Мусаева Сабрие С(Д)О-19
9.30. 11.00
Практическое занятие (2 часа)
Тема. Основы педагогической риторики
ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1. На лекции вам были охарактеризованы и раскрыты требования к профессиональной речи учителя:
· грамотность речи и её лексическое богатство;
· содержательная наполненность (речь учителя должна быть достаточно информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью и обогащающим личный опыт учеников);
· уместность речи (знание педагогом аудитории, понимание её особенностей и обстоятельств, в которых осуществляется речевая деятельность, предполагает отбор содержания речи, языковых средств, определённых коммуникативных действий);
· логичность и доступность (доступность речи здесь понимается не только в плане точности и прозрачности высказываний учителя, но также имеется в виду и умение приспосабливать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);
· просодическая экспрессивность, эмоциональность и образность речи;
· литературность и следование речевому этикету, использование устойчивых формул общения;
· техническая отточенность (оптимальные темп и ритм речи, поставка дыхания и голоса, чёткая дикция).
Какие три требования, на Ваш взгляд, являются самыми важными? Ответ обоснуйте.
Что такое неопределённая направленность речи, в чём она выражается и почему не допустима в работе дефектолога.
Неопределенная направленность информации, которую хочет донести оратор для слушателей, затрудняет понимание, восприятие данной информации, как личностно значимую.
Учителю важно уметь:
a) грамотно формулировать вопросы;
б) отвечать и пояснять ответы;
|
в) производить оценочное суждение.
Только лишь принимая во внимание большое количество немаловажных факторов можно достигнуть предельной эффективности профессиональной речи.
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Речь педагога, особенно педагога - дефектолога - основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Безусловно, знание педагогом - дефектологом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи -это залог успешности работы.
Что такое фонетическое поведение оратора? Каковы требования к фонетическому поведения педагога-дефектолога?
Особенности фонетического поведения оратора, воспринимаемые как проявления его индивидуальности, связаны в первую очередь с его речевым голосом. Говоря о проявлениях индивидуального стиля оратора на фонетическом уровне, невозможно разграничить речеголосовые (паралингвистические) свойства, сегментные характеристики и особенности просодии. Все эти компоненты в совокупности и образуют ту неповторимую манеру речи оратора, которая делает публичную речь риторическим событием.
Несколько примеров проявления индивидуального ораторского стиля на фонетическом уровне, отметим:
|
· артикуляция, звучность,
· качество голоса,
· темп (скорость речи и паузация),
· тональные характеристики (уровень, диапазон),
· мелодический рисунок,
· особенности акцентуации.
Что такое просодия и какова её роль в работе педагога-дефектолога?
Просо́дия (от греч. προσῳδία — ударение, припев)система фонетических средств (высотных, силовых,временны́х), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль. Часто выделяются следующие элементы (компоненты) просодии: речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных языков – словесные тоны. В этом значении термин «просодия» часто синонемичен понятию интонация.
Просодическая сторона речи – это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии.
Просодическая сторона детской речи развивается с обучением его говорить.
Компоненты просодики речи в логопедии:
· темп и ритм;
· логическое ударение;
· тембр;
· интонация;
· тон.
Тон и интонация передают эмоции человека: радость, воодушевление, недоверие. Ритм и темп вносит порядок в звуковой состав и скорость протекания изложения мыслей вслух.
Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.
Список использованных источников:
1. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/08/09/ritorika-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya
2. https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-stil-oratora-i-ego-prosodicheskie-markery
3. https://vospitanie.guru/rech/razvitie-prosodicheskoj-storony-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
4. https://logopediacentr.ru/logopediya/prosodika