Кафедра ХиПОМ
Отчет по самостоятельной работе № 4
по дисциплине ТМОХИ:
“Изготовление сканного пояса”
Преподаватель:
Ганенкова Н.А.
Студент:
Москалев П.В.
гр. 4101
Новгород
1998 г.
Содержание
1 Историческая справка
1.1 Новгородская скань
1.2 Московская скань
2 Технология
2.1 Инструменты и приспособления
2.2 Зернь
2.3 Припой
2.4 Ложная скань и зернь
3 Изготовление сканного пояса
4 Приложение
Список используемых источников
Историческая справка
Искусство скани получило в древней Руси широкое развитие почти повсеместно и достигло высоких вершин мастерства. Золотые и серебряные изделия, украшенные сканью и зернью, встречаются при раскопках древнерусских городов и деревенских курганов начиная с IX века. Височные кольца, лунницы, бусы, касты, и другие предметы были найдены при раскопках в Киевской Руси, землях Черниговской, Переяславской, Владимиро-Суздальской и во многих других местах.
Не только узоры, но и детали технологических приемов использование скани были разнообразны: то она ложилась плотно припаянной к поверхности золота или серебра, то составляла ажурный орнамент, украшенный зернью, иногда не располагалась в два яруса, из которых один возвышался над другим. Наряду с драгоценными, иногда изысканно-тонкими образцами сканного мастерства встречаются изделия ремесленной работы, а в деревенских курганах — грубоватые бусы из медного проволочного каркаса с серебряной зернью.
Исключительное значение по своим художественным качествам имеют украшения, найденные при раскопках Старорязанского городища.
На городище в 1822 году был найден широко известный клад золотых украшений с перегородчатой эмалью и тончайшей сканью (Рисунок 3)
Скань эта, частично совсем особого вида, не встречающая в других местах, представляет исключительный интерес. Сканный орнамент расположен в два яруса — витые золотые веревочки, пропущенные через вальцы и преобразовавшиеся в тонкие ленточки с рубчатым верхним краем, припаяны на ребро к поверхности металла, а поверх них, образуя второй ярус, напаяны узоры из тонкой, свитой в веревочки скани.
Опустошительные набеги Золотой Орды и междоусобные войны унесли множество сокровищ культуры и искусства, и среди них предметы, созданные ювелирами домонгольской Руси.
Новгородская скань
Новгород меньше других городов подвергся бедствиям в тяжелые годы, когда на Русь обрушилось монголо-татарское нашествие.
Искусство Новгорода во всех своих отраслях носит ярко выраженный индивидуальный характер. Новгород был крупнейшим центром серебряного искусства.
Новгородские серебрянники широко применяли скань в XV и XVI столетиях. В это время в Новгороде особенно распространен сканной орнамент крупных сердец, образованных соединенными по два спиральными завитками, сплошь покрытым мелкими спиральными кружками.(Рисунок 4.а)
В Новгородском искусстве XV, XVI и XVII столетий встречается несколько вариантов очень изящного сканного орнамента растительного характера: стилизованные цветы и травы поднимаются из цветка лилии; или же это легкие, волнообразно вьющиеся стебли с побегами и трилистниками со сложным контуром зубчатых лепестков.
Московская скань
В 1382 году, когда татары ворвались в Московский Кремль, вспыхнул пожар, в котором погибло немало сокровищ русской культуры.
О Московском сканном искусстве можно судить по двум значительным сохранившимся памятникам, созданным вскоре после пожара: серебряный оклад Евангелия Федора Кошки и сканной золотой венец с иконы Дмитрия Солунского.
Золотой венец с оклада иконы Дмитрия Солунского отчетливо показывает отражение византийской художественной культуры в ювелирном деле Древней Руси. Среди густого растительного орнамента, покрывающего венец, расположено восемь кругов, заполненных различными узорами. Все пространство между кругами заполнены сканными спирально изогнутыми растительными завитками, также как и в кругах.
Технология
Скань делают из “чистоты”, то есть из чистых золота и серебра, которые благодаря полному отсутствию или очень малому количеству примесей настолько мягки, что способны вытягиваться в особо тонкую проволоку. С трудом представляешь себе, что из одного грамма золота может быть вытянута нить длиной 2500 метров.
Дешевые сканные изделия делают из медной проволоки с последующим серебрением или золочением.
Инструменты и приспособления
Сканные работы не требуют сложного оборудования и многочисленных инструментов. Проволоку протягивают вручную, щипцами через ряд отверстий в стальной пластине (волочильной доске). Прием вытягивания проволоки вручную щипцами существовал вплоть до XX века, когда их применяли даже в крупных ювелирных мастерских. В частных ювелирных мастерских с единичным выпуском этот способ применяется и по сей день.
Сканные веревочки, проволока пропускается иногда через плоские вальцы, после чего получается ленточка с рубчатыми нижним и верхним краями и гладкими боками.
Если сканной орнамент делается на металлической основе, то на поверхность металла наносится рисунок карандашом или чертилкой, по которому щипчиками выгибают, а затем раскладывают небольшие отрезки гладкой или, свитой, обмазывая при этом каждую частичку клеем. Когда весь рисунок выложен, нужно плотно окрутить пластину с набранным сканным узором тончайшей железной проволокой, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места и не сбился рисунок.
Набранную на пластину и закрепленную проволокой скань смачивают водой, посыпают легкоплавким серебряным припоем в виде опилок, смешанных с бурой, кладут на кусок асбеста и напаивают скань при помощи паяльной горелки.
При изготовлении ажурной скани рисунок делается на не очень плотной бумаге, к которой приклеивают плотно набранные, тесно соприкасающиеся отдельные детали сканных узоров. Посыпая их легкоплавким припоем, паяют обычным способом.
Объемные предметы — коробки, ларцы, вазы — делают из отдельных деталей, которые затем монтируют и спаивают в целый предмет.
Для придания сканным изделиям округлых, сферических форм, используют выколотки нужной формы.
Зернь
Сканные изделия часто украшаются зернью. Зернь — это мелкие гладкие шарики из золота, серебра или меди. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет части предмета полосами или располагается в качестве самостоятельного орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные пирамидки и грозди.
Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых шариков, нужно нарезать равные отрезки проволоки. Затем их раскладывают щипчиками рядами в углубления, после чего направляют струю пламени. Расплавленный металл скатывается в углубления и застывает в виде шариков.
Припой
Один из важнейших вопросов для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и нарушать четкости узоров.
Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканного дела, но каким образом неизвестно. Утерянный секрет невидимого припоя был раскрыт Ф.Я. Мишуковым.
Сущность метода: вместо припоя использовалась амальгама из золота, серебра и ртути. Этой амальгамой смазывали сканные узоры, после чего сильно нагревали. Ртуть испарялась, а части орнамента прочно соединялись.
Ложная скань и зернь
Сканные украшения с зернью требовали от мастера большого искусства и затраты времени. Ювелиры XII - XIII веков нашли способ проще: они отливали в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получились литые украшения, сходные с теми, которые послужили для них образцом, но с нечетким, слегка смазанным рунком.
В XV и XVI веках сканной орнамент служил иногда матрицей для тиснения ручным способом на тончайших листах серебра. Выполненные таким образом вещи на первый взгляд производят впечатление сканных работ.