Русская живопись XVIII века




 

Развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. за рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.

Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.

Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. Расцвет искусства середины XVIII века совпадает с подъемом всей национальной культуры, представленной именами Ломоносова, Новикова, Сумарокова, Радищева. Начиная с петровского времени, русская культура развивалась под влиянием идей просветительства, и портретное искусство стало воплощением нового идеала человеческой личности, возникшего в передовых кругах русского общества.

Крупнейшие мастера того времени – Антропов и Аргунов, самостоятельно овладевали приемами портретного искусства. В отличие от иностранцев, они стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.

Во второй половине XVIII века дальнейшее развитие идей просветительства определило высокое представление о назначении человека и наполнило искусство гуманистическим содержанием. Выдающиеся художники того времени – Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский оказали глубокое воздействие на развитие портретного искусства.

Федор Степанович Рокотов (1735? - 1808)

История изучения его творчества. Москва в жизни художника. Эволюция типологических особенностей и стилевая характеристика произведений. Камерный и интимный портрет. Портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772, ГТГ), "Неизвестного в треуголке" (начало 1770-х, ГТГ), "Неизвестной в розовом платье" (1770-е гг. XVIII в. ГТГ). Однородная социальная платформа и взаимопонимание модели и художника как основа портретной концепции интимного полотна. Вопрос о московской фронде и круг моделей этого периода. Колорит и живописная манера. Особенности тяготеющей к монохромности гаммы и колористические эксперименты. Идеальность и автопортретность произведений этого круга. Традиции "улыбчивости" рококо и эмоциональный тонус этого периода.

Произведения 1780-90 - х гг. Портреты В.Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е.Н. Орловой (Около 1779, ГТГ), В.Н. Суровцевой (вторая половина 1780-х, ГРМ). Нарастание объективного видения. Проблема духовной исключительности. Тип "екатерининской "красоты. Наглядность живописной маэстрии и особенности фактуры. Вопрос о приоритете цвета и светотеневых приемов. Рокотов и Левицкий. Рокотов и западноевропейские мастера

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Среди первых художников XVIII века, названного в российском искусстве веком портрета, Дмитрий Григорьевич Левицкий занимает почетное место. Его парадные и камерные изображения императрицы Екатерины II, ее вельмож, известных в России людей, близких художника, воспитанниц Смольного института благородных девиц способствовали европейскому признанию стремительно развивающейся русской живописи. По мастерству исполнения они едва ли уступали шедеврам западноевропейских портретистов того времени

Иван Фирсов (род. 1733 —ум. после 1785 г.)

Картина Ивана Фирсова «Юный живописец» принадлежит к числу самых ранних, но уже совершенных образцов русского бытового жанра. Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе – обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папье-маше, изображающий человеческую фигуру.

Михаил Шибанов

Его творческая деятельность началась, по-видимому, в 70-х годах. К этому времени относятся портреты Спиридовых (Третьяковская галерея) и Нестеровых (частное собрание). Тогда же он создал свои известные композиции из крестьянского быта: «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора», или «Сговор» (1777, обе в Третьяковской галерее). На обороте этих картин указано, что они изображают ((суздальской провинции крестьян» и что «Сговор» писан «в той же провинции в селе Татарове».

Шибанов показал себя в этих картинах не только хорошо знающим и любящим русских крестьян, не только смело передающим их внешний облик и предметы их бытового уклада, но и глубоко проникающим в сущность создаваемых им образов. Это роднит Шибанова с лучшими мастерами живописи XVIII века; он близок им умением раскрыть основные черты живых характеров, передать значительность изображенных лиц.

С уважением к человеческому достоинству изображаемых он показал в картине «Крестьянский обед» усталого пожилого крестьянина и его жену, с сосредоточенным выражением ставящую еду на стол; с подлинным проникновением в душевный мир человека он изобразил молодых членов этой семьи—отца, с легкой и теплой улыбкой смотрящего на ребенка, который лежит на руках матери, строго и любовно остановившей на нем свой взор.

Иван Алексеевич Ерменев (1746 — после 1792 г.)

Ерменев создал в суровых и трагических тонах образы сильных, значительных и одновременно обездоленных людей, ослепших и нищих. Большая акварель Ерменева, изображающая поющих слепцов на деревенской улице, как бы синтезирует все отдельные изображения: в ней показаны слепцы, сидящие кружком, и крестьяне, которые слушают их, задумавшись и подпевая. Художник достиг исключительной силы трактовки образа русского крестьянина, передал его зрелую мудрость и величие духа, стойкость в несчастьях. Ерменев воплотил в своих работах титаническую мощь родного народа, скованного тяжелой долей. Образы крестьян у Ерменева близки образам великого писателя-революционера А.Н. Радищева (в книге «Путешествие из Петербурга в Москву»), Некоторые крестьяне из книги Радищева (как, например, «слепой старик, сидящий у ворот почтового двора, окруженный толпою») в своем величаво скорбном характере и моральной чистоте родственны нищим-слепцам, изображенным Ерменевым.

Алексеев Фёдор Яковлевич (1753(55) – 11.10 1824 гг.) – русский живописец-пейзажист, крупнейший представитель жанра городского пейзажа (ведуты) в истории русской живописи XIX в.

Орест Адамович Кипренский (1783 — 1836) — профессор исторической живописи, один из самых лучших портретистов России, когда либо существовавших, и достойный соперник лучших художников целой Европы. В Италии прозвали его «Русским Ван Дэйком». Начав свое поприще под руководством Угрюмова с подражания своему учителю, он скоро обратился к Рубенсу и Рембрандту, стремясь слить обе кажущиеся противоположными их манеры, но скоро оставил их обоих и создал свой особенный стиль…. Портреты Кипренского рассеяны по всей Европе. (А. Н. Андреев. ИЗ книги «Живопись и живописцы главнейших европейских школ.» 1857) О.А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. Одни построены на резком контрасте света и тени. В других главным живописным средством оказывается тонкая градация близких друг другу цветов

Василий Алексеевич Тропинин в течение своей долгой жизни написал огромное количество произведений (около 300), из которых большую часть составили портреты. Этот талантливый художник внес много нового в развитие русского искусства первой половины XIX века. Он был первым русским художником, который ввел в нашу живопись образ простого человека, утверждая сердечность его чувств, глубокую симпатию к его личности, внимание к обычной, окружающей его обстановке.

В историю русской живописи Павел Андреевич Федотов вошёл как выдающийся художник-реалист, живописец ироничный и тонкий. Современный исследователь Д.В. Сарабьянов справедливо отмечал: "Он рисовал всё: как люди садятся и как сидят в присутствии начальства, как они ходят по улицам или ведут себя за карточным столом, как разворачиваются фигуры в сложнейших ракурсах, каков человеческий глаз или нос. Он рисовал портреты чуть ли не всех своих знакомых. Казалось, ему не хватало моделей, времени, бумаги, карандашей, чтобы утолить свою беспредельную жажду наблюдения. Это была страсть".

Пёстрый калейдоскоп типов и характеров П.А. Федотов наблюдал в реальной жизни.

"Анкор..." - одна из последних работ П.А. Федотова, в которой художник создает трагический образ бессмысленного существования. Смешное и занятное, до этого так интересовавшее живописца, сохраняется лишь в названии (одно и то же слово повторяется в нем по-русски и по-французски). Художник берёт за основу самый простой и незамысловатый сюжет и возводит его до глубокого, активно воздействующего образа, своего рода символа.

Свежий кавалер. 1846 Это первое живописное произведение художника, и в нем уже видны все особенности творчества П.А. Федотова. В основе искусства Федотова - умение строить занимательный рассказ с помощью выразительных деталей

Художника Василия Григорьевича Перова называют бытописателем русской действительности. Его кисти принадлежит немало произведений, в которых он сочувствует представителям самого бесправного и незащищённого сословия. Особенный успех художнику принесли полотна, с бытовыми сценами народной жизни: "Проповедь на селе", "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862), "Тройка" (1866), "Утопленница", "Последний кабак у заставы" (1868), "Сельский крестный ход на Пасху" (1861).

Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже, в дворянской семье. Семья Ге (Gay) родом из Франции. В конце XVIII в. прадед художника эмигрировал в Россию и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком и детство Николая Николаевича прошло в деревне. Затем он воспитывался в киевской гимназии, по окончании которой поступил в Киевский университет, а откуда перешел в Петербургский. Отучившись два года, он оставил университет и в 1850 году поступил в Академию художеств в которой учился 7 лет.

Илья Ефимович Репин(1844-1930)

Первой самостоятельной работой художника является картина «Бурлаки на Волге» (1870—1873. ГРМ). Во время поездки на пароходе по Неве в 1863 году Репин впервые увидел бурлаков. Люди, впряженные в лямки, как скот, тянули баржу, в то время как на берегу беззаботно гуляли нарядные господа. Этот контраст поразил художника. У него родилась идея написать эту сцену, построенную на противопоставлении. Известный пейзажист Ф. А. Васильев заметил: «Картина должна быть шире, проще, что называется сама по себе...Бурлаки, так бурлаки!». И Репин отказался от прямолинейной тенденциозности. Он поехал на Волгу, желая лучше изучить своих будущих героев..

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911) Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И.Н. Крамским, Н.Н. Ге, В.Г. Перовым, М.К. Клодтом

Крамской Иван Николаевич(1837-1887) русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) в бедной мещанской семье. С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.

В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет.

"Московский дворик" - первое произведение в русской живописи, полное воздуха и света. Это настоящий гимн патриархальной Москве.

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)

Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.

В 1888 году художник писал в одном из писем: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит". Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: