Всероссийская олимпиада школьников
Биология
Школьный этап
Учебный год
Задания для 10 -11 класса
Часть I. Вам предлагаются 16 тестовых заданий, требующих выбора только одного ответа из четырех возможных. За каждое верно выполненное задание – 1 балл. Максимально – 16 баллов.
1.Выявите систематическую группу растений, которые имеют вегетативные органы и размножаются спорами
а) цветковые растения; в) многоклеточные водоросли;
б) папоротники; г) голосеменные.
2. Правильная формула цветка дикой редьки
а) * Ч5 Л4Т6П(1) ; в) ↑Ч 2+2Л4Т2+4П2;
б) *Ч4 Л4 Т2+4П1; г) *Ч6Л4Т2+2П1.
3. В ходе двойного оплодотворения непосредственно после слияния спермия с яйцеклеткой образуется
а) зародыш; в) эндосперм;
б) семязачаток; г) зигота.
4. Паразитический гриб, наносящий большой вред картофелеводству
а) трутовик; в) головня;
б) фитофтора; г) мучнистая роса.
5. Сколько видов растений приведено в списке: мятлик луговой, василёк синий, ромашка, ландыш майский, берёза, дуб, герань полевая, шиповник коричный?
а) 5; в) 7;
в) 6; г) 9.
6. Регенерация у гидры – это:
а) процесс бесполого размножения;
б) почкование;
в) процесс восстановления утраченных частей тела;
г) как размножение, так и восстановление.
7. Кровеносная система кольчатых червей:
а) незамкнутая;
б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;
в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;
г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.
8. Рабочие пчёлы являются
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых не развиты половые железы;
в) молодыми самками, которые должны через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворённых яиц.
9. Фермент пепсин обеспечивает расщепление:
а) жиров; б) углеводов;
в) белков; г) витаминов.
10.В почках фильтрация крови происходит в
а) пирамидках; в) почечных лоханках;
б) капсулах нефронов; г) извитых канальцах нефрона.
11. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы ДНК?
а) рибозы; в) глюкозы;
б) дезоксирибозы; г) фруктозы.
12. Какие связи образуют вторичную структуру белков?
а) ковалентные; в) ионные;
б) водородные; г)гидрофильно-гидрофобное взаимодействие.
13. Какие организмы относятся к прокариотам?
а) вирусы; в) сине-зелёные;
б) грибы; г) растения.
14. Сколько пар хромосом отвечает за наследование окраски семян (желтая, зелёная) и формы семян (гладкая, морщинистая) у гороха?
а) одна; в) три;
б) две; г) четыре.
15. Где у человека расположен ген, вызывающий гемофилию?
а) в X-хромосоме; в) в 1-й паре аутосом;
б) в Y-хромосоме; г) в 18-й паре аутосом.
16. Какой набор хромосом и ДНК в конце 2-го деления мейоза?
а) 1n1c; в) 1n4c;
б) 1n2c; г) 2n2c.
Часть II. Выберите три правильных ответа.
1. Укажите стадии эмбрионального развития, характерные для позвоночных животных.
А. гаметогенез; Б. гаструляция; В. дробление;
Г. онтогенез Д. оплодотворение Е. органогенез
Максимально 3 балла.
2. Мезозойская эра включает следующие периоды:
А) девонский; Б) каменноугольный; В) меловой;
Г) пермский; Д) триасовый; Е) юрский.
Максимально 3 балла.
3. К социальным факторам эволюции человека относятся
А) борьба за существование; Б) естественный отбор;
В) наследственная изменчивость; Г) трудовая деятельность;
Д) общественный образ жизни; Е) речь и мышление.
Максимально 3 балла.
Часть III. Установите соответствие.
1.Установите соответствие между содержанием критерия вида, с которым они связаны.
Критерий вида | Содержание критерия вида |
1) экологический 2) биологический | А) брачная окраска Б) место обитания вида В) характер питания; Г) функция в биоценозе Д) способы ухаживания самцов Е) число хромосом |
А | Б | В | Г | Д | Е |
Максимально 3 балла.
2. Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.
Формы естественного отбора | Характер действия естественного отбора |
1) движущий 2) стабилизирующий | А) действует в постоянных условиях среды Б) сохраняет особей со средним значением признака В) действует в изменяющихся условиях среды Г) снижает уровень генетической изменчивости в популяции Д) вызывает появление новой нормы реакции организма Е) отбирает особей с уклоняющимися в одну сторону от среднего значения признаками. |
А | Б | В | Г | Д | Е |
Максимально 3 балла.
3. Установите соответствие между функциями и органоидами клетки.
Органоиды клетки | Функции |
1) рибосома 2) митохондрия 3) эндоплазматическая сеть | А) синтез АТФ Б) транспорт веществ В) сборка белковых молекул Г) синтез белков, жиров, углеводов Д) обеспечение гликолиза Е) обеспечение трансляции |
А | Б | В | Г | Д | Е |
Максимально 3 балла.
Часть IV.
Биологическая задачи.
- В процессе транскрипции участвовало 120 нуклеотидов. Определите число аминокислот, которые кодируются этими нуклеотидами, а также т- РНК, которые будут участвовать в трансляции, число триплетов в молекуле ДНК, которые кодируют этот белок. Ответ поясните.
Максимально 3 балла.
2. У томатов красная окраска плодов доминирует над жёлтой, округлая форма – над грушевидной. При скрещивании томатов с красными округлыми плодами с растением, которое имеет красные грушевидные плоды, получили 43 растения с красными округлыми плодами, 38 – с красными грушевидными, 11 – с жёлтыми округлыми плодами и 13 – с жёлтыми грушевидными. Определите генотипы родительских форм и потомков. Как можно объяснить появление четырёх фенотипических классов? Составьте схему решения задачи.
Максимально 3 балла.
Время выполнения 120 минут.
Всего за работу 50 баллов.