Подробнее рассмотрим методы классификации затрат по отношению к объему производства, т. е. разделение затрат на постоянные и переменные.




Классификация затрат

Управленческий учет ориентирован в первую очередь на управление затратами организации.

Все денежные затраты предприятия группируются по трем признакам:

1. Расходы, связанные с извлечением прибыли.

2. Расходы, не связанные с извлечением прибыли.

3. Принудительные расходы.

Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают в себя:

. затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

. инвестиции.

К затратам на производство и реализацию продукции (работ, услуг) относят расходы, связанные с созданием товара (продукции, работ, услуг), в результате продажи которых предприятие получит финансовый результат в виде прибыли или убытка.

Инвестиции — это капитальные вложения, имеющие целью расширение объемов собственного производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.

К расходам, не связанным с извлечением прибыли, относят затраты на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели. Такие расходы

поддерживают общественную репутацию предприятия, создают благоприятный социальный климат в коллективе, что в конечном итоге приводит к повышению производительности и качества труда.

Принудительные расходы — это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по видам, местам возникновения, объектам, по составу, по отношению к объему производства, по степени усреднения, по функции управления, по способу отнесения на себестоимость в зависимости от порядка отнесения затрат на период получения прибыли.

Для классификации затрат по видам имеют значение два аспекта.

С одной стороны, затраты должны группироваться в соответствии с внешними и внутренними партнерами предприятия, осуществляющими снабжение мест возникновения затрат (при этом можно получить беглое представление о том, какие затраты возникают). С другой стороны, соответствующие руководители должны знать, на какие затраты они сами могут оказывать влияние и при этом нести ответственность.

В рыночной экономике применяется следующая

классификация затрат по видам:

1. Материальные затраты: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо.

2. Затраты на оплату труда или затраты на персонал: основная заработная плата и жалованье, дополнительная зарплата, оплата сверхурочных, затраты на социальные отчисления, зависящие от суммы заработной платы, прочие удержания на социальные цели.

3. Затраты на ремонт машин и оборудования.

4. Затраты на энергию.

5. Канцелярское оборудование и вспомогательные средства.

6. Почтово-телеграфные расходы, оплата за телефон и факс.

7. Сборы, взносы, налоги.

8. Затраты на рекламу.

9. Затраты на сбор и утилизацию отходов.

10. Прочие затраты.

Классификация затрат по видам помогает идентифицировать, объединить в группы однородные одноэлементные затраты.

Это позволяет менеджеру видеть структуру затрат и рационально тратить свои ресурсы. В первую очередь оптимизации подлежат те виды затрат, которые занимают самый большой удельный вес в структуре затрат, или те, что имеют высокие темпы роста.

Перечисленные затраты носят понятие «первичные виды затрат», поскольку могут быть учтены обособленно в местах возникновения или непосредственно образуются в результате поставок и услуг со стороны.

Существуют еще накладные, или производные, затраты. Возникают они в результате особых методов калькулирования либо предоставления продукции и услуг для внутрипроизводственных нужд.

Поскольку управленческий учет должен оказывать помощь руководству на всех ступенях внутрифирменного управления высшим критерием классификации является подразделение мест возникновения затрат в зависимости от организационного деления предприятия. Это деление предусматривает назначение естественных руководителей подразделений.

Классификация мест возникновения затрат должна быть достаточно широкой, чтобы по каждому подразделению можно было бы определить только один базовый показатель, который учитывает загрузку данного структурного подразделения и один временно отражает зависимость затрат от выработки. Единицей измерения базовых величин могут быть: время (работы сотрудников, рабочих, оборудования), килограмм, погонный м квадратный метр, вес, штука и т. д.

Если в каком-либо подразделении есть возможность измерения базовой величины несколькими измерителями, то надо выбрать и остановиться на каком-то одном измерителе либо сделать еще более глубокое разделение участка на несколько зон, по которым отдельно планируются затраты и поступления, устанавливаются различные нормы затрат.

Места возникновения затрат часто подразделяются на места возникновения главных затрат и места возникновения предварительных (вспомогательных) затрат. Первые объединяют подразделения, которые непосредственно занимаются изготовлением и реализацией готовой продукции. Обслуживающие и вспомогательные производства относятся к предварительным местам возникновения затрат (содержание и эксплуатация зданий, ремонтная служба, электростанции и т. п.).

Классификация по объектам затрат производится в зависимости от производимых предприятием товаров, услуг, работ, на которые накладываются эти затраты. Основой классификации является картотека продукции предприятия, объектом затрат — каждое изделие, вид услуг, вид работ, которые отпускаются потребителю или помещаются на склад. Полуфабрикаты образуют объект учета, если необходимо осуществлять контроль рентабельности этих изделий и оценивать изменение их запасов. При серийном, непрерывном производстве, а также при изготовлении продукции по отдельным заказам в качестве объекта затрат выступает заказ.

По составу затраты подразделяются на фактические и плановые (прогнозные).

По отношению к объему производства затраты бывают переменные и постоянные.

По степени усреднения — общие и средние, т. е. затраты на единицу.

По функции управления — производственные или операционные, коммерческие и административные.

По способу отнесения на себестоимость объектов — прямые и косвенные.

В зависимости от порядка отнесения затрат на период получения при были — на продукт и на период.

Подробнее рассмотрим методы классификации затрат по отношению к объему производства, т. е. разделение затрат на постоянные и переменные.

Переменные и постоянные затраты — это два основных типа издержек. Каждый определяется в зависимости от того, меняются ли итоговые затраты в ответ на колебания выбранного объекта (часто говорят «колебания объема»). Переменные затраты изменяются в общей сумме прямо пропорционально изменению объема, постоянные — остаются без изменения.

Подразделяя затраты на постоянные и переменные, нужно использовать понятие «область релевантности», в котором сохраняется особая форма запланированных взаимоотношений выручки и затрат.

Постоянные расходы постоянны только относительно данной области релевантности и данного времени (как правило, отдельного планового периода). Однако постоянные расходы могут меняться из года в год в связи с изменением ставок налогов, рентных платежей, кредитных ставок, уровня заработной платы и других, как правило, внешних, факторов. Однако изменение постоянных затрат может быть поставлено в зависимость от спада производства или резкого роста. Да и переменные расходы не всегда находятся в прямой пропорции к объему производства, иногда при малом или высоком выпуске будут затрачены дополнительные материалы или трудочасы. Так что вполне обоснованно применение к таким категориям затрат традиционно применяемое в отечественной практике название «условно-постоянных и условно-переменных ».

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь следует использовать Метод операционного (производственного) рычага. Применяя этот Метод, можно установить точку безубыточности, т. е. величину объема, при которой предприятие полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.

 

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль, для этого следует определить критический объем реализации, при котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка.

Увеличение объема продаж сверх критического объема реализации приносит предприятию прибыль. Объем реализации ниже критического приносит предприятию убытки.

С помощью теории «точки безубыточности» рассчитывают эффект операционного рычага. Это показатель соотношения изменения прибыли при изменении объема реализации. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли.

Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: