АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Часть II. Методические рекомендации




АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины

 

 

ООП 521600 – экономика: программа подготовки бакалавров

Факультет: юридический

Профиль подготовки – «Экономика предприятий и организаций»

Курс: 3; семестр: 5

Форма обучения: очная

 

Лекции 20 часов

 

Семинары 18 часов

 

Самостоятельная работа 8 часов

 

Зачет 5 семестр

 

Всего 53 часа

 

Москва- 2012

Тематический план учебной дисциплины

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№ Наименование темы Всего Лек- Семи- Сам.

П/п часов ции нары раб.

ЧАСТЬ 1

 

1. Предмет, метод и система административного права 2 2

 

2. Административно-правовые нормы и административно-

правовые отношения 2 1 2

 

3. Административно-правовой статус гражданина 3 1 3 1

 

4. Административно-правовой статус органов

исполнительной власти 4 2 2

 

5. Государственная служба 4 2 2

 

6. Административное принуждение 4 2 2

 

7. Административная ответственность 6 2 3 3

 

8. Административно-процессуальная деятельность 4 2 2

 

9. Обеспечение законности в государственном управлении 1 1 1

 

10. Государственное управление: понятие, система органов 5 3 2

 

11. Государственное управление в сфере экономики 2 2

 

12. Государственное управление в сфере земельно-

-имущественных отношений 3

Всего 43 20 18 8

Тематика лекций

 

Тема 1. Предмет, метод и система административного права (2 час.).

Общественные отношения, регулируемые административным правом. Метод административно-правового регулирования. Субъекты административного права: понятие, классификация. Система административного права.

Нормативные акты и дополнительная литература к теме:

  1. Андреев. Институты административного права. // Государство и право. 1999. № 10.
  2. Антонова В.П. Состояние и перспективы развития науки административного права. // Государство и право. 2002. № 11
  3. Бахрах Д.Н. О предмете административного права. // Государство и право. 2003. № 10.
  4. Бельский К.С. Административное право и административно-правовая наука в период Великой отечественной войны и в первые послевоенные годы. // Государство и право» 2005. № 11.
  5. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права. // Государство и право. 1997. № 11.
  6. Бельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. Полицейское право как подотрасль административного права. // Государство и право. 2001. № 12.
  7. Бельский К.С. Ученый-административист и поэт Серебряного века (к 140-летию со дня рождения проф. В.И. Гессена)// Государство и право. 2009.
  8. Демин А.А. Административно-правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования. // Государство и право. 2005. № 6.
  9. Егоров С.А. Доктор полицейского права И.Я. Гурлянд)// Государство и право. 2009. № 7.
  10. Килясханов И.Ш. К вопросу о предмете и структуре курса административного права России // Юридическое образование и наука.- М.: ИГ «Юрист». 2003. № 2.
  11. Савостин А.А. «Методы административно-правового регулирования и управления (понятие, сущность, классификации). – М.: ВНИИ МВД. 2004.
  12. Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. № 5.
  13. Тихомиров Ю.А. Проблемы предмета правового регулирования. // Государство и право. 2004. № 12.
  14. Тихомиров Ю.А. Современная теория административного права. // Государство и право. 2004. № 11.

Тема 2. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения (1 час.).

Понятие и особенности административно-правовых норм. Понятие и особенности административно-правовых отношений. Виды административно-правовых отношений.

Нормативные акты и дополнительная литература к теме:

1. ФЗ от 17 июля 2009 г. № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

2. Арзамасов Ю. Г. Ведомственное нормотворчество как тип юридической деятельности // Государство и право. 2006. № 9.

3. Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о кодификации норм административного права России». // Государство и право. 2002. № 4.

4. Костенников М.В., Куракин А.В. Принципы кодификации норм административного права // Государство и право. 2006. № 8.

5. Ломакина В.Ф. Административно-правовые отношения// Государство и право. 2009. № 2.

6. Морозова Л.А. Договор в публичном праве: юридическая природа, особенности, классификация// Государство и право. 2009. № 1.

  1. Поникаров В.А. Вопросы реализации административно-юрисдикционных норм в уголовно-исполнительной системе// Государство и право. 2009. № 2.
  2. Хачатрян Н.Р. Правовое значение разъяснений Министерства финансов РФ по вопросам применения налогового законодательства// Государство и право. 2009. № 3.

 

 

Тема 3. Административно-правовой статус гражданина (1 час.).

Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

 

Нормативные акты и дополнительная литература к теме:

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
  2. Закон РФ от 5 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании».
  4. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации».
  6. Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».
  7. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов».
  8. Постановление Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. № 859-ПП «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве».
  9. Алешкова И.А., Конюхова И.А. Право на свободу передвижения и законодательство РФ: актуальные проблемы теории и практики // Государство и право. 2006. № 1.

 

 

Тема 4. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (2 час.).

Понятие и виды органов исполнительной власти. Система федеральных органов исполнительной власти. Правовые основы ее построения. Правительство РФ: состав, порядок образования, статус, основные полномочия, организационные формы работы. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агенства. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ. Исполнительная власть в г. Москве.

Нормативные акты и дополнительная литература к теме:

1. Конституция РФ.

2. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ.

3. ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210.

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

5. Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

6. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

7. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ».

8. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».

9. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

10. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».

11. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

12. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».

13. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2009 г. № 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг».

14. Арзамасов Е.Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти// «Государство и право». 2007. № 6.

15. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 7.

16. Жданов А.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования заключения соглашений о взаимном делегировании полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти//ЖРП.2007.№ 9.

17. Жукова Е.Н. Исполнительные агентства Великобритании// Журнал российского права. 2010. № 6.

18. Жукова Е.Н. Особенности административно-правового статуса федеральных агентств.// Журнал российского права. 2006. № 2.

19. Михеева И.В. «Российские министерства в Х1Х веке». // Журнал российского права. 2000. № 4.

20. Приходько М.А. «Завершение правового оформления министерской системы управления».// Государство и право. 2001. № 3.

21. Сахле М.А. Взаимоотношения Президента России с субъектами РФ в сфере формирования органов государственной власти субъектов Федерации// Государство и право. 2008. № 3.

22. Терещенко Л.К. Доступ к информации: правовые гарантии //Журнал российского права. 2010. № 10.

23. Топоркова М.К. Итоги и перспективы административной реформы в России// Вестник МГПУ. 2012. № 1.

24. Усков О.Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды// Журнал российского права. 2010. № 6.

25. Цирин А.М. Антикоррупционные инструменты и их применение в федеральных органах исполнительной власти.//Журнал российского права. 2009. № 2.

26. Чиркин В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права// Журнал российского права. 2010. № 6.

 

 

Тема 5. Государственная служба (2 час.)

Понятие и виды государственной службы РФ. Государственная должность и государственная должность государственной службы. Понятие государственного служащего.

Нормативные акты и дополнительная литература к теме:

1. ФЗ от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

2. ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе».

3. ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих».

4. ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

5. ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

6. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009-2013 гг.), утв. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 //РГ. 2009. 13 марта.

7. Бельский К.С. О реформе губернской должности. // Государство и право. 2001. № 1.

8. Берендтс Э.Н. «О прошлом и настоящем русской администрации»: (Записка, сост. в дек. 1903 г.). – М.: Гос. публ. ист. б-ка России. 2002.

9. Гришковец А.А. «Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в РФ». Автореф. диссертации на соиск. уч. ст. д.ю.н. – М.: 2004.

  1. Зырянов С.М. Структура и содержание административно-правового статуса государственного инспектора// Журнал российского права. 2009. № 2.

11. Казаченкова О. Конфликт интересов на государственной службе // Журнал российского права. 2006. № 3.

12. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ. – М.: Юрист. 2005.

13. Павлов-Сильванский Н.П. Государевы служилые люди. – М.: Крафт, 2001.

14. Пресняков М.В., Чаннов С.В. Антикоррупционные барьеры на государственной и муниципальной службе: проблемные аспекты нового законодательства// Государство и право. 2010. № 3.

 

 

Тема 6. Административное принуждение (2 часа).

Сущность убеждения и принуждения. Понятие и виды административного принуждения.

Нормативные акты и дополнительная литература к теме:

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

2. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста».

3. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утвержденииПоложения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц».

4. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации».

5. Приказ МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 435 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода».

  1. Постановление КС РФ по делу о проверке конституционности ряда положений ст.ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 КоАП РФ, п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ и ст. 60 ГПК РФ в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова от 16 июня 2009 г. № 9-П.

7. Бахрах Д.Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в Российской Федерации. // Государство и право. 2006. № 6.

8. Каплунов А.И. О классификации мер государственного принуждения. // Государство и право. 2006. № 3.

9. Тюрин В.А. Об основных чертах и понятии государственного принуждения. // Государство и право. 2004. № 12.

10. Тюрин В.А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве. // Государство и право. 2002. № 7.

Тема 7. Административная ответственность (2 часа).

Понятие и особенности административной ответственности. Субъекты административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Нормативные акты и дополнительная литература к теме:

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  2. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц».
  3. Приказ МВД России от 6 июня 2000 г. № 605 дсп «Об утверждении Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке».
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
  1. Дерюга А.Н. О некоторых вопросах системы административной деликтологии // Государство и право. 2009. № 7.
  1. Король И.А. Об административной ответственности при банкротстве // Российская юстиция. 2006. № 11.
  2. Серков П.П. О понятии юридической ответственности// Журнал российского права. 2010. № 8.

Тема 8. Административно-процессуальная деятельность (2 час.).

Понятие и виды административного процесса. Административные процедуры. Лицензионно-разрешительное производство. Регистрационное производство. Производство по подготовке правовых актов управления. Понятие административной юрисдикции. Виды административно-юрисдикционного производства.

Нормативные акты и дополнительная литература к теме:

1. ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2. Барциц И.Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур// Государство и право. 2008. № 3.

3. Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс» // Государство и право. 2005. № 2.

4. Гущин А.В. Из истории формирования института лицензирования. // Государство и право. 2004. № 9.

5. Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства Российской Федерации. // Государство и право. 2000. № 11.

6. Старилов Ю.Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции. // Государство и право. 2004. № 6.

7. Хаманева Н.Ю. Административно-правовые споры: проблемы и способы их разрешения // Государство и право. 2006. № 11.

 

Тема 9. Обеспечение законности в государственном управлении (1 час)

Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие, виды. Контрольная деятельность в государственном управлении. Надзорная деятельность в государственном управлении.

Нормативные акты и дополнительная литература к тме:

8. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

9. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ»

11. ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

12. Закон г. Москвы от 18 июня 1997 г. «Об обращениях граждан».

13. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2003 г. № 287 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации».

14. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу РФ».

15. Приказ МЧС РФ от 17марта 2003 г. № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ».

16. Беляев В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различие // Государство и право. 2006. № 7.

17. Зырянов С.М. Административный надзор федеральных органов исполнительной власти». – М.: ВНИИ МВД. 2004.

18. Зырянов С.М. Обеспечение законности в административно-надзорной деятельности органов исполнительной власти//Журнал российского права. 2010. № 8.

19. Зырянов С.М. Процессуальная форма осуществления административного надзора// Журнал российского права. 2010. № 1.

20. Сергеев А.А., Розенфельд В.Г. Административный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления. // Государство и право. 2002. № 12.

21. Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние. // Журнал российского права. 2002. № 1.

22. Тарасов А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля. // Государство и право. 2004. № 10.

 

 

Тема 11. Государственное управление: понятие, система органов (3 часа).

Понятие государственного управления. Сферы государственного управления. Система органов государственного управления в административно-политической, экономической, социально-культурной областях.

Нормативные акты и дополнительная литература к теме:

  1. Конституция РФ.
  2. Барциц И.Н. Критерии эффективности государственного управления и глобальное управленческое пространство// Государство и право. 2009. № 3.
  3. Ершов В.Н. Из истории работы аппарата государственного управления)// Государство и право. 2009. № 2-6.
  4. Тихомиров Ю.А., Ноздрачев А.Ф. Полезная книга о государственном управлении. И.Н. Барциц. Реформа государственного управления в России: правовой аспект // Государство и право. 2009. № 4.

 

Тема 10. Государственное управление в сфере экономики (2 часа).

Правовые основы и методы административно-правового регулирования в сфере экономики. Управление промышленным комплексом. Управление агропромышленным комплексом. Управление транспортом и связью. Управление строительством и жилищно-коммунальным комплексом. Управление финансами и кредитом. Управление внешнеэкономической деятельностью Организация таможенного дела.

Нормативные акты и дополнительная литература к теме:

1. Налоговый Кодекс РФ.

2. Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 г.

3. ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

5. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах РФ».

6. ФЗ от 29 декабря 1994 г. № 79 «О государственном материальном резерве».

7. ФЗ от 7 мая 1998 г. № 75 «О негосударственных пенсионных фондах».

8. ФЗ от 29 ноября 2001 г. № 156 «Об инвестиционных фондах».

9. ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

10. ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

11. ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127 «О несостоятельности (банкротстве)».

12. ФЗ от 10 января 2003 г. № 17 «О железнодорожном транспорте».

13. ФЗ от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике».

14. ФЗ от 7 июля 2003 г. № 126 «О связи».

15. ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельностью».

16. ФЗ от 20 декабря 2004 г. № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

17. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г.

18. Жилищный кодекс РФ от 30 декабря 2004 г.

 

19. ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства».

20. ФЗ от 28 декабря 2009 г. № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

21. Бельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. 2006. № 9.

22. Винницкий А.В. Проблемы соотношения сделок и административных актов в сфере управления государственной собственностью// Государство и право. 2009. № 12.

23. Галиновская Е.А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса // Журнал российского права. 2006. № 4.

24. Герасимов А.А. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности кадастровых инженеров// Государство и право. 2009. № 7.

25. Козырь М.И. Правовое обеспечение развития сельского хозяйства в России/ Отв. Ред. С.А. Боголюбов// «Государство и право». 2007. № 4.

26. Кокорин В.А. Современные проблемы административно-правового регулирования оффшорных институтов// «Государство и право». 2007. № 6.

27. Манина Е.Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в России // Журнал российского права. 2006. № 5.

 

 

Семинарские занятия

 

Тема 1. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения (2 час)

Вопросы семинара:

1. Как следует понимать «вертикальность» и «горизонтальность» административно-правовых отношений?

2. Почему в административном праве индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (административные акты) занимают основное место среди юридических фактов?

3. Проанализируйте юридическую природу нижеследующих отношений. Дайте классификацию административно-правовых отношений:

- Правительство отменило приказ министра;

- Президент подписал Указ о награждении Ненашева орденом «За личное мужество»;

- Министерство транспорта РФ обратилось в Министерство здравоохранения и социального развития с предложением об увеличении количества врачей, подготавливаемых для медицинских учреждений железнодорожного транспорта;

- правления общества охотников и рыболовов Свердловской и Тюменской областей согласовали свои действия по борьбе с браконьерством;

- областной суд отменил решение городского суда о признании ордера на жилплощадь недействительным;

- глава администрации заключил со строительным управлением соглашение на ремонт помещения сельсовета, решил вопрос о передаче мебели сельского клуба участковой больнице.

 

 

Методические рекомендации:

Необходимо уяснить, что административно-правовые нормы, обладая общими свойствами правовых норм, одновременно имеют присущие им черты, касающиеся их назначения, содержания, системы, структуры и т.д. Особенности этих норм обусловлены сущностью и структурой предмета административного права. Следует понимать, что особенности административно-правовых норм лежат в основе их классификации, некоторые особенности связаны также со структурой административно-правовых норм.

Необходимо рассмотреть характерные признаки, структуру, виды и основания возникновения административных правоотношений. Нуждается в специальном обсуждении соотношение деления административных правоотношений на «основные и неосновные», «вертикальные и горизонтальные», обсудить вопрос о сути координационных отношений.

 

Тема 2. Административно-правовой статус гражданина (3 час.).

 

Вопросы семинара:

1. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина.

2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления: право на получение паспорта гражданина РФ; право на свободу передвижения и выбор места жительства; право на проведение публичных мероприятий.

Методические рекомендации:

Необходимо составить четкое представление о системе нормативных правовых актов с учетом соотношения их юридической силы, устанавливающих административно-правовое положение граждан РФ, и о системе органов государства, наделенных компетенцией в этой области. Далее надлежит уяснить производность административно-правового статуса от общего правового положения гражданина. На основе изучения учебной и иной литературы, а также нормативных правовых актов необходимо проанализировать основные понятия административно-правового положения гражданина.

На основе изучения нормативных правовых актов дать характеристику некоторым правам граждан, реализуемых в сфере государственного управления.

 

Тема 3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (2 часа)

Вопросы семинара:

1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

2. Система федеральных органов исполнительной власти.

3. Правительство РФ: состав, порядок образования, статус, основные полномочия, организационные формы работы.

4. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

5. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

6. Исполнительная власть в г. Москве.

 

Методические рекомендации:

На фоне общего понятия государственного органа целесообразно обозначить понятие и сущность органов исполнительной власти, обозначив специфику проявления их общих признаков и только им свойственных признаков. При характеристике правового статуса органа исполнительной власти важно подчеркнуть, что предметы ведения и полномочия каждого из них устанавливаются многими нормативными правовыми актами. Уместно проанализировать соотношение положения федерального органа исполнительной власти и его регламента с точки зрения их юридической силы, назначения и т.д. Следует проанализировать правовое положение федеральных органов исполнительной власти одних и тех же организационно-правовых форм в зависимости от их непосредственного подчинения и подчеркнуть разницу в их статусе. Необходимо подчеркнуть своеобразный статус в системе государственных органов территориальных органов исполнительной власти.

Необходимо уяснить систему и правовое положение органов исполнительной власти субъектов РФ, в т.ч. города Москвы.

Тема 4. Административная ответственность (3 часа)

 

Вопросы семинара:

1. Понятие, цели и основания применения административных наказаний.

2. Система и виды административных наказаний, их исполнение.

3. В чем особенности административной ответственности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел?

  1. Каковы особенности административной ответственности несовершеннолетних?

 

 

Тема 5. Административно- процессуальная деятельность (2 часа)

 

Вопросы семинара:

  1. Производство по делам об административных правонарушениях.

2. Какое соотношение административного процесса и управленческой деятельности?

  1. В чем сходство и отличие законодательного и административного правотворческого процесса?
  2. В чем сходство и отличие дисциплинарного производства и производства по делам об административных правонарушениях?

 

Методические рекомендации:

Изучивший тему должен получить основательные знания всех стадий производства по делам об административных правонарушениях. Все стадии имеют свое начало, завершение, субъектов и правовые формы осуществления. Необходимы знания об обстоятельствах, исключающих производство по делу об административном правонарушении; системе и сущности мер обеспечения производства об административных правонарушениях; форм правовых актов субъектов административной юрисдикции. Особого внимания заслуживают акты, выносимые по результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях.

 

Тема 6. Обеспечение законности в государственном управлении (1 час)

 

Вопросы семинара:

1. Судебный порядок защиты прав граждан.

2. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.

 

Методические рекомендации:

Необходимо помнить о существовании трех способов обеспечения законности в государственном управлении: контроль, надзор, обжалование. Тематика семинара предполагает рассмотрение двух видов обжалования: судебное и административное.

 

Тема 7. Государственное управление: понятие, система органов (2 часа)

 

Вопросы семинара:

1. Понятие государственного управления.

2. Соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть».

3. Сферы государственного управления и система органов управления отраслями.

 

Методические рекомендации:

В контексте административного права принципиально важно различать государственное управление как особый вид социального управления: его субъект – государство в целом, и как самостоятельный вид государственной деятельности – практической реализации исполнительной власти. С учетом этого в литературе различают государственное управление в широком смысле, выступающее объектов всех отраслей права, и узком или собственном смысле, выделяемое совокупностью свойственных в основном лишь ему признаков. Именно оно служит главным объектом административного права.

В рамках изучения темы надо уяснить соотношение с государственным управлением таких категорий, как: публичное управление, управление делами государства, исполнительная власть, государственная администрация, государственная административная деятельность, государственное регулирование.

 

 

Тема 8. Государственное управление в сфере земельно-имущественных отношений (3 час

 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Тема: Государственная служба. Заполните карту сравнительного анализа видов государственной службы.

 

  Признаки   Виды службы
Гражданская Прокурорская Милицейская Военная
Содержание службы, Отрасль права, регулирующая личные права Способы замещения должностей Наличие специальных званий        

 

2. Тема: Государственное принуждение. Заполните карту сравнительного анализа разных мер административного принуждения.

 

  Признаки   Виды мер
Задержание Привод Административный арест
Фактическое основание Статья КоАП Срок Цель Процессуальное оформление      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: