Тема 1.3. Формирование доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные отношения.




Урок 7. Общая характеристика доходов бюджетов.

План:

1. Виды доходов бюджета.

2. Формирование доходной части бюджетов.

3. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований по формированию доходов бюджетов соответствующего
уровня.

Домашнее задание: БК РФ ст. 39-64; учебник «Бюджет и бюджетная система» под ред. Мет. П. Афанасьева стр. 95-110.

1. По своему экономическому содержанию доходы бюджета представляют собой финансовые отношения, возникающие между государством (органами местного самоуправления), хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета. При этом формой проявления таких финансовых отношений служат различные виды налоговых и неналоговых платежей юридических и физических лиц в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета (БК РФ ст.6).

Доходы бюджета формируются за счет денежных средств, поступающих в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов включают:

о налоговые поступления;

о неналоговые поступления;

о безвозмездные поступления.

К налоговым доходам относятся поступления от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов, а также пени и штрафы по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

о доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;

о доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;

о доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

о средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

о средства самообложения граждан;

о иные неналоговые доходы.


Урок 7. Общая характеристика доходов бюджетов

К безвозмездным поступлениям относятся:

о дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

о субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

о субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

о иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

о безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Начиная с 2008 года, все доходы бюджета подразделяются на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

о налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть,

газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

о вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

о вывозных таможенных пошлин на газ природный;

о вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет доходы можно подразделить на собственные (закрепленные) и регулирующие доходы.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и сборы, и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

Нормативы отчислений определяются БК РФ либо законом (решением) о бюджете.

В зависимости от права собственности доходы можно подразделить на собственные и заемные средства.

К собственным доходам бюджетов относятся:

о налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

о неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

о доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Заемные средства - это доходы, которые используются при недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов.

В структуре доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги.

2. Источниками формирования доходной части бюджета являются налоги, уплачиваемые в бюджеты всех уровней, различные виды неналоговых поступлений, а также безвозмездные поступления. Состав уплачиваемых налогов и порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, а нормативы отчислений от регулирующих налогов и сборов - БК РФ и законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый


Урок 7. Общая характеристика доходов бюджетов

период. Получателями налогов и других платежей являются территориальные органы Федерального казначейства, имеющие лицевые счета в банках.

Налоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейских органов.

Участники процесса формирования доходной части федерального бюджета представлены на рис. 1.

Рис. 1. Участники формирования доходной части бюджета

Процесс формирования доходной части бюджета включает в себя несколько этапов:

• перечисление и зачисление доходов на ЕСБ;

• распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов между бюджетами различных уровней;

• возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм доходов;

• учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего
бюджета.

Для учета поступления доходов в федеральный бюджет и распределения регулирующих доходов между бюджетами различных уровней органом Казначейства России в организациях Банка России либо в других кредитных организациях, уполномоченных обслуживать счета казначейских органов, открывается лицевой счет на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Казначейства России между бюджетами различных уровней».

Счет № 40101 предназначен для учета доходов, распределяемых в порядке межбюджетного регулирования между бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РФ.


Урок 7. Общая характеристика доходов бюджетов

Аналитический учет доходов федерального бюджета осуществляется в разрезе налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с классификацией доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляют органы Федерального казначейства на основании следующих документов:

о банковских документов, платежных ордеров банка, инкассовых поручений и выписок по счетам банка;

о платежных поручений налоговых органов на возврат поступлений налогоплательщикам;

о заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных, а также о зачете налогов, подлежащих возмещению;

о распоряжения администраторов поступлений доходов в бюджет о возврате поступлений с приложением платежных поручений.

Администраторами поступлений доходов в бюджет являются: налоговые органы, органы государственной власти и управления, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и др. органы, уполномоченные осуществлять контроль за правильностью исчисления платежей, своевременностью уплаты, взысканием.

3. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Урок 8. Методология планирования доходов в условиях среднесрочного планирования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: