Роль флота в развитии государства




Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1. Роль флота в развитии государства………………..………………………...4

2. Создание регулярного военного флота в России в конце XVII – начале XVIII вв.……………………………….………………..………………………. 6

3. Роль II-го Азовского похода в развитии флота…………….……………….8

4. Запасы российского флота.………..…………………………..…….……….11

5. Личный состав российского флота…....…..…....……………...…..…..…..14

6. Роль морских побед в истории России……………………..……...………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………….…….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…22

Введение

Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.

Это высказывание отца российского флота как нельзя точно показывает необходимость флота для страны, а особенно для такой, как Россия. Ведь в начале XVI в. у огромной, окружённой морями державы практически не было выхода в море.

Поэтому в своей работе я хотел бы осветить развитие флота на раннем этапе (1695 – 1723 гг.). Так же на мой выбор огромное влияние оказало то, что я, сын офицера – подводника ВМФ РФ, всю свою жизнь я провёл рядом с морем и видел, какую мощь он представляет собой сейчас. Мне всегда было интересно проследить, чего стоило нашей стране перейти от маленького ботика до огромных атомоходов.

Даня тема актуальна, так как показывает какие жертвы готов понести народ ради блага государства, и как он способен сделать из страны, не имеющей выходов в море великую морскую державу.

Цель моего реферата – рассмотреть российский флот на раннем его этапе его развития.

А поставленными задачами являются:

1) Показать насколько флот был важен для России того времени.

2) Осветить тяжесть создания флота и службы на нём.

3) Показать, как флот помог в поднятии авторитета страны и расширении её пространственных границ.

 

 

Роль флота в развитии государства

Уже в XVI – XVII вв. судьбы крупнейших европейских государств во многом определялись их морской мощью. Безопасность морского флота и заморских колоний могли обеспечить только многочисленные боевые эскадры и укреплённые морские базы. Испания, Голландия, Великобритания, Венеция, Франция и Турция вели друг с другом упорную и кровавую борьбу на морских путях. От того, кто станет властителем Мирового океана, зависели прибыли купцов и промышленников, бюджеты государств, а значит и сила сухопутных войск.

Россия, которую в Европе долгое время называли Московией, долгое время не принимала участия в этих грандиозных сражениях. Побережье Балтийского моря в XVII веке прочно заняли шведы, Чёрное море бороздил турецкий флот, Каспийское море контролировала Персия. Единственный морской путь, связывавший Московию и Запад, проходил через Архангельск, гавани которого большую часть года сковывали льды. Начиная с Ивана Грозного, многие правители пытались пробиться к Балтике и Чёрному морю.

К началу XVII в. Россия представляла собой огромное государство. Её владения простирались до берегов Северного ледовитого и Тихого океанов. В стране резко росло феодально-крепостническое землевладение и продолжала развиваться промышленность и торговля. Особенно большие успехи были достигнуты в области металлургической промышленности. Рост мануфактурного и мелкотоварного производства и усиление специализации сельскохозяйственных районов резко расширили внутреннюю торговлю в стране. Несколько оживилась и внешняя торговля России с западноевропейскими государствами и странами востока, которые поддерживались через Архангельск по Каспийскому морю. Но несмотря на известный прогресс, достигнутый в развитии промышленности и торговли, русское государство всё ещё отставало от ведущих стран Западной Европы. Экономическая отсталость России определила и её военную отсталость, что создавало серьёзную угрозу для национальной независимости русского народа. Одной из главных причин отсталости царской России являлась длительная оторванность её от выходов на Чёрное и Балтийское моря, что крайне затрудняло развитие торговых и культурных связей русского народа с западноевропейскими странами и в то же время создавало постоянную угрозу вторжения иноземных захватчиков со стороны этих морей. Оценивая положение русского государства к концу XVII в., Карл Маркс писал: «Ни одна великая нация не существовала и не могла существовать в таком отдалённом от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы её морские побережья в устьях рек были от неё оторваны; Россия не могла оставить устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, так же как устьев Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевников-татар»1.

Историческая необходимость иметь свободный выход к морям, от которого во многом зависело экономическое, политическое, культурное и военное развитие Русского государства, определило собой и главное содержание внешней политики царской России в XVIII в., направленной на возвращение выхода к морю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: