Химические виды веществ. Классификация, получение, физические и химические свойства неорганических веществ.




ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»

КУРС

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ Таблица определения вариантов письменных домашних заданий для самоподготовки студентов к занятиям............................   Тема: Введение. Правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности и оказание первой помощи. Строение электронных оболочек атомов. Периодический закон (ПЗ) и периодическая система (ПС) элементов..................... Тема: Номенклатура, классификация, получение и свойства неорганических веществ........ Тема: Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, водородная и металлическая................................ Тема: Комплексные соединения (КС). Строение, классификация, получение и свойства КС............................................. Тема: Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса........................................................ Тема: Растворы, способы выражения количественного состава растворов..................................................... Тема: Равновесные процессы в растворах электролитов. Теория электролитической диссоциации...................................... Тема: Равновесные процессы в растворах электролитов. Гидролиз солей............................................................ Тема: р-Элементы III и IV групп. Бор, алюминий, углерод, кремний... Тема: р-Элементы V группы. Азот, фосфор........................ Тема: р-Элементы VI и VII групп. Кислород, сера, хлор, бром, йод..... Тема: d-Элементы VI и VII групп. Хром, марганец................... Тема: d-Элементы VIII группы. Железо............................ Тема: d- и s-Элементы I и II групп. Медь, серебро, цинк, ртуть, натрий, калий, магний, кальций........................................... Приложение................................................ Таблица 1 – Периодическая система элементов Д.И. Менделеева...... Таблица 2 – Растворимость кислот, оснований, солей в воде при 20 ° С. Таблица 3 – Электрохимический ряд напряжений (активности) металлов.......................................................                          

Таблица определения вариантов

Письменных домашних заданий

№ фамилии студента по журналу № варианта письменного задания
1, 9, 17, 25  
2, 10,18, 26  
3, 11,19, 27  
4, 12, 20, 28  
5, 13, 21, 29  
6, 14, 22  
7, 15, 23  
8, 16, 24  

Тема. Введение. Правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности и оказание первой помощи. Строение электронных оболочек атомов. Периодический закон (ПЗ) и периодическая система (ПС) элементов.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки

к занятию:

1. Правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности и оказание первой помощи.

Строение атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронной оболочки атома: орбиталь, подуровень, уровень.

2. Формирование электронных оболочек многоэлектронных атомов:
а) принцип наименьшей энергии;
б) запрет Паули;

в) электронная емкость орбиталей, подуровней, уровней;
г) правило Гунда;
д) эмпирическое правило составления электронных формул.

3. Электронные формулы атомов. Основное и возбужденное состояние атома.

4. Периодический закон (ПЗ). Периодическая система (ПС). Конструкция короткопериодного варианта ПС, период, группа, подгруппа.

5. Связь между положением элемента в ПС и строением электронной оболочки атома.

6. Периодический характер изменения орбитальных радиусов, электроотрицательностей, металлических и неметаллических свойств.

7. Четыре семейства (блока) элементов: s, p, d, f. Электронные формулы их атомов в общем виде.

8. Ионы простые (элементарные) и сложные. Электронные формулы элементарных ионов.

Изучив эти вопросы, выполните письменно следующие

задания:

Вариант № 1

1. В каком периоде, группе, подгруппе находятся элементы, электронные формулы валентного слоя которых: …4s24p4; …3d104s2? Назовите эти элементы. К каким семействам они относятся?

2. Составьте полные электронные формулы и электронно-структурные диаграммы валентного слоя атомов: Ge; K; Zn.

3. Исходя из положения в ПС, назовите элемент с порядковым номером 25, охарактеризуйте свойства этого элемента (металл или неметалл) и его соединений (высшего оксида и соответствующего ему гидроксида).

 

Вариант № 2

1. В каком периоде, группе, подгруппе находятся элементы, электронные формулы валентного слоя которых: …3s1; …2s22p1? Назовите эти элементы. К каким семействам они относятся?

2. Составьте полные электронные формулы и электронно-структурные диаграммы валентного слоя атомов: C; Mg; Cr.

3. Исходя из положения в ПС, назовите элемент с порядковым номером 7, охарактеризуйте свойства этого элемента (металл или неметалл) и его соединений (высшего оксида и соответствующего ему гидроксида).

 

Вариант № 3

1. В каком периоде, группе, подгруппе находятся элементы, электронные формулы валентного слоя которых: …3s2; …3d64s2? Назовите эти элементы. К каким семействам они относятся?

2. Составьте полные электронные формулы и электронно-структурные диаграммы валентного слоя атомов: P; Ca; Cu.

3. Исходя из положения в ПС, назовите элемент с порядковым номером 24, охарактеризуйте свойства этого элемента (металл или неметалл) и его соединений (высшего оксида и соответствующего ему гидроксида).

 

Вариант № 4

1. В каком периоде, группе, подгруппе находятся элементы, электронные формулы валентного слоя которых: …4s24p3; …3d104s1? Назовите эти элементы. К каким семействам они относятся?

2. Составьте полные электронные формулы и электронно-структурные диаграммы валентного слоя атомов: N; K; Mn.

3. Исходя из положения в ПС, назовите элемент с порядковым номером 14, охарактеризуйте свойства этого элемента (металл или неметалл) и его соединений (высшего оксида и соответствующего ему гидроксида).

Вариант № 5

1. В каком периоде, группе, подгруппе находятся элементы, электронные формулы валентного слоя которых: …3s23p4; …3d74s2? Назовите эти элементы. К каким семействам они относятся?

2. Составьте полные электронные формулы и электронно-структурные диаграммы валентного слоя атомов: As; Ba; Co.

3. Исходя из положения в ПС, назовите элемент с порядковым номером 12, охарактеризуйте свойства этого элемента (металл или неметалл) и его соединений (высшего оксида и соответствующего ему гидроксида).

Вариант № 6

1. В каком периоде, группе, подгруппе находятся элементы, электронные формулы валентного слоя которых: …3s23p3 ….3d54s1? Назовите эти элементы. К каким семействам они относятся?

2. Составьте полные электронные формулы и электронно-структурные диаграммы валентного слоя атомов: Li; Al; Cu.

3. Исходя из положения в ПС, назовите элемент с порядковым номером 13, охарактеризуйте свойства этого элемента (металл или неметалл) и его соединений (высшего оксида и соответствующего ему гидроксида).

Вариант № 7

1. В каком периоде, группе, подгруппе находятся элементы, электронные формулы валентного слоя которых: …3s2; …3d54s2? Назовите эти элементы. К каким семействам они относятся?

2. Составьте полные электронные формулы и электронно-структурные диаграммы валентного слоя атомов: Mg; Se; Fe.

3. Исходя из положения в ПС, назовите элемент с порядковым номером 33, охарактеризуйте свойства этого элемента (металл или неметалл) и его соединений (высшего оксида и соответствующего ему гидроксида).

Вариант № 8

1. В каком периоде, группе, подгруппе находятся элементы, электронные формулы валентного слоя которых: …4s1; …4s24p2? Назовите эти элементы. К каким семействам они относятся?

2. Составьте полные электронные формулы и электронно-структурные диаграммы валентного слоя атомов: Na; S; Со.

3. Исходя из положения в ПС, назовите элемент с порядковым номером 16, охарактеризуйте свойства этого элемента (металл или неметалл) и его соединений (высшего оксида и соответствующего ему гидроксида).

Образец выполнения письменных заданий:

1. В каком периоде, группе, подгруппе находится элемент, электронная формула валентного слоя которого: … 4s24p5. Назовите этот элемент. К какому семейству он относится?

Ответ: данный элемент находится в 4 периоде, т. к. n = 4; в VII группе, т. к. сумма валентных электронов равна 7; в главной подгруппе, т.к. все валентные электроны расположены на внешнем энергетическом уровне. Это бром – Br, он относится к р-семейству.

2. Составьте полую электронную формулу и электронно-структурную диаграмму валентного слоя атома As.

Ответ:

33As 1s22s22p63s23p63d104s24p3

…4s2 4p3

↑↓  

 

 

3. Исходя из положения в ПС, назовите элемент с порядковым номером 17, охарактеризуйте свойства этого элемента (металл или неметалл) и его соединений (высшего оксида и соответствующего ему гидроксида).

Ответ:

Элемент с порядковым номером 17 находится в 3 периоде, VII группе, главной подгруппе. Это хлор – Cl. Хлор является неметаллом. Высший оксид хлора Cl2O7 является кислотным, ему соответствует кислотный гидроксид HClO4 – хлорная кислота.

Тема. Номенклатура, классификация, получение и свойства неорганических веществ.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки

Химические виды веществ. Классификация, получение, физические и химические свойства неорганических веществ.

2. Что такое номенклатура химических соединений, из чего она складывается?

3. Что означает аббревиатура ИЮПАК?

4. Чем отличается адаптированный вариант номенклатуры неорганических соединений от варианта ИЮПАК?

5. Как в соответствие с принципами адаптированного варианта номенклатуры ИЮПАК образуются названия различных классов неорганических соединений, ионов?

6. Принцип образования фармакопейных названий лекарственных препаратов.

Изучив эти вопросы, выполните письменно следующие

задания:

Вариант № 1

1. Назовите химические соединения; укажите, к какому классу они относятся: Fe2O3, Fe(OH)3, Fe2(SO4)3, Fe(HSO4)3, FeOHSO4, FeSO4´7H2O.

Назовите ионы: Sn2+, MgOH+, HPO42-.

2. Напишите формулы химических соединений: фосфат марганца (II), карбонат кальция, сульфат аммония, оксид хрома (VI), сульфат меди (II).

 

Вариант № 2

1. Назовите химические соединения; укажите, к какому классу они относятся: MnO, Mn(OH)2, (MnOH)2CO3, Mn(HCO3)2, Mn3(PO4)2, MnSO4´7H2O,

Назовите ионы: Fe3+, FeOH+, HSO4-.

2. Напишите формулы химических соединений: оксид свинца (IV), гидроксид свинца (II), сульфат железа (II), гидроксид хрома (III), хлорид железа (III).

Вариант № 3

1. Назовите химические соединения; укажите, к какому классу они относятся: PbO2, Pb(OH)2, (PbOH)2SO4, Pb(HCO3)2, Pb(NO3)2´4H2O, PbCl2.

Назовите ионы: Mn2+, MnOH+, HCO3 -.

2. Напишите формулы химических соединений: оксид железа (III), гидроксид цинка, фосфат никеля (II), хлорид кальция, нитрат бария.

Вариант № 4

1. Назовите химические соединения; укажите, к какому классу они относятся: Cl2O7, Co(OH)2, NiSO4´7H2O, Cr(OH)2NO3, Cr2(HPO4)3, ZnCl2.

Назовите ионы: Pb2+, Fe(OH)2+, HSO3 -.

2. Напишите формулы химических соединений: хлорид кальция, оксид свинца (II), кремниевая кислота, карбонат марганца (II), гидроксид железа (III).

Вариант № 5

1. Назовите химические соединения; укажите, к какому классу они относятся: Cu2О, CuOH, CuSO4´5H2O, (CuOH)2SO4, Cu(HCO3)2, Cu3(PO4)2.

Назовите ионы: Cu2+, CuOH+, HPO42-.

2. Напишите формулы химических соединений: фосфат кальция, сульфат хрома (III), гидроксид виcмута (III), сульфит натрия, оксид фосфора (V).

Вариант № 6

1. Назовите химические соединения; укажите, к какому классу они относятся: Al2O3, Ba(HCO3)2, ZnOHСl, FeCl3´6H2O, Pb(OH)2, Cr2(SO4)3.

Назовите ионы: Al3+, CrOH2+, HSO4-.

2. Напишите формулы химических соединений: нитрат железа (III), оксид виcмута (III), фосфат никеля (II), сульфат хрома (II), нитрит кальция.

Вариант № 7

1. Назовите химические соединения; укажите, к какому классу они относятся: SnO2, SnOHCl, Pb(HSO4)2, KI, Na2SO4´10H2O, Ba(OH)2.

Назовите ионы: Al(OH)2+, Cr3+, HCO3-.

2. Напишите формулы химических соединений: гидроксид висмута (III), хлороводородная кислота, фосфат калия, бромид алюминия, сульфид цинка.

Вариант № 8

1. Назовите химические соединения; укажите, к какому классу они относятся: Na2O, Cu(OH)2, (CoOH)2CO3, Ca(HCO3)2, FeSO4´7H2O, CrCl3.

Назовите ионы: Li+, ZnOH+, H2PO4-.

2. Напишите формулы химических соединений: оксид мышьяка (V), сернистая кислота, гидроксид никеля (II), карбонат кальция, нитрат меди (II).

Образец выполнения письменных заданий:

1. Назовите химические соединения; укажите, к какому классу они относятся:

CdO, Cd(OH)2, Cd(HSO3)2, CdCl2´6H2O, Al(OH)2NO3, Fe(NO3)2.

Назовите ионы: Sr 2+, PbOH+, HS -.

Ответ:

CdO – оксид кадмия, класс – оксиды, основный оксид;

Cd(OH)2 – гидроксид кадмия, класс – гидроксиды, основание;

Cd(HSO3)2 – гидросульфит кадмия, класс – соли, кислая соль;

CdCl2´6H2O – гексагидрат хлорида кальция, класс – соли, средняя соль, кристаллогидрат;

Al(OH)2NO3 – нитрат дигидроксоалюминия, класс – соли, основная соль;

Fe(NO3)2 – нитрат железа (III), класс – соли, средняя соль;

Sr2+ – ион стронция;

PbOH+ – ион гидроксосвинца (II);

HS- – гидросульфид-ион.

 

2. Напишите формулы химических соединений: сульфат аммония; сульфид калия; перхлорат кальция; хлорид марганца (II); фосфат цинка.

Ответ:

(NH4)2SO4; K2S, Ca(ClO4)2; MnCl2; Zn3(PO4)2.

 

Тема. Виды химической связи; ковалентная (полярная и неполярная), ионная, водородная и металлическая.

 

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки

к занятию:

1. Основные типы химической связи.

2. Энергия связи как мера ее прочности. Важнейшие характеристики ковалентной связи: длина, валентный угол.

3. Два механизма образования ковалентной связи. Свойства ковалентной связи: насыщаемость и направленность.

4. Электронно-структурные диаграммы молекул и сложных ионов: Н2, Н2О, Н3О+, N2, NH3, NH4+, F2, CO, СО2, Н2S, РН3 и др.

5. s- и p- связи на примере молекулы N2.

6. Гибридизация атомных орбиталей (sp, sp2, sp3). Формы частиц, образованных гибридными орбиталями.

7. Ионная связь, ее ненасыщаемость и ненаправленность.

8. Металлическая связь.

9. Водородная связь.

 

Изучив эти вопросы, выполните письменно следующие

задания:

Вариант № 1

1. По известным значениям валентных углов укажите типы гибридизации атомных орбиталей центрального атома и формы частиц: MgH2 (Ð180°), MgCl2 (Ð180°), СО2 (Ð180°), BH3 (Ð120°), BCl3 (Ð120°), NH4+ (Ð109,5°), NH3 (Ð107,5°), H2O (Ð104,5°).

Вариант № 2

1. По известным значениям валентных углов укажите типы гибридизации атомных орбиталей центрального атома и формы частиц: NH4+ (Ð109,5°), NF3 (Ð107,5°), H3O+ (Ð107,5°), AlBr3 (Ð120°), BF3 (Ð120°), BBr3 (Ð120°), BeH2 (Ð180°), MgBr2 (Ð180°).

Вариант № 3

1. По известным значениям валентных углов укажите типы гибридизации атомных орбиталей центрального атома и формы частиц: СО2 (Ð180°), MgI2 (Ð180°), MgH2 (Ð180°), AlF3 (Ð120°), SO3 (Ð120°), NH4+ (Ð109,5°), NBr3 (Ð107,5°), H2O (Ð104,5°).

 

Вариант № 4

1. По известным значениям валентных углов укажите типы гибридизации атомных орбиталей центрального атома и формы частиц: BCl3 (Ð120°), СО2 (Ð180°), H2O (Ð104,5°), BeH2 (Ð180°), NH4+ (Ð109,5°),BeBr2 (Ð180°), NBr3 (Ð107,5°), BBr3 (Ð120°).

 

Вариант № 5

1. По известным значениям валентных углов укажите типы гибридизации атомных орбиталей центрального атома и формы частиц: H2O (Ð104,5°), H3O+ (Ð107,5°), NH4+ (Ð109,5°), BCl3 (Ð120°), BH3 (Ð120°), SО3 (Ð120°), MgH2 (Ð180°), MgCl2 (Ð180°).

 

Вариант № 6

1. По известным значениям валентных углов укажите типы гибридизации атомных орбиталей центрального атома и формы частиц: BeH2 (Ð180°), BeI2 (Ð180°), СО2 (Ð180°), BI3 (Ð120°), AlI3 (Ð120°), NH4+ (Ð109,5°), NI3 (Ð107,5°), H2O (Ð104,5°).

Вариант № 7

1. По известным значениям валентных углов укажите типы гибридизации атомных орбиталей центрального атома и формы частиц: SО3 (Ð120°), H2O (Ð104,5°), AlI3 (Ð120°), MgH2 (Ð180°), NH4+ (Ð109,5°), NBr3 (Ð107,5°), MgI2 (Ð180°), BCl3 (Ð120°).

 

Вариант № 8

1. По известным значениям валентных углов укажите типы гибридизации атомных орбиталей центрального атома и формы частиц: H2O (Ð104,5°), H3O+ (Ð107,5°), NH4+ (Ð109,5°), BCl3 (Ð120°), AlH3 (Ð120°), BH3 (Ð120°), MgBr2 (Ð180°), BeH2 (Ð180°).

 

Образец выполнения письменных заданий:

1. По известным значениям валентных углов укажите типы гибридизации атомных орбиталей центрального атома и формы частиц: BeCl2 (Ð180°), AlCl3 (Ð120°), NCl3 (Ð107,5°).

Ответ:

Формула частицы Значение валентного угла Тип гибридизации Форма частицы
BeCl2 180о sp линейная
AlCl3 120о sp2 треугольная
NCl3 107,5о sp3 пирамидальная

 

 

 


Тема. Комплексные соединения (КС). Строение, классификация, получение и

свойства КС.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки

к занятию:

1. Определение понятия КС.

2. Строение КС:

а) центральный атом (ц.а.);

б) лиганды, виды лигандов по донорному атому, по дентатности;

в) координационное число ц.а.; расчет степени окисления ц.а.;

г) комплексный ион, комплексная частица.

3. Классификация КС по заряду комплексной частицы, по типу лигандов: аквакомплексы, аммиакаты, гидроксокомплексы, ацидокомплексы, смешанные комплексы, хелаты, КС с макроциклическими лигандами.

4. Основные принципы номенклатуры КС.

 

Изучив эти вопросы, выполните письменно следующие

задания:

Вариант № 1

1. Запишите и назовите составные части комплексных соединений: [Al(H2O)6]Cl3, K2[Zn(OH)4].

2. Произведите классификацию предложенных комплексных соединений

– по заряду внутренней сферы;

– по типу лигандов;

– по классу соединений.

Вариант № 2

1. Запишите и назовите составные части комплексных соединений: [Cu(H2O)4]SO4, K4[Fe(CN)6].

2. Произведите классификацию предложенных комплексных соединений

– по заряду внутренней сферы;

– по типу лигандов;

– по классу соединений.

 

Вариант № 3

1. Запишите и назовите составные части комплексных соединений:

[Zn(H2O)4]SO4, K[Al(OH)4].

2. Произведите классификацию предложенных комплексных соединений

– по заряду внутренней сферы;

– по типу лигандов;

– по классу соединений.

 

Вариант № 4

1. Запишите и назовите составные части комплексных соединений: K2[HgI4], Na2[Cu(OH)4].

2. Произведите классификацию предложенных комплексных соединений

– по заряду внутренней сферы;

– по типу лигандов;

– по классу соединений.

Вариант № 5

1. Запишите и назовите составные части комплексных соединений: [Ag(NH3)2]Cl, K[Cr(OH)4].

2. Произведите классификацию предложенных комплексных соединений

– по заряду внутренней сферы;

– по типу лигандов;

– по классу соединений.

 

Вариант № 6

1. Запишите и назовите составные части комплексных соединений: [Mg(H2O)4]Cl2, K3[Fe(OH)6].

2. Произведите классификацию предложенных комплексных соединений

– по заряду внутренней сферы;

– по типу лигандов;

– по классу соединений.

Вариант № 7

1. Запишите и назовите составные части комплексных соединений: K3[Fe(CN)6], [Mn(H2O)6](NO3)2.

2. Произведите классификацию предложенных комплексных соединений

– по заряду внутренней сферы;

– по типу лигандов;

– по классу соединений.

Вариант № 8

1. Запишите и назовите составные части комплексных соединений: [Ag(NH3)2]Br, K3[Al(OH)6].

2. Произведите классификацию предложенных комплексных соединений

– по заряду внутренней сферы;

– по типу лигандов;

– по классу соединений.

 

Образец выполнения письменных заданий:

1. Запишите и назовите составные части комплексного соединения: К[SbCl6].

2. Произведите классификацию предложенного комплексного соединения

– по заряду внутренней сферы;

– по типу лигандов;

– по классу соединений.

Ответ:

1. К[SbCl6]


К+ – внешняя сфера;

[SbCl6] – внутренняя сфера;

Sb+5 – центральный атом (ц.а.);

6Cl – лиганды;

Cl – донорный атом лигандов;

6 – координационное число ц.а.


2. По заряду внутренней сферы К[SbCl6] – анионное КС.

По типу лигандов К[SbCl6] – ацидокомплекс.

По классу соединений К[SbCl6] – комплексная соль.

 


Тема. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного

баланса.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки

к занятию:

1. Что называется степенью окисления? Определение степени окисления атомов элементов в сложных веществах и ионах.

2. Какие реакции называются окислительно-восстановительными?

3. Что называется процессом окисления, процессом восстановления, окислителем, восстановителем?

4. Зависимость ОВ-свойств веществ от степени окисления атомов, образующих вещества.

5. Расстановка коэффициентов в уравнениях ОВ-реакций методом электронного баланса.

6. Типы окислительно-восстановительных реакций.

7. Окислительно-восстановительные свойства веществ.

 

Изучив эти вопросы, выполните письменно следующие

задания:

Вариант № 1

1. Укажите реакции, которые являются окислительно-восстановительными:

1) H2O2 + KMnO4 ® O2 + MnO2 + KOH + H2O

2) FeS + O2 ® Fe2O3 + SO2

3) Сu(NO3)2 + NaOH ® Cu(OH)2 + NaNO3

Ответ поясните.

2. Процессу окисления соответствуют схемы:


а) С ® СО2;

г) НSO3- ® SO32-;

б) NO ® NO2;

д) MnO4- ® Mn2+;

в) Fe ® Fe3+;

е) SO42- ® SO2.


Ответ поясните.

3. Процессу восстановления соответствуют схемы:


а) СО ® СО2;

г) СO32- ® HСO3-;

б) NO2 ® NO;

д) MnO4- ® Mn2+;

в) Fe ® Fe3+;

е) SO42- ® SO2.


Ответ поясните.

 

Вариант № 2

1. Укажите реакции, которые являются окислительно-восстановительными:

1) Fe2O3 + CO ® Fe + CO2

2) MnO2 + KClO3 + KOH ® K2MnO4 + KCl + H2O

3) Cа(OH)2 + HNO3 ® Cа(NO3)2 + H2O

Ответ поясните.

2. Процессу окисления соответствуют схемы:


а) С ® СО;

г) НSO4- ® SO42-;

б) СO ® СO2;

д) MnO42- ® Mn2+;

в) Cа ® Cа2+;

е) SO42- ® Н2S.


Ответ поясните.

3. Процессу восстановления соответствуют схемы:


а) С ® СО;

г) НSO4- ® SO42-;

б) СO ® СO2;

д) MnO42- ® Mn2+;

в) Cа ® Cа2+;

е) SO42- ® Н2S.


Ответ поясните.

 

Вариант № 3

1. Укажите реакции, которые являются окислительно-восстановительными:

1) K2CO3 + HNO3 ® KNO3 + CO2 + H2O

2) NO2 + O2 + NaOH ® NaNO3 + H2O

3) Cl2 + KOH ® KCl + KClO + H2O

Ответ поясните.

2. Процессу окисления соответствуют схемы:


а) Cl2 ® ClO-;

г) НSO3- ® SO32-;

б) NO2- ® NO3-;

д) CrO4- ® Cr3+;

в) Fe2+ ® Fe3+;

е) SO42- ® SO32-.


Ответ поясните.

3. Процессу восстановления соответствуют схемы:


а) Cl2 ® ClO-;

г) НСO3- ® СO32-;

б) NO2- ® NO3-;

д) CrO4- ® Cr3+;

в) Fe2+ ® Fe3+;

е) SO42- ® SO32-.


Ответ поясните.

 

Вариант № 4

1. Укажите реакции, которые являются окислительно-восстановительными:

1) KMnO4 + HCl ® MnCl2 + Cl2 + KCl + H2O

2) NH3 + О2 ® N2 + H2O

3) FeS + HNO3 ® Н2S + Fe(NO3)2

Ответ поясните.

2. Процессу окисления соответствуют схемы:


а) Сr3+ ® СrО42-;

г) SO32- ® SO42-;

б) SO2 ® SO3;

д) MnO4- ® MnO2;

в) Al ® Al3+;

е) SO32- ® SO2.


Ответ поясните.

3. Процессу восстановления соответствуют схемы:


а) Сr3+ ® СrО42-;

г) SO32- ® SO42-;

б) SO2 ® SO3;

д) MnO4- ® MnO2;

в) Al ® Al3+;

е) SO32- ® SO2.


Ответ поясните.

Вариант № 5

1. Укажите реакции, которые являются окислительно-восстановительными:

1) KMnO4 + KI + H2O ® MnO2 + I2 + KOH

2) Br2 + Сl2 + KOH ® KBrO3 + KCl + H2O

3) Сu(NO3)2 + Na2S ® CuS+ NaNO3

Ответ поясните.

2. Процессу окисления соответствуют схемы:


а) Сa ® СaО;

г) НPO42- ® PO43-;

б) NO3- ® NO2;

д) MnO42- ® MnO4-;

в) Fe2+ ® Fe;

е) SO42- ® S.


Ответ поясните.

3. Процессу восстановления соответствуют схемы:


а) Сa ® СaО;

г) НPO42- ® PO43-;

б) NO3- ® NO2;

д) MnO42- ® MnO4-;

в) Fe2+ ® Fe;

е) SO42- ® S.


Ответ поясните.

Вариант № 6

1. Укажите реакции, которые являются окислительно-восстановительными:

1) AsH3 + AgNO3 + H2O ® H3AsO3 + Ag + НNO3

2) KCl + AgNO3 ® КNO3 + AgCl

3) Fe2(SO4)3 ® Fe2O3 + SO2 + O2

Ответ поясните.

2. Процессу окисления соответствуют схемы:


а) H2S ® SО2;

г) Н2PO4- ® PO43-;

б) NO3- ® NO;

д) MnO4- ® MnO32-;

в) Fe3+ ® Fe2+;

е) CO32- ® CO2.


Ответ поясните.

3. Процессу восстановления соответствуют схемы:


а) S ® SО2;

г) Н2PO4- ® PO43-;

б) NO3- ® NO;

д) MnO4- ® MnO32-;

в) Fe3+ ® Fe2+;

е) CO32- ® CO2


Ответ поясните.

Вариант № 7

1. Укажите реакции, которые являются окислительно-восстановительными, уравняйте методом электронного баланса:

1) Fe(OH)2 + O2 + H2O ® Fe(OH)3

2) NO2 + NaOH ® NaNO2 + NaNO3 + H2O

3) Fe(NO3)3 + КOH ® Fe(OH)3 + КNO3

Ответ поясните.

2. Процессу окисления соответствуют схемы:


а) Сu ® СuО;

г) SO42- ® HSO4-;

б) NH3 ® NO;

д) MnO2 ® Mn2+;

в) Al3+ ® Al;

е) SO32- ® SO2.


Ответ поясните.

3. Процессу восстановления соответствуют схемы:


а) Сu ® СuО;

г) SO42- ® HSO4-;

б) NH3 ® NO;

д) MnO2 ® Mn2+;

в) Al3+ ® Al;

е) SO32- ® SO2.


Ответ поясните.

Вариант № 8

1. Укажите реакции, которые являются окислительно-восстановительными:

1) KNO2 + KI + H2SO4 ® I2 + NO + K2SO4 + H2O

2) HIO3 + H2O2 ® I2 + O2 + H2O

3) КOH + N2O5 ® КNO3 + H2O

Ответ поясните.

2. Процессу окисления соответствуют схемы:


а) H2O2 ® О2;

г) SO32- ® HSO3-;

б) NH3 ® N2;

д) Cr2O72- ® Cr3+;

в) Mg ® Mg2+;

е) SO2 ® SO3.


Ответ поясните.

3. Процессу восстановления соответствуют схемы:


а) H2O2 ® О2;

г) SO32- ® HSO3-;

б) NH3 ® N2;

д) Cr2O72- ® Cr3+;

в) Mg ® Mg2+;

е) SO2 ® SO3.


Ответ поясните.

Образец выполнения письменных заданий:

1. Укажите реакции, которые являются окислительно-восстановительными:

1) KMnO4 + KI + H2O ® MnO2 + I2 + KOH

2) P + HNO3 + H2O ® H3PO4 + NO

3) Р2O5 + KOH ® K3РO4 + H2O

Ответ поясните.

Ответ:

+1 +7 -2 +1 -1 +1 -2 +4 -2 0 +1 -2 +1

1) K Mn O4 + K I + H2O ® Mn O2 + I2 + KOH

– реакция является окислительно-восстановительной, т.к. изменяются степени окисления атомов марганца и йода.

0 +1 +5 -2 +1 -2 +1 +5 -2 +2 -2

2) P + H N O3 + H2O ® H3 P O4 + N O

– реакция является окислительно-восстановительной, т.к. изменяются степени окисления атомов фосфора и азота.

+5 -2 +1 -2 +1 +1 +5 -2 +1 -2

3) Р2O5 + KOH ® K3РO4 + H2O

– реакция не является окислительно-восстановительной, т.к. степени окисления атомов не изменяются.

2. Процессу окисления соответствуют схемы:


а) S ® SО2;

в) НCO3- ® CO32-;

б) CrO42- ® Cr3+;

г) SO32- ® SO42-.


Ответ поясните.

Ответ:

0 +4

а) S ® SО2 – степень окисления серы повышается от 0 до +4, следовательно, происходит отдача четырех электронов, что соответствует процессу окисления;

+6 +3

б) CrO4- ® Cr3+ – степень окисления хрома понижается от +6 до +3, следовательно, происходит присоединение трех электронов, что соответствует процессу восстановления;

+4 +4

в) НCO3- ® CO32- – степень окисления углерода не изменяется, следовательно, процесс не является окислительно-восстановительным;

+4 +6

г) SO32- ® SO42- – степень окисления серы повышается от +4 до +6, следовательно, происходит отдача двух электронов, что соответствует процессу окисления.

Вывод: процессу окисления соответствуют две схемы – а, г

Тема. Растворы, способы выражения количественного состава

растворов.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки

к занятию:

1. Общие понятия: раствор, растворитель, растворенное вещество.

2. Растворимость. Назовите факторы, от которых зависит растворимость веществ.

3. Процесс растворения веществ. Из каких стадий он состоит? Что называется тепловым эффектом растворения?

4. Какие растворы называются насыщенными, ненасыщенными и пересыщенными? Каковы условия их получения? Какие растворы называются разбавленными и концентрированными? Может ли быть насыщенный раствор разбавленным, а концентрированный – ненасыщенным? Приведите примеры.

5. Назовите известные вам способы выражения количественного состава растворов.

 

Изучив эти вопросы, выполните письменно следующие

задания:

Вариант № 1

1. К раствору массой 250 г с w(КОН) = 10% добавили гидроксид калия массой 15 г. Рассчитайте массовую долю КОН в полученном растворе.

Ответ: 15,09 %.

2. К 140 мл раствора с w(КОН) = 20% (r = 1,19 г/мл) добавили воду объемом 60 мл. Рассчитайте массовую долю КОН в полученном растворе.

Ответ: 14,70%.

3. Смешали раствор массой 200 г с w(КОН) = 1% с раствором массой 50 г с w(КОН) = 4%. Вычислите массовую долю гидроксида калия в полученном растворе.

Ответ: 1,6%.

Вариант № 2

1. К раствору массой 300 г с w(FeSO4) = 5% добавили сульфат железа (II) массой 20 г. Рассчитайте массовую долю FeSO4 в полученном растворе.

Ответ: 10,94%.

2. К 260 мл раствора с w(FeSO4) = 18% (r = 1,19 г/мл) добавили воду объемом 100 мл. Рассчитайте массовую долю FeSO4 в полученном растворе.

Ответ: 13,60%.

3. Смешали раствор массой 150 г с w(FeSO4) = 5% с раствором массой 200 г с w(FeSO4) = 10%. Вычислите массовую долю сульфата железа (II) в полученном растворе.

Ответ: 7,86%.

 

Вариант № 3

1. К раствору массой 450 г с w(NaCl) = 3% добавили хлорид натрия массой 25 г. Рассчитайте массовую долю NaCl в полученном растворе.

Ответ: 8,1%.

2. К 80 мл раствора с w(NaCl) = 8% (r = 1,08 г/мл) добавили воду объемом 30 мл. Рассчитайте массовую долю NaCl в полученном растворе.

Ответ: 5,94%.

2. Смешали раствор массой 300 г с w(NaCl) = 2% с раствором массой 140 г с w(NaCl) = 6%. Вычислите массовую долю хлорида натрия в полученном растворе.

Ответ: 3,27%.

Вариант № 4

1. К раствору массой 150 г с w(NaОН) = 10% добавили гидроксид натрия массой 5 г. Рассчитайте массовую долю NaОН в полученном растворе.

Ответ: 12,9%.

2. К 320 мл раствора с w(NaОН) = 12% (r = 1,13 г/мл) добавили воду объемом 160 мл. Рассчитайте массовую долю NaОН в полученном растворе.

Ответ: 8,32%.

3. Смешали раствор массой 60 г с w(NaОН) = 2% с раствор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: