Среди стран СН по численности населения республика находится на 5 месте после России, Украины, Узбекистана и Казахстана.




Тема 3 Понятие, состав и структура потенциалов национальной экономики Республики Беларусь

 

1 Демографический и трудовой потенциалы

2 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.

3 Информационно-технологический потенциал.

4 Производственный потенциал.

5 Инвестиционный потенциал, инвестиционные ресурсы, инвестиционная деятельность.

6 Внешнеэкономический потенциал

7 Природно-ресурсный потенциал

 

1 Демографический и трудовой потенциалы

 

Термин «потенциал» (от лат. potentia — сила) применитель­но к экономике означает источники, возможности, средства, за­пасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под сово­купным экономическим потенциалом понимается максималь­но возможная способность национальной экономики произво­дить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Объемы и структура, технический уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отрас­лях национальной экономики, а также накопленные и распола­гаемые ею на всей территории и за рубежом материальные и ду­ховные ценности, трудовые и природные ресурсы характеризу­ют уровень развития совокупного экономического потенциала страны. Основными факторами, определяющими экономический по­тенциал, являются производственные мощности промышлен­ности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструкту­ры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечи­вать его реализацию в сфере производства и потребления.

 

Демографический потенциал. Имеет основополагающее значение для оценки и прогноза трудовых ресурсов. Его важ­нейшими показателями являются численность и продолжи­тельность жизни населения, рождаемость и смертность, поло­возрастная структура, распределение населения на городское и сельское.

Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании итогов переписи населения, к кото­рым ежегодно добавляется количество родившихся и прибыв­ших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.

Среди стран СН по численности населения республика находится на 5 месте после России, Украины, Узбекистана и Казахстана.

Численность населения Республики Беларусь на 30/03/2016 года составила 9 318,9 тыс. человек. По этому показателю Беларусь может сравниться с такими странами, как Швеция и Венгрия. За 2015 год население Беларуси уменьшилось приблизительно на 33 982 человек.

В 2016 году численность населения Беларуси уменьшится на -33 858 человек и в конце года будет составлять 9 293 471 человек. Естественный прирост населения будет отрицательным и составит 37 403 человек. За весь год родится примерно 91 035 ребёнка и умрёт 128 437 человек. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то в следствии миграционных причин численность населения изменится на 3 544 человека. То есть, суммарное количество людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов) будет больше количества людей, покидающих страну (эмигрантов).

 

Среди стран СНГ Беларусь занимает пятое место после России, Украины, Узбекистана и Казахстана

Население Беларуси сокращается, и очень быстро (прим. 50 тысяч ежегодно).

В стране проживает более 4,4 млн. мужчин (46,5% от общей численности населения республики) и около 5,1 млн. женщин (53,5%). На 1 000 мужчин в республике приходится 1 152 женщины.

14.2% от общей численности населения – дети до 15 лет, примерно 61% – доля населения в трудоспособном возрасте, около 22% – в возрасте старше трудоспособного.

Демографическая ситуация в Беларуси характеризуется устойчивой тенденцией депопуляции, обусловленной превышением смертности над рождаемостью, прогрессирующим старением, неблагоприятной структурой населения по полу и возрасту.

Ситуация в Беларуси не является исключением. Эта тенденция характерна для всех развитых стран мира. За 20 лет в разных странах убыль населения составила: в Латвии – 15,7%, Эстонии – 14,7, Болгарии – 13,6, Украине – 11,7, Литве – 9,9, Румынии и Хорватии – 7,5, Беларуси – 7%.

Сложившаяся демографическая ситуация, представляющая угрозу национальной безопасности страны, определила необходимость вмешательства государства в данную проблему.

В Беларуси проживают представители ок. 140 национальностей и народностей. Белорусы – 84%, русские – 8%, поляки – 3%.

Численность городского населения 74%, сельского – 26%.

Население сельской местности за межпереписной период уменьшилось на 21%. Наибольшими темпами снижалась численность населения в Могилевской области (на 26,6 процентного пункта), в Витебской (на 26,4 процентного пункта) и в Гродненской (на 25,2 процентного пункта).

Отток сельского населения постоянно увеличивается. Так, если в 1989-1998 годах сельское население ежегодно сокращалось на 42,7 тыс. человек, то в этот десятилетний интервал - в 1,5 раза больше.

Численность женщин в республике 54% общей численности населения. В городах и городских поселениях проживает 75% женщин, в сельских населенных пунктах – 25%.

На 1000 мужчин в среднем приходится 1151 женщина, в том числе в городской местности – 1162 женщины, в сельской местности – 1116 женщин.

Превышение численности мужчин по сравнению с численностью женщин среди городского населения наблюдается в возрастах до 28 лет, среди сельского населения – до 57 лет. Прежде всего, это связано с отъездом молодых женщин из сельской местности в городскую для продолжения образования и трудоустройства, а также с более высоким уровнем смертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте.

Наибольшая гендерная диспропорция наблюдается в пожилых возрастах. Число женщин в возрасте 60-69 лет на 1000 мужчин составляет в городах и городских поселениях 1430 человек, в сельской местности – 1359 человек, а в возрасте 70 лет и старше число женщин превышает число мужчин в городской местности в 2,2 раза, в сельской – в 2,4 раза.

На половозрастную структуру населения большое влияние оказывает ожидаемая продолжительность жизни, которая составляет у мужчин 64,7 года, у женщин – 76,7 года.

Одним из факторов умень­шения численности населения выступает со­хранение естественного прироста в отрица­тельных параметрах, что не обеспечивает нор­мального его воспроизводства. Идет дефор­мация возрастной структуры населения, сокращение трудового потенциала, что может привести к неблагоприятным социальным и экономическим последствиям.

В соответствии с классификацией Э. Россета, общество находится в фазе демографической старости, если данный параметр равен 12%.

В Республике Беларусь доля населения в возрасте старше трудоспособного – 23%. Численность населения старше тру­доспособного возраста составила 2,3 млн человек в 2014 г.. Доля лиц этой возрастной категории приобрела устойчи­вую тенденцию к увеличению на ближай­шую перспективу. Доля стареющего населения в республи­ке продолжает увеличиваться. В соответ­ствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрас­те старше 65 лет в нем составляет 7%.

Каждый год средний возраст белорусов увеличивается на 0,3 года. Если в 2010 году средний возраст населения был 38,3 года, то в 2030-м будет 44,4, а в 2050-м — 48,6.

В качестве факторов, которые вызвали ухудшение демографической ситуации в стра­не, можно выделить следующие. Во-первых, осуществление рыночных преобразований и экономический спад в начале трансформаци­онного периода спровоцировали высокий уро­вень безработицы и падение жизненного уров­ня населения. Во-вторых, снижение объемов производства привело к падению цены труда, что заставило людей отложить вопросы рож­даемости на последующий срок.

Существенным образом на демографическую ситуацию в стране повлияла авария на ЧАЭС, которая привела к росту смертности и заболеваемости населения.

Демографическое развитие Республи­ки Беларусь осложняется вследствие со­хранения относительно высокого уровня смертности, прежде всего, среди лиц тру­доспособного возраста, отказа части семей от рождения детей, что приводит к сокра­щению рождаемости до уровня, не обеспе­чивающего простого замещения родитель­ских поколений, деформации возрастной структуры городского и сельского населе­ния. Перечисленные факторы усиливают демографическое старение населения.

Риски и возможные угрозы:

– дальнейший процесс старения населения и рост демографической нагрузки (с 705 в 2015 году до 907 чел. нетрудоспособных на 1000 чел. трудоспособных граждан в 2030 году);

– неблагоприятные тенденции в области внешней миграции: нелегальная трудовая миграция и угроза потери интеллектуального потенциала в условиях растущей конкуренции за высококвалифицированные кадры (в 2013 году отток трудоспособных граждан по сравнению с 2010 годом увеличился на 15,3 процента, при этом отток высококвалифицированных специалистов увеличился более чем на 24,1 процента. В то же время приток трудоспособного населения сократился на 1,6 процента);

– несоответствие структуры подготовки кадров потребностям инновационного развития экономики;

– недостаточная общественная активность граждан, неразвитость институтов гражданского общества;

– ухудшение качества здоровья граждан, в том числе проживающих в районах с неблагоприятной экологической обстановкой, риск появления новых видов заболеваний (по отчетам ВОЗ, вновь возникающие болезни регистрируются с частотой по одной и более в год) и рост эпидемических очагов;

– риск сохранения неравенства в доступе граждан к социальным благам и услугам (медицинским, образовательным и др.).

 

В этих условиях демографические пер­спективы республики во многом зависят от мер социальной защиты населения, а от решения демографической проблемы – устойчивость и конкурентоспособность экономики, социальное развитие.

Для решения демографических проблем утверждена и реализуется «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы».

Программа включает ряд мер, направ­ленных на стимулирование рождаемости, социально-экономическую поддержку и сохранение института семьи, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, снижение смертности, оптимизацию миграционных процессов.

Она состоит из 3 подпрограмм, которые посвящены ключевым направлениям обе­спечения демографической безопасности.

1 Социальная поддержка рождаемости.

2 Укрепление здоровья населения и уве­личение ожидаемой продолжительности жизни.

3 Внешняя миграция в интересах разви­тия Республики Беларусь.

Трудовой потенциал. Определяется количеством и качест­вом трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национальной экономики.

Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благо­даря совокупности физических способностей, специальных знанийи опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп; неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспо­собного возраста, занятые в экономике.

Граница трудоспособного возраста населения в каждом государстве определяется национальным законодательством в за­висимости от продолжительности жизни, природно-климати­ческих и социально-экономических условий страны.

В Республике Беларусь, как в Российской Федерации и Ук­раине, к населению трудоспособного возраста относятся муж­чины в возрасте от 16 до 60 и женщины — от 16 до 55 лет. В Ве­ликобритании, Австрии, Греции, Грузии верхней границей трудоспособного возраста для мужчин является 65 лет, жен­щин — 60 лет; в Италии — соответственно 62 и 57; Кыргызста­не — 63 и 58 лет; Португалии — 65 и 62 года. Во многих стра­нах границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин одинаковы и верхний их предел составляет, например, в Да­нии, Исландии, Норвегии — 67 лет; в Бельгии, Германии, Фин­ляндии, Швеции, Канаде, США — 65 лет; Эстонии — 63 года; Латвии — 62 года; Китае и Франции — 60 лет.

Экономически активное население — это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и без­работные, зарегистрированные в органах государственной служ­бы занятости.

К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это та часть жителей страны, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения.

К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятые предпринимательской деятельностью и самозанятое население.

В экономике республики занято 4,6 млн. человек, из них 81% работали в городах и поселках городского типа, 19% — в сельских населенных пунктах.

В целом отраслевая структура занятости характеризуется перераспределением численности занятого населения из от­раслей, производящих товары, в сферу услуг. Доля занятых в промышленности, строительстве, сельском и лесном хозяй­стве, прочих видах деятельности по производству товаров со­кратилась с 55% в 1995 году до 46% в 2009 году, а доля работа­ющих в сфере услуг увеличилась с 45% до 54%.

В важнейшей для республики отрасли экономики — про­мышленности — работает 26% от общей численности занятых, в торговле и общественном питании — 14%, сельском хозяй­стве и образовании — по 10%, строительстве — 9%, на транс­порте — 6%.В настоящее время средний возраст работников организа­ций в республике составляет 40,1 года (в 1995 году — 39,1 года).

Почти каждый четвертый работник в республике — в воз­расте до 30 лет. Для молодежи приоритетными являются такие отрасли экономики, как строительство, финансовая деятель­ность, торговля и общественное питание, информационно-вы­числительное обслуживание, где удельный вес молодежи со­ставляет 30-36% от общей численности работающих.

Самым «молодым» регионом является город Минск, средний возраст населения которого составил 38 лет, самым «старым» – Витебская область (41,1 год).

Одним из важнейших показателей качественного состава кадров является уровень образования. Высшее образование имеют 24% работающих в экономике, среднее специальное — 23%, профессионально-техническое — 20%.

Об устойчивой тенденции повышения образовательного уровня работающих свидетельствует постоянное увеличение численности работников с высшим и средним специальным об­разованием. В целом по республике на 1000 работающих при­ходится 465 работников с высшим и средним специальным об­разованием (в 1995 году — 364 человека).

Уровень зарегистрированной безработицы на 1 марта 2016 г. составил 1,1 процента к численности экономически активного населения.

Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, повысился. На конец февраля 2016 года в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 28,5 тыс. вакансий, что составило 107,5 процента к уровню 2015 года. Потребность в работниках по рабочим профессиям составила 47,2 процента от общего числа вакансий против 59,6 процента на 1 марта 2015 г. При этом, если по рабочим профессиям наблюдается снижение числа вакансий (на 15 процентов), то потребность в специалистах растет (на 40,6 процента по сравнению с 1 марта 2015 г.).

Коэффициент напряженности на рынке труда республики увеличился с 0,7 на 1 января 2016 г. до 1,8 безработных на одну вакансию на 1 марта 2016 г.

В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия как «индекс развития человеческого потенциала» и «человече­ский капитал».

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, разработан специалистами Про­граммы развития ООН (ПРООН) для сравнения отдельных госу­дарств по уровню развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия жизни в данной стране близки к общеприз­нанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации — возможности жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. В по­казателе учитывается значимость как экономических, так и со­циальных факторов для жизни людей.

ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую из трех важнейших индикаторов уровня жизни — индекса ожида­емой продолжительности жизни при рождении, индекса уров­ня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способ­ности (ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). При значении ИРЧП, равном или больше 0,800, государство относится к категории стран с высоким уровнем развития чело­веческого потенциала; от 0,500 до 0,799 — со средним уров­нем; менее 0,500 — низким уровнем развития человеческого потенциала.

В мировом масштабе по показателю ВВП на душу населения десятью наиболее богатыми странами являются: Катар – 83,841 тыс. долл., Люксембург – 78,395 тыс., Норвегия – 52,561 тыс. долл., Сингапур – 50,523 тыс. долл., Бруней-Даруссалам – 49,110 тыс. долл., США – 46,381 тыс. долл., Швейцария – 43,007 тыс. долл., Гонконг – 42,748 тыс. долл., Нидерланды – 39,938 тыс. долл. и Ирландия – 39,468 тыс. долл.

В Беларуси объем ВВП на душу населения в 2015 г. составил 7980 долл.

ВВП на душу населения нельзя считать точной характеристикой, так как немалое значение имеет отраслевая структура производства, качество выпускаемых товаров, эффективность расхода материалов и энергии на единицу продукции. Все показатели для сопоставимости выражаются в единой валюте — доллар США. Пересчёты из национальных валют в доллары выполняются по рыночным обменным курсам.

Третья составляющая индекса человеческого развития – высокий образовательный уровень населения. По индексу уровня образования Республика Беларусь сопоставима с наиболее развитыми странами Европы (0,97). Доля работников с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения в Беларуси увеличилась с 41,2 в 2000 году до 50 процентов в 2012 году.

По индексу развития человеческого потенциала за 2014 год Беларусь занимала 53-е место. Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает все государства-члены СНГ.

 

 

2 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.

 

Научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследова­ний (фундаментальных и ориентированных фундаментальных). Макропараметром научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых.

Наукоемкость ВВП — это та его часть, которая направляется на проведение научных исследований. Только при значении выше 0,9% можно рассчитывать на какое-то влияние науки на экономическое развитие. В Европейском союзе критической считается наукоемкость ВВП в 2%.

Существуют разные методики его определения. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), принято сравнивать количество внутренних затрат на НИР с объемом ВВП страны. В странах СНГ же используется другой подход: здесь оценивается соотношение выполненного объема работ и валового внутреннего продукта. Таким образом, зная объем ВВП Беларуси в 2011 году (274,3 трлн бел. руб.) и другие вышеупомянутые показатели, можно рассчитать наукоемкость ВВП. Согласно методике стран ОЭСР в 2011 она составила 0,76% и остается такой же в настоящее время.

К сведению, в 1990 году в Беларуси наукоемкость ВВП составляла 1,47%.

Затраты на проведение научных исследований и разработок в Республике Беларусь в 2013 году в расчете на одного исследователя составили 25 тыс. долл. США, что ниже аналогичного показателя для стран СНГ (2012 год – 67,9 тыс. долл. США). В расчете на 1 млн. жителей число белорусских исследователей составляет 1938, что почти на треть ниже средних значений по ЕС. Доля отгруженной инновационной продукции в 2013 году находится ниже порога научно-технологической безопасности – 20 процентов, определенного Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь. Доля инновационно новой для мирового рынка белорусской продукции является незначительной.

Среди стран СНГ по уровню наукоемкости ВВП Беларусь уступает России и Украине.

Сегодня в постиндустриальных странах китами, несущими экономику, выступают четыре наукоемких отрасли: аэрокосмическая, телекоммуникационная, производство компьютеров и офисного оборудования, фармацевтика.

Для сравнения: абсолютным лидерами по этому показателю сегодня являются Израиль, Швеция и Япония, направляющие на нужды НИР от 3,5 до 4,5% от ВВП ежегодно. В 2014 году в США на научно-исследовательские работы было направлено 405,3 млрд долл., что составило 2,7% от ВВП. Страны ЕС стремятся поддерживать наукоемкость науки на уровне не ниже 2%. Китай тратит на научно-исследовательские задачи от 1,3 до 1,8% от ВВП каждый год, стремительно наращивая расходы по этому направлению в долларовом эквиваленте - так, в прошлом году в китайскую науку было вложено 136 млрд долл., или 1,83% от ВВП. В России данный показатель колеблется в районе 1%.

Пока страны Триады (ЕС, США, Япония) занимают почти половину глобального рынка высокотехнологичных товаров. Там 85% прироста ВВП приходится на долю high-tech.

Только одно сравнение. В США в целях сохранения конкурентоспособности продукции оборудование подлежит замене каждые 5 лет. В Беларуси, по данным Института экономики Министерства экономики Беларуси, период использования технологий в производственной сфере составляет от 20 до 30 лет.

Из-за отсутствия средств у белорусских предприятий ежегодно обновляется не более 2-3 % сельскохозяйственной и промышленной продукции, в то время как, для того чтобы она была конкурентоспособной, сегодня необходимо обновлять минимум 15%.

Практика показывает, что проблемы инновационной деятельности во многом связаны с проблемами в сфере инвестиционной.

Негосударственные, иностранные и совместные предприятия "не вносят существенного вклада в технологическое развитие экономики из-за отсутствия необходимой научно- технологической базы". Инновационные программы на 48% финансируются из бюджета. Статистика свидетельствует: только 13% промышленных предприятий Беларуси осуществляют инновационные затраты, в то время как в странах ЕС этот показатель достигает 50%.

Причины недостаточной эффективности инвестиций в инновационную сферу в Беларуси:

1 Отсутствие практических действий по устранению объективных недостатков системы организации науки в стране.

2. Гипертрофированное количество финансируемых из бюджета научно-технических программ различного уровня, детерминирующих де-факто процессы инновационного развития национальной экономики.

3. Односторонняя ориентация рынка научно-технической продукции на предложение. Недостаточность использования принципа целеполагания при проведении научных исследований.

4. Излишняя зарегулированность механизмов финансирования научной сферы.

Научно-технический потенциал — это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Однако в научно-технической сфере перед Республикой Беларусь стоят следующие угрозы: сброс в республику технологий «второго сорта», «технологическая инфляция», выезд из страны высококвалифицированных специалистов.

В результате сокращения научно-технического пространства после распада СССР возникли серьезные диспропорции в научно-техническом потенциале, так как из его структуры в республике выпали целые научные направления и школы. Эти потери не были компенсированы оживлением международного научно-технического сотрудничества в период реформирования. Более того, в результате отсутствия такого сотрудничества не был получен опыт по обеспечению безопасности научно-технического комплекса страны. Такая ситуация в условиях «утечки умов» за рубеж и отсутствия у республики необходимых средств для обеспечения должного уровня финансирования науки и передового производства создает угрозу резкого снижения научно-технического потенциала в дальнейшем.

Сегодня техническая база белорусской экономики переживает трагический момент в своем развитии: в ряде основных структурообразующих отраслей темпы выбытия производственных мощностей, по некоторым оценкам, в 10 раз и более превышают темпы производственных инвестиций.

Многие проблемы международного научно-технического сотрудничества не решаются, а интересы государства нарушаются из-за правовой незащищенности интеллектуальной собственности и авторских прав. Это сдерживает не только международный обмен технологиями, но и приток в страну инвестиций и новых технологий, что ведет к безвозмездной утрате значительной части интеллектуальной собственности, потере позиций на мировом рынке, создает прямую угрозу научно-технической безопасности страны, ставит преграды развитию основанного на интеллектуальной собственности предпринимательства.

 

Несмотря на это, ситуация для нашей республики остается довольно благоприятной. Прежде всего, это связано с тем, что наибольшее внимание в мире уделяется сегодня таким зрелым, передовым в техническом отношении отраслям, как нефтехимическая, автомобильная, общее машиностроение, электромашиностроение, производство измерительной аппаратуры, бытовая электроника, которые для нашей страны являются основными.

Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продук­ции и технологии.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Инновационностъ экономики — это способность и стремле­ние предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобрете­ний.

В стране активно переоснащаются предприятия нефтехимической отрасли и машиностроения, модернизируется энергетическая сфера. Решен вопрос о строительстве атомной электростанции. Развиваются торговая сеть, гостиничный бизнес. Создается сеть торгово-логистических центров. Инновационное обновление экономики, создающее условия для производства конкурентоспособных товаров и услуг, является не только одним из основных путей выхода из кризиса, но и главным фактором, обеспечивающим успешное развитие страны в посткризисный период.

В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики Государственным комитетом по науке и технологиям совместно с другими органами государственного управления разработан проект Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Основной целью Государственной программы определеносоздание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие республики и повышение качества жизни белорусского народа.

В результате технологических инноваций изменения про­изошли в таких областях, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение тради­ционных рынков сбыта, сокращение энергетических и матери­альных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.

В Республике Беларусь финансирова­ние научной и инновационной деятельности осуществляется:

1) за счет средств республиканского и местных бюджетов;

2) внебюджетных источников;

3) собственных средств предприятий и организаций, осу­ществляющих инновационную деятельность;

4) средств специальных инновационных фондов;

5) отечественных и зарубежных инвестиций;

Важным показателем, характеризующим инновационный потенциал страны является доля затрат на образование от ВВП. Развитые страны тратят свыше 10% от ВВП на нужды образования, а страны со средним уровнем развития – от 4 до 7%. В Беларуси данный показатель составляет 6,1% от ВВП.

В Бе­ларуси лишь 21,7% предприятий являются ин­новационно активными.

Важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов являются кадры. В Германии правительство поддерживает в вузах программы, направленные на формирование у будущих выпускников навыков, необходимых для создания ими собственных инновационных предприятий. По оценкам для успешного продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. В настоящее время специалистов в области инновационного менеджмента вузы не готовят. Это одна из причин низкой инновационной активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе вузов, имеющих в своем составе соответствующую инфраструктуру (научно-технологические парки, инновационные и маркетинговые центры, центры трансфера технологий).

Низкий уровень коммерциализации инноваци­онных проектов в Республике Беларусь объясня­ется низкой степенью заинтересованности пред­приятий в адаптации инноваций, отсутствием средств для качественно новой модернизации, слабым менеджментом, а также отсутствием сформированного рынка венчурного капитала, наиболее эффективного для финансирования высокорисковых инновационных проектов, кото­рый находится лишь на этапе становления

В стране создана орга­низационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реали­зацию научно-технической политики: Государственный коми­тет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Национальная академия наук Беларуси является высшей Государственной научной организацией страны, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.

Принципы формирования научно-технической политики го­сударства определены в Законе Республики Беларусь «Об осно­вах государственной научно-технической политики». В их чис­ло входят:

-государственная поддержка фундаментальных и приклад­ных исследований;

- выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка на­учных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития рес­публики;

- ориентация научной, научно-технической и инновацион­ной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;

- непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием и подготовкой на­учных кадров;

- обеспечение свободы научной, научно-технической и ин­новационной деятельности, правовая защита интеллектуаль­ной собственности;

- равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;

- повышение престижа научного труда и технического твор­чества;

- взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами;

- создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших техноло­гий и новых видов продукции;

- поддержка развития инновационной инфраструктуры и др.

Эффективность инновационной экономики, создание которой объявлено стратегическим направлением развития Беларуси, напрямую зависит от качества инновационной инфраструктуры.

На сегодняшний день в республике действуют следующие элементы инновационной инфраструктуры:

На сегодняшний день в республике действуют следующие элементы инновационной инфраструктуры:

1 Парк высоких технологий (специализация – IT индустрия и сопутствующие отрасли)

2 Научно – технологические парки (технопарки)

3 Белорусский инновационный фонд

4 Бизнес инкубаторы (в том числе специализирующиеся на поддержке инновационных предприятий)

5 Центры трансфера технологий (включая Республиканский центр трансфера технологий и его региональные представительства, а также организации, с которыми заключены соответствующие соглашения о сотрудничестве)

6 Инновационные центры – 8

7 Научно-производственные (научно-практические) центры

8 Информационные и маркетинговые центры

9 Научно-технические библиотеки (включая заводские

В городе Минске сосредоточен основной инновационный потенциал республики, представленный учреждениями Национальной академии наук Беларуси, большинством ведущих вузов, отраслевых НИИ, высокотехнологичных предприятий, соответствующий кадровый и технологический потенциал.

В Могилевской области создан и успешно действует единственный в республике технопарк, созданный в соответствии с европейскими стандартами - ЗАО «Технологический парк Могилев». Его основные задачи связаны с обеспечением продвижения результатов научно-технической деятельности в экономику Могилевской области и созданием благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства.

По­давляющая часть указанных организаций яв­ляется государственными, эффективность их деятельности относительно невысока, а вли­яние на развитие частного бизнеса, не гово­ря уже о национальной экономике Беларуси в целом, чрезвычайно мало. Слабость институтов финансовой поддержки, неразвитость предприниматель­ства в научно-инновационной сфере - ос­новные причины отставания страны в раз­витии высокотехнологического сектора эко­номики.

Внутренние затраты на исследования и разработки к 2015 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП.

 

3 Информационно-технологический потенциал

 

Обеспеченность информационно-технологического комплек­са всеми видами ресурсов, создание условий для его функцио­нирования и развития отражает понятие информационно-тех­нологического потенциала. Его компоненты и параметры в ди­намике определяют стадии становления новой экономики и ин­формационного общества в стране.

Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие:

• информационные ресурсы, методы обеспечения их накоп­ления, сохранности и эффективного использования;

• информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии;

• автоматизированные информационные системы и меха­низмы предоставления услуг на их основе;

• информационно-телекоммуникационная инфраструктура (технологическая сетевая среда передачи и обработки данных);

• информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;

• вычислительный комплекс как технический базис инфор­мационной индустрии, включая программное (операционные системы, системы программирования) и аппаратное обеспече­ние (архитектуру компьютеров, элементную базу вычис



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: