ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
СОЛЬФЕДЖИО, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ТЕОРИЯ МУЗЫКИ:
СОЛЬФЕДЖИО
По дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства.
КЛАСС
Мелодический диктант:
сложность в соответствии с министерской программой.
Диктант однотональный.
Звучание в аудио записи (фортепиано), звучит 1 + 8 раз.
Объем – 8 тактов
Размер 2/4, 3/4.
Диапазон – соль малой октавы – соль второй октавы.
Гармонический диктант вне тональности:
состоит из 10 элементов – все интервалы, тритон, Б5/3, М5/3, Ув5/3, Ум5/3 без обращений, три вида минора.
Звучание в аудио записи (фортепиано), звучит 3 раза.
Диапазон – соль малой октавы – соль второй октавы.
Гармонический диктант в тональности:
фрагмент музыкального произведения.
Звучание в аудио записи, звучит 3 раза. Возможно – из трех вариантов выбрать верный, подписать аккорды: Т5/3, S5/3, D5/3 – без обращений.
Расположение голосов в аккордах тесное.
КЛАСС
Мелодический диктант:
сложность в соответствии с министерской программой.
Диктант однотональный.
Звучание в аудио записи (фортепиано), звучит 1 + 8 раз.
Объем – 8-10 тактов
Размер 2/4, 3/4, 4/4.
Возможен гармонический минор.
Диапазон – соль малой октавы – соль второй октавы.
Гармонический диктант вне тональности:
состоит из 10 элементов – все интервалы, тритон, Б5/3, М5/3 с обращением, Ув5/3, Ум5/3, три вида минора, D7 без обращения.
Звучание в аудио записи (фортепиано), звучит 3 раза.
Диапазон – соль малой октавы – соль второй октавы.
Гармонический диктант в тональности:
фрагмент музыкального произведения.
Звучание в аудио записи, звучит 3 раза.
Возможно – из трех вариантов выбрать верный, подписать аккорды: Т5/3, S5/3, D5/3 – с обращением, D7 без обращения.
Расположение голосов в аккордах тесное.
КЛАСС
Мелодический диктант:
сложность в соответствии с министерской программой.
Диктант однотональный с ладовой альтерацией.
Звучание в аудио записи (фортепиано), звучит 1 + 8 раз.
Объем – 8-10 тактов
Размер 2/4, 3/4, 4/4.
Диапазон – соль малой октавы – си второй октавы.
Гармонический диктант вне тональности:
состоит из 10 элементов – все интервалы, тритон (Ув4, Ум5), Б5/3, М5/3 с обращением, Ув5/3, Ум5/3, три вида минора, гармонический мажор, D7 с обращением, МVII/7, УмVII/7 без обращения, характерные интервалы (Ув2, Ум 7).
Звучание в аудио записи (фортепиано), звучит 3 раза.
Диапазон – соль малой октавы – си второй октавы.
Гармонический диктант в тональности:
фрагмент музыкального произведения.
Звучание в аудио записи, звучит 3 раза.
Возможно – из трех вариантов выбрать верный, подписать аккорды: Т5/3, S5/3, D5/3 – с обращением, D7 с обращением, МVII/7, УмVII/7 без обращения, К6/4, VI5/3.
Расположение голосов в аккордах тесное, смешанное.
ТЕОРИЯ
Принимают участие 6-7-8 классы 7-летнего курса, 4-5-6 классы 5-летнего курса. Для 6, 8 классов – дополнительные задания.
Время выполнения задания 60 минут.
Уровень сложности соответствует министерской программе.
Виды заданий:
· Группировка,
· Тритон с разрешением в восемь тональностей,
· Определение интервалов, аккордов в тональности,
· Определение интервалов, аккордов вне тональности,
· Определить во фрагменте музыкального произведения: стиль, форму, жанр, вид аккомпанемента, фактуру, термины.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства.
Список произведений на городскую олимпиаду (викторина) 4 (первый год обучения) класс по ФГТ. (уточнен в июне 2019 года)
№ | Композитор | Название произведения | Формат |
| П.И. Чайковский | «Времена года», пьесы: апрель «Подснежник», ноябрь «На тройке» | Содержание муз. произведений |
Н.А. Римский-Корсаков | «Три чуда» из оп. «Сказка о царе Салтане», Полет шмеля. | ||
М.П. Мусоргский | «Картинки с выставки» «Балет невылупившихся птенцов», «Гном» «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» | ||
К. Сен-Санс | «Карнавал животных» весе пьесы. | ||
Целотонная гамма. Гамма Римского-Корсакова | Выразительные средства муз. языка | ||
Ф. Шуберт | «Форель» | ||
М.И. Глинка | 4д. Речитатив из арии Сусанина, оп.» Иван Сусанин» Речитатив из Рондо Фарлафа оп. «Руслан и Людмила» | ||
«Патриотическая песнь» | |||
С.С. Прокофьев | «Дождь и радуга», «Марш» из цикла «Детская музыка» | ||
С.С. Прокофьев | «Петя и волк» | Состав симфонического оркестра | |
Б. Бриттен | «Вариации и фуга на тему Перселла» (путеводитель по оркестру) | ||
Н.А. Римский -Корсаков | Песня Садко «Высота»(тенор), Колыбельная Волховы (сопрано) | Тембры певческих голосов | |
М.И. Глинка | Оп. «Руслан и Людмила», ария-рондо Фарлафа (бас) | ||
П.И. Чайковский | «Трепак», «Марш», «Танец феи Дражже» из балета «Щелкунчик | Музыкальные жанры (танец, марш) | |
Марш деревянных солдатиков, Камаринская из «Детского альбома» | |||
Дж. Верди | Марш из оп. «Аида» | ||
С.С. Прокофьев | Марш из балета «Любовь к трем апельсинам» | ||
М.И. Глинка | «Марш Черномора» | ||
Марш преображенского полка Нар. солдатская песня «Славны были наши деды» | |||
Вас.Агапкин | «Прощание славянки» | ||
А.Хачатурян | Лезгинка из балета «Гаянэ» | ||
Э. Григ | Норвежский танец | ||
Л. Боккерини | Менуэт | ||
Д. Скарлатти | Гавот | ||
Й. Штраус | Вальс из «Сказки венского леса» | ||
Б.Сметана | Полька из оп. «Проданная невеста» | ||
Г. Венявский | Мазурка для скрипки и фортепиано | ||
М.К. Огиньский | Полонез ля минор | ||
М.К. Глиэр | Чарльстон из балета «Красный мак» | ||
Р.н.п. «Во поле береза стояла», «Дубинушка», «Эх, ухнем», «Как за речкою да за Дарьею», «Среди долины ровныя», «Выйди Иваньку», Коляда (любая) | Песня, куплетная форма. | ||
И.О. Дунаевский | «Маш веселых ребят» | ||
А.В. Александров | «Священная война» | ||
Д.Ф. Тухманов | «День победы» | ||
А.И. Островский | «Пусть всегда будет солнце» | ||
Д.Д. Шостакович | «Родина Слышит» | ||
Н.А. Римский -Корсаков | Песня Садко с хором из оп. «Садко» | Народная песня в произведениях русских композиторах | |
П.И. Чайковский | Финал 1 концерта для фортепиано с оркестром | + понятие концерт | |
А.К. Лядов | 8 р.н.п. для оркестра. «Я с комариком плясала» | + понятие сюита | |
М.И. Глинка | Вариации на р.н.п. «Среди долины ровныя» | Музыкальная форма вариации |
Список произведений на городскую олимпиаду (викторина) 5 (второй год обучения) класс по ФГТ.
№ | Композитор | Название произведения | Формат |
| А. Вивальди | 4 времени года (концерт на выбор) «Лето» Все 3 части. | Инструментальная музыка эпохи барокко |
И.С. Бах | Хоральные прелюдии Фа минор. | ||
Инвенции До мажор, Фа мажор, 3х-голосная Си минор | |||
ХТК прелюдия и фуга 1т. До мажор, До минор | полифония | ||
Токката и фуга ре минор | |||
Французская сюита /До минор, куранта, сарабанда, жига | |||
Г. Гендель | Пассакалия | + вариац. форма | |
Х.В. Глюк | Опера «Орфей» (1д. хор, 2д. сцена с фуриями, ария Орфея «Потерял я Эвредику», мелодия (фл) | (на русском языке) | |
Й. Гайдн | Симфония №103, 1ч. Вст, Г.п., П.п. 2ч. Тема 1 и 2 вариаций 3ч.Менуэт 4ч. т. Рондо | Сонатная форма, Симф. оркестр | |
Сонаты Ре мажор, ми минор | |||
В.А. Моцарт | Реквием (на выбор) Лакримоза | ||
Соната Ля мажор (все части) | |||
Симфония №40 1ч. Г.п. П.п. 2ч. Тема Анданте 3ч. Менуэт (основная тема) 4ч.Г.п. П.п | |||
Опера «Свадьба Фигаро» Увертюра Г.п. П.п. Ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» и каватина Фигаро 1.д. «Если захочет барин попрыгать» Арии Керубино 1д. «Рассказать, объяснить не могу я», 2д. «Сердце волнует жаркая кровь» Ария Сюзанны 4д. «Приди, мой милый друг» | (на итальянском языке) | ||
Дж. Верди | Марш из оп. «Аида» | Повторение | |
И.С. Бах | Шутка | ||
Э. Григ | Пер Гюнт (1 сюита вся, 2 сюита «Песня Сольвейг» | ||
Л. Боккерини | Менуэт |
Список произведений на городскую олимпиаду (викторина) 6 (третий год обучения) класс по ФГТ.
№ | Композитор | Название произведения | Формат |
Л.ван Бетховен | Соната №8 «Патетическая». | Новаторство в фортепианном жанре | |
Соната для фортепиано №14, 1 ч., | |||
Увертюра из музыки к драме И.В.Гете «Эгмонт». | |||
Симфония №5 до минор. | Принцип сквозного развития | ||
Симфония №9 Финал | |||
| Ф.Мендельсон | Концерт для скрипки с оркестром, 1 часть. | Новый стиль, новый герой. Романтизм. |
Ф.Шуберт | Экспромт Ми-бемоль мажор, Музыкальный момент фа минор. | Новые фортепианные жанры | |
Песни «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Серенада», «Аве Мария». | Новаторство в вокальном жанре. | ||
Симфония № 8. «Неоконченная» | Новаторство в симфоническом жанре. | ||
Вок. Циклы «Зимний путь» (Шарманщик) «Прекрасная мельничиха» (В путь, Мельник и ручей, Охотник) | |||
Ф.Шопен | Мазурки До мажор, Си-бемоль мажор, ля минор, | Национальные жанры. | |
Полонез Ля мажор. | |||
Прелюдии ми минор, Ля мажор, до минор, | Переосмысление жанра. Новаторство | ||
Этюды Ми мажор и до минор «Революционный». | |||
Вальс до-диез минор. | |||
Ноктюрны Ми-бемоль мажор, фа минор | |||
Лист | Рапсодия до# минор | ||
Шуман | Благородный вальс, Пьеро, Арлекин. | ||
Бизе | Отр. Из Кармен. (Куплеты Тореадора, Хабанера) | ||
Паганини | Каприсы №24 | ||
Верди | Отрывки из опер (Марш из Аиды, песенка Герцога из Риголетто) |