (на 25,2 процентного пункта).
|
Отток сельского населения постоянно увеличивается. Так, если в 1989-1998 годах сельское население ежегодно сокращалось на 42,7 тыс. человек, то в этот десятилетний интервал - в 1,5 раза больше.
Численность женщин в республике 54% общей численности населения. В городах и городских поселениях проживает 75% женщин, в сельских населенных пунктах – 25%.
На 1000 мужчин в среднем приходится 1151 женщина, в том числе в городской местности – 1162 женщины, в сельской местности – 1116 женщин.
Превышение численности мужчин по сравнению с численностью женщин среди городского населения наблюдается в возрастах до 28 лет, среди сельского населения – до 57 лет. Прежде всего, это связано с отъездом молодых женщин из сельской местности в городскую для продолжения образования и трудоустройства, а также с более высоким уровнем смертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте.
Наибольшая гендерная диспропорция наблюдается в пожилых возрастах. Число женщин в возрасте 60-69 лет на 1000 мужчин составляет в городах и городских поселениях 1430 человек, в сельской местности – 1359 человек, а в возрасте 70 лет и старше число женщин превышает число мужчин в городской местности в 2,2 раза, в сельской – в 2,4 раза.
На половозрастную структуру населения большое влияние оказывает ожидаемая продолжительность жизни, которая составляет у мужчин 64,7 года, у женщин – 76,7 года.
Одним из факторов уменьшения численности населения выступает сохранение естественного прироста в отрицательных параметрах, что не обеспечивает нормального его воспроизводства. Идет деформация возрастной структуры населения, сокращение трудового потенциала, что может привести к неблагоприятным социальным и экономическим последствиям.
В соответствии с классификацией Э. Россета, общество находится в фазе демографической старости, если данный параметр равен 12%.
В Республике Беларусь доля населения в возрасте старше трудоспособного – 23%. Численность населения старше трудоспособного возраста составила 2,3 млн человек в 2014 г.. Доля лиц этой возрастной категории приобрела устойчивую тенденцию к увеличению на ближайшую перспективу. Доля стареющего населения в республике продолжает увеличиваться. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте старше 65 лет в нем составляет 7%.
Каждый год средний возраст белорусов увеличивается на 0,3 года. Если в 2010 году средний возраст населения был 38,3 года, то в 2030-м будет 44,4, а в 2050-м — 48,6.
В качестве факторов, которые вызвали ухудшение демографической ситуации в стране, можно выделить следующие. Во-первых, осуществление рыночных преобразований и экономический спад в начале трансформационного периода спровоцировали высокий уровень безработицы и падение жизненного уровня населения. Во-вторых, снижение объемов производства привело к падению цены труда, что заставило людей отложить вопросы рождаемости на последующий срок.
Существенным образом на демографическую ситуацию в стране повлияла авария на ЧАЭС, которая привела к росту смертности и заболеваемости населения.
Демографическое развитие Республики Беларусь осложняется вследствие сохранения относительно высокого уровня смертности, прежде всего, среди лиц трудоспособного возраста, отказа части семей от рождения детей, что приводит к сокращению рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого замещения родительских поколений, деформации возрастной структуры городского и сельского населения. Перечисленные факторы усиливают демографическое старение населения.
Риски и возможные угрозы:
– дальнейший процесс старения населения и рост демографической нагрузки (с 705 в 2015 году до 907 чел. нетрудоспособных на 1000 чел. трудоспособных граждан в 2030 году);
– неблагоприятные тенденции в области внешней миграции: нелегальная трудовая миграция и угроза потери интеллектуального потенциала в условиях растущей конкуренции за высококвалифицированные кадры (в 2013 году отток трудоспособных граждан по сравнению с 2010 годом увеличился на 15,3 процента, при этом отток высококвалифицированных специалистов увеличился более чем на 24,1 процента. В то же время приток трудоспособного населения сократился на 1,6 процента);
– несоответствие структуры подготовки кадров потребностям инновационного развития экономики;
– недостаточная общественная активность граждан, неразвитость институтов гражданского общества;
– ухудшение качества здоровья граждан, в том числе проживающих в районах с неблагоприятной экологической обстановкой, риск появления новых видов заболеваний (по отчетам ВОЗ, вновь возникающие болезни регистрируются с частотой по одной и более в год) и рост эпидемических очагов;
– риск сохранения неравенства в доступе граждан к социальным благам и услугам (медицинским, образовательным и др.).
В этих условиях демографические перспективы республики во многом зависят от мер социальной защиты населения, а от решения демографической проблемы – устойчивость и конкурентоспособность экономики, социальное развитие.
Для решения демографических проблем утверждена и реализуется «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы».
Программа включает ряд мер, направленных на стимулирование рождаемости, социально-экономическую поддержку и сохранение института семьи, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, снижение смертности, оптимизацию миграционных процессов.
Она состоит из 3 подпрограмм, которые посвящены ключевым направлениям обеспечения демографической безопасности.
1 Социальная поддержка рождаемости.
2 Укрепление здоровья населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
3 Внешняя миграция в интересах развития Республики Беларусь.
Трудовой потенциал. Определяется количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национальной экономики.
Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знанийи опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.
К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп; неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике.
Граница трудоспособного возраста населения в каждом государстве определяется национальным законодательством в зависимости от продолжительности жизни, природно-климатических и социально-экономических условий страны.
В Республике Беларусь, как в Российской Федерации и Украине, к населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины — от 16 до 55 лет. В Великобритании, Австрии, Греции, Грузии верхней границей трудоспособного возраста для мужчин является 65 лет, женщин — 60 лет; в Италии — соответственно 62 и 57; Кыргызстане — 63 и 58 лет; Португалии — 65 и 62 года. Во многих странах границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин одинаковы и верхний их предел составляет, например, в Дании, Исландии, Норвегии — 67 лет; в Бельгии, Германии, Финляндии, Швеции, Канаде, США — 65 лет; Эстонии — 63 года; Латвии — 62 года; Китае и Франции — 60 лет.
Экономически активное население — это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости.
К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это та часть жителей страны, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения.
К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятые предпринимательской деятельностью и самозанятое население.
В экономике республики занято 4,6 млн. человек, из них 81% работали в городах и поселках городского типа, 19% — в сельских населенных пунктах.
В целом отраслевая структура занятости характеризуется перераспределением численности занятого населения из отраслей, производящих товары, в сферу услуг. Доля занятых в промышленности, строительстве, сельском и лесном хозяйстве, прочих видах деятельности по производству товаров сократилась с 55% в 1995 году до 46% в 2009 году, а доля работающих в сфере услуг увеличилась с 45% до 54%.
В важнейшей для республики отрасли экономики — промышленности — работает 26% от общей численности занятых, в торговле и общественном питании — 14%, сельском хозяйстве и образовании — по 10%, строительстве — 9%, на транспорте — 6%.В настоящее время средний возраст работников организаций в республике составляет 40,1 года (в 1995 году — 39,1 года).
Почти каждый четвертый работник в республике — в возрасте до 30 лет. Для молодежи приоритетными являются такие отрасли экономики, как строительство, финансовая деятельность, торговля и общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, где удельный вес молодежи составляет 30-36% от общей численности работающих.
Самым «молодым» регионом является город Минск, средний возраст населения которого составил 38 лет, самым «старым» – Витебская область (41,1 год).
Одним из важнейших показателей качественного состава кадров является уровень образования. Высшее образование имеют 24% работающих в экономике, среднее специальное — 23%, профессионально-техническое — 20%.
Об устойчивой тенденции повышения образовательного уровня работающих свидетельствует постоянное увеличение численности работников с высшим и средним специальным образованием. В целом по республике на 1000 работающих приходится 465 работников с высшим и средним специальным образованием (в 1995 году — 364 человека).
Уровень зарегистрированной безработицы на 1 марта 2016 г. составил 1,1 процента к численности экономически активного населения.
Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, повысился. На конец февраля 2016 года в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 28,5 тыс. вакансий, что составило 107,5 процента к уровню 2015 года. Потребность в работниках по рабочим профессиям составила 47,2 процента от общего числа вакансий против 59,6 процента на 1 марта 2015 г. При этом, если по рабочим профессиям наблюдается снижение числа вакансий (на 15 процентов), то потребность в специалистах растет (на 40,6 процента по сравнению с 1 марта 2015 г.).
Коэффициент напряженности на рынке труда республики увеличился с 0,7 на 1 января 2016 г. до 1,8 безработных на одну вакансию на 1 марта 2016 г.
В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал».
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, разработан специалистами Программы развития ООН (ПРООН) для сравнения отдельных государств по уровню развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации — возможности жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. В показателе учитывается значимость как экономических, так и социальных факторов для жизни людей.
ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую из трех важнейших индикаторов уровня жизни — индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности (ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). При значении ИРЧП, равном или больше 0,800, государство относится к категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,500 до 0,799 — со средним уровнем; менее 0,500 — низким уровнем развития человеческого потенциала.
В мировом масштабе по показателю ВВП на душу населения десятью наиболее богатыми странами являются: Катар – 83,841 тыс. долл., Люксембург – 78,395 тыс., Норвегия – 52,561 тыс. долл., Сингапур – 50,523 тыс. долл., Бруней-Даруссалам – 49,110 тыс. долл., США – 46,381 тыс. долл., Швейцария – 43,007 тыс. долл., Гонконг – 42,748 тыс. долл., Нидерланды – 39,938 тыс. долл. и Ирландия – 39,468 тыс. долл.
В Беларуси объем ВВП на душу населения в 2015 г. составил 7980 долл.
ВВП на душу населения нельзя считать точной характеристикой, так как немалое значение имеет отраслевая структура производства, качество выпускаемых товаров, эффективность расхода материалов и энергии на единицу продукции. Все показатели для сопоставимости выражаются в единой валюте — доллар США. Пересчёты из национальных валют в доллары выполняются по рыночным обменным курсам.
Третья составляющая индекса человеческого развития – высокий образовательный уровень населения. По индексу уровня образования Республика Беларусь сопоставима с наиболее развитыми странами Европы (0,97). Доля работников с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения в Беларуси увеличилась с 41,2 в 2000 году до 50 процентов в 2012 году.
По индексу развития человеческого потенциала за 2014 год Беларусь занимала 53-е место. Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает все государства-члены СНГ.
2 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.
Научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных). Макропараметром научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых.
Наукоемкость ВВП — это та его часть, которая направляется на проведение научных исследований. Только при значении выше 0,9% можно рассчитывать на какое-то влияние науки на экономическое развитие. В Европейском союзе критической считается наукоемкость ВВП в 2%.
Существуют разные методики его определения. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), принято сравнивать количество внутренних затрат на НИР с объемом ВВП страны. В странах СНГ же используется другой подход: здесь оценивается соотношение выполненного объема работ и валового внутреннего продукта. Таким образом, зная объем ВВП Беларуси в 2011 году (274,3 трлн бел. руб.) и другие вышеупомянутые показатели, можно рассчитать наукоемкость ВВП. Согласно методике стран ОЭСР в 2011 она составила 0,76% и остается такой же в настоящее время.
К сведению, в 1990 году в Беларуси наукоемкость ВВП составляла 1,47%.
Затраты на проведение научных исследований и разработок в Республике Беларусь в 2013 году в расчете на одного исследователя составили 25 тыс. долл. США, что ниже аналогичного показателя для стран СНГ (2012 год – 67,9 тыс. долл. США). В расчете на 1 млн. жителей число белорусских исследователей составляет 1938, что почти на треть ниже средних значений по ЕС. Доля отгруженной инновационной продукции в 2013 году находится ниже порога научно-технологической безопасности – 20 процентов, определенного Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь. Доля инновационно новой для мирового рынка белорусской продукции является незначительной.
Среди стран СНГ по уровню наукоемкости ВВП Беларусь уступает России и Украине.
Сегодня в постиндустриальных странах китами, несущими экономику, выступают четыре наукоемких отрасли: аэрокосмическая, телекоммуникационная, производство компьютеров и офисного оборудования, фармацевтика.
Для сравнения: абсолютным лидерами по этому показателю сегодня являются Израиль, Швеция и Япония, направляющие на нужды НИР от 3,5 до 4,5% от ВВП ежегодно. В 2014 году в США на научно-исследовательские работы было направлено 405,3 млрд долл., что составило 2,7% от ВВП. Страны ЕС стремятся поддерживать наукоемкость науки на уровне не ниже 2%. Китай тратит на научно-исследовательские задачи от 1,3 до 1,8% от ВВП каждый год, стремительно наращивая расходы по этому направлению в долларовом эквиваленте - так, в прошлом году в китайскую науку было вложено 136 млрд долл., или 1,83% от ВВП. В России данный показатель колеблется в районе 1%.
Пока страны Триады (ЕС, США, Япония) занимают почти половину глобального рынка высокотехнологичных товаров. Там 85% прироста ВВП приходится на долю high-tech.
Только одно сравнение. В США в целях сохранения конкурентоспособности продукции оборудование подлежит замене каждые 5 лет. В Беларуси, по данным Института экономики Министерства экономики Беларуси, период использования технологий в производственной сфере составляет от 20 до 30 лет.
Из-за отсутствия средств у белорусских предприятий ежегодно обновляется не более 2-3 % сельскохозяйственной и промышленной продукции, в то время как, для того чтобы она была конкурентоспособной, сегодня необходимо обновлять минимум 15%.
Практика показывает, что проблемы инновационной деятельности во многом связаны с проблемами в сфере инвестиционной.
Негосударственные, иностранные и совместные предприятия "не вносят существенного вклада в технологическое развитие экономики из-за отсутствия необходимой научно- технологической базы". Инновационные программы на 48% финансируются из бюджета. Статистика свидетельствует: только 13% промышленных предприятий Беларуси осуществляют инновационные затраты, в то время как в странах ЕС этот показатель достигает 50%.
Причины недостаточной эффективности инвестиций в инновационную сферу в Беларуси:
1 Отсутствие практических действий по устранению объективных недостатков системы организации науки в стране.
2. Гипертрофированное количество финансируемых из бюджета научно-технических программ различного уровня, детерминирующих де-факто процессы инновационного развития национальной экономики.
3. Односторонняя ориентация рынка научно-технической продукции на предложение. Недостаточность использования принципа целеполагания при проведении научных исследований.
4. Излишняя зарегулированность механизмов финансирования научной сферы.
Научно-технический потенциал — это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.
Однако в научно-технической сфере перед Республикой Беларусь стоят следующие угрозы: сброс в республику технологий «второго сорта», «технологическая инфляция», выезд из страны высококвалифицированных специалистов.
В результате сокращения научно-технического пространства после распада СССР возникли серьезные диспропорции в научно-техническом потенциале, так как из его структуры в республике выпали целые научные направления и школы. Эти потери не были компенсированы оживлением международного научно-технического сотрудничества в период реформирования. Более того, в результате отсутствия такого сотрудничества не был получен опыт по обеспечению безопасности научно-технического комплекса страны. Такая ситуация в условиях «утечки умов» за рубеж и отсутствия у республики необходимых средств для обеспечения должного уровня финансирования науки и передового производства создает угрозу резкого снижения научно-технического потенциала в дальнейшем.
Сегодня техническая база белорусской экономики переживает трагический момент в своем развитии: в ряде основных структурообразующих отраслей темпы выбытия производственных мощностей, по некоторым оценкам, в 10 раз и более превышают темпы производственных инвестиций.
Многие проблемы международного научно-технического сотрудничества не решаются, а интересы государства нарушаются из-за правовой незащищенности интеллектуальной собственности и авторских прав. Это сдерживает не только международный обмен технологиями, но и приток в страну инвестиций и новых технологий, что ведет к безвозмездной утрате значительной части интеллектуальной собственности, потере позиций на мировом рынке, создает прямую угрозу научно-технической безопасности страны, ставит преграды развитию основанного на интеллектуальной собственности предпринимательства.
Несмотря на это, ситуация для нашей республики остается довольно благоприятной. Прежде всего, это связано с тем, что наибольшее внимание в мире уделяется сегодня таким зрелым, передовым в техническом отношении отраслям, как нефтехимическая, автомобильная, общее машиностроение, электромашиностроение, производство измерительной аппаратуры, бытовая электроника, которые для нашей страны являются основными.
Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.
Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Инновационностъ экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений.
В стране активно переоснащаются предприятия нефтехимической отрасли и машиностроения, модернизируется энергетическая сфера. Решен вопрос о строительстве атомной электростанции. Развиваются торговая сеть, гостиничный бизнес. Создается сеть торгово-логистических центров. Инновационное обновление экономики, создающее условия для производства конкурентоспособных товаров и услуг, является не только одним из основных путей выхода из кризиса, но и главным фактором, обеспечивающим успешное развитие страны в посткризисный период.
В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики Государственным комитетом по науке и технологиям совместно с другими органами государственного управления разработан проект Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Основной целью Государственной программы определеносоздание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие республики и повышение качества жизни белорусского народа.
В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энергетических и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.
В Республике Беларусь финансирование научной и инновационной деятельности осуществляется:
1) за счет средств республиканского и местных бюджетов;
2) внебюджетных источников;
3) собственных средств предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность;
4) средств специальных инновационных фондов;
5) отечественных и зарубежных инвестиций;
Важным показателем, характеризующим инновационный потенциал страны является доля затрат на образование от ВВП. Развитые страны тратят свыше 10% от ВВП на нужды образования, а страны со средним уровнем развития – от 4 до 7%. В Беларуси данный показатель составляет 6,1% от ВВП.
В Беларуси лишь 21,7% предприятий являются инновационно активными.
Важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов являются кадры. В Германии правительство поддерживает в вузах программы, направленные на формирование у будущих выпускников навыков, необходимых для создания ими собственных инновационных предприятий. По оценкам для успешного продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. В настоящее время специалистов в области инновационного менеджмента вузы не готовят. Это одна из причин низкой инновационной активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе вузов, имеющих в своем составе соответствующую инфраструктуру (научно-технологические парки, инновационные и маркетинговые центры, центры трансфера технологий).
Низкий уровень коммерциализации инновационных проектов в Республике Беларусь объясняется низкой степенью заинтересованности предприятий в адаптации инноваций, отсутствием средств для качественно новой модернизации, слабым менеджментом, а также отсутствием сформированного рынка венчурного капитала, наиболее эффективного для финансирования высокорисковых инновационных проектов, который находится лишь на этапе становления
В стране создана организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).
Национальная академия наук Беларуси является высшей Государственной научной организацией страны, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.
Принципы формирования научно-технической политики государства определены в Законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики». В их число входят:
-государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований;
- выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;
- ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;
- непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием и подготовкой научных кадров;
- обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности;
- равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;
- повышение престижа научного труда и технического творчества;
- взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами;
- создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;
- поддержка развития инновационной инфраструктуры и др.
Эффективность инновационной экономики, создание которой объявлено стратегическим направлением развития Беларуси, напрямую зависит от качества инновационной инфраструктуры.
На сегодняшний день в республике действуют следующие элементы инновационной инфраструктуры:
На сегодняшний день в республике действуют следующие элементы инновационной инфраструктуры:
1 Парк высоких технологий (специализация – IT индустрия и сопутствующие отрасли)
2 Научно – технологические парки (технопарки)
3 Белорусский инновационный фонд
4 Бизнес инкубаторы (в том числе специализирующиеся на поддержке инновационных предприятий)
5 Центры трансфера технологий (включая Республиканский центр трансфера технологий и его региональные представительства, а также организации, с которыми заключены соответствующие соглашения о сотрудничестве)
6 Инновационные центры – 8
7 Научно-производственные (научно-практические) центры
8 Информационные и маркетинговые центры
9 Научно-технические библиотеки (включая заводские
В городе Минске сосредоточен основной инновационный потенциал республики, представленный учреждениями Национальной академии наук Беларуси, большинством ведущих вузов, отраслевых НИИ, высокотехнологичных предприятий, соответствующий кадровый и технологический потенциал.
В Могилевской области создан и успешно действует единственный в республике технопарк, созданный в соответствии с европейскими стандартами - ЗАО «Технологический парк Могилев». Его основные задачи связаны с обеспечением продвижения результатов научно-технической деятельности в экономику Могилевской области и созданием благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства.
Подавляющая часть указанных организаций является государственными, эффективность их деятельности относительно невысока, а влияние на развитие частного бизнеса, не говоря уже о национальной экономике Беларуси в целом, чрезвычайно мало. Слабость институтов финансовой поддержки, неразвитость предпринимательства в научно-инновационной сфере - основные причины отставания страны в развитии высокотехнологического сектора экономики.
Внутренние затраты на исследования и разработки к 2015 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП.
3 Информационно-технологический потенциал
Обеспеченность информационно-технологического комплекса всеми видами ресурсов, создание условий для его функционирования и развития отражает понятие информационно-технологического потенциала. Его компоненты и параметры в динамике определяют стадии становления новой экономики и информационного общества в стране.
Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие:
• информационные ресурсы, методы обеспечения их накопления, сохранности и эффективного использования;
• информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии;
• автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;
• информационно-телекоммуникационная инфраструктура (технологическая сетевая среда передачи и обработки данных);
• информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;
• вычислительный комплекс как технический базис информационной индустрии, включая программное (операционные системы, системы программирования) и аппаратное обеспечение (архитектуру компьютеров, элементную базу вычис