Раздел 2. Методология исследовательской деятельности




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и методология научного проекта»,

модуль «Методология проектирования научной и профессиональной деятельности»

 

 

для ОПОП магистратуры по УГСН

«44.00.00 Образование и педагогические науки»

Содержание дисциплины

Раздел 1. Основания методологии

Гносеология как учение о познании. Сущность, цели, условия познавательной деятельности человека. Научное познание как вид познавательной деятельности. Закономерности познавательного процесса. Принципы научного познания.

Структура научного знания. Критерии научности знания.Формы организации научного знания. Концепция как определенный способ понимания явления, как руководящая идея. Факт, положение, понятие, категория, принцип, закон, проблема, гипотеза. Парадигма исследования. Понятия и термины как отражение предметной основы науки. Понятие и термин. Особенности и критерии научной терминологии (точность, краткость, однозначность и др.).

Раздел 2. Методология исследовательской деятельности

Методология научного исследования. Многозначность термина «методология». Методология как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методологические принципы научного исследования. Современные подходы к научному исследованию (деятельностный, системный, личностный, диалогический, культурологический, антропологический и др.). Методологические и концептуальные требования к проведению научных исследований. Критерии непротиворечивости методологических основ исследования.Этапы подготовки и проведения научного исследования.Основные методологические характеристики научного исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, защищаемые положения.

Средства и методы научного исследования. Средства научного познания: материальные, информационные, математические, логические, языковые. Классификация методов научного исследования. Теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование). Эмпирические методы исследования (изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, измерение, опрос, метод экспертных оценок, тестирование, обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта, эксперимент, ретроспекция, прогнозирование).

Научный проект как завершенный цикл научного исследования. Фаза проектирования научного исследования: концептуальная стадия (выявление противоречия, формулирование проблемы как «знания о незнании», определение цели научного исследования и выбор критериев достоверности научного знания), стадия моделирования (построение и уточнение гипотезы), стадия конструирования исследования (определение задач, ресурсных возможностей и построение программы исследования), стадия технологической подготовки исследования (подготовка необходимых рабочих материалов). Технологическая фаза: стадия проведения исследования (теоретический и эмпирический этапы) и стадия оформления результатов исследования (апробация результатов исследования и оформление результатов исследования). Рефлексивная фаза научных исследований как итоговая оценка объекта исследования (результатов исследования), субъекта деятельности (самооценка) и системы научного знания.

Интерпретация научных данных. Основные формы представления результатов исследования. Способы интерпретации научных данных. Общие требования к представлению результатов исследования. Их номенклатура, специфика, назначение. Визуализация научных данных: таблицы, рисунки, фотографии, схемы, графы, диаграммы, графики. Аннотация. Виды аннотаций. Требования к написанию аннотации. Рецензия, отзыв. Тезисы. Статья. Основные требования к научной статье(цель, структура, объем, стилистика, цитирование, ссылка на использованные источники, оформление и т.д.). Текст квалификационной работы как способ представления научного знания. Оформление и защита квалификационной работы, критерии ее оценки.

Перечень тем лекционных занятий

1. Общее понятие о науке. Научные знания. Классификации научного знания. Формы организации научного знания.

2. Гносеология как учение о познании. Сущность, цели, условия познавательной деятельности человека. Принципы научного познания.

3. Методология как компонент науки. Задачи методологии науки. Общая характеристика уровней методологии.

4. Функции методологии педагогики. Основные методологические принципы педагогического исследования. Подходы, связанные со спецификой психолого-педагогического исследования.

5. Средства и методы научного исследования.

6. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования (проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения)

7. Научный проект как завершенный цикл научного исследования.Фазы и стадии научного исследования.

8. Интерпретация научных данных. Основные формы представления результатов исследования.

Перечень тем практических занятий

1. ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ. Гносеология как учение о познании. Сущность, цели, условия познавательной деятельности человека. Структура научного знания.

2. ОБЩИЕ ОСНОВЫМЕТОДОЛОГИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Философско-психологические и системотехнические основания методологии как учения об организации деятельности. Исходные понятия методологии научно-педагогических исследований

3. Методы научного исследования. Теоретические методы.Эмпирические методы исследования.

4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования.

5. Способы и методы работы с научной литературой и понятийным аппаратом исследования

6. Формы представления научного знания.

7. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании.

8. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя.

 

Примерные вопросы для контроля и самоконтроля

1. Научное познание как вид познавательной деятельности. Закономерности познавательного процесса.

2. Основные аспекты научного познания: гносеология, эпистимология.

3. Признаки научного познания: объективность, рациональность, экзистенциалистская направленность, системность, проверяемость.

4. Формы познания: чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и мышление (донаучное, научное, обыденное).

5. Формы мышления: общелогические (понятие, категория, суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, традуктивное)) и теоретические (закон, теория, гипотеза).

6. Средства научного познания: материальные, информационные, математические, логические, языковые.

7. Методология как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методологические принципы научного исследования.

8. Современные подходы к научному исследованию (деятельностный, системный, личностный, диалогический, культурологический, антропологический и др.). Методологические и концептуальные требования к проведению научных исследований.

9. Научное исследование как отражение методологической позиции его автора. Понятие о методологической культуре исследователя.

10. Основные методологические характеристики научного исследования: проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи.

11. Основные методологические характеристики научного исследования: гипотеза, методы, защищаемые положения, научная новизна результатов, практическая значимость.

12. Общая логика построения научного исследования.

13. Общее понятие о методах исследования в педагогике. Классификация методов исследования.

14. Теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование).

15. Эмпирические методы исследования (изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, измерение, опрос, метод экспертных оценок, тестирование, обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта, эксперимент, ретроспекция, прогнозирование).

16. Социологические методы исследования в педагогике.

17. Общее понятие об эксперименте как исследовательском методе в педагогике. Виды эксперимента.

18. Разработка программы опытно-поисковой работы. Основные этапы опытно-поисковой работы.

19. Основные требования к содержанию научной работы. Упорядочение, систематизация, анализ фактов, идей, положений. Формулирование выводов по результатам научного исследования.

20. Основные формы обработки и представления данных: текст, таблица, график, диаграмма и т.д.

21. Способы интерпретации научных данных. Общие требования к представлению результатов исследования.

22. Научный стиль речи: лексика, терминология, синтаксические конструкции, клише.

23. Понятие квалификационной работы. Требования к оформлению квалификационной работы.

24. Процедура защиты результатов научного исследования. Научная этика.

25. Научный проект как завершенный цикл научного исследования. Фазы и стадии научного исследования.

26. Фаза проектирования научного исследования и ее стадии.

27. Технологическая фаза научного проекта: стадия проведения исследования (теоретический и эмпирический этапы) и стадия оформления результатов исследования.

28. Рефлексивная фаза научных исследований как итоговая оценка объекта исследования (результатов исследования), субъекта деятельности (самооценка) и системы научного знания.

29. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании.

30. Формы представления научного знания.

Перечень тем для самостоятельной работы

1. Возможности использования контент-анализа в педагогических исследованиях.

2. Роль передового педагогического опыта в научных исследованиях. Виды передового педагогического опыта: новаторский и модифицирующий.

3. Эффективность использования технических средств обучения в изучении передового педагогического опыта.

4. Факторы, детерминирующие эффективность проведения педагогического исследования.

5. Опрос как метод получения разносторонней информации.

  1. Достоинства и недостатки метода педагогического эксперимента.

 

 

Tomilova.s@mail.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: