Как провести «Минутку безопасности» в школе




 

«Минутку безопасности» проводит любой учитель, чей урок при­ходится — независимо от предмета и темы — на конец учебного дня. Ведь одна из главных целей, ради которой проводится это ЕЖЕДНЕВ­НАЯ экспресс-беседа с детьми, — настроить их перед дорогой домой на мысли об осторожности и внимательности на дороге.

В ходе проведения «Минутки безопасности» необходимо пробудить интерес детей, а для этого прежде всего нужно сформулировать про­блему. Согласитесь, каждый знает, что на красный сигнал пешеходного' светофора переходить дорогу запрещено. Но зачастую это всего лишь неосознанный штамп, который впитывает каждый из нас ещё с детского сада. То есть знать — знают, но всё равно пренебрегают этим запретом, например когда спешат, или когда нет транспорта, или когда просто лень ждать эти несколько десятков секунд. А наша задача — добиться ОСОЗ­НАННОСТИ поведения. Поэтому во время проведения «Минутки безо­пасности» целесообразнее поставить вопрос не репродуктивного плана: «На какой сигнал пешеходного светофора вам разрешено переходить проезжую часть?», а сформулировать перед детьми проблему: «Почему на улице N, где оборудован регулируемый пешеходный переход (бли­жайший к школе), люди часто перебегают через дорогу на красный?»

«Минутки безопасности» должна быть краткой. Её длительность — 2-3 минуты, максимум — пять. Учитель задаёт вопрос (ставит пробле­му) и, выслушав мнение нескольких учащихся, обобщает их и даёт объ­яснение. Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснений одной и той же ситуации детьми. В качестве последней «порции» информации, полученной за день в стенах школы, учащиеся получают полезные сведения по безопасности на дороге, поданные в интересной, занимательной форме.

В ряде случаев детям могут быть даны задания по наблюдению за обстановкой на дороге, связанные с вопросом, рассмотренным на «минутке» (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, об­становкой на остановках общественного транспорта и т.п.). Например, обратить внимание по пути домой на различные объекты, мешающие обзору дороги.

 

Примеры вопросов для «Минутки безопасности» в школе

 

вопрос ответ
Где надо переходить дорогу? Переходить дорогу нужно по пешеходному переходу. Самый безопасный переход — подземный или над­земный переход. Если поблизости нет подземного или надземного перехода, можно перейти по наземному переходу со светофором или по «зебре», а при их от­сутствии — на перекрёстках по линии тротуаров и обо­чин под прямым углом к пересекаемой проезжей части. (Желательно, чтобы педагог, давая объяснение, проде­монстрировал это на схеме.)
Как перейти дорогу, если поблизости нет пешеходного перехо­да? При отсутствии поблизости пешеходного перехода или пе­рекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделитель­ной полосы и ограждений там, где она хорошо просматри­вается в обе стороны. (Желательно показать элементы дороги, о которых идёт речь, на схеме или фото.) Перед переходом дороги нужно посмотреть налево, на­право, чтобы оценить дорожную обстановку, затем сно­ва налево. И только убедившись в своей безопасности, можно начинать переход дороги, продолжая наблюдать за обстановкой.
Почему для пешехода безопаснее перехо­дить дорогу по пеше­ходным переходам? Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, поэтому он более внимателен, снижает ско­рость. Пешеход, который переходит дорогу вне пеше­ходного перехода, может пострадать сам и подвергает опасности окружающих.
Почему нужно остано­виться перед тем, как начинать переходить дорогу? Это нужно для того, чтобы осмотреться. Пересекая дорогу «с ходу», не остановившись для наблюдения за дорожной обстановкой, можно не заметить приближа­ющийся автомобиль.
Почему переходить дорогу по нерегулиру­емому пешеходному переходу (без свето­фора) опаснее, чем по регулируемому (со све­тофором)? Переход без светофора опаснее, потому что надо уметь определить, далеко автомобиль или близко, быстро едет или медленно, надо уметь заметить небольшой автомобиль, мотоцикл и велосипед. При этом из-за мед­ленно едущего автомобиля выезжает другой, который едет быстро. Кроме того, подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, некоторые водители пренебре­гают обязанностью остановиться и пропустить пешехо­дов, создавая тем самым опасную ситуацию. В городах с интенсив­ным движением води­тели нередко паркуют автомобили у перехо­дов и даже непосредс­твенно на них, нарушая тем самым ПДД.
Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспорт­ного средства? Стоящий автомобиль закрывает обзор дороги. Из-за него пешеход может вовремя не заметить другой, дви­жущийся, автомобиль, мотоцикл или велосипед. Также ограничивать обзор могут и другие объекты, на­ходящиеся в непосредственной близости от проезжей части: кусты, заборы, строения и т.п. Надо помнить: если у края проезжей части стоит автомобиль, если другие объекты загораживают обзор, на дороге может быть скрыта опасность. Поэтому надо дойти до того места, где припаркованные автомобили не будут загораживать об­зор, и перейти проезжую часть, соблюдая меры безопас­ности. Если такой возможности нет, надо осторожно вы­глянуть из-за припаркованного автомобиля, убедиться, что с обеих сторон нет движущихся автомобилей, и толь­ко тогда, контролируя ситуацию, переходить дорогу.
Почему опасно пересе­кать дорогу бегом? На бегу сложно наблюдать за дорогой, поворачивая голову направо и налево, чтобы оценивать дорожную обстановку слева и справа от себя. Только идя шагом, можно наблюдать за дорогой и поворачивать голову, не опасаясь упасть.
Почему детям нельзя переходить дорогу вдвоём-втроём под руку или держась за руки? Когда переходят дорогу двое-трое, то при возникнове­нии опасности реакция будет у всех разная, и дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны.
Почему опасно пере­ходить дорогу наиско­сок? Когда идёшь наискосок, то часть пути проходишь спиной к едущим автомобилям и можешь их не заметить. Кроме того, переход становится длиннее, а значит, опаснее.
Где должен двигаться пешеход, если у дороги нет тротуара? Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеход­ным или велопешеходным дорожкам, а при их отсутс­твии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части. При движении по обочине или по краю проезжей час­ти пешеходы должны двигаться навстречу движению транспортных средств, чтобы видеть те автомобили, которые едут ближе к ним.
Какая опасность воз­никает, когда школь­ник подходит к своему дому? У ребёнка, приближающегося к своему дому, снижается концентрация внимания и «включаются» эмоции. Ему кажется, что дом рядом, и он чувствует себя в безопас­ности. В этот момент он может не заметить изменения в дорожной обстановке. Например, не среагировать на приближающийся автомобиль.
Чем коварна «тихая», «пустынная» дорога, по которой редко ез­дят автомобили? Пешеход может подумать, что дорога пуста, потерять бдительность, начнёт переходить дорогу, не посмотрев по сторонам. А автомобиль может внезапно появиться, выезжая из переулка или со двора. При переходе дороги надо всегда внимательно смотреть по сторонам.
На нерегулируемом перекрёстке пешеход пропустил автомобиль, больше автомобилей ему не видно. Можно ли переходить? Пропустив автомобиль, едущий в ближнем ряду, сразу переходить дорогу нельзя. За ним может быть скрыт другой автомобиль, движущийся во втором ряду. (По­казать на схеме.) Надо подождать, пока дорога будет просматриваться в обе стороны, и переходить дорогу, контролируя дорожную ситуацию.
Как обходить стоящее на остановке марш­рутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай)? Стоящий автобус, троллейбус, трамвай нельзя обходить ни спереди, ни сзади. Нужно подождать, пока он отъедет и не будет закрывать обзор дороги. После этого найти пешеходный переход, дойти до него, остановиться, ос­мотреться и, убедившись в своей безопасности, перехо­дить с соблюдением всех Правил дорожного движения.
Почему опасно болтать по телефону, а также слушать музыку в на­ушниках или играть в планшет при перехо­де дороги? Разговоры отвлекают внимание от наблюдения за до­рогой. Увлёкшись разговором, можно не заметить приближающийся или поворачивающий «под стрелку» автомобиль, смену сигнала светофора и т.п. Перед на­чалом перехода проезжей части все разговоры надо прекратить. Всё внимание — на дорогу. Музыка, играющая в наушниках, не только отвлекает, но и мешает слышать звуки дороги. Читая SMS-ки, играя в мобильные игры на ходу, невозможно одновременно наблюдать за дорожной обстановкой.
Чем опасен для пе­шехода момент, когда один автомобиль об­гоняет другой? Когда один автомобиль выезжает из-за другого, скорость обгоняющего намного больше. Пешеход может не заме­тить обгоняющий автомобиль или увидит его поздно, ког­да водителю не останется времени, чтобы затормозить. Водитель обгоняющего автомобиля тоже не видит пеше­хода, пока не проедет мимо обгоняемого автомобиля.
Пешеход подходит к пе­рекрёстку. Пока он при­ближался, на пешеход­ном светофоре горел зелёный сигнал, и пеше­ход настроился на пере­ход. Вдруг зелёный на­чинает мигать. Пешеход решил так: пока автомо­били стоят—успею. Ведь водители меня видят. В чём ошибка пешехода? Не все автомобили в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрёстку и при включении зелёно­го сигнала транспортного светофора могут выехать на перекрёсток. Перебегающего пешехода водитель может не заметить из-за стоящих автомобилей. И пешеход тоже не видит подъезжающий к перекрёстку автомобиль из- за стоящего транспорта.
Около тротуара стоит автомобиль без води­теля. В чём может быть опасность? Стоящий автомобиль закрывает или ограничива­ет обзор дороги. Из-за него можно не заметить другой, движущийся, автомобиль, мотоцикл или велосипедиста. Особенно опасен с этой точки зрения крупногабаритный транспорт: автобусы, грузовики и т.п.
Как надо поступить, если при переходе до­роги уронил какой-ни­будь предмет? Нужно осмотреться, и только убедившись, что опас­ности нет (нет приближающихся или движущихся автомобилей), поднять предмет. Если приближается автомобиль, надо уйти с дороги, каким бы дорогим и любимым ни был потерянный предмет. Жизнь и здо­ровье бесценны. Когда автомобили проедут, можно попросить взрослых поднять предмет на дороге. Но лучше — быть внимательным и ничего не ронять.
Почему не стоит на­чинать переход сразу, как загорится зелёный сигнал на пешеходном светофоре? Среди водителей тоже встречаются те, кто хотят про­ехать перекрёсток в самый последний момент. Очень часто такие водители въезжают на перекрёсток даже на жёлтый сигнал транспортного светофора, а закан­чивают проезд, когда для пешеходов включился зелё­ный, а для водителей — красный. Поэтому перед тем, как ступать на проезжую часть, нужно обязательно убедиться, что все машины остановились и пропус­кают пешеходов.
Почему нельзя перехо­дить дорогу там, где ус­тановлен знак «Дети»? Знак «Дети» устанавливается вблизи тех мест, где на дороге могут появиться дети — около школ, детских садов, домов детского творчества, спортшкол и т.п. Он предупреждает водителя, что поблизости нахо­дится детская образовательная организация, и здесь бывает много детей. Но он не разрешает переходить дорогу в том месте, где установлен. Для перехода дороги нужно найти пешеходный переход и перейти дорогу там.
В чём разница между двумя знаками «Пе­шеходный переход» (предупреждающим и знаком особых пред­писаний)? (Показать знаки.) Предупреждающий знак (треугольный, с красной каймой), как следует из его названия, предупреж­дает водителя, что впереди находится пешеходный переход. Переходить дорогу в этом месте нельзя. Знак особых предписаний «Пешеходный переход» (синий, квадратный) обозначает место, где разреше­но переходить дорогу. В подавляющем большинс­тве случаев он применяется вместе с разметкой «зебра».
0 чём надо помнить, выходя из автобуса? Выйдя из автобуса, нужно сразу отойти от дверей, чтобы не мешать другим людям выходить из авто­буса или садиться в него. Не надо спешить перехо­дить дорогу: стоящий автобус мешает увидеть при­ближающиеся автомобили. Надо подождать, пока он отъедет, дойти до пешеходного перехода и перейти дорогу по нему, соблюдая все Правила дорожного движения.
Ты подошёл к пере­крёстку. На пешеход­ном светофоре горит зелёный сигнал. Как долго — ты не знаешь. Стоит ли начинать пе­реход? Лучше дождаться следующего зелёного сигнала, чтобы не оказаться на переходе при красном сигнале светофо­ра. Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда дорога скользкая.
О чём надо помнить, играя во дворе? Во дворе тоже ездят автомобили, и их водители не всегда внимательны. Они могут отвлечься и не заметить вовремя пешехода. Если двор большой, то автомобили могут ездить здесь на достаточно высокой скорости. Поэтому играть надо на детских площадках и в других местах, где нет движения транспорта.
Какая опасность мо­жет возникнуть, когда автобус подъезжает к остановке? Когда на остановке много людей, при подходе автобуса I возникает суета. Есть опасность, что кто-нибудь нечаян- 1 но толкнёт тебя под колёса. Кроме того, подъезжающий автобус может занести на тротуар. Поэтому нельзя сто­ять на самом краю тротуара.
Как вести себя при пе­реходе дороги пеше­ходу с зонтиком или в одежде с капюшо­ном? Зонт, капюшон, а также головные уборы с большими полями или козырьком ограничивают обзор и ме­шают следить за дорожной обстановкой. Поэтому нужно быть предельно внимательным и перед пере­ходом дороги желательно откинуть капюшон, а зонт держать так, чтобы он не ограничивал поле твоего зрения.
Как вести себя в авто­бусе (троллейбусе, трамвае)? Не задерживаться при входе, постараться пройти вглубь салона, держаться за поручни, не присло­няться к дверям, своевременно оплачивать проезд, не отвлекать водителя, уступать место старшим. При приближении к нужной остановке заранее пригото­виться к выходу.
Почему нужно пользо­ваться детским удер­живающим устройс­твом (автокреслом), когда едешь в автомо­биле? Так безопаснее. Штатные ремни безопасности, ус­тановленные в автомобиле, рассчитаны на рост взрослого человека. Ребёнку они могут нанести травму даже при резком торможении. А правиль­но подобранное (с учётом роста и веса) детское удерживающее устройство защитит маленького пассажира в случае резкого торможения или ава­рии. Ребёнок до семи лет должен перевозиться только в детском автокресле, а с 7 до 11 лет — в авто­кресле или пристёгнутым штатным ремнём безо­пасности.
Что такое световозвращающие элементы и для чего они нужны пешеходу? Световозвращающий элемент — это предмет (под­веска, наклейка, брелок, браслет, нашивка на одеж­ду), обладающий способностью «возвращать» луч света обратно к его источнику. Световозвращатель повышает видимость пешехо­да в тёмное время суток на неосвещённой дороге, что помогает значительно снизить риск наезда на пешехода. Световозвращающие элементы бывают съёмные и несъёмные. Съёмные надеваются на какую-то часть тела, прикрепляются к одежде, головному убо­ру, сумке, рюкзаку, роликам, велосипеду, коляскам и т.п. Несъёмные световозвращатели, как правило, пришиты (наклеены) на одежду, обувь, школьные рюкзаки.
Как правильно носить световозвращатель? Лучше всего иметь несколько световозвращате­лей — слева, справа, спереди и сзади, так чтобы пешеход был виден со всех сторон. Оптимальная высота, на которой следует размещать световозвра­щатели, — около 80 см от земли (на уровне автомо­бильных фар).
Как определить наи­более безопасный путь от дома до школы и об­ратно? Вместе с родителями и педагогом надо изучить схемы безопасных маршрутов, представленные в Паспорте дорожной безопасности. Вместе с родителями прой­ти по этим маршрутам, выбрать оптимальный (наибо­лее безопасный), составить свою схему и вклеить её в дневник. И в дальнейшем пользоваться безопасным маршрутом.

 

«Минутки безопасности» для дошкольников и их родителей

 

«Минутки безопасности» можно с успехом использовать и в до­школьной образовательной организации. Конечно, вопросы, которые задаются малышам, должны соответствовать их возрасту. Для дошко­лят вопросы должны быть максимально простыми и конкретными и связанными с теми ситуациями, которые могут встретиться на пути из детского сада домой.

Кроме того, есть несколько значимых отличий школьной «Ми­нутки безопасности» от детсадовской.

1.В школе вопрос задаёт учитель в конце последнего урока, выслушивает несколько ответов и даёт свой «окончательный» ответ. В детском саду очередной вопрос «Минутки безопас­ности» каждый родитель задаёт своему ребёнку сам, перед выходом из детского сада на улицу или сразу после выхода из помещения детского сада.

Такой формат проведения «Минутки безопасности» требует пред­варительной работы с родителями. На родительском собрании или в личных беседах воспитатель должен рассказать родителям, что такое «Минутки безопасности» и зачем они нужны. А «вопрос дня» и правильный ответ на него можно вывешивать на информацион­ных стендах для родителей.

2.Дошкольники меньше сосредоточены, чем школьники, они хуже запоминают услышанное и быстрее переключают внимание на другие объекты. Поэтому лучше не делать разрыва между «вопросом — ответом» и наглядной демонстрацией ситуации, о которой идёт речь.

При этом родители должны быть предупреждены, что все объяс­нения, демонстрации и т.п. должны проводиться только с тротуара! Выход на проезжую часть должен быть под строжайшим запретом. При движении по тротуару взрослые должны крепко держать ребён­ка за руку (за запястье, а не за ладошку).

3.Успех детсадовской «Минутки безопасности» напрямую зависит от того, насколько родители и другие старшие взрос­лые, с которыми ребёнок передвигается по улицам, вовлечены в процесс обучения. Закрепление навыков безопасного поведения будет намного эффективнее, если родители во время прогулок будут постоянно обращать внимание детей на различные поучительные мо­менты дорожных ситуаций, активно привлекая их к наблюдению за до­рожным движением, тренируя таким образом у детей очень важный навык транспортного наблюдения и транспортного поведения.

Ведь до того, как дети пойдут в школу, начнут самостоятельно со­вершать поездки и прогулки, надо успеть натренировать у них целый комплекс особых навыков безопасного поведения в транспортной среде. Между тем в детях «сидит» целый «букет» бытовых привычек, опасных для дороги, таких как пятиться назад не глядя, выбегать из- за кустов, стен домов, заборов и других помех обзору, бросаться за мячом, собакой, бегущим приятелем, забыв посмотреть по сторонам и т.п. Если у детей не будут натренированы навыки безопасного по­ведения в транспортной среде, не стоит удивляться, что ребёнок, со смертельной опасностью для себя, будет переносить на дорогу свои бытовые привычки.

Повторимся: главный успех «Минуток безопасности» в их ежедневности. Но «минутка» ни в коем случае не должна заменять повседнев­ное обучение навыкам поведения в транспортной среде. «Минутка безопасности» — это короткий, ежедневный диалог с ребёнком (воп­рос — ответ), который учит наблюдать за дорогой, предвидеть скрытые опасности и правильно действовать в различных ситуациях, которые ежедневно встречаются на дороге.

Опыт проведения подобных бесед-«минуток» показывает, что они меняют отношение детей к безопасности на дороге, способст­вуют выработке у них критического отношения к поступкам сверс­тников и взрослых, нарушающих Правила дорожного движения, благодаря чему у детей появляется «иммунитет» к нарушениям ПДД и подражанию нарушителям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: