Алла Пугачёва. Выигрываем конкурс по




«Методу арлекино»

А сейчас хотелось бы заглянуть в творчество одной из самых выдающихся эстрадных певиц 20 века, на протяжении многих лет возглавлявшей музыкальный Олимп нашей страны, Аллы Пугачёвой. Невозможно себе представить, какой была бы эстрада Советского Союза в конце 20 века, если бы не эта восхитительная, невероятно самобытная певица. Самая влиятельная. Попробуем на примере одного только эпизода её творческой жизни показать элементы, которые позволят начинающему певцу обогатить арсенал своих умений и применить их, работая над имитацией песни «Арлекино». Почему именно «Арлекино»? Потому, что самый первый серьёзный конкурс, певческий конкурс, профессиональный конкурс вокалистов в Болгарии «Золотой Орфей» Алла Пугачёва выиграла, исполнив эту песню. И получила Гран-При. Песню написал и исполнил Эмиль Димитров - заслуженный артист Народной Республики Болгария, композитор и исполнитель, получивший известность у себя на родине в начале 60-х годов, неоднократно гастролировавший и в Советском Союзе и, волею судеб ставший знаковой фигурой в творчестве будущей выдающейся певицы. В его исполнении песня «Арлекино» почти неизвестна у нас в стране, а вот в концепции Аллы Пугачёвой, она стала очень популярной. В своё время, в 1975 году, прозвучав по радио, песня, можно сказать, «взорвала» умы ценителей музыки, поклонников эстрады. Они услышали очень необычное пение, совершенно иное, ни с чем не сопоставимое, ни на что не похожее. С характерной в то время осторожностью, представители музыкальных редакций, на плечи которых возлагалась огромная ответственность, только спустя месяцы, «разрешили» исполнению Пугачёвой прозвучать на радио. Как всё инновационное, далеко не сразу творчество Аллы Пугачёвой получило поддержку чиновников «от культуры». И это не смотря несмотря на то, что жюри конкурса «Золотой Орфей» присудили Алле Борисовне Гран- При. Вот, пожалуй, с этого, казалось бы, распространённого обстоятельства - политически предопределённых ограничений в творческой сфере,- и начинается личность Аллы Пугачёвой. В большинстве случаев, хоть и не без поддержки коллег, Алла Пугачёва применяла в своём исполнении невероятно смелые для того времени вокальные особенности приемы? и сценический образ. Яркие и, впоследствии, обусловившие её незабываемую манеру пения. Итак, попробуем «извлечь» из всего многообразия жизненных событий и творчества певицы те самые «зёрна», выстроим их в логическую последовательность, чтобы начинающему эстрадному артисту легче было на основе их исполнить трибьют.

Для удобства, временно, в рамках этого реферата, назовём алгоритм Аллы Пугачёвой «Методом Арлекино». Из чего складывалось новаторство?. Чем оно было предопределено? Совокупность каких именно качеств певицы составляет «Метод Арлекино» и прослеживается в продукте её творчества, а именно в аудиозаписи песни «Арлекино»?. Самым, что называется, лежащим на поверхности, обстоятельством, предопределившим успех, было замечательное качество певицы - безудержная страсть к пению и к выступлениям на сцене. Не смотря на то, что предыдущие конкурсные выступления певицы, за редким исключением, были раскритикованы, Пугачёва продолжала действовать, концертировала, записывалась на радио, окружив себя влиятельными музыкантами. И когда настал тот самый момент, всё случилось как по мановению волшебной палочки. Самоё интересное и важное во всём, что составляет эмоциональную наполненность песни - это знание особенностей, и, если так можно выразиться, двойных стандартов в обыденной жизни цирковых артистов. Слушая песню, мы догадываемся, что певица с присущей только ей проницательностью, прочувствовала, изучила, пронаблюдала, ощутила на себе суть переживаний, чаяний, мечтаний циркового артиста. Её опыт, связанный с работой в цирковом училище, цирковые представления, - всё это наложило отпечаток, обогатило культуру будущей эстрадной звезды. При подготовке к конкурсу на начальном этапе певица искала возможность сделать перевод стихов песни, но не находила в переводе необходимые ей слова, которые откликнулись бы в её душе. Поэтому к песне был написан русский текст Борисом Баркасом. Удивительно, но, как и в предыдущих обстоятельствах, совершенно спонтанно и неожиданно появилась эта возможность. Как всегда, решение само «нашло» Аллу Пугачёву. А иначе и не могло произойти, ведь находясь в очень динамичной творческой среде, обладая неуёмным характером, Алла Борисовна всегда достигала того образа и звучания в песне, суть которого знала только она одна. И это было таинством. Всегда. А мы можем только предполагать, слушая аудиозапись «Арлекино» и получая от прослушивания эмоциональное наслаждение. Чем это можно считать: перевоплощением или истинной жизнью певицы? Почти невозможно угадать. Взыскательность певицы Пугачевой к выбору стихотворного текста позволяет предположить, что её кристальная творческая честность, душевная искренность являются основополагающими свойствами певицы. Она «поёт» только то, что чувствует её душа. И мы слышим, как арлекино - фигляр, клоун, весельчак и шут, мыслит категориями совершенно далёкими от поверхностной весёлости и необходимости рассмешить зрителей в паузах. «Огромный мир замкнулся для меня в арены круг и маску без лица». Быть в замкнутом пространстве арены за клоунской маской - это непростая судьба. Но незримое присутствие ни коим образом нельзя выдать. Арлекин не имеет на это право. Ведь он должен вызвать смех, а не слёзы. Слёзы остаются «внутри», «так мучительно добросовестно должен работать любой мастер, тем более мастер комического. Ведь именно комедия предъявляет огромные требования к её создателям. », а …. «…самые жёсткие рамки у юмора циркового...».Во вступлении песни мы слышим але, предвкушающий блестящее цирковое представление, после которого арлекин начинает свой рассказ:

В аудиозаписи мы слышим, как Алла Борисовна по-своему исполняет ритмический рисунок мелодии, сохраняя маршевый характер. Ведет мелодию с еле заметным опережением, возвращаясь в авторскую сильную долю лишь в конце первого предложения первого куплета на слоге «ца». Эта ритмическая вальяжность позволяет нам представить образ арлекина, внешне как бы разнузданного, но внутренне очень дисциплинированного. В тексте арлекин рассказывает нам о бесконечных скитаниях «по острым иглам яркого огня». Стоит здесь отметить, как выразителен стихотворный текст, и образ игл, по которым «бежит» наш герой - это уму непостижимое каждодневное испытание, которое проходит фигляр, позволяя себе даже синкопировать, отклоняться. Характерное звуковедение певицы «обрамлено» паузами, в которых звучат духовые инструменты, вторящие солистке. Оркестр вовлекает слушателя в темпоритмику песни, подчёркнуто настойчивую, кажущуюся однообразной, изобразительной, ведь речь идет о скитальческом пути циркового артиста, на фоне которого оптимизм, с которым циркач всякий раз выходит на арену, кажется еще большей загадкой. Тайной. Зрители пришли над ним повеселиться, а он и рад угодить, хоть и говорит с упрёком: «Какое право дело вам до тех, над кем пришли повеселиться вы?» А и впрямь дела нет. И мы слышим, как певица использует грудную проекцию, как бы сгущая «краски», используя нижние частоты своего тембра. Очень удачная «находка». Такое выразительное средство позволяет певице буквально только краешком «задеть» сердце слушателя, вызвав сочувствие. И далее мы слышим припев, в котором смысл предыдущего фрагмента, вводного и повествовательного дополняется жизнеутверждающим обобщением, характерным для припева:

 

Состоящий из восьми тактов и построенный на повторяющейся гармонии, он условно поделен на два раздела, где в первом сольная партия имеет текст, и “поддержана” бэк-вокалом, а во втором разделе Алла Пугачёва использует имитацию смеха, завершая первую часть мыслью о том, что “есть одна награда- смех”. Выразительное средство, которое использует певица, исполнено ею чрезвычайно точно. И это не просто смех- это вокальная особенность, исполненная на крепкой дыхательной основе. То есть, Алла Борисовна “поёт” смех. Уникальная особенность певческого таланта Пугачёвой в этом фрагменте составит непростую задачу для трибьют - исполнителя. Повторить этот приём- задача не из простых. И на пути к решению этой задачи необходимо будет потрудиться над дыханием, стабилизировать все звукообразующие элементы, которыми пользуется певец- новичок, в этом случае смех получится. Партия смеха прописана шестнадцатыми и восьмыми длительностями, позволяя исполнителю находиться в общей темпоритмике, и, сохранив пульсацию, продвигаться к кульминации песни. Раскрывать тайну - задача не из простых. Но начинающему певцу это скорее удастся, если он вникнет в суть стихотворного текста песни, где во втором куплете арлекин ропщет, рассказывая нам о том, что все аплодисменты достаются не ему, а настоящим звёздам арены - силачам, а он играет лишь очень скромную роль в цирковом представлении: заполняет паузы между основными концертными номерами. Изобразительный вокал Аллы Пугачёвой в этой части преобразовывается. Тембр “уплотняется”. Слушая запись, легко представить, как по арене вышагивают силачи, “расправляясь” с подковами, как с калачами. Симпатичная и обязательная для исполнения трибьют еле слышимая вокальная интонация Аллы Пугачёвой: короткий “ въезд” на слоге “це” в слове “цепи”, и слоге “же” в слове “движением”, весьма непростая для исполнения, поскольку в этом фрагменте неопытный певец, может, так сказать, “переборщить”, спев эти лёгкие глиссандо немного громче, или протягивая их чуть дольше. Очень тонкая грань между искусством и китчем. И для того, чтобы в итоге получился трибьют, а не “перепевка”, эта вокальная интонация, одна из самых по-настоящему сложных задач для неопытного певца, и её необходимо исполнить, как и последующие за ней, тоже почти неуловимые. Продолжая следовать “Методу Арлекино”, далее, в фразе “..и рукоплещет восхищённый зал..” Алла Пугачёва привносит в своё пение слегка ироничное настроение. В слоге “восх..” она чуть “натянуто” артикулирует первую букву и лёгким глиссандо соединяет её с последующими слогами, звучащими подчёркнуто и как бы “расширенно” по артикуляции. “Изображая” цирковых тяжеловесов, неуклюжих и “бездушных”, Алла Пугачёва абсолютно ненавязчиво беззлобно намекает на то, что настоящий герой- это Арлекин, веселящий публику в перерыва, наподобие тех эстрадных певцов, которые поют “на разогреве” перед выступлениями эстрадных кумиров. Только он по-настоящему живёт на сцене, потому что он так решил, и его “огромный мир замкнулся”, ограничился кругом цирковой арены. Истинный герой цирка, по-настоящему сильный и талантливый, ведь он умеет скрыть от зрителей свои печали и развеселить. Не перестающий мечтать о настоящих больших ролях, он подчёркивает, что Арлекин он “неплохой”. Но перед этим, темп песни замедляется и как бы останавливается, “изображая” грустные раздумья клоуна. Алла Пугачёва переходит в высокую тесситуру, будто взлетает за мыслями о светлой своей мечте, несбыточной и от этого ещё более прекрасной. Вместе с повышением тесситуры слышно, как меняется способ звуковедения. Он становится залигованным, и здесь имитирующему певцу необходимо будет поработать над общей кантиленой фрагмента, а то и приобщить это умение в своё вокальное “оснащение”. Постоянное “присутствие” фундаментального мастерства певицы, не покидает слушателя на протяжении всего прослушивания аудио-записи, и это необходимо учитывать, работая над трибьют. Разумеется, для новичка почти невозможным будет воспроизвести всё, в точности следуя “Методу арлекино”. Масштаб таланта Аллы Пугачёвой имеет ещё и духовный посыл, что выше нашего понимания, особенно, если учесть ограниченность рамок данного небольшого исследования. Тем не менее ещё раз стоит подчеркнуть, что, пронося через призму собственных возможностей, начинающий исполнитель сможет исполнить трибьют, а не “перепевку”, если осмыслит самую главную мысль “Метода арлекино”, заключённую в том, что при всех трудностях этой задачи, “опуститься” до уровня поверхностного “передёргивания” вокальных идей великой певицы почти невозможно, если начинающий артист уделит своей работе достаточно времени, исследует аудиозапись, поделит имитационную работу на мелкие и очень мелкие фрагменты. Вслушается в общий характер звучания (саунда), попробует заглянуть и в общеисторические обстоятельства, которые влияли на творчество всех эстрадных певцов того времени.

(Автор публикации вокальный продюсер Алла Изверская 2015г.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: