Церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова в Торжке




Нина Лопатина

Историческая справка

Иоанно-Богословская церковь расположена на городском кладбище на западной окраине Торжка.

О ранней истории этого места есть сведения у Самбикина: «На месте нынешней Богословской церкви в старину существовала «Богословская пустынь», или Иоанно-Богословский (Иванов) мужской монастырь. О времени его основания ничего не известно. В 1604 г. он был разорен и сожжен Литвой [1] , что видно из грамоты, данной в 1689 г. царями Петром и Иоанном Алексеевичами настоятелю Борисоглебского Новоторжского монастыря Тарасию. В этой грамоте говорилось, что указом великого государя Михаила Фёдоровича в 17 мая 1613 г. по челобитью Борисоглебского монастыря архимандрита Ионы (Волкова) с братией отдан был храм Иоанна Богослова (за посадом на вспольи) с землёю и угодьями, ему принадлежавшими (4 пустоши и пахотная земля) Борисоглебскому монастырю. О Богословской церкви в царской грамоте Михаила Фёдоровича было сказано: «и ныне де (1613 г.) тут храма нет, а пустоши Ернушкино, Офремово, Медведково и Барышники лежат пусты, не владеет ими никто». Архимандрит Иона построил на месте прежде бывшей монастырской Богословской церкви храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Этот храм существовал до 1686 г., когда по царской грамоте за ветхостью велено было его уничтожить. На месте престола упразднённого храма был поставлен каменный крест с высеченной на нём надписью: «Водружен сей святой крест на месте церкви святого апостола Иоанна Богослова, которая с сего места, ради пустоты, снесена, и построена, по благословению Преосвященнаго Корнилия, митрополита великаго Новаграда г. Великих Лук, вместо ея в Новоторжском Борисоглебском монастыре, на святых воротах, каменная в приделе, 1686 г. при архимандрите Тарасии». Этот крест стоял на месте бывшей монастырской Иоанно-Богословской церкви до 1778 г., т.е. до постройки нынешней кладбищенской Богословской церкви, и ныне находится в восточной алтарной стене, снаружи Богословской) церкви».

Кладбище для затверецкой части (для прихожан Собора, Благовещенской, Воскресенской, Вознесенской, Пятницкой, Богоявленской, Георгиевской, Знаменской, Успенской и отчасти Сретенской, Климентовской и Иоанно-Предтеченской церквей), по ходатайству граждан г. Торжка было открыто в 1772 г.[2]

Ныне существующая на городском кладбище церковь, посвящённая святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, построена по благословению Тверского архиепископа Платона[3].

Прошение Платону было подано гражданами Торжка в 1774 г. Указ магистрата об этом датирован 1 декабря 1774 г. В нём отмечалось, что в Тверскую консистории уже отосланы были планы и фасад церкви с одним престолом и что уже начали собирать по подписке деньги для построения церкви, и что для сбора и хранения денег, для приготовления материалов и найма рабочих определили выборных: купцов Сергея Глазунова, Марка Сапожникова, Харитона Новгородцева, Ивана Большого Морозова[4] и мещанина Михаила Васильевича Вавулин. В 1778 г. началось строительство храма: были вырыты рвы и заложен фундамент.[5]

В 1779 г. купец Иван Якимович Большой Морозов выдал вексель на 510 рублей в надписью «во общество» с платежом по 50 рублей в год. Этот вексель Глазунов передал в Новоторжский городовой магистрат. Под этот вексель магистрат стал выдавать строителям церкви деньги из общественных городских сумм. Иван Якимович Морозов обязывался по этому векселю возвращать по 50 рублей в год в городовой магистрат в указанные в векселе сроки.[6]

23 ноября 1781 года, выбранные строители Богословской церкви Марк Сапожников «с товарищи» подали прошение тверскому епископу Арсению об определении к оной церкви по желанию здешнего гражданства особого церковного причта. Вероятно, в ответе из Тверской консистории были перечислены условия, при которых будет дан положительный ответ на обращение новой Богословской церкви в приходскую. После этого Новоторжский городовой магистрат от имени новоторжских купцов Марка Сапожникова, Ивана Морозова «с товарищи» послал прошение тверскому генерал-губернатору Брюсу такого содержания: «построенная гражданским обществом на кладбище церковь Иоанна Богослова не имеет никакого приходу, а равно и земли, потому они желают построить в Торжке при реке Тверце на порогах Рождественском и Вешнякове мучную мельницу, а собираемый за помол доход обратить на содержание церкви, действие ж сей мельницы только в зимнее время, когда нет барочного ходу, а весной амбар и мельничные инструменты отвести в другие места, где никогда барок не будет».

2 апреля 1783 г. из Твери был получен ответ с резолюцией Брюса: «Разрешить, но если появятся какие-то обстоятельства, я буду резолюцию мою отменять». [7]

Из указанных выше документов следует, что Богословская церковь была построена гражданским обществом в основном на общественную сумму, «общественным коштом». При этом купец Иван Якимович Большой Морозов, вероятно, был одним из инициаторов строительства этой кладбищенской церкви и внёс значительную сумму на её строительство. Он же был инициатором посвящения церкви святому Иоанну Богослову. Самбикин пишет: «Побуждением для храмоздателя Ив. Ак. [Ивана Акимовича-Н.Л.]Морозова посвятить кладбищенскую церковь святому Иоанну Богослову, кроме того, что здесь существовал Иоанно-Богословский монастырь, было и то, что как он, так и его сын, получили при святом крещении имя святого апостола. Кроме того, Императрица Екатерина II, во время проезда из Москвы в Санкт-Петербург, принимала г. Морозова, как известного Ей своею благотворительностию, выслала ему из Старицы для новостроящегося храма икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (7 и 6 вершков) в серебряной позлащенной ризе. Эта икона была помещена в иконостасе над могилой сына Морозова, 15-летняго отрока Иоанна [8] , надмогильная плита коего находится ныне вне храма при южной двери, при входе в церковь. В воспоминание царскаго дара иконы святого евангелиста Иоанна Богослова ежегодно, 8 мая, совершается крестный ход из Борисоглебскаго монастыря в кладбищенскую Богословскую церковь».

В сентябре 1783 г. Новоторжский городовой магистрат рассматривал прошение строителей Богословской церкви Марка Сапожникова «с товарищи» ходатайствовать об освящении Богословской церкви и определении особого причта, так как «оная церковь со всем по надлежащим отстроена и пристойным благолепием украшена общественным коштом».[9] Тогда же решался вопрос об оплате Марку Сапожникову 170 рублей за материалы на украшение Богословской церкви.[10]

После освящения нового храма первоначально при Богословской кладбищенской церкви не было причта – совершали богослужение и погребали умерших священники церквей города Торжка. Наконец, в 1785 г. просьба граждан города Торжка была удовлетворена и к кладбищенской церкви был назначен самостоятельный причт из трёх лиц.

Первым священником при Богословской кладбищенской церкви был Михаил Косьмин, сын священника Благовещенской Новоторжской церкви отца Космы Андреева. После смерти в 1799 г. отца Михаила до 1815 г. был Георгий Никитин, считавшийся вместе и священником городской Мироносицкой церкви до её упразднения (1814). С 1815 г., после смерти о.Георгия, при Богословской церкви был закрыт самостоятельный причт. Иоанно-Богословская церковь была причислена к Преображенскому собор, До 1826 г. в ней служил соборный причт. 26 апреля 1826 г. к кладбищенской Богословской церкви определен священник Иоанн Антонович Соловьев, но с тем, чтобы он считался священником церкви села Упирвич. В 1848 г. Иоанн Соловьев в ознаменование своей 25-летней службы при Богословской церкви и в память своих умерших трёх сыновей пожертвовал 200 рублей и расположил граждан к пожертвованиям (более 2000 рублей) для восстановления самостоятельного прихода. Благодаря этому кладбищенская Иоанно-Богословская церковь в 1849 (по другим сведениям – в 1855 г.) году указом Святейшего правительствующего Синода сделана штатною кладбищенскою, при коей положен священник с двумя причетниками.

Какой была Иоанно-Богословская церковь в 1848 году, можно представить по описи 1848 года[11]: « Церковь каменная, с колокольней, высота с крестом 13 саж. Стены изнутри и снаружи оштукатурены и отбелены. Пол кирпичный, 17 окон, вверху 8 круглых, внизу 9, нижние с железными решетками, а верхние укреплены железными решетчатыми проволоками.

Глава одна, покрыта листовым железом, окрашена голубой краской, крест на главе деревянный осьмиконечный, обит листовым железом. Крыша деревянная, на сосновых стропилах, окрашена красной краской.

Двери с трёх сторон деревянные, обитые железом, окрашены чёрной краской. С северной и южной стороны две двери столярной работы со стеклами, окрашены зеленой краской – перед ними с севера и юга имеются примостки в 4 ступени из белого камня. Оная церковь выстроена в одно время общим иждивением граждан в 1775 г. под собственным попечением купца Ивана Якимова Морозова и освящена в 1782 г.

Колокольня каменная построена в 1780 г. общим иждивением граждан. В ней 3 яруса, покрыта деревом, высота с крестом 14 саж., крест деревянный 8-конечный, обит белым железом. 6 колоколов: 1) 28 пудов, лит в 1785 г., 2) 12 пудов, 3) 2 пуда, 4) 1 пуд 20 фунтов, 5) 30 фунтов, 6) 30 фунтов).

Ограда каменная с южной стороны 20 окон с железными решетками и с оной двое ворот – одни фальшивые, а третьи ворота с восточной стороны деревянные, покрыта белым старицким камнем. С южной стороны при ограде сторожка.

Иконостас сосновый в 4 яруса, окрашен красной краской, по гладким местам обложен резьбою, вызолоченною на полимент».

В 1865–1867 гг. на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никитича Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем из г. Старицы Николаем Мишуриным была написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви. Кирпичный пол в церкви был заменен деревянным; престол устроен из кипарисового дерева. Все иконы (20), написанные в 1781 г., за исключением только иконы преподобного Иоанна Дамаскина, были возобновлены живописцем за 1000 рублей. В благодарность Якову Уварову за возобновление им храма, испрошено было разрешение у архиепископа Филофея освятить кладбищенскую церковь в честь святого апостола евангелиста Иоанна Богослова и брата его святого апостола Иакова Зеведеева, имя которого носил Яков Никитич Уваров. Возобновленный храм был освящен 30 апреля 1867 г.
На северо-восточной стороне от Богословской церкви в 30 саженях на городском кладбище находилась другая, тёплая церковь, посвящённая пр. Иоанну Дамаскину и пр. Марии Египетской. Она была построена на средства новоторжских купцов братьев Уваровых (Стефана, Якова и Михаила), по большей части из материала, оставшегося после достройки тёплого Входоиерусалимского собора, на их же средства устроенного. Яков Уваров в 1848 г. был избран старостой Иоанно-Богословской церкви. Храмозданная грамота на постройку тёплой кладбищенской церкви была выдана тверским архиепископом Григорием 16 июля 1843 г. Храм был освящён 28 ноября 1844 г. настоятелем Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандритом Сергием (Шавровым). Тёплая церковь на кладбище посвящена была пр. Иоанну Дамаскину из особого благоговейного к нему уважения за составленные им дивные надгробные песнопения, а в честь пр. Марии Египетской в память матери гг. Уваровых, носившей имя этой угодницы Божией.

Все иконы для этой церкви были написаны в 1844 г. тверским живописцем Максимом Ивановичем Культепиным[12]. Под церковью был устроен склеп на 24 места для погребения в нём храмоздателей Уваровых и их родных. В 1841 г. усердием и иждивением новоторжского купца Ивана Никитича Уварова всё пространство кладбища с двумя церквями были обнесены каменной оградой с железными дверями и решётками, а также выстроен каменный одноэтажный дом. [13] Старая Богословская церковь в 1851 г. штукатуркой и крышею железной была возобновлена церковным старостой Уваровым[14] и на его иждивении. В советское время церковь была разрушена. Её изображения до нас не дошли. Сейчас на кладбище на месте этого храма – новые захоронении.

Решение о закрытии одной из двух церквей на Богословском кладбище, а именно: зимней церкви во имя Иоанна Дамаскина – было принято 27 июня 1936 г. на заседании президиума горисполкома, «так как здание не использовалось в течение последних лет и не проводился ремонт с 1911 г.».[15]

9 октября 1936 г. президиум горисполкома решил вопрос о передаче строений, находящихся на Богословском кладбище в ведение кладбищенского коммунального отдела.[16]

Перед войной была закрыта Иоанно-Богословская церковь (в 1940 г.), а церковь во имя Иоанна Дамаскина снесли.

В 1990 г. по инициативе Раисы Николаевны Мальхановой началась реставрация церкви Иоанна Богослова. 21 мая 1993 года, когда ещё шёл ремонт, церковь была освящена.[17] При храме было открыто в 1993 или 1994 г. подворье Новоторжского Борисоглебского монастыря. Монахи поселились в восстановленной и отреставрированной сторожке. Работы по реставрации и ремонту храма были продолжены. 6 января 1995 года состоялось торжественное богослужение, посвящённое открытию церкви св. апостола Иоанна Богослова. 31 августа 1995 г. были сняты леса с колокольни и церкви. Церковь была восстановлена и здесь начались регулярные службы. В 2005 г. выполнены реставрационные работы по отделке фасада храма, заменено и утеплено покрытие пола, переоборудована система электрического отопления. Затем был устроен новый иконостас, отремонтировано печное отопление. В настоящее время это приходская церковь. О том, как восстанавливалась церковь после советской разрухи, Раиса Николаевна Мальханова написала книге «Путь к храму. Воспоминания об истории восстановления церкви Иоанна Богослова». Она была издана в Торжке в 2016 г. в Торжокской типографии благодаря безвозмездной помощи её директора Л. И. Мухиной.


 


[1] Вероятно, это ошибка – разорение Торжка по другим источникам было в 1609 г.

[2] Самбикин, с

[3] Митрополит Платон (Левшин, 1737–1812) – придворный проповедник, законоучитель наследника престола, член Святейшего Синода. С 1770 по 1774 – архиепископ Тверской и Кашинский.

[4] Иван Якимович Морозов (27.12.1737–1803) – имел мучную мельницу в версте от Торжка, юфтевый завод. Закупал в Торжке и в других местах хлеб и доставлял его к Санкт-Петербургскому. Жил в Успенской слободе. Городской голова в 1770-е –1780-е гг.

[5] ГАТО. Ф. 172. Оп. 2. Д. 99. Столп о построении каменной церкви при Богословском кладбище.

[6] ГАТО. Ф. 172. Оп. 2. 489. Журналы 1779 г. Л. 49 об.–50; Д. 491. Л. 89 об.

[7] Ф. 172. Оп. 2. Д. 654. Подлинные указы и предложения. 1783 г. Л. 85.

[8] Иван Иванович Морозов скончался в 1776 г. в возрасте 12 лет (ГАТО. Ф. 172. Оп. 2. Д. 499. Л. 52.)

[9] Илиодор писал, что Богословская церковь была построена в 1771 г. (это – ошибка) купцом Морозовым, а освящена в 1782. Сравните с текстом Самбикина: Ныне существующая на городском кладбище церковь, посвященная святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, построена купцом Иваном Иаковичем Морозовым [на самом деле – Иваном Якимовичем-Н.Л] и освящена была в 1782 г.

[10] ГАТО. Ф. 172. Оп. 2. Д. 491. Журналы магистрата 1783 г. Л. 283.

[11] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18764 Опись Новоторжской Богословской церкви в Торжке и её имущества. 1848 г.

 

[12] Максим Иванович Культепин (1814– после 1844) был похоронен на этом кладбище недалеко от тёплой церкви (Самбикин, с.)

[13] Илиодор. С. В книге Н. А. Лопатиной» История города Торжка в названиях улиц» ошибочно указано, что ограду построил купец Бителев.

[14] Яков Никитич Уваров (1810 – 18.01.1882) в 1848–1860 гг. был церковный староста Иоанно-Богословской церкви.

[15] ГАТО. Ф. Р-1382. Оп.1. Д.177.Л. 73.

[16] ГАТО. Ф. Р-1382. Оп.1. Д. 181. Л. 93.

[17] Новоторжский вестник. 1993. 22 мая.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: