Что такое просодия и какова её роль в работе педагога-дефектолога?




Мусаева Сабрие С(Д)О-19

9.30. 11.00

Практическое занятие (2 часа)

Тема. Основы педагогической риторики

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

1. На лекции вам были охарактеризованы и раскрыты требования к профессиональной речи учителя:

· грамотность речи и её лексическое богатство;

· содержательная наполненность (речь учителя должна быть достаточно информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью и обогащающим личный опыт учеников);

· уместность речи (знание педагогом аудитории, понимание её особенностей и обстоятельств, в которых осуществляется речевая деятельность, предполагает отбор содержания речи, языковых средств, определённых коммуникативных действий);

· логичность и доступность (доступность речи здесь понимается не только в плане точности и прозрачности высказываний учителя, но также имеется в виду и умение приспосабливать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

· просодическая экспрессивность, эмоциональность и образность речи;

· литературность и следование речевому этикету, использование устойчивых формул общения;

· техническая отточенность (оптимальные темп и ритм речи, поставка дыхания и голоса, чёткая дикция).

Какие три требования, на Ваш взгляд, являются самыми важными? Ответ обоснуйте.

Что такое неопределённая направленность речи, в чём она выражается и почему не допустима в работе дефектолога.

Неопределенная направленность информации, которую хочет донести оратор для слушателей, затрудняет понимание, восприятие данной информации, как личностно значимую.

Учителю важно уметь:

a) грамотно формулировать вопросы;

б) отвечать и пояснять ответы;

в) производить оценочное суждение.

Только лишь принимая во внимание большое количество немаловажных факторов можно достигнуть предельной эффективности профессиональной речи.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога, особенно педагога - дефектолога - основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Безусловно, знание педагогом - дефектологом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи -это залог успешности работы.

Что такое фонетическое поведение оратора? Каковы требования к фонетическому поведения педагога-дефектолога?

Особенности фонетического поведения оратора, воспринимаемые как проявления его индивидуальности, связаны в первую очередь с его речевым голосом. Говоря о проявлениях индивидуального стиля оратора на фонетическом уровне, невозможно разграничить речеголосовые (паралингвистические) свойства, сегментные характеристики и особенности просодии. Все эти компоненты в совокупности и образуют ту неповторимую манеру речи оратора, которая делает публичную речь риторическим событием.

Несколько примеров проявления индивидуального ораторского стиля на фонетическом уровне, отметим:

· артикуляция, звучность,

· качество голоса,

· темп (скорость речи и паузация),

· тональные характеристики (уровень, диапазон),

· мелодический рисунок,

· особенности акцентуации.

Что такое просодия и какова её роль в работе педагога-дефектолога?

Просо́дия (от греч. προσῳδία — ударение, припев)система фонетических средств (высотных, силовых,временны́х), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль. Часто выделяются следующие элементы (компоненты) просодии: речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных языков – словесные тоны. В этом значении термин «просодия» часто синонемичен понятию интонация.

Просодическая сторона речи – это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии.

Просодическая сторона детской речи развивается с обучением его говорить.

Компоненты просодики речи в логопедии:

· темп и ритм;

· логическое ударение;

· тембр;

· интонация;

· тон.

Тон и интонация передают эмоции человека: радость, воодушевление, недоверие. Ритм и темп вносит порядок в звуковой состав и скорость протекания изложения мыслей вслух.

Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.

 

Список использованных источников:

1. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/08/09/ritorika-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya

2. https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-stil-oratora-i-ego-prosodicheskie-markery

3. https://vospitanie.guru/rech/razvitie-prosodicheskoj-storony-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

4. https://logopediacentr.ru/logopediya/prosodika



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: