Анализ стихотворения «Родина»




Литература 8 класс

Урок № 12

Тема. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

«Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»). Кавказ – колыбель поэзии М.Лермонтова. Восхищение красотой и величием Кавказа. Автобиографизм стихотворения. Роль повторов.

«Родина»

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

Оргмомент.

В рабочей тетради запишите:

Семнадцатое ноября

Классная работа

Кавказ в жизни и творчестве поэта

Просмотрите видеоурок.

https://www.youtube.com/watch?v=MEEFV4vS87M

- Что вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонотове?

Прочитайте стихотворение «Кавказ»

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

1830 г.

https://rustih.ru/mixail-lermontov-kavkaz/

Анализ стихотворения «Кавказ» Лермонтова

Весь жизненный путь Лермонтова имел тесную связь с Кавказом. Поэт рано остался без матери, которую заменила бабушка. Она несколько раз возила болезненного мальчика на лечение в Кисловодск. Детские впечатление оставили очень яркие воспоминания в памяти Лермонтова. Под влиянием этих счастливых воспоминаний в 1830 г. поэт написал стихотворение «Кавказ».

Лермонтову было все лишь 16 лет, но в нем уже проснулся незаурядный талант. Произведение поражает глубиной искреннего чувства. Особое значение имеет рефрен «люблю я Кавказ». Поэт считает Кавказские горы своей второй родиной. Он даже сетует на свою судьбу за то, что она не позволила ему родиться на юге. По мнению Лермонтова даже короткое пребывание на Кавказе способно оставить неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Поэт с грустью вспоминает о своей ранней тяжелой утрате. Вероятно, бабушка всеми силами старалась возместить ребенку потерю матери. Поездки в Кисловодск совершались не только для лечения. Красота кавказских гор должна была благотворно подействовать на мальчика, дать богатую пищу для воображения и заслонить собой горькие мысли. Это дало свои результаты. Лермонтов утверждает, что на юге слышал «памятный глас», исходивший от окружающей природы. В этом образе поэт мог изобразить свое чтение материнских записей в альбоме М. Шан-Гирей, которые он впервые прочитал на Кавказе.

Бабушка трижды возила Лермонтова на юг. Самый памятной, безусловно, была последняя поездка, совершенная в 1825 г. Мальчику предстояло готовиться к поступлению в учебное заведение, поэтому путешествие было своеобразным прощанием с детством. Поэт прямо указывает на время последней поездки («пять лет пронеслось»). Лермонтов с большим интересом наблюдал не только за природой. Его увлекали кавказские обычаи и обряды, народные песни и сказания горцев. Ярким впечатлением была первая детская влюбленность («пара божественных глаз»). Поэт вспоминал, что даже не знал имени девочки, но ее образ долго преследовал его в воспоминаниях и усиливал чувство любви к Кавказу.

В детстве поэт не предполагал, что ему еще дважды предстоит посетить Кавказ, но уже не в качестве путешественника и гостя, а в роли осужденного преступника. Это наложит негативный отпечаток на его восприятие. В позднем творчестве Лермонтов уже не называет горы своей второй родиной. Они предстают далеким неведомым краем. Поэтому стихотворение «Кавказ» особенно ценно, так как отражает самые искренние и непосредственные впечатления поэта, не отягощенные страданиями и неудачами.

Познакомьтесь со стихотворением «Родина».

Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

1841 г.

Анализ стихотворения «Родина»

История создания – стихотворение написано как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры – “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Эпитеты – “тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Сравнение – “разливы рек её, подобные морям”.

В стихотворении Лермонтова “Родина” выражена любовь к русскому народу и природе, передан личный глубокий патриотизм. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта, для которого характерны философские размышления.

4. Домашнее задание: стихотворение “Родина” выучить наизусть.

Видео прислать учителю до 18:00 сб 20.11.2021 г.!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: