МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Методические рекомендации по выполнению практических работ
По дисциплине
Культура и искусство Итальянского и Северного Возрождения
Направление подготовки | 46.03.01 История |
Профиль | Историко-культурный туризм История международных отношений |
Квалификация выпускника | бакалавр |
Форма обучения | очная |
Учебный план | 2016 г. |
Изучается в семестре |
Ставрополь, 2016
Содержание
Введение ….........................……………………………..............................................................3
Планы практических занятий …………………………….……………...…………….……4
Тема 3. Данте Алигьери – провозвестник эпохи Возрождения (на основе анализа «Божественной комедии»)………………………………………………………...............……………..4
Тема 4. Франческо Петрарка – первый гуманист Ренессанса………………………………..4
Тема 6. Ренессансный антропоцентризм в творчестве Джованни Пико дела Мирандола («Речь о достоинстве человека»)…………………………………………….....………………5
Тема 7. Место и роль художника в обыденном сознании и социальной практике общества Италии XIV – XVI вв.: художники в новеллах итальянского Возрождения….……………6
Тема 9. Ренессансное искусство в период Раннего Возрождения: Сандро Боттичелли…....7
Тема 10. Ренессансное искусство Высокого Возрождения……………...……..……………..8
Тема 11. Северный гуманизм и его специфические черты: Себастьян Брант, Эразм Роттердамский........................................................................................................................................10
|
Тема 12. Нидерландская живопись XV в. - середины XVI века…………..………………...11
Тема 13. Искусство Германии конца XV – первой трети XVI века. Альбрехт Дюрер…....12
Введение
Основная цель курса «Культура и искусство Итальянского и Северного Возрождения» состоит не только в том, чтобы ознакомить студентов с выдающимися мыслителями и мастерами определенной эпохи и их творениями (что ценно само по себе), но и дать возможность осмыслить определенный культурный срез с точки зрения историка, проследить внутренние закономерности и специфику его эволюции, сформировать навыки ре-конструирования эпохи по ее культурно-духовным памятникам.
Задачи освоения дисциплины:
- ознакомить с содержанием и конкретно-исторической обусловленностью наиболее значительных и наиболее типичных памятников ренессансной культуры – произведений философов и богословов, социальных мыслителей, писателей и поэтов, теоретиков искусства, художников, скульпторов и архитекторов;
- с помощью сравнительного метода показать характерные черты национальных вариантов Возрождения, выявить общее и особенное в его итальянском и северном вариантах;
- способствовать овладению методами исторического исследования на конкретном историческом материале; а показать необходимость системного мышления для адекватной оценки исторических и культурных явлений.
Требования к результатам освоения дисциплины. В итоге освоения дисциплины студент должен: знать: основные термины и понятия, относящиеся к предмету дисциплины; базовый материал дисциплины (предпосылки и сущность явления; наиболее значительные и типичные памятники ренессансной культуры в Италии и в странах к северу от Альп); характерные черты национальных вариантов Возрождения, учитывая тот факт, что они имеют в своей основе причины глубинного мировоззренческого порядка; уметь: самостоятельно анализировать специальную литературу по дисциплине; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества; владеть: понятийным аппаратом; способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач; способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; навыками аналитической и исследовательской работы; способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования
|
Планы практических занятий
Тема 3. Данте Алигьери – провозвестник эпохи Возрождения (на основе анализа «Божественной комедии»).
Цель: выяснить, насколько ренессансен Данте; развить навыки работы с исследовательской литературой и источниками.
Форма контроля: занятие в диалоговом режиме.
Вопросы для обсуждения.
1. «Божественная комедия» как исторический источник: время и причины создания.
2. Содержание и идейная направленность поэмы:
- реализм и гуманизм образов;
- гражданский и общественный смысл поэмы;
- антицерковные мотивы и новизна представлений Данте о загробном воздаянии;
|
- проблема противоречивости взглядов (высказываний) поэта.
Методические рекомендации.
Цель занятия состоит в том, чтобы, при помощи анализа исследовательской литературы и плотного прочтения источника, выявить ренессансные начала в творчестве Данте. Особое внимание следует обратить и на противоречивость высказываний поэта и, соответственно, попытаться объяснить ее причины.
Источники.
1. Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия. М., 1967. (Любое издание).
Литература.
1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979.
2. Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1965.
3. Баткин Л.М. Спор о Данте и социология культуры// Средние века, 1971. Вып. 34.
4. Голенищев-Кутузов И. Н. Данте. М., 1967.
5. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.
6. Горфункель А.Х. Данте и пополанская коммуна// Средние века, 1971. Вып. 33.
7. Горфункель А.Х. К спорам о Возрождении. Средние века, 1983. Вып. 46.
8. Дживелегов А.К. Данте Алигьери. М., 1946.
9. Едина Н. Данте. М., 1965.
10. Культура Возрождения. Энциклопедия. В 2 т./ Ред. кол. Н.В. Ревякина (отв. ред.), О.Ф. Кудрявцев (зам. отв. ред.) и др. – М.: РОССПЭН, 2007.
Интернет ресурсы
https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/renascen.htm - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Содержит ссылки на исторические источники по эпохе Возрождения, также имеет раздел «Музеи мира в Интернете».
https://renaissance.rchgi.spb.ru/index.html - Философская библиотека Ренессанса. Биографии, сочинения, библиография, исследования. Имеются также ссылки на другие интернет-ресурсы.