Продвижение новых этических идей в науке, культуре, образовании и социуме – залог духовно-нравственного оздоровления и развития общества




Разговор об этике начнём со сферы науки. Происходящая на наших глазах четвертая технологическая революция несет для общества как небывалые возможности, так и большие риски. Есть опасение увлечения чисто механическими, технократическими гипотезами. Этика утерялась среди нагромождений формул. Декларируемые сегодня принципы профессиональной и корпоративной этики касаются узко внутренних интересов того или иного сообщества и мало затрагивают моральную сторону. Вследствие чего все больше увеличивается разрыв с нравственностью, моралью, в конечном счете, с культурой, что чревато самыми непредсказуемыми последствиями как для человека в отдельности, так и для общества в целом.

Президент России В.В. Путин, уделяя большое внимание цифровым технологиям, созданию искусственного интеллекта, в то же время обращает внимание на важность присутствия нравственных, этических принципов. Президент высказал мысль о создании этического кодекса. Насколько мне известно, об этом он сказал в начале года. А совсем недавно на совещании по развитию генетических технологий Путин сделал следующее заявление: «Совершенно очевидно, что законодательство в сфере генетики должно открывать просторы для научного поиска и создания инноваций в медицине, ветеринарии, селекции и других сферах. Вместе с тем, нужно четко обозначить и пределы допустимого и этические нормы в сфере генетических технологий».

И действительно, российские ученые уже разрабатывают проект этического кодекса, который должен подвести правовую базу под генетические исследования. Конечно, это далеко не та этика, которая нужна нашему обществу, о чем я скажу далее, а всего лишь этико-правовой аспект в одной из сфер науки, но и это уже хорошо. Что касается цифровых технологий и искусственного интеллекта на сегодняшний день ученые и специалисты обсуждают на различных площадках, в том числе на государственном уровне Проект кодекса этики для искусственного интеллекта. Есть и проблема, она в том, что этические нормы в цифровых технологиях формируют, как правило, сами программисты, а какую этику они могут заложить в свои программы, если преимущественно они узкие технари и круг их интересов, как правило, ограничен рамками сферы их деятельности. Тем не менее, в науке есть уже обнадеживающее движение, появилась новая дисциплина – этика науки, которая изучаетнравственные основы научной деятельности, социальный и гуманитарный аспект науки.

То, что сегодня заговорили на разных уровнях о важности этики, этического кодекса, это надо понимать не случайно – это знак времени. Об этом стали говорить не только у нас, но и за рубежом. И здесь я хотел бы обратить внимание на один пример, заслуживающий внимания. Духовный лидер тибетского буддизма Далай-лама XIV недавно написал книгу «Больше, чем религия. Этика для всего мира». В ней он развивает тему светского подхода к этике и распространению базовых общечеловеческих ценностей, уважение ко всем религиям и убеждениям, включая атеистические. Эти идеи Далай-лама впервые изложил ещё ранее в бестселлере «Этика для нового тысячелетия» и с тех пор развивает их, будучи убежден, что ни одна отдельно взятая религия не способна удовлетворить потребности всех людей в силу их разных наклонностей. У нас в России примерно такую же идею о философско-этической системе Рерихов высказал академик Александр Леонидович Яншин «Живая Этика есть мировая этическая система, к которой должно стремиться всё человечество»

Теперь, какой же нам в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране этический кодекс нужен? Начнем с того, что кодексов, моральных норм и правил в стране большое множество. Каких только нет: кодекс юриста, врача, журналиста, учителя, кодекс сотрудника корпорации, фирмы и т.д. Есть даже такие экзотичные, как нравственный кодекс влюбленных. Все эти кодексы затрагивают, как было сказано выше, узко профессиональные, корпоративные и иные интересы, но нет сегодня этического кодекса, для всего российского общества. Правда есть социальная этика как раздел прикладной этики, изучающий этические отношения: ценности, цели, обязанности человека в обществе, есть другие подобные материалы, но этим всё и ограничивается.

По логике такой кодекс должен появиться после того, как наше общество более четко определится с базовой идеей, идеологией. Но я полагаю, что у России уже обозначились две взаимодополняющие основы, на которых можно создавать новый этический кодекс. Это идея ноосферного развития и идея Культуры в её самом широком значении как синтез науки, искусства, религии, философии и этики как понимали её Николай Константинович Рерих и Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Важно, что идея ноосферного развития и идея определяющей роли культуры поддерживается нашим Президентом. Привожу его слова: «Наш соотечественник Владимир Вернадский ещё в начале 20 века создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого Учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития». И о культуре: «Вопросы культуры имеют определяющее значение практически для всей нашей жизни: для экономики, образования, технологического развития, обеспечения суверенитета страны». И ещё одна не менее важная основа – патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей вековой культуре.

Важно принять во внимание, что понятие ноосферы как взаимосвязанность экологии - социума - техносферы в круге ноосферы органично вписывается в символику культуры, знака Знамени Мира. И сама ноосферав высшем её проявлении, о чем свидетельствуют духовно-философские и художественные достижения человечества, в сущности своей есть явление культуры. Поэтому этический кодекс правильнее будет назвать этическим кодексом культуры.

Данный кодекс в отличие от существующих, на сегодня, этических кодексов, норм и правил, которые предписывают следовать этим правилам и подчиняться, будет аппелировать к внутреннему человеку: его сознанию, совести, духовному миру.

Исходя из энергетической сущности человеческого мышления, новая этика будет основываться не только на морали и нравственности, ответственности человека за свои поступки, но и на осознании последствий своего мышления на формирование новой сферы разума и духа, иначе говоря ноосферы. Этический кодекс культуры это по существу комплекс принципов живой, творческой этической мысли для внутреннего самоуправления и взращивания нравственных ценностей.

В связи с этим не могу не вспомнить, как однажды нашему Президенту задали вопрос – в чем смысл жизни человека? На что он ответил одним словом – в самосовершенствовании. Что называется, точнее не скажешь.

И ещё, на мой взгляд, важно, чтобы в этическом кодексе нашло отражение Высшее творческое Начало – основа всего сущего во Вселенной, то, что в религии именуется Богом. Как известно, без этого построить прочно ничего нельзя, ибо оно лежит в основании всякой этики, морали и нравственности. Вопрос лишь в том, как это лучше донести, чтобы оно было понято и принято большинством людей, многие из которых далеки от этой темы. Думаю, что лучше это сделать через научный и философский аспект.

При создании проекта этического кодекса культуры необходимо будет продумать методологию, формы и механизмы его продвижения в социуме. Ведь мало создать даже хороший этический кодекс, надо чтобы он реально стал работать, начал влиять на сознание людей. Так, к примеру, в недавний советский период нашей истории был создан «Моральный кодекс строителя коммунизма», в котором, кроме политической и идеологической составляющей, доминантой присутствовала этическая составляющая. Несмотря на то, что в кодексе были заложены, казалось бы, правильные и справедливые идеи, но он так и остался, в основе своей, оторванной от реальной жизни советского человека, декларацией. Также и во времена Российской империи существовал Моральный кодекс гражданина Российской империи, состоящих из 5 моральных постулатов, основанных на христианских заповедях. Но и он не имел большого влияния на сознание людей в отличии от самой религии. Имея перед собой эти примеры, необходимо сделать все возможное, чтобы этический кодекс культуры, если он будет создан, реализовал бы свои просветительские и воспитательные функции и был бы востребован гражданами нашей страны.

Конечно, сам этический кодекс, надо полагать, будет небольшим по объёму. Вся работа по его продвижению сосредоточится в подготовке наших граждан к сознательному восприятию, заложенному в этом кодексе идей. Исходя из общего нравственного климата в нашей стране, на котором сказалось смутное время 90-х годов и негативное влияние Запада, можно сказать, что продвижение этического кодекса культуры, будет история небыстрая, но продвигать ее, тем не менее, нужно начинать уже сейчас, понимая, что в глубине своей народ эту нравственность сохраняет, но нужно время и условия, чтобы она вновь вышла на поверхность.

А теперь, в чем мне видится решение этой проблемы. Специалисты по ноосферному развитию России проанализировали складывающиеся тенденции и пришли к выводу, что для реализации ноосферных идей в России необходим подготовительный переходный период. И он может быть успешным при условии трансформации человеческого мышления, сознания, души, духа, мировоззрения и что система образования является ключевым звеном, которое поможет выполнить роль лидера ноосферного перехода. То есть мы видим, что ставка на школу, на молодежь, которая будет определять завтрашний день России. А это значит, что для восприятия этического кодекса культуры также необходим подготовительный переходный период и ставка на молодое поколение. И если сегодня отдельными специалистами пишутся учебные пособия по ноосферному просвещению, то подобные пособия необходимы и по этическому, нравственному просвещению. Те азы, которые даются сегодня в школах по этике, касаются, как правило, внешних норм и правил поведения, причем зачастую с акцентом на этикет.

Здесь я хочу обратить внимание на один положительный пример. Сегодня по программе будет выступить педагог-новатор Алеша Ермолин, так он себя представляет, автор учебников по смыслографике и нравственному воспитанию детей в эпоху цифровизации. В разработанной им методике, как мне кажется, он нашел подходы с помощью которых можно повернуть сознание современных детей и подростков в нужном направлении. Буквально в эти дни он был удостоен Национальной премией "Учитель-просветитель года" общества "Знание". Но об этом лучше скажет он сам.

Ставка на систему образования вовсе не означает, что этим и должна ограничиться идея продвижения этического кодекса культуры в социум. Сегодня открывается немало возможностей для проведения на различных площадках, в том числе онлайн, просветительских лекций и бесед этического духовно-нравственного содержания. Это и ВУЗы и средне-специальные учебные заведения и целевые аудитории для выявления и продвижения молодых талантливых управленцев, изобретателей, людей творческих профессий на базе платформы «Россия – страна возможностей», а это и «Лидеры России», «Я профессионал», «Цифровой прорыв», «Российское движение школьников» и площадка обновленного общества «Знание» и многое другое. Причем уже имеется прецендент. Так для участников третьего конкурса "Лидеры России" проводились нравственно-этические беседы. Сегодня появилось немало наставников по разным областям знаний и сферам деятельности, но совсем мало тех, кто занимается духовно-нравственным просвещением молодежи и общества в целом. Для этой цели необходимо привлекать тех ученых, культурных, общественных деятелей и педагогов, которым будут близки эти идеи и которым есть что сказать.

2021 год был объявлен годом культурного и духовного наследия Пензенской области. Несмотря на многие ограничения по ковиду в течение всего года ставили спектакли, проходили художественные выставки, научные конференции, концерты и многое другое, которые свидетельствуют, что в Пензе большой культурный и научный потенциал. Пензенские деятели культуры и искусства, ученые представители общественности в состоянии сохранять и развивать культурно-исторические традиции, доставшиеся от предыдущих поколений, а также выходить с новыми культурными инициативами, отвечающими запросам нового времени.

Сегодняшняя конференция по этике призвана обратить внимание на актуальность поднимаемой темы, а также поразмышлять о возможности создания в перспективе Проекта по этическому и духовно-нравственному просвещению жителей Пензенского края. В связи с этим, Лига защиты Культуры и я, как руководитель, предлагаем участникам конференции в конце своего выступления высказать свою точку зрения по данному предложению.

Если вы поддержите данную инициативу, она войдёт в резолюцию конференции, которая будет доведена до всех её участников и организаторов, а также до властных структур города и области.

Следующим шагом в этом случае могло бы стать проведение Круглого стола по более глубокому обсуждению и проработки этого вопроса в марте-апреле 2022 года с участием представителей научной, культурной и образовательной общественности, представителей религиозных конфессий и представителей власти.

 

11 декабря 2021г.

А.В.Салычев

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: