Урок-эврика (урок работы с текстом).
Класс
Л.М. Видерман, О.Н. Левушкина, О.В. Половинкина
Урок-эврика – это урок, совмещающий в себе полезное и интересное, приводящий детей к открытию. Целями настоящего урока являются формирование языковедческих и коммуникативных умений учащихся, совершенствование их речи; развитие умения анализировать художественный текст, синтезировать, интерпретировать полученную информацию; подготовка к ЕГЭ (части В и С).
На организационном этапе урока учитель, демонстрируя различные примеры, пытается выяснить, по каким критериям дети отличают поэтический текст от прозаического. Затем учитель сообщает учащимся, что сегодня на уроке будет проводиться работа с необычным произведением, и дает задание послушать текст и попытаться представить себе то, о чём в нём говорится. Далее читается текст.
Мама на даче, ключ на столе, завтрак можно не делать. Скоро каникулы, восемь лет, в августе будет девять. В августе девять, семь на часах, небо легко и плоско, солнце оставило в волосах выцветшие полоски. Сонный обрывок в ладонь зажать, и упустить сквозь пальцы. Витька с десятого этажа снова зовет купаться. Надо спешить со всех ног и глаз - вдруг убегут, оставят. Витька закончил четвертый класс - то есть почти что старый. Шорты с футболкой - простой наряд, яблоко взять на полдник. Витька научит меня нырять, он обещал, я помню. К речке дорога исхожена, выжжена и привычна. Пыльные ноги похожи на мамины рукавички. Нынче такая у нас жара - листья совсем как тряпки. Может быть, будем потом играть, я попрошу, чтоб в прятки. Витька - он добрый, один в один мальчик из Жюля Верна. Я попрошу, чтобы мне водить, мне разрешат, наверно. Вечер начнется, должно стемнеть. День до конца недели. Я поворачиваюсь к стене. Сто, девяносто девять.
Мама на даче. Велосипед. Завтра сдавать экзамен. Солнце облизывает конспект ласковыми глазами. Утро встречать и всю ночь сидеть, ждать наступленья лета. В августе буду уже студент, нынче - ни то, ни это. Хлеб получерствый и сыр с ножа, завтрак со сна невкусен. Витька с десятого этажа нынче на третьем курсе. Знает всех умных профессоров, пишет программы в фирме. Худ, ироничен и чернобров, прямо герой из фильма. Пишет записки моей сестре, дарит цветы с получки, только вот плаваю я быстрей и сочиняю лучше. Просто сестренка светла лицом, я тяжелей и злее, мы забираемся на крыльцо и запускаем змея. Вроде они уезжают в ночь, я провожу на поезд. Речка шуршит, шелестит у ног, нынче она по пояс. Семьдесят восемь, семьдесят семь, плачу спиной к составу. Пусть они прячутся, ну их всех, я их искать не стану.
Мама на даче. Башка гудит. Сонное недеянье. Кошка устроилась на груди, солнце на одеяле. Чашки, ладошки и свитера, кофе, молю, сварите. Кто-нибудь видел меня вчера? Лучше не говорите. Пусть это будет большой секрет маленького разврата, каждый был пьян, невесом, согрет, теплым дыханьем брата, горло охрипло от болтовни, пепел летел с балкона, все друг при друге - и все одни, живы и непокорны. Если мы скинемся по рублю, завтрак придет в наш домик, Господи, как я вас всех люблю, радуга на ладонях. Улица в солнечных кружевах, Витька, помой тарелки. Можно валяться и оживать. Можно пойти на реку. Я вас поймаю и покорю, стричься заставлю, бриться. Носом в изломанную кору. Тридцать четыре, тридцать...
Мама на фотке. Ключи в замке. Восемь часов до лета. Солнце на стенах, на рюкзаке, в стареньких сандалетах. Сонными лапами через сквер, и никуда не деться. Витька в Америке. Я в Москве. Речка в далеком детстве. Яблоко съелось, ушел состав, где-нибудь едет в Ниццу, я начинаю считать со ста, жизнь моя - с единицы. Боремся, плачем с ней в унисон, клоуны на арене. "Двадцать один", - бормочу сквозь сон. "Сорок", - смеется время. Сорок - и первая седина, сорок один - в больницу. Двадцать один - я живу одна, двадцать: глаза-бойницы, ноги в царапинах, бес в ребре, мысли бегут вприсядку, кто-нибудь ждет меня во дворе, кто-нибудь - на десятом. Десять - кончаю четвертый класс, завтрак можно не делать. Надо спешить со всех ног и глаз. В августе будет девять. Восемь - на шее ключи таскать, в солнечном таять гимне...
Три. Два. Один. Я иду искать. Господи, помоги мне.
После первичного восприятия текста проводится беседа о том, понравился ли он школьникам, какую картину представляешь себе, когда его читаешь или слушаешь, о чём этот текст, какое настроение пытался передать нам автор? Учитель спрашивает детей, могут ли они назвать ещё какие-либо произведения, в которых «проносится» вся жизнь человека? (Б.Окуджава «Девочка плачет, шарик улетел», В.Драгунский «Три вальса» и др.).
После вторичного прочтения текста (дети читают его самостоятельно про себя) проводится его анализ с помощью ответов на следующие вопросы:
- Что такое текст? Можно ли назвать прочитанное текстом?
- К какому стилю и типу речи можно отнести данный текст? (Стиль – художественный, т.к. много метафор, эпитетов, сравнений; эмоционально окрашенных слов (дети приводят примеры). Данный текст относится к повествованию с элементами рассуждения, т. е. это контаминированный текст).
- На какие части можно разделить этот текст и почему?
- Каковы микротемы каждой части?
- Какие проблемы поднимает автор в данном тексте? (Жизнь не должна быть прожита напрасно, бесцельно. Проблема одиночества человека среди людей. Проблема нереализованности и т.д.)
- В каких произведениях мы встречаемся с подобными проблемами? (М. Лермонтов «Мцыри», А.Алексин «Безумная Евдокия», «А тем временем где-то», К. Паустовский «Телеграмма» и др.).
- Найдите ключевую фразу и подумайте над ее значением («Все друг при друге и все одни».)
- Каковы особенности композиции (кольцевая, параллельное построение абзацев).
- Какие образы в данном тексте можно назвать ключевыми, что происходит с ними на протяжении всего произведения? (естьповторяющиеся образы – мама, Витька, речка, лето, солнце, сон и т.д., - которые дополняются новыми деталями от строфы к строфе).
- Проследите, как меняются образы от строфы к строфе и оформите ваши наблюдения в виде таблицы.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ
1 строфа | 2 строфа | 3 строфа | 4 строфа | |
Мама | Мама на даче. | Мама на даче. | Мама на даче. | Мама на фотке. |
Витька | Закончил четвертый класс. Витька - он добрый, один в один мальчик из Жюля Верна. | … нынче на третьем курсе. Знает всех умных профессоров, пишет программы в фирме. Худ, ироничен и чернобров, прямо герой из фильма. | Витька, помой тарелки. | В Америке. |
Речка | В неё ныряют. | …шуршит, шелестит у ног, нынче она по пояс. | Можно пойти на реку. | Речка в далеком детстве. |
Лето | Скоро каникулы. | Утро встречать и всю ночь сидеть, ждать наступленья лета. | Из контекста можно понять, что лето в разгаре (солнечные кружева… можно пойти на реку…). | Восемь часов до лета. |
Солнце | Солнце оставило в волосах выцветшие полоски. | Солнце облизывает конспект ласковыми глазами. | Солнце на одеяле. Улица в солнечных кружевах. | Солнце на стенах, на рюкзаке, в стареньких сандалетах В солнечном таять гимне. |
Сон | Сонный обрывок в ладонь зажать и упустить сквозь пальцы. | Завтрак со сна невкусен. | Сонное недеянье. | Сонными лапами. Бормочу сквозь сон. |
Еда | Завтрак можно не делать. | Хлеб получерствый и сыр с ножа, завтрак со сна невкусен. | Кофе, молю, сварите. Если мы скинемся по рублю, завтрак придет в наш домик. | Яблоко съелось. |
Прятки | Может быть, будем потом играть, я попрошу, чтоб в прятки… Я попрошу, чтобы мне водить, мне разрешат, наверно. | Пусть они прячутся, ну их всех, я их искать не стану. | Я вас поймаю и покорю, стричься заставлю, бриться. Носом в изломанную кору. Тридцать четыре, тридцать... | Три. Два. Один. Я иду искать. Господи, помоги мне. |
Что ещё меняется от строфы к строфе? |
Анализ того, как изменяется каждый образ в процессе развития произведения, наводит на философские размышления и интерпретацию смысла произведения.
Интересно, что на протяжении всего произведения с помощью таких пунктирных линий обозначены судьбы героев (мамы, Витьки), в том числе и самой героини: дружба с Витькой в детстве; пылкая влюбленность в него в юношеские годы; ревность (отношения Витьки и сестры героини); полная власть над ним в зрелости («Витька, помой тарелки»); затем – разлука («Витька в Америке. Я в Москве», «сорок - и первая седина, сорок один - в больницу»).
На каждом жизненном этапе героини Солнце одинаково ласковое и благосклонное, оно – неотъемлемый элемент мировосприятия героини.
Интересен образ игры, который, без сомнения, является самым глубоким и многозначным в произведении. Прятки – игра, которая (в том числе, в виде счета) проходит через все произведение и является, на наш взгляд, сакральным символом в представлении человеческой жизни. Детство – время, когда человек ждет чего-то и торопит время: «…я попрошу, чтоб в прятки… Я попрошу, чтобы мне водить, мне разрешат, наверно». Юность – когда терпение кончается, особенно если ожидания, самые сокровенные, не сбываются: «Пусть они прячутся, ну их всех, я их искать не стану». В зрелости человек ощущает полноту своих сил и готов свершить очень многое: «Я вас поймаю и покорю, стричься заставлю, бриться…». Следующий этап является особенно важным: это анализ жизненного пути, «переоценка ценностей». Таким образом, детская игра завершается принятием серьёзного решения: «Три. Два. Один. Я иду искать. Господи, помоги мне ». Наступает момент истины.
Затем анализируются лексические, морфологические и синтаксические особенности данного произведения, способствующие раскрытию глубокого смысла текста. Также даются задания, аналогичные заданиям части В в ЕГЭ.
1. Отметьте лексические особенности текста и определите их функциональный потенциал в тексте.
- Ряды однородных членов (Речка шуршит, шелестит у ног…), просторечные выражения (Башка гудит. Горло охрипло от болтовни… Ну их всех) способствуют отражению реалистичной картины действительности.
- Олицетворение (Солнце облизывает и др.), эпитеты (сонный обрывок, в солнечном гимне и др.) помогают нам понять мироощущение героини, в котором солнце – неотъемлемый элемент.
- Метафоры (Сонный отрывок в ладонь зажать, и упустить сквозь пальцы). Образ сна, переплетающийся с действительностью, приобретает сюрреалистичный характер.
- Фразеологизмы (со всех ног и глаз, один в один, бес в ребре, мысли бегут вприсядку, состав ушёл, жизнь…с единицы), причем следует обратить внимание на их искаженность. Первоначальный вид и значение употребленных фразеологических единиц поможет понять работа с фразеологическим словарем.
- Ирония (почти что старый, прямо герой из фильма) способствует осознанию разницы прежде всего в возрасте между девочкой-героиней и её возлюбленным Витькой.
- Заимствованная лексика (шорты, футболка) обозначает привычные для детей явления.
- Сравнения (Пыльные ноги похожи на мамины рукавички. Листья совсем как тряпки) использованы для отражения образного восприятия действительности ребенком.
- Метонимия (Мальчик из Жюля Верна). Какие произведения подразумеваются? («Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта»). Как характеризует Витьку в восприятии девочки этот образ?
- Гипербола (Знает всех умных профессоров) отражает восприятие девочкой юноши-студента.
2. Отметьте морфологические особенности текста (в тексте употреблены, в основном, существительные, числительные, глаголы).
3. Определите, какие синтаксические особенности свойственны данному тексту и как они «работают» на раскрытие основных проблем текста?
- Ряды однородных членов (убегут, оставят; тяжелей и злее; чашки, ладошки и свитера и др.) способствуют отражению многообразия явлений, действий, встроенных в один ряд.
- Вводные слова и предложения (он обещал, я помню; мне разрешат, наверно) способствуют отражению личностного отношения к происходящему.
- Нераспространенные предложения, предложения из 2-3-х слов (Мама на даче. Завтра сдавать экзамен), бессоюзие (Скоро каникулы, восемь лет, в августе будет девять), неполные предложения (Витька в Америке. Я в Москве), эллипсис (Сорок – и первая седина, сорок один – в больницу) помогают автору создать впечатление быстрой смены событий, разговорного стиля.
- Анафора (Мама на даче) позволяет выстроить события разных жизненных этапов героини в параллели.
4. Тренировочные упражнения (часть В):
- подчеркнуть разными цветами союзы, предлоги, частицы.
- найти словосочетания с разными типами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
- выписать слова, образованные суффиксальным способом и др.
После анализа и интерпретации данного текста учитель задает вопрос о личности автора, который намеренно не освещался в начале урока, оставаясь загадкой. Учитель спрашивает учащихся о том, кто автор данного текста, каким они представляют его. Как правило, ответы сводятся к следующей характеристике: «Это женщина, лет сорока, недавно болевшая, но прожившая беззаботную жизнь. Веселая, озорная. Недавно осталась одна». Учитель говорит, что правы они только в одном: это женщина, правда еще совсем юная. Алина Кудряшева написала это произведение, будучи студенткой третьего курса филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Это наша молодая современница, почти ваша ровесница.
В качестве домашнего учащиеся получают задание написать сочинение-рассуждение на основе текста А. Кудряшевой «Мама на даче» на тему «Отражение мироощущения человека на определенных этапах жизни в тексте А. Кудряшевой “Мама на даче”».