«Минутку безопасности» проводит любой учитель, чей урок приходится — независимо от предмета и темы — на конец учебного дня. Ведь одна из главных целей, ради которой проводится это ЕЖЕДНЕВНАЯ экспресс-беседа с детьми, — настроить их перед дорогой домой на мысли об осторожности и внимательности на дороге.
В ходе проведения «Минутки безопасности» необходимо пробудить интерес детей, а для этого прежде всего нужно сформулировать проблему. Согласитесь, каждый знает, что на красный сигнал пешеходного' светофора переходить дорогу запрещено. Но зачастую это всего лишь неосознанный штамп, который впитывает каждый из нас ещё с детского сада. То есть знать — знают, но всё равно пренебрегают этим запретом, например когда спешат, или когда нет транспорта, или когда просто лень ждать эти несколько десятков секунд. А наша задача — добиться ОСОЗНАННОСТИ поведения. Поэтому во время проведения «Минутки безопасности» целесообразнее поставить вопрос не репродуктивного плана: «На какой сигнал пешеходного светофора вам разрешено переходить проезжую часть?», а сформулировать перед детьми проблему: «Почему на улице N, где оборудован регулируемый пешеходный переход (ближайший к школе), люди часто перебегают через дорогу на красный?»
«Минутки безопасности» должна быть краткой. Её длительность — 2-3 минуты, максимум — пять. Учитель задаёт вопрос (ставит проблему) и, выслушав мнение нескольких учащихся, обобщает их и даёт объяснение. Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснений одной и той же ситуации детьми. В качестве последней «порции» информации, полученной за день в стенах школы, учащиеся получают полезные сведения по безопасности на дороге, поданные в интересной, занимательной форме.
|
В ряде случаев детям могут быть даны задания по наблюдению за обстановкой на дороге, связанные с вопросом, рассмотренным на «минутке» (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках общественного транспорта и т.п.). Например, обратить внимание по пути домой на различные объекты, мешающие обзору дороги.
Примеры вопросов для «Минутки безопасности» в школе
вопрос | ответ |
Где надо переходить дорогу? | Переходить дорогу нужно по пешеходному переходу. Самый безопасный переход — подземный или надземный переход. Если поблизости нет подземного или надземного перехода, можно перейти по наземному переходу со светофором или по «зебре», а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров и обочин под прямым углом к пересекаемой проезжей части. (Желательно, чтобы педагог, давая объяснение, продемонстрировал это на схеме.) |
Как перейти дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода? | При отсутствии поблизости пешеходного перехода или перекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. (Желательно показать элементы дороги, о которых идёт речь, на схеме или фото.) Перед переходом дороги нужно посмотреть налево, направо, чтобы оценить дорожную обстановку, затем снова налево. И только убедившись в своей безопасности, можно начинать переход дороги, продолжая наблюдать за обстановкой. |
Почему для пешехода безопаснее переходить дорогу по пешеходным переходам? | Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, поэтому он более внимателен, снижает скорость. Пешеход, который переходит дорогу вне пешеходного перехода, может пострадать сам и подвергает опасности окружающих. |
Почему нужно остановиться перед тем, как начинать переходить дорогу? | Это нужно для того, чтобы осмотреться. Пересекая дорогу «с ходу», не остановившись для наблюдения за дорожной обстановкой, можно не заметить приближающийся автомобиль. |
Почему переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу (без светофора) опаснее, чем по регулируемому (со светофором)? | Переход без светофора опаснее, потому что надо уметь определить, далеко автомобиль или близко, быстро едет или медленно, надо уметь заметить небольшой автомобиль, мотоцикл и велосипед. При этом из-за медленно едущего автомобиля выезжает другой, который едет быстро. Кроме того, подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, некоторые водители пренебрегают обязанностью остановиться и пропустить пешеходов, создавая тем самым опасную ситуацию. В городах с интенсивным движением водители нередко паркуют автомобили у переходов и даже непосредственно на них, нарушая тем самым ПДД. |
Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства? | Стоящий автомобиль закрывает обзор дороги. Из-за него пешеход может вовремя не заметить другой, движущийся, автомобиль, мотоцикл или велосипед. Также ограничивать обзор могут и другие объекты, находящиеся в непосредственной близости от проезжей части: кусты, заборы, строения и т.п. Надо помнить: если у края проезжей части стоит автомобиль, если другие объекты загораживают обзор, на дороге может быть скрыта опасность. Поэтому надо дойти до того места, где припаркованные автомобили не будут загораживать обзор, и перейти проезжую часть, соблюдая меры безопасности. Если такой возможности нет, надо осторожно выглянуть из-за припаркованного автомобиля, убедиться, что с обеих сторон нет движущихся автомобилей, и только тогда, контролируя ситуацию, переходить дорогу. |
Почему опасно пересекать дорогу бегом? | На бегу сложно наблюдать за дорогой, поворачивая голову направо и налево, чтобы оценивать дорожную обстановку слева и справа от себя. Только идя шагом, можно наблюдать за дорогой и поворачивать голову, не опасаясь упасть. |
Почему детям нельзя переходить дорогу вдвоём-втроём под руку или держась за руки? | Когда переходят дорогу двое-трое, то при возникновении опасности реакция будет у всех разная, и дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны. |
Почему опасно переходить дорогу наискосок? | Когда идёшь наискосок, то часть пути проходишь спиной к едущим автомобилям и можешь их не заметить. Кроме того, переход становится длиннее, а значит, опаснее. |
Где должен двигаться пешеход, если у дороги нет тротуара? | Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части. При движении по обочине или по краю проезжей части пешеходы должны двигаться навстречу движению транспортных средств, чтобы видеть те автомобили, которые едут ближе к ним. |
Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому? | У ребёнка, приближающегося к своему дому, снижается концентрация внимания и «включаются» эмоции. Ему кажется, что дом рядом, и он чувствует себя в безопасности. В этот момент он может не заметить изменения в дорожной обстановке. Например, не среагировать на приближающийся автомобиль. |
Чем коварна «тихая», «пустынная» дорога, по которой редко ездят автомобили? | Пешеход может подумать, что дорога пуста, потерять бдительность, начнёт переходить дорогу, не посмотрев по сторонам. А автомобиль может внезапно появиться, выезжая из переулка или со двора. При переходе дороги надо всегда внимательно смотреть по сторонам. |
На нерегулируемом перекрёстке пешеход пропустил автомобиль, больше автомобилей ему не видно. Можно ли переходить? | Пропустив автомобиль, едущий в ближнем ряду, сразу переходить дорогу нельзя. За ним может быть скрыт другой автомобиль, движущийся во втором ряду. (Показать на схеме.) Надо подождать, пока дорога будет просматриваться в обе стороны, и переходить дорогу, контролируя дорожную ситуацию. |
Как обходить стоящее на остановке маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай)? | Стоящий автобус, троллейбус, трамвай нельзя обходить ни спереди, ни сзади. Нужно подождать, пока он отъедет и не будет закрывать обзор дороги. После этого найти пешеходный переход, дойти до него, остановиться, осмотреться и, убедившись в своей безопасности, переходить с соблюдением всех Правил дорожного движения. |
Почему опасно болтать по телефону, а также слушать музыку в наушниках или играть в планшет при переходе дороги? | Разговоры отвлекают внимание от наблюдения за дорогой. Увлёкшись разговором, можно не заметить приближающийся или поворачивающий «под стрелку» автомобиль, смену сигнала светофора и т.п. Перед началом перехода проезжей части все разговоры надо прекратить. Всё внимание — на дорогу. Музыка, играющая в наушниках, не только отвлекает, но и мешает слышать звуки дороги. Читая SMS-ки, играя в мобильные игры на ходу, невозможно одновременно наблюдать за дорожной обстановкой. |
Чем опасен для пешехода момент, когда один автомобиль обгоняет другой? | Когда один автомобиль выезжает из-за другого, скорость обгоняющего намного больше. Пешеход может не заметить обгоняющий автомобиль или увидит его поздно, когда водителю не останется времени, чтобы затормозить. Водитель обгоняющего автомобиля тоже не видит пешехода, пока не проедет мимо обгоняемого автомобиля. |
Пешеход подходит к перекрёстку. Пока он приближался, на пешеходном светофоре горел зелёный сигнал, и пешеход настроился на переход. Вдруг зелёный начинает мигать. Пешеход решил так: пока автомобили стоят—успею. Ведь водители меня видят. В чём ошибка пешехода? | Не все автомобили в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрёстку и при включении зелёного сигнала транспортного светофора могут выехать на перекрёсток. Перебегающего пешехода водитель может не заметить из-за стоящих автомобилей. И пешеход тоже не видит подъезжающий к перекрёстку автомобиль из- за стоящего транспорта. |
Около тротуара стоит автомобиль без водителя. В чём может быть опасность? | Стоящий автомобиль закрывает или ограничивает обзор дороги. Из-за него можно не заметить другой, движущийся, автомобиль, мотоцикл или велосипедиста. Особенно опасен с этой точки зрения крупногабаритный транспорт: автобусы, грузовики и т.п. |
Как надо поступить, если при переходе дороги уронил какой-нибудь предмет? | Нужно осмотреться, и только убедившись, что опасности нет (нет приближающихся или движущихся автомобилей), поднять предмет. Если приближается автомобиль, надо уйти с дороги, каким бы дорогим и любимым ни был потерянный предмет. Жизнь и здоровье бесценны. Когда автомобили проедут, можно попросить взрослых поднять предмет на дороге. Но лучше — быть внимательным и ничего не ронять. |
Почему не стоит начинать переход сразу, как загорится зелёный сигнал на пешеходном светофоре? | Среди водителей тоже встречаются те, кто хотят проехать перекрёсток в самый последний момент. Очень часто такие водители въезжают на перекрёсток даже на жёлтый сигнал транспортного светофора, а заканчивают проезд, когда для пешеходов включился зелёный, а для водителей — красный. Поэтому перед тем, как ступать на проезжую часть, нужно обязательно убедиться, что все машины остановились и пропускают пешеходов. |
Почему нельзя переходить дорогу там, где установлен знак «Дети»? | Знак «Дети» устанавливается вблизи тех мест, где на дороге могут появиться дети — около школ, детских садов, домов детского творчества, спортшкол и т.п. Он предупреждает водителя, что поблизости находится детская образовательная организация, и здесь бывает много детей. Но он не разрешает переходить дорогу в том месте, где установлен. Для перехода дороги нужно найти пешеходный переход и перейти дорогу там. |
В чём разница между двумя знаками «Пешеходный переход» (предупреждающим и знаком особых предписаний)? (Показать знаки.) | Предупреждающий знак (треугольный, с красной каймой), как следует из его названия, предупреждает водителя, что впереди находится пешеходный переход. Переходить дорогу в этом месте нельзя. Знак особых предписаний «Пешеходный переход» (синий, квадратный) обозначает место, где разрешено переходить дорогу. В подавляющем большинстве случаев он применяется вместе с разметкой «зебра». |
0 чём надо помнить, выходя из автобуса? | Выйдя из автобуса, нужно сразу отойти от дверей, чтобы не мешать другим людям выходить из автобуса или садиться в него. Не надо спешить переходить дорогу: стоящий автобус мешает увидеть приближающиеся автомобили. Надо подождать, пока он отъедет, дойти до пешеходного перехода и перейти дорогу по нему, соблюдая все Правила дорожного движения. |
Ты подошёл к перекрёстку. На пешеходном светофоре горит зелёный сигнал. Как долго — ты не знаешь. Стоит ли начинать переход? | Лучше дождаться следующего зелёного сигнала, чтобы не оказаться на переходе при красном сигнале светофора. Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда дорога скользкая. |
О чём надо помнить, играя во дворе? | Во дворе тоже ездят автомобили, и их водители не всегда внимательны. Они могут отвлечься и не заметить вовремя пешехода. Если двор большой, то автомобили могут ездить здесь на достаточно высокой скорости. Поэтому играть надо на детских площадках и в других местах, где нет движения транспорта. |
Какая опасность может возникнуть, когда автобус подъезжает к остановке? | Когда на остановке много людей, при подходе автобуса I возникает суета. Есть опасность, что кто-нибудь нечаян- 1 но толкнёт тебя под колёса. Кроме того, подъезжающий автобус может занести на тротуар. Поэтому нельзя стоять на самом краю тротуара. |
Как вести себя при переходе дороги пешеходу с зонтиком или в одежде с капюшоном? | Зонт, капюшон, а также головные уборы с большими полями или козырьком ограничивают обзор и мешают следить за дорожной обстановкой. Поэтому нужно быть предельно внимательным и перед переходом дороги желательно откинуть капюшон, а зонт держать так, чтобы он не ограничивал поле твоего зрения. |
Как вести себя в автобусе (троллейбусе, трамвае)? | Не задерживаться при входе, постараться пройти вглубь салона, держаться за поручни, не прислоняться к дверям, своевременно оплачивать проезд, не отвлекать водителя, уступать место старшим. При приближении к нужной остановке заранее приготовиться к выходу. |
Почему нужно пользоваться детским удерживающим устройством (автокреслом), когда едешь в автомобиле? | Так безопаснее. Штатные ремни безопасности, установленные в автомобиле, рассчитаны на рост взрослого человека. Ребёнку они могут нанести травму даже при резком торможении. А правильно подобранное (с учётом роста и веса) детское удерживающее устройство защитит маленького пассажира в случае резкого торможения или аварии. Ребёнок до семи лет должен перевозиться только в детском автокресле, а с 7 до 11 лет — в автокресле или пристёгнутым штатным ремнём безопасности. |
Что такое световозвращающие элементы и для чего они нужны пешеходу? | Световозвращающий элемент — это предмет (подвеска, наклейка, брелок, браслет, нашивка на одежду), обладающий способностью «возвращать» луч света обратно к его источнику. Световозвращатель повышает видимость пешехода в тёмное время суток на неосвещённой дороге, что помогает значительно снизить риск наезда на пешехода. Световозвращающие элементы бывают съёмные и несъёмные. Съёмные надеваются на какую-то часть тела, прикрепляются к одежде, головному убору, сумке, рюкзаку, роликам, велосипеду, коляскам и т.п. Несъёмные световозвращатели, как правило, пришиты (наклеены) на одежду, обувь, школьные рюкзаки. |
Как правильно носить световозвращатель? | Лучше всего иметь несколько световозвращателей — слева, справа, спереди и сзади, так чтобы пешеход был виден со всех сторон. Оптимальная высота, на которой следует размещать световозвращатели, — около 80 см от земли (на уровне автомобильных фар). |
Как определить наиболее безопасный путь от дома до школы и обратно? | Вместе с родителями и педагогом надо изучить схемы безопасных маршрутов, представленные в Паспорте дорожной безопасности. Вместе с родителями пройти по этим маршрутам, выбрать оптимальный (наиболее безопасный), составить свою схему и вклеить её в дневник. И в дальнейшем пользоваться безопасным маршрутом. |
|
|
«Минутки безопасности» для дошкольников и их родителей
«Минутки безопасности» можно с успехом использовать и в дошкольной образовательной организации. Конечно, вопросы, которые задаются малышам, должны соответствовать их возрасту. Для дошколят вопросы должны быть максимально простыми и конкретными и связанными с теми ситуациями, которые могут встретиться на пути из детского сада домой.
Кроме того, есть несколько значимых отличий школьной «Минутки безопасности» от детсадовской.
1.В школе вопрос задаёт учитель в конце последнего урока, выслушивает несколько ответов и даёт свой «окончательный» ответ. В детском саду очередной вопрос «Минутки безопасности» каждый родитель задаёт своему ребёнку сам, перед выходом из детского сада на улицу или сразу после выхода из помещения детского сада.
Такой формат проведения «Минутки безопасности» требует предварительной работы с родителями. На родительском собрании или в личных беседах воспитатель должен рассказать родителям, что такое «Минутки безопасности» и зачем они нужны. А «вопрос дня» и правильный ответ на него можно вывешивать на информационных стендах для родителей.
2.Дошкольники меньше сосредоточены, чем школьники, они хуже запоминают услышанное и быстрее переключают внимание на другие объекты. Поэтому лучше не делать разрыва между «вопросом — ответом» и наглядной демонстрацией ситуации, о которой идёт речь.
При этом родители должны быть предупреждены, что все объяснения, демонстрации и т.п. должны проводиться только с тротуара! Выход на проезжую часть должен быть под строжайшим запретом. При движении по тротуару взрослые должны крепко держать ребёнка за руку (за запястье, а не за ладошку).
3.Успех детсадовской «Минутки безопасности» напрямую зависит от того, насколько родители и другие старшие взрослые, с которыми ребёнок передвигается по улицам, вовлечены в процесс обучения. Закрепление навыков безопасного поведения будет намного эффективнее, если родители во время прогулок будут постоянно обращать внимание детей на различные поучительные моменты дорожных ситуаций, активно привлекая их к наблюдению за дорожным движением, тренируя таким образом у детей очень важный навык транспортного наблюдения и транспортного поведения.
Ведь до того, как дети пойдут в школу, начнут самостоятельно совершать поездки и прогулки, надо успеть натренировать у них целый комплекс особых навыков безопасного поведения в транспортной среде. Между тем в детях «сидит» целый «букет» бытовых привычек, опасных для дороги, таких как пятиться назад не глядя, выбегать из- за кустов, стен домов, заборов и других помех обзору, бросаться за мячом, собакой, бегущим приятелем, забыв посмотреть по сторонам и т.п. Если у детей не будут натренированы навыки безопасного поведения в транспортной среде, не стоит удивляться, что ребёнок, со смертельной опасностью для себя, будет переносить на дорогу свои бытовые привычки.
Повторимся: главный успех «Минуток безопасности» в их ежедневности. Но «минутка» ни в коем случае не должна заменять повседневное обучение навыкам поведения в транспортной среде. «Минутка безопасности» — это короткий, ежедневный диалог с ребёнком (вопрос — ответ), который учит наблюдать за дорогой, предвидеть скрытые опасности и правильно действовать в различных ситуациях, которые ежедневно встречаются на дороге.
Опыт проведения подобных бесед-«минуток» показывает, что они меняют отношение детей к безопасности на дороге, способствуют выработке у них критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих Правила дорожного движения, благодаря чему у детей появляется «иммунитет» к нарушениям ПДД и подражанию нарушителям.