Урок 2. Бюджетное устройство Российской Федерации .




План:

1.. Организация бюджетной системы.

2. Значение федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Бюджетный федерализм.

.4. Понятие и роль консолидированных бюджетов. 5. Принципы построения бюджетной системы.

Домашнее задание: учебник «Бюджет и бюджетная система» под ред. Мет. П. Афанасьева стр. 59-74; БК РФ ст. 10; 13-15; 28-38.2

1. Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией РФ и ее государ­ственным устройством как федеративной республики.

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и госу­дарственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюд­жетных фондов. Структура бюджетной системы представлена на рис 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Федеральный бюджет   Бюджеты государственных    
      внебюджетных фондов    
           
    Бюджеты территориальных государственных внебюджет­ных фондов    
  Бюджеты субъектов Рос­сийской Федерации      
       
               
  Местные бюджеты, в том числе    
     
           
    Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга    
II    
   
     
           
I   Бюджеты городских и сельских поселений    
               

Рис. 1. Бюджетная система РФ

2. Федеральный бюджет - центральное звено бюджетной системы, обеспечиваю­щее финансирование общенациональных задач и функций, является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и региональном уровнях. В


Урок 2. Бюджетное устройство Российской Федерации

настоящее время они включают в себя: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования, которые образуются на федеральном и ре­гиональном уровнях.

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты рес­публик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федераль­ного подчинения. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориально­го государственного внебюджетного фонда, которые предназначены для исполнения расход­ных обязательств субъекта РФ.

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных (терри­ториальных) внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов соот­ветствующего уровня (Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов; Областной закон Ростовской области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»).

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) - третий уровень бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального об­разования. В соответствии с действующим законодательством местные бюджеты подразделя­ются на бюджеты двух уровней (типов):

о бюджеты муниципальных районов (городских округов);

о бюджеты поселений.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов пред­ставительных органов (Решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении бюд­жета города Ростова-на-Дону на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»).

Бюджет составляется на три года: на очередной финансовый год и плановый период (два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом).

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных и местных органов.

3. Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между феде­ральным центром и субъектами Федерации являются предпосылкой бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм - это распределение полномочий между центральными ор­ганами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в бюд­жетной сфере.

Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. Бюджетный феде­рализм базируется на следующих основных принципах:

• законодательном разграничении полномочий по расходам между органами вла­сти всех уровней управления;

• обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ре­сурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

• обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

• самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную
систему и т.п.


Урок 2. Бюджетное устройство Российской Федерации

4. В законодательстве и на практике применяется термин, консолидированный бюд­жет - свод бюджетов соответствующей территории.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ.



Консолидированный

бюджет

Российской Федерации


Федеральный бюджет


+


Консолидированные бюджеты

всех субъектов

Российской Федерации


Рис. 2. Состав консолидированного бюджета Российской Федерации

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в со­став субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.


                       
       
           



+

Консолидированный

бюджет субъекта

Российской Федерации


Бюджет этого субъекта Россий­ской Федерации


Свод бюджетов муниципальных

образований этого субъекта

Российской Федерации


Рис. 3. Состав консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидирован­ный бюджет муниципального района.


                       
         
           



+

Консолидированный бюджет муниципаль­ного района


Бюджет

муниципального

района


Свод бюджетов городских и сельских поселений этого муни­ципального района


Рис. 4. Состав консолидированного бюджета муниципального района

Консолидированные бюджеты не утверждаются представительными органами власти. Они составляются для аналитических целей.

5. Принципы, на которых основана бюджетная система РФ, установлены в Бюд­жетном кодексе РФ. В перечень включены следующие принципы.

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документа­ции и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской


Урок 2. Бюджетное устройство Российской Федерации

Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, еди­ный порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Рос­сийской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования де­фицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации оз­начает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, рас­ходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюд­жетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образова­ний.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

о право и обязанность органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

о право и обязанность органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом;

о право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюд­жетной системы Российской Федерации;

о право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исклю­чением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

о недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих испол­нению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджет­ной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполне­нию одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обя­зательств;

о право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключитель­но в форме межбюджетных трансфертов;

о недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетно­го законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, за­конодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесе-


Урок 2. Бюджетное устройство Российской Федерации

ния изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих ком­пенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

о недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, му­ниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уста­новление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых до­ходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными прин­ципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирова­ния дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответст­вующих бюджетах.

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступ­лений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на сче­тах по учету средств бюджетов.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного про­цесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимо­сти достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюд­жете в части, касающейся:

о субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

о средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

о добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

о расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными до­говорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

о расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

о отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отраже­нию в бюджете) начиная с очередного финансового года.

9. Принцип прозрачности (открытости) означает:

о обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержден­ных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе ис­полнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законода­тельных (представительных) органов государственной власти, представительных органов му­ниципальных образований;


Урок 2. Бюджетное устройство Российской Федерации

о обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государствен­ной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногла­сия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (пред­ставительного органа муниципального образования), либо между законодательным (предста­вительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

о стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Россий­ской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, теку­щего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обяза­тельств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении ко­торого они находятся.

13. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного са­моуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Рос­сийской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соот­ветствии с валютным законодательством Российской Федерации.


Урок 3. Понятие бюджетных полномочий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: