Развитие советской культуры (1945 — 1991 гг.).




Развитие культуры в послевоенные годы. Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М. А. Шолоховым, К. Г. Паустовским, М. М. Пришвиным и другими известность получают писатели Э. Г. Казакевич, Б. Н. Полевой, В. Ф. Панова и др.

Перу Б.Н.Полевого принадлежит «Повесть о настоящем человеке», очень популярная не только в СССР, но и за рубежом. Фильм по ее мотивам стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия», в котором показал мужественную борьбу советской молодежи против фашистов. Почти сразу после войны, в 1946 г., А.Т.Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее одной из вершин послевоенной поэзии. О войне пишут Э.Г. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере»), JI.С.Соболев («Зеленый луч»), Олесь Гончар («Знаменосцы»), П. П. Вершигора («Люди с чистой совестью»), Д. Н.Медведев («Сильные духом»), Б. А. Лавренѐв («За тех, кто в море») и др.

В театрах популярностью пользовались пьесы Б. С. Ромашова «Великая сила», А. А.Крона «Кандидат партии», А.Е.Корнейчука «Калиновая роща» и др. В период борьбы с космополитизмом появился ряд талантливых драматических произведений, разоблачавших буржуазное общество, его идеологию: «Голос Америки» Б. А. Лавренѐва, «Русский вопрос» К. М. Симонова, «Заговор обреченных» Н.Е. Вирты, «Я хочу домой» С.В. Михалкова и др.

В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художественных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Кубанские казаки», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Золушка», до сих пор пользующиеся большой популярностью.

В изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику: А. И. Лактионов «Письмо с фронта», В. Н. Костецкий «Возвращение» и др. Поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов» И. В.Сталина, строительство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом героя-победителя появляется и образ мирного труженика.

Развитие культуры в период «оттепели». Духовная атмосфера времен «оттепели» была относительно либеральной. Уменьшились цензурные ограничения, расширился круг затрагиваемых тем, шла реабилитация писателей, ставших жертвами репрессий. Одновременно сохранялась установка следовать идеалам строителей коммунизма.

Видное место в литературном процессе занял журнал «Новый мир », главным редактором которого был А.Т.Твардовский. Здесь публиковались новаторские статьи В. В. Овечкина (еще в 1952 г.), произведения И. Г. Эренбурга, Ф. И.Панфѐрова, В. Д. Дудинцева («Не хлебом единым») и др. Широко популярными были произведения Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), М. А.Шолохова («Судьба человека»). В поэме - размышлении А. Т. Твардовского «За далью — даль» ставились острые вопросы осмысления недавнего прошлого. Получили большое распространение вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами — кумирами поколения. Крупным событием стала публикация в 1962 г. в «Новом мире» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», осуществленная при поддержке властей.

Н. С. Хрущев стремился регулировать литературный процесс. Многие произведения той поры не могли быть опубликованы по цензурным соображениям. Так случилось с романом Б.JI.Пастернака «Доктор Живаго». Отвергнутый в «Новом мире», он был опубликован в Италии, благодаря чему получил всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе. Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от премии, чтобы избежать высылки из страны.

На новый уровень вышла литература, посвященная Великой Отечественной войне. Появились произведения писателей, которые в годы войны были простыми солдатами и офицерами, знали «окопную правду» («лейтенантская проза»). Среди таких писателей наибольшую известность получили Ю.В.Бондарев («Батальоны просят огня», «Тишина»), Г.Я.Бакланов («Навеки девятнадцатилетние») и др.

В годы «оттепели» началась творческая деятельность известных советских композиторов Э. В. Денисова, А. П.Петрова, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая и др. Известность получают произведения выдающегося композитора Г. В. Свиридова. А. И. Хачатурян создает впечатляющую музыку балета «Спартак». Популярными стали песни композитора А.Н.Пахмутовой на стихи Н. А. Добронравова («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Девчата» и др.). В живописи продолжали творить многие известные мастера, например П. Д. Корин, А. А. Пластов и др. Появляются и новые направления, например, так называемый «суровый стиль » (В. Е. Попков, Н. И. Андронов, Таир Салахов, П. Ф. Никонов, В. И. Иванов и др.). Картины этого стиля были посвящены, прежде всего, трудовым будням современников, их отличали лаконичность в деталях, подчеркнутый драматизм в оценке жизненных явлений. Возрождается абстрактная живопись. Правда, Н. С.Хрущев, увидев произведения этого направления на выставке в московском Манеже, высмеял их. Это помогло художникам данного направления приобрести ореол «гонимых», что в тот период становилось очень ценным для деятелей культуры в плане приобретения известности, как за рубежом, так и внутри страны.

В области киноискусства тоже царила относительная свобода. Впервые советские фильмы получили Гран-при на кино - фестивалях в Канне («Летят журавли» М. К. Калатозова) и Венеции («Иваново детство» А. А.Тарковского). Свои первые фильмы снимают режиссеры, на долгие годы определившие развитие отечественного кино — С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, Э.А. Рязанов, Г. Н. Чухрай, М. М. Хуциев, Г.Н.Данелия и др.

В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата к ленинизму», культивировалась революционная романтика. Эти черты были характерны для культурного феномена «шестидесятников ».

Культура в годы застоя. После отставки Н. С. Хрущева политика власти в сфере культуры была нацелена на преодоление «крайностей». В 1970 г. из журнала «Новый мир» ушел А.Т. Твардовский. Одновременно «за национализм» был снят с поста главного редактора журнала «Молодая гвардия» A. В.Никонов. Журнал «Октябрь», вокруг которого группировались сторонники «возврата к сталинизму», также подвергся критике.

Несмотря на все ограничения, а возможно и благодаря им, культурная жизнь второй половины 60-х — первой половины 80-х гг. в СССР стала чрезвычайно глубокой и разносторонней. Ежегодно издавалось 4,3 млн. экземпляров книг и брошюр. Правда, среди них большой процент занимали произведения классиков марксизма-ленинизма, партийные документы, поэтому хорошие книги были в дефиците. Огромной (и тоже дефицитной) была подписка на журналы. Популярностью пользовались романы Ю. В. Бондарева, Б. JI. Васильева, Ю. В. Трифонова, П. JI. Проскурина, Чингиза Айтматова, А. С. Иванова, других писателей, принадлежавших к различным, нередко противостоящим друг другу идейным направлениям. Феноменом советской литературы того времени стала так называемая «деревенская проза » (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Б. А. Можаев, B. М. Шукшин и др.), обращавшаяся к проблемам в жизни села, взаимоотношению власти и крестьянства, вопросам экологии.

О духовном мире советских людей можно судить по работам режиссеров Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захарова, О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, Т. Е. Абуладзе, актеров (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, С. Ю. Юрский, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт, В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.).

Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С. Ф. Бондарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н.Озеров (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы»), С.И. Ростоцкий («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим Черное ухо»), А. А.Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер»), Э.А.Рязанов («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И.Гайдай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И.Усков и В. А. Краснопольский), «Место встречи изменить нельзя» (С.С.Говорухин) и др.

Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э.Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова, В. М. Гордеев, А. Б. Годунов, М. Н. Барышников и др.)- Опера была представлена творчеством И. К. Архиповой, В.А.Атлантова, З.Л. Соткилавы, Е. В. Образцовой, Т.И.Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова, А. А. Эйзена и др. Огромные очереди стояли на выставки художников И. С. Глазунова и A. М. Шилова, творившего в реалистической манере.

Еще одним своеобразным явлением советской культуры стала авторская песня. Символом этого явления было творчество B. С. Высоцкого. Не менее известны песни Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, Б. Ш. Окуджавы и др. Популярным среди молодежи было творчество музыкальных рок-групп, например «Машины времени», «Цветов».

Самыми известными эстрадными певцами в те годы являлись М. М. Магомаев, И. Д. Кобзон, Э.С.Пьеха, Э. А. Хиль, А. Б. Пугачева, С.М.Ротару, Л.В.Лещенко, музыкальные ансамбли «Самоцветы», «Песняры», «Ореро» и др.

Культура в годы перестройки. Гласность способствовала публикации в СССР многих запрещенных ранее произведений. Среди них были романы А.Н.Рыбакова «Дети Арбата», В. Д. Дудинцева «Белые одежды», Д. А. Гранина «Зубр», А. А. Бека «Новое назначение», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти книги были посвящены сталинскому времени и показывали трагические судьбы людей. Появились в печати и более ранние произведения: «Мы» Е. И. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка, «Чевенгур» и «Котлован» А. П. Платонова и др. Большими тиражами выходили труды русских философов, историков, социологов Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина, В. Н. Лосского, И. А. Ильина. Позже стали издаваться и произведения писателей- эмигрантов И. А. Бродского, Г. Н. Владимова, В. Н.Войновича, А. А. Галича, В. П. Некрасова, Э. В. Лимонова и др. Среди та- ких произведений особый резонанс вызвала публикация «Архипелага ГУЛАГ» и других книг А. И. Солженицына.

Размышления, связанные с неблагополучным состоянием общества, получили широкое отражение в литературе: повестях В. Г. Распутина «Пожар» (1985), В. П. Астафьева «Печальный детектив» (1987) и др.

Заметные изменения произошли в кинематографе. Символом перестройки стал фильм Т.Е.Абуладзе «Покаяние» о временах сталинских репрессий. Появились давно снятые, но не показываемые ранее картины А. Я. Аскольдова «Комиссар», А.Г.Германа «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». В период перестройки были сняты и получили известность художественные и документальные фильмы «Завтра была война» Ю.В. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» А. А. Прошкина, «Собачье сердце» В.В.Бортко, «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» С. С. Говорухина.

Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полуподполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрантских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др.

Развитие науки и техники. После Великой Отечественной войны в СССР быстро увеличивалось число научных учреждений и научных работников. В 1957 г. возле Новосибирска был основан Академгородок.

Под руководством С. П. Королева шла разработка ракетной техники. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю. А.Гагарин.

В 70-е гг. на смену одиночным космическим полетам пришли коллективные многодневные экспедиции на околоземную орбиту. Началось использование принципиально новых космических кораблей «Союз », которые до сих пор остаются основой российской космонавтики. Были созданы долговременные орбитальные космические станции «Салют ». Семь таких станций было выведено на орбиту при помощи ракеты-носителя «Протон ». В 1986 г. на орбиту была выведена орбитальная станция «Мир » («Салют-8»), проработавшая в три раза больше намеченного срока и затопленная в 2001 г.

Еще в 60-е гг. началась разработка советской лунной программы. В 1966 г. автоматическая межпланетная станция «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на Луне. В 1970 г. «Луна-16» доставила образцы лунного грунта на Землю. В том же году на Луну был отправлен и успешно начал работу первый автоматический самоходный аппарат «Луноход-1». Однако испытания ракеты для доставки на Луну людей окончились неудачей. Советские спускаемые космические аппараты первыми достигли поверхности Венеры и Марса, начали изучать их атмосферу и грунт. В 1975 г. состоялся совместный советско-американский космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон», открывший эру международного сотрудничества в космосе.

Значительные достижения демонстрировал СССР в развитии техники. В 1965 г. в конструкторском бюро O.K. Антонова был создан крупнейший в мире транспортный самолет «Антей». В декабре 1975 г. началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета «Ту-144» (КБ А. Н. Туполева). С 1976 г. начал перевозки пассажиров и грузов первый советский аэробус «Ил-86» (КБ С. В. Ильюшина). В 1975 г. белорусские автостроители создали крупнейший самосвал «БелАЗ» грузоподъемностью 110 т. В 1974 г. был спущен на воду самый большой атомный ледокол «Арктика».

Развитие образования. С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на 11-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве. После отставки Н. С. Хрущева многие его нововведения были отменены, в частности вернулись к 10-летней школе.

В 70-х гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. С 1970 по 1985 г. число людей, имевших такое образование, выросло почти втрое. В 1984 г. было введено 11-летнее образование и понижен возраст поступления детей в школу с 7 до 6 лет. Тогда же повысили оплату труда учителей. Расширилась сеть высших учебных заведений. В начале 80-х гг. они выпускали каждый год более 1 млн. специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: