Введение
«Родные, милые края, Даны с рожденья мне судьбою, Родная Родина моя, Навеки связан я с тобой. …» Н. Кадышев |
В настоящее время для современного человека стало актуальным укрепление культурно-исторических связей с родным краем. Малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Начинать знакомство с малой Родиной надо с детства.
Знакомство детей с Мокшанским краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема: как привить любовь к малой Родине детей дошкольного возраста. Возникла во время проведения бесед с младшим братом о родном поселке, его достопримечательностях, прошлом и настоящем, о природе родного края, где он проявил недостаточные знания.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение детей детского сада к культуре своего народа, пополнить знания о поселке, в котором мы живем.
Цель: изучение истории малой Родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание интереса к малой Родине.
Задачи:
1. Изучить литературные и информационные источники по теме
2. Составить экскурсионные карточки, сознать сувениры на память.
3. Поделиться с детьми детского сада знаниями о родном поселке
4. Воспитать любовь к родному поселку, умение видеть прекрасное
5. Узнать интересные факты про Мокшан
Тип проекта: практико-ориентированный
По назначению: учебный
По количеству участников: групповой
По продолжительности: долгосрочный
Ожидаемый результат: дети имеют знания о родном поселке, его достопримечательностях. Владеют навыками бережного отношения к родной природе, применяют полученные знания о родном крае в добрых делах и поступках на благо малой Родины.
Необходимое оборудование: ПК с принтером, учебная и краеведческая литература, фотоаппарат
Этапы работы над проектом:
1 этап. Предварительный этап
ü Выбор темы и целей проекта
ü Определение источников информации
ü Планирование способов сбора и анализа информации
Нам всегда кажется, что о своей малой Родине мы знаем всё или почти всё. И всегда отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой Родиной». Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В детском возрасте происходит формирование характера мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к Родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность узнать много интересного о своём посёлке.
Во время подготовительного этапы, было выяснено, что несмотря на большую работу в области краеведения в Мокшанском районе, доступной информации не так уж и много. И первой проблемой, с которой мы столкнулись это недостаток литературы для изучения истории поселка и его достопримечательностей. Был разработан план по изучению информационных источников о родном посёлке. Большую информацию мы брали из интернета и готовых работ по краеведению разработанных в нашей школе.
2 этап. Основной этап
ü Оформление экскурсионных карточек, создание лепбука, создание магнитов
ü Проведение с воспитанниками детского сада экскурсии по Мокшану
ü Проведение с детьми детского сада интеллектуальной игры «Мой Мокшан»
ü Проведение творческих конкурсов «Я и мой поселок»
Во время проведения основного этапа мы разделили обязанности и приступили к реализации проекта. Нами были разработаны экскурсионные карточки для проведения экскурсий. (Приложение 1) Первая экскурсия будет посвящена Временной ленте истории, где дети познакомятся с постройками нашего поселка в разные периоды времени. Вторая экскурсия посвящена важным достопримечательностям нашего посёлка, где детям будет рассказана история и современное предназначение зданий, памятников и памятных мест. Третья экскурсия посвящена природе Мокшанского района, её необычная красота и исключительность.
Создание лепбука[1] дело творческое и интересное. В лепбук мы старались поместить много информации о посёлке, которую нужно знать всем. (Приложение 2)
На экскурсиях дети показали интерес и увлечение. Они с удовольствием слушали рассказ о своей малой Родине, а потом с удовольствием рассказывали своим родителям про Мокшан. Нужно отметить, что некоторые родители не знали той информации, которую рассказали дети.
Во время проведения интеллектуальной игры главной целью было формирование патриотических чувств и любви к своей малой Родине. Удалось развивать познавательный интерес к нашему посёлку. Дети с удовольствием приняли участие и отвечали на все вопросы. Было принято решение приходить к ним чаще, и также дети получили приглашение на игру в школьный музей. (Приложение 3)
Творческие конкурсы дети очень любят и радостью принимают в них участие. И предложение поучаствовать в таких конкурсах приняли быстро. Творческие конкурсы стимулируют детей продолжать узнавать новое, рождает интерес к познанию.
3. этап. Завершающий этап
ü Подведение итогов конкурса
ü Знакомство с проектом учеников нашей школы, с целью привлечения их в проект
На данный момент нам рано подводить итоги, так как проект находится в стадии реализации. Проект долгосрочный и не имеет точной даты завершения. Мы ставим цель привлечь других учащихся нашей школы в данный проект, для охвата детей из других садов. Ведь каждый ребенок имеет право на образование и на знание о нашем посёлке.
План мероприятий по реализации проекта с одной группой детского сада Родничок
Наименование мероприятий | Дата проведения | Ответственный |
Оформление экскурсионных карточек | Сентябрь 2018 | Мордашкина Д. |
Создание лепбука | Октябрь 2018 | Мордашкина Д. |
Создание магнитов | Октябрь 2018 | Швецова В. |
Проведение с воспитанниками детского сада экскурсии № 1 | Ноябрь 2018 | Мордашкина Д., учитель истории Жучкина М.В. |
Проведение с воспитанниками детского сада экскурсии № 2 | Январь 2019 | Швецова В., учитель истории Жучкина М.В. |
Проведение с воспитанниками детского сада экскурсии № 3 | Апрель-май 2019 | Мордашкина Д., учитель истории Жучкина М.В. |
Проведение с детьми детского сада интеллектуальной игры «Мой Мокшан» | Декабрь 2018 | Швецова В. |
Проведение конкурса рисунков «Я и мой поселок» | Декабрь 2019 | Мордашкина Д. |
Проведение конкурса поделок «Мой дом – моя крепость» | Март 2019 | Мордашкина Д. |
Проведение занятия с детьми «Я рисую природу Мокшана» | Май 2019 | Швецова В. |
Заключение
Оценка результатов и отчетность
На текущий момент проект еще не закончен. В приложении представлены материалы, которые на данный момент могут послужить текущими результатами.
В ходе проекта были созданы следующие творческие продукты: экскурсионные карточки, лепбук, магниты.
В виде отчетности представляем свой проект на краеведческой конференции.
Список использованной литературы и электронных ресурсов
Кадышев Н.А. Вспоминая Прожитые годы. Рузаевка, 2015
Котляр О.Н. Мокшан. Саратов, 1980
МБУКМЦ Районный Дом культуры Мокшанского района – rdkmokhan.at.ua
Официальный сайт Администрации Мокшанского района – mokshan.pnzreg.ru
Управление образованием Администрации Мокшанского района – mokobr.ru
Фотографии р.п.Мокшан Пензенская область – photogoroda.com
Приложение
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение 3
[1] Лепбук – интерактивная тематическая папка, в которой собран материал на определённую тему, которую мы хотим проработать.