Р ебенок узнает людей, предметы, возникают первые элементы наглядно-действенного мышления (мышление-действие –например, собирание пирамидки). Ребенок усваивает, что предметы обладают постоянным состоянием, активно повторяют и с удовольствием демонстрируют подражание взрослым.
Центральное новообразование младенческого возраста –
«Пра-мы» (у ребенка нет ощущения «Я», к концу первого года нет отделения от матери, к 2-3 годам категорично выделяется «Я»)
«Пра-мы» - переживание ребенком своей неразрывной связи с матерью, это первая форма самосознания, при которой ребенок выделяет внешний мир как внешний, но себя, как отдельное существо не выделяет.
Мультипликация матерей – это частая смена взрослых, ухаживающих за ребенком (нет привязанности к одной маме – происходит у детей в детских домах)
Э.Эриксон утверждал, что у младенцев появляется доверчивое отношение к миру, как к безопасному, не содержащему к себе угрозы – доверие к миру.
Развитие движений и действий:
Время появления движений | Развитие моторики |
1 месяц | Поднимает подбородок |
2 месяца | Поднимает грудь |
3 –//– | Тянется за предметом, но, как правило, промахивается |
4 –//– | Сидит с поддержкой |
5 – 6 –//– | Хватает рукой предметы |
7 –//– | Сидит без поддержки |
8 –//– | Садится без посторонней помощи |
9 –//– | Стоит с поддержкой: ползает на животе |
10 –//– | Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками |
11 –//– | Стоит без поддержки |
12 –//– | Ходит, держась одной рукой |
1 месяц – хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;
2 месяца – сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
3 месяца – удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот, различает близких, начинает выделять мать, развивается комплекс оживления на любого человека.
4 месяца – ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.
5 месяцев – противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев, отчетливое предпочтение матери.
6 месяцев – переломная точка развития, страх ухода матери, страх чужого лица – это сопровождается криком.
6-7 месяцев – ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.
8-9 месяцев – берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
10-11 месяцев – манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).
Развитие речи:
Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.
В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.
Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией.
К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.
Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.
Общение со взрослыми как ведущая деятельность младенца.
Ведущая деятельность младенческого возраста – эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Потребность в общении
у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться.
Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно?
Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
Госпитализм – ( больничный синдром, открыл Шпиц ) формируется при отсутствии у детей общения со взрослыми. Госпитализмом страдают не только младенцы, но и дети не имеющие родителей.
Кризис 1 года.
С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года »
Кризис возникает, когда ребенок начал ходить и произносить слова. Проявляется в первых актах оппозиции протеста (действия взрослых по отношению к ребенку.) Ребенок и взрослый вступает в полосу конфликтов; появляется логика «можно» и «нельзя», появляются границы дозволенного.
Основу кризиса составляет противоречие между потребностью в познании окружающего предметного мира и отсутствием у ребенка средств и способов познания (т.е. ребенок ничего не знает о предметах и не умеет с ними действовать.)
Внешние проявления кризиса:
у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение переходного периода –
своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает “взрослые” слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав - собака, ти-ти - часы).
Автономная детская речь – особый детский язык; речь, устроенная по своим законам: речь отдельными звукоподражательными словами, обрывки взрослых слов, слов-искажений, совершенно не похожих на взрослые.