Инструменты и приспособления. Кафедра ХиПОМ




Кафедра ХиПОМ

 

Отчет по самостоятельной работе № 4

по дисциплине ТМОХИ:

 

“Изготовление сканного пояса”

 

Преподаватель:

Ганенкова Н.А.

 

 

Студент:

Москалев П.В.

гр. 4101

 

 

Новгород

1998 г.


Содержание

 

1 Историческая справка

1.1 Новгородская скань

1.2 Московская скань

2 Технология

2.1 Инструменты и приспособления

2.2 Зернь

2.3 Припой

2.4 Ложная скань и зернь

3 Изготовление сканного пояса

4 Приложение

Список используемых источников

 


Историческая справка

Искусство скани получило в древней Руси широкое развитие почти повсеместно и достигло высоких вершин мастерства. Золотые и серебряные изделия, украшенные сканью и зернью, встречаются при раскопках древнерусских городов и деревенских курганов начиная с IX века. Височные кольца, лунницы, бусы, касты, и другие предметы были найдены при раскопках в Киевской Руси, землях Черниговской, Переяславской, Владимиро-Суздальской и во многих других местах.

Не только узоры, но и детали технологических приемов использование скани были разнообразны: то она ложилась плотно припаянной к поверхности золота или серебра, то составляла ажурный орнамент, украшенный зернью, иногда не располагалась в два яруса, из которых один возвышался над другим. Наряду с драгоценными, иногда изысканно-тонкими образцами сканного мастерства встречаются изделия ремесленной работы, а в деревенских курганах — грубоватые бусы из медного проволочного каркаса с серебряной зернью.

Исключительное значение по своим художественным качествам имеют украшения, найденные при раскопках Старорязанского городища.

На городище в 1822 году был найден широко известный клад золотых украшений с перегородчатой эмалью и тончайшей сканью (Рисунок 3)

Скань эта, частично совсем особого вида, не встречающая в других местах, представляет исключительный интерес. Сканный орнамент расположен в два яруса — витые золотые веревочки, пропущенные через вальцы и преобразовавшиеся в тонкие ленточки с рубчатым верхним краем, припаяны на ребро к поверхности металла, а поверх них, образуя второй ярус, напаяны узоры из тонкой, свитой в веревочки скани.

Опустошительные набеги Золотой Орды и междоусобные войны унесли множество сокровищ культуры и искусства, и среди них предметы, созданные ювелирами домонгольской Руси.

 

Новгородская скань

 

Новгород меньше других городов подвергся бедствиям в тяжелые годы, когда на Русь обрушилось монголо-татарское нашествие.

Искусство Новгорода во всех своих отраслях носит ярко выраженный индивидуальный характер. Новгород был крупнейшим центром серебряного искусства.

Новгородские серебрянники широко применяли скань в XV и XVI столетиях. В это время в Новгороде особенно распространен сканной орнамент крупных сердец, образованных соединенными по два спиральными завитками, сплошь покрытым мелкими спиральными кружками.(Рисунок 4.а)

В Новгородском искусстве XV, XVI и XVII столетий встречается несколько вариантов очень изящного сканного орнамента растительного характера: стилизованные цветы и травы поднимаются из цветка лилии; или же это легкие, волнообразно вьющиеся стебли с побегами и трилистниками со сложным контуром зубчатых лепестков.

Московская скань

 

В 1382 году, когда татары ворвались в Московский Кремль, вспыхнул пожар, в котором погибло немало сокровищ русской культуры.

О Московском сканном искусстве можно судить по двум значительным сохранившимся памятникам, созданным вскоре после пожара: серебряный оклад Евангелия Федора Кошки и сканной золотой венец с иконы Дмитрия Солунского.

Золотой венец с оклада иконы Дмитрия Солунского отчетливо показывает отражение византийской художественной культуры в ювелирном деле Древней Руси. Среди густого растительного орнамента, покрывающего венец, расположено восемь кругов, заполненных различными узорами. Все пространство между кругами заполнены сканными спирально изогнутыми растительными завитками, также как и в кругах.

Технология

 

Скань делают из “чистоты”, то есть из чистых золота и серебра, которые благодаря полному отсутствию или очень малому количеству примесей настолько мягки, что способны вытягиваться в особо тонкую проволоку. С трудом представляешь себе, что из одного грамма золота может быть вытянута нить длиной 2500 метров.

Дешевые сканные изделия делают из медной проволоки с последующим серебрением или золочением.

 

Инструменты и приспособления

 

Сканные работы не требуют сложного оборудования и многочисленных инструментов. Проволоку протягивают вручную, щипцами через ряд отверстий в стальной пластине (волочильной доске). Прием вытягивания проволоки вручную щипцами существовал вплоть до XX века, когда их применяли даже в крупных ювелирных мастерских. В частных ювелирных мастерских с единичным выпуском этот способ применяется и по сей день.

Сканные веревочки, проволока пропускается иногда через плоские вальцы, после чего получается ленточка с рубчатыми нижним и верхним краями и гладкими боками.

Если сканной орнамент делается на металлической основе, то на поверхность металла наносится рисунок карандашом или чертилкой, по которому щипчиками выгибают, а затем раскладывают небольшие отрезки гладкой или, свитой, обмазывая при этом каждую частичку клеем. Когда весь рисунок выложен, нужно плотно окрутить пластину с набранным сканным узором тончайшей железной проволокой, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места и не сбился рисунок.

Набранную на пластину и закрепленную проволокой скань смачивают водой, посыпают легкоплавким серебряным припоем в виде опилок, смешанных с бурой, кладут на кусок асбеста и напаивают скань при помощи паяльной горелки.

При изготовлении ажурной скани рисунок делается на не очень плотной бумаге, к которой приклеивают плотно набранные, тесно соприкасающиеся отдельные детали сканных узоров. Посыпая их легкоплавким припоем, паяют обычным способом.

Объемные предметы — коробки, ларцы, вазы — делают из отдельных деталей, которые затем монтируют и спаивают в целый предмет.

Для придания сканным изделиям округлых, сферических форм, используют выколотки нужной формы.

 

Зернь

 

Сканные изделия часто украшаются зернью. Зернь — это мелкие гладкие шарики из золота, серебра или меди. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет части предмета полосами или располагается в качестве самостоятельного орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные пирамидки и грозди.

Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых шариков, нужно нарезать равные отрезки проволоки. Затем их раскладывают щипчиками рядами в углубления, после чего направляют струю пламени. Расплавленный металл скатывается в углубления и застывает в виде шариков.


Припой

 

Один из важнейших вопросов для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и нарушать четкости узоров.

Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканного дела, но каким образом неизвестно. Утерянный секрет невидимого припоя был раскрыт Ф.Я. Мишуковым.

Сущность метода: вместо припоя использовалась амальгама из золота, серебра и ртути. Этой амальгамой смазывали сканные узоры, после чего сильно нагревали. Ртуть испарялась, а части орнамента прочно соединялись.

Ложная скань и зернь

 

Сканные украшения с зернью требовали от мастера большого искусства и затраты времени. Ювелиры XII - XIII веков нашли способ проще: они отливали в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получились литые украшения, сходные с теми, которые послужили для них образцом, но с нечетким, слегка смазанным рунком.

В XV и XVI веках сканной орнамент служил иногда матрицей для тиснения ручным способом на тончайших листах серебра. Выполненные таким образом вещи на первый взгляд производят впечатление сканных работ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: