ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ




 

Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой рекомендации по оптимальному материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по информатике и информационным технологиям. Они содержат перечни средств компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (включая компьютеры, операционные системы и другие цифровые ресурсы), книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий и демонстрационных ресурсов в цифровом формате представления, технических средств. Требования к материально-техническому обеспечению учитывают интегративные возможности использования информационных технологий в процессе обучения и предполагают возможность преподавания в кабинете информационных технологий не только предмета «Информатика и информационные технологии», но и ряда других предметов на уроках, предполагающих активное использование информационных технологий а также использование средств информационных и коммуникационных технологий в различных помещениях школы (предметные кабинеты, библиотека, комната для самостоятельных занятий учащихся и др.) и вне школы (в поисковой деятельности).

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт по информатике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по информатике настоящие требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетенции, в том числе и через их использование при изучении различных предметов. Требования включают не только элементы, выпускаемые и поставляемые в школы в настоящее время, но и перспективные, наличие которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия и характеристики, а общая номенклатура объектов и цифровых ресурсов, описание их свойств и решамых образовательных задач. В описание приводятся лишь ориентировочные минимальные рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Введение стандарта также потребует создание новых учебников и учебных пособий, соответствующих стандарту. Значительная часть учебных материалов, входящих в данные требования, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом.Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. В школах, имеющих более одного класса в каждой параллели, желательно иметь более одного учебного кабинета. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса с учетом того, что занятия с применением информационных и коммуникационных технологий проводятся по подгруппам (12-15 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

 

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (5-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета информатики и информационных технологий должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью.

Основным оборудованием учебного кабинета является компьютерное оборудование, которое может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Mac OS, Linux). Возможна также реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование участков беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Могут использоваться как настольные компьютеры, так и компьютеры типа «ноутбук» и карманные. Технические характеристики, приведенные в требованиях в ряде случаев, являются ориентировочными и могут изменяться в ходе технического развития.

Для обеспечения удобства работы с цифровыми ресурсами и работами учащихся, как в кабинете информатики, так и в школе в целом рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.

Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информационных технологий, а также на других компьютерах, установленных в образовательном учреждении, должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

Оснащение кабинета должно предполагать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет должен обеспечивать возможность проведения занятий по различным предметам, направленных, прежде всего, на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультимедиа презентаций.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
Основная школа Старшая школа
базовая профильная
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Стандарт основного общего образования по информатике Д Д Д Стандарт по информатике, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета информатики.
1.2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень) Д Д Д
1.3. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (профильный уровень) Д Д Д
1.4. Примерная программа основного общего образования по информатике Д Д Д
1.5. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике Д Д Д
1.6. Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по информатике Д Д Д
1.7. Авторские рабочие программы по информатике Д Д Д
1.8. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) Д Д Д
1.9. Учебник по информатике для основной школы Д Д Д В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете информатики, не только УМК, используемого в данной школе, но и по несколько экземпляров учебников из других УМК. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
1.10. Стандарт основного общего образования по информатике К    
1.11. Учебник для базового обучения   К  
1.12. Учебник для профильного обучения     К
1.13. Учебники для базового обучения с учетом профиля (гуманитарный, естественно-научный, технологический) К К   В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.
1.14. Научная, научно-популярная литература, периодические издания П П П Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки
1.15. Справочные пособия (энциклопедии и т.п.) П П П  
1.16. Дидактические материалы по всем курсам Ф Ф Ф Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
  Плакаты Таблицы, схемы, диаграммы и графики должны быть представлены в виде демонстрационного (настенного), полиграфического издания и в цифровом виде (например, в виде набора слайдов мультимедиа презентации).
2.1. Организация рабочего места и техника безопасности Д Д Д
2.2. Архитектура компьютера Д Д Д
2.3. Архитектура компьютерных сетей Д Д Д
2.4. Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы) Д Д Д
2.5. Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме Д Д Д
2.6. История информатики Д Д Д
  Схемы
2.7. Графический пользовательский интерфейс Д    
2.8. Информация, арифметика информационных процессов Д Д Д
2.9. Виды информационных ресурсов Д Д Д
2.10. Виды информационных процессов Д Д Д
2.11. Представление информации (дискретизация) Д Д Д
2.12. Моделирование, формализация, алгоритмизация Д Д Д
2.13. Основные этапы разработки программ Д Д Д
2.14. Системы счисления Д Д Д
2.15. Логические операции Д Д Д
2.16. Блок-схемы Д    
2.17. Алгоритмические конструкции Д Д Д
2.18. Структуры баз данных     Д
2.19. Структуры веб-ресурсов   Д Д
  Таблицы
2.20. Программа информатизации школы Д Д Д
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
  Программные средства Все программные средства должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.
3.1. Операционная система К К К
3.2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). К К К
3.3. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). К К К
3.4. Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей. К К К
3.5. Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурсами      
3.6. Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер. К К К  
3.7. Антивирусная программа К К К Все программные средства должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.
3.8. Программа-архиватор К К К  
3.9. Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков К К К  
3.10. Программа для записи CD и DVD дисков К К К  
3.11. Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы. К К К  
3.12. Звуковой редактор. К К К  
3.13. Программа для организации аудиоархивов К К К  
3.14. Редакторы векторной и растровой графики. К К К  
3.15. Программа для просмотра статических изображений. К К К  
3.16. Мультимедиа проигрыватель К К К Входящий в состав операционных систем или другой
3.17. Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов П П П  
3.18. Редактор Web-страниц. К К К  
3.19. Браузер К К К Входящий в состав операционных систем или другой
3.20. Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования. К К К  
3.21. Геоинформационная система, позволяющая реализовать требования стандарта по предметам, использующим картографический материал.. К К К  
3.22. Система автоматизированного проектирования. К К К  
3.23. Виртуальные компьютерные лаборатории по основным разделам курсов математики и естественных наук. К К К  
3.24. Интегрированные творческие среды. К К К  
3.25. Программа-переводчик, многоязычный электронный словарь. К К К  
3.26. Система программирования. К К К  
3.27. Клавиатурный тренажер. К К К  
3.28. Программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных. К К К  
3.29. Программное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники К К К Для получения и обработки данных, передачи результатов на стационарный компьютер
3.30. Программное обеспечение для работы цифрового микроскопа К К К Дает возможность редактировать изображение, сохранять фото и видеоизображений в стандартных форматах
3.31. Коллекции цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам К К К Предназначены для реализации интегративного подхода, позволяющего изучать информационные технологии в ходе решения задач различных предметов, например, осваивать геоинформационные системы в ходе их использования в курсе географии
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
4.1. Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов Д Д Д Данные комплекты должны развивать и дополнять комплекты, описанные в разделе «Печатные пособия».
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
5.1. Экран (на штативе или настенный) Д Д Д Минимальный размер 1,25 х 1,25 м
5.2. Мультимедиа проектор Д Д Д В комплекте: кабель питания, кабели для подключения к компьютеру, видео и аудио источникам
5.3. Персональный компьютер – рабочее место учителя Д Д Д Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.
5.4. Персональный компьютер – рабочее место ученика К К К Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.
5.5. Принтер лазерный П П П Формат А4 Быстродействие не ниже 15 стр./мин, разрешение не ниже 600 х 600 dpi
5.6. Принтер цветной П П П Формат А4 Ч/б печать: 10 стр./мин. (А4), цветная печать: 6 стр./мин.
5.7. Принтер лазерный сетевой П П П Формат А4 Быстродействие не ниже 25 стр./мин, разрешение не ниже 600х600 dpi; входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения
5.8. Сервер П П П Обеспечивает техническую составляющую формирования единого информационного пространства школы. Организацию доступа к ресурсам Интернет. Должен обладать дисковым пространством, достаточным для размещения цифровых образовательных ресурсов необходимых для реализации образовательных стандартов по всем предметам, а также размещения работ учащихся. Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения
5.9. Источник бесперебойного питания П П П Обеспечивает работоспособность в условиях кратковременного сбоя электроснабжения. Во всех образовательных учреждениях обеспечивает работу сервера, в местностях с неустойчивым электроснабжением необходимо обеспечить бесперебойным питанием все устройства.
5.10. Комплект сетевого оборудования П П П Должен обеспечивать соединение всех компьютеров, установленных в школе в единую сеть с выделением отдельных групп, с подключением к серверу и выходом в Интернет.
5.11. Комплект оборудования для подключения к сети Интернет П П П Выбирается в зависимости от выбранного способа подключения конкретной школы. Оптимальной скоростью передачи является 2,4 Мбит/сек.
5.12. Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения Ф Ф Ф Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП
5.13. Копировальный аппарат Д Д Д Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.
  Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации  
5.14. Устройства создания графической информации (графический планшет) Ф Ф Ф Рабочая зона – не менее формата А6; чувствительность на нажим; ручка без элементов питания.
5.15. Сканер Д Д Д Оптическое разрешение не менее 1200х2400 dpi
5.16. Цифровой фотоаппарат Д Д Д Рекомендуется использовать фотоаппараты со светочувствительным элементом не менее 1 мегапикселя
5.17. Устройство для чтения информации с карты памяти (картридер) Д Д Д  
5.18. Цифровая видеокамера Д Д Д С интерфейсом IEEE 1394; штатив для работы с видеокамерой
5.19. Web-камера Д/Ф Д/Ф Д/Ф  
5.20. Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники Ф Ф Ф В комплекте к каждому рабочему месту
5.21. Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники Д Д Д В комплекте к рабочему месту учителя
5.22. Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры) П П П Не менее 4-х октав
5.23. Внешний накопитель информации Д Д Д Емкость не менее 120 Гб
5.24. Мобильное устройство для хранения информации (флеш-память) Д Д Д Интерфейс USB; емкость не менее 128 Мб
  Расходные материалы
5.25. Бумага       Количество расходных материалов должно определяться запросами образовательным учреждением и зависит от количества классов и должно полностью обеспечивать потребности учебного процесса  
5.26. Картриджи для лазерного принтера        
5.27. Картриджи для струйного цветного принтера        
5.28. Картриджи для копировального аппарата        
5.29. Дискеты        
5.30. Диск для записи (CD-R или CD-RW)        
5.31. Спирт для протирки оборудования       Ориентировочно – из расчета 20 г на одно устройство в год  
6. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ  
6.1. Конструктор для изучения логических схем П П П    
6.2. Комплект оборудования для цифровой измерительной естественно-научной лаборатории на базе стационарного и/или карманного компьютеров П П П Включает набор из нескольких (но не менее 7) цифровых датчиков (расстояния, температуры, освещенности, влажности, давления, тока, напряжения, магнитной индукции и пр.), обеспечивающих возможность измерений методически обусловленных комплексов физических параметров с необходимой точностью, устройство для регистрации, сбора и хранения данных, карманный и стационарный компьютер, программное обеспечение для графического представления результатов измерений, их математической обработки и анализа, сбора и учета работ учителем.  
6.3. Комплект оборудования для лаборатории конструирования и робототехники П П П В комплекте – набор конструктивных элементов для создания программно управляемых моделей, программируемый микропроцессорный блок, набор датчиков (освещенности, температуры, угла поворота и др.), регистрирующих информацию об окружающей среде и обеспечивающих обратную связь, программное обеспечение для управления созданными моделями.* * необходим компьютер  
6.4. Цифровой микроскоп или устройство для сопряжения обычного микроскопа и цифровой фотокамеры. Д/Ф Д/Ф Д/Ф Подключаемый к компьютеру микроскоп, обеспечивающий изменяемую кратность увеличения; верхняя и нижняя подсветка предметного столика; прилагаемое программное обеспечение должно обеспечивать возможность сохранения статических и динамических изображений в стандартных форматах с разрешением, достаточным для учебного процесса.  
7. МОДЕЛИ    
7.1. Устройство персонального компьютера Д/Ф Д/Ф Д/Ф Модели могут быть представлены в цифровом формате для демонстрации на компьютере  
7.2. Преобразование информации в компьютере Д/Ф Д/Ф Д/Ф  
7.3. Информационные сети и передача информации Д/Ф Д/Ф Д/Ф  
7.4. Модели основных устройств ИКТ Д/Ф Д/Ф Д/Ф  
8. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ  
8.1. В качестве натуральных объектов предполагается использование средств ИКТ, описанных в разделах «Технические средства обучения» и «Учебно-практическое оборудование»        
8.2. Микропрепараты для изучения с помощью цифрового микроскопа П П    
9. МЕБЕЛЬ      
9.1. Компьютерный стол Д/Ф Д/Ф Д/Ф        
9.2. Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью Д Д Д        
9.3. Стойки для хранения компакт-дисков, запирающаяся на ключ Д Д Д        
9.4. Запирающиеся шкафы для хранения оборудования Д Д Д        

 

 

Добавлено: 2009-10-10 10:15:13 Просмотров: 1439

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: