Моя подготовка к Святому причастию 2 глава




О. Михал Сопочко так описывает этот случай: "Когда я в течение нескольких недель пребывал на Святой Земле, она [сестра Фаустина] якобы по наущению Ангела сожгла Дневник. В качестве епитимий я велел ей восстановить содержание уничтоженного текста, а тем временем она испытывала новые переживания, которые и записывала, перемежая воспоминаниями из сожженной тетради. Поэтому в eё Дневнике нет хронологического порядка".

76 "Вечные обеты" - в Конгрегации Божией Матери Милосердия их приносят после пяти лет монашества. Генеральная настоятельница, выслушав мнение своего совета, допускает монахиню к принесению вечных обетов либо исключает ее из конгрегации.

77 Успокоена иезуитом отцом Юзефом Андрашем (во время духовных упражнений, проходивших с 20 до 30 апреля 1933 года), который понял ее и дал ей соответствующие советы.

78 Скорее всего, сестра Фаустина здесь имела в виду о. Михала Сопочко.

79 Написание образа Христа с лучами и надписью: "Иисус, уповаю на Тебя", - выставленного для всеобщего почитания, а также распространение венчика Божию Милосердию. Все эти "пожелания Господа" были исполнены благодаря усилиям о. Михала Сопочко.

80 "Наставника" - духовного наставника, о. Сопочко.

81 Вероятно, мать Малгожата Гимбут.

82 В то время сестра Фаустина была послушницей и работала на кухне вместе с сестрой Марцианной Освенцимек. Сестра Марцианна поручила ей убраться и помыть посуду после обеда, а сама ушла. Хелена - позднее сестра Фаустина -взялась за работу, но не могла ее выполнить, поскольку сестры приходили на обед позже и какая-либо из них ежеминутно просила ее подать обед или сделать еще что-нибудь. Вернувшись на кухню, сестра Марцианна увидела, что посуда не убрана, и в качестве наказания велела ей сесть на стол и сидеть там до тех пор, пока она сама будет работать.

Сестра Марцианна - Юлия Освенцимек, род. в 1897 г., в конгрегацию вступила в 1919 году, в течение многих лет работала кухаркой. Умерла 20.04.1979 г.

83 Сестра Марцианна не могла отдать распоряжение "в силу послушания". Как следует из ее воспоминаний, из-за того, что Хелена не выполнила ее поручение, она велела ей сесть на стол и смотреть, как она будет выполнять эту работу. Хелена, удивленная такого рода наказанием, заколебалась. Тогда сестра Марцианна спросила послушницу: "Так вот ты какая послушная, Хеленка?" Этот вопрос сестра Фаустина расценила как повеление "в силу послушания".

84 В некоторых домах конгрегации - в том числе, в Варшаве на улице Житней 3/9 - было такое правило, что сестры дежурили ночью, следя за тем, чтобы не прокрались воры. Дежурные обходили дом, освещали двор и выглядывали из окон наружу, чтобы оградить дом от возможного нападения.

85 Конгрегация францисканок Семейства Марии была основана в 1857 году архиепископом Зигмундом Фелинским. Главный дом этой конгрегации находится в Варшаве на улице Желязной и соседствует с главным домом Конгрегации Божией Матери Милосердия.

86 "Малый Иисус" - см. примечание 17.

87 В 1929 году сестра Фаустина находилась в доме конгрегации в Кекже неподалеку от Познани.

88 Вероятно, она замещала сестру Модесту Жечковскую, которая в это время была больна и должна была ехать на лечение в Варшаву.

89 В начале каждого месяца все сестры посвящают один день обновлению духа, или так называемым однодневным духовным упражнениям (рекол-лекциям). В этот день не бывает рекреации, сестры соблюдают молчание и большое сосредоточение, совершают часовое размышление, крестный путь, испытание совести, охватывающее духовную работу на протяжении всего месяца, а кроме того совершают получасовое размышление, посвященное смерти.

90 Один из дней месяца - назначавшийся сестрой-наставницей - каждая послушница воспринимала для себя как "день крестового похода". В этот день она была обязана стремиться к максимальному сосредоточению и соединению с Евхаристическим Иисусом, просила наставницу о дополнительном умерщвлении плоти или духа и все свои труды, молитвы и страдания жертвовала Господу как умилостивление за грешников. Некоторые сестры сохранили это правило и по окончании новициата.

91 См. примечание 55.

92 Руководительницей третьего монашеского испытания в то время была мать Малгожата Гимбут.

93 Валендов - местность под Варшавой (приход Надажин). Сестры руководили там воспитательным заведением для девушек. В 1936 году по предложению министерства юстиции конгрегация создала в Валендове отделение для девушек и женщин, впервые понесших судебное наказание.

Сестра Фаустина, помимо духовных упражнений, находилась в Валендове с 25 марта по апрель 1936 года.

94 Мать Михаела Морачевская.

95 Духовными упражнениями руководил иезуит о. Эдмунд Ельтер. Родился 14.11.1887 г., в орден иезуитов вступил 15.07.1905 г. Всесторонне образованный священник, он учился в Варшавском университете, а затем - в Риме и в Париже. В 1926 году был приглашен профессором этики в Папский университет Григорианум в Риме. В 1932 году вернулся в Варшаву и работал пастырем, организующим духовные упражнения. В 1945-1948 годах руководил великопольско-мазовецкой провинцией иезуитов, а позже вновь преподавал в Григориануме. Умер в Риме 27.08.1955 г.

96 См. примечание 19.

97 Вероятно, Янина Барткевич.

98 Дерды - местность, принадлежащая к приходу Надажин, неподалеку от Валендова. Княжна Четверинская подарила здесь конгрегации участок поля и леса и хозяйственные постройки для создания заведения для детей-сирот, живущих в тяжелых условиях. До 1947 года этот дом оставался в ведении настоятельницы в Валендове, а с этого времени Дерды стали самостоятельным домом конгрегации.

99 На третьем испытании вместе с сестрой Фаустиной были: сестра Бонавентура Эдельман-Гловацкая (1902-1936); сестра Флорентина Паенк (1905-1950); сестра Хенрика Сколимовская (1900-1974); сестра Рената Едловская (1903-1962).

100 "Вестиарня" - склад одежды сестер, а также швейная мастерская монашеской одежды. В обязанности сестер, работавших на складе, входила чистка, починка и доставка белья и одежды сестрам после стирки, а также восполнение недостающих комплектов одежды.

101 Сестры Конгрегации Божией Матери Милосердия в то время делились на два хора: на так называемых сестер-руководительниц и сестер-коадъюторов (помощниц). Решение относительно принадлежности к тому или иному хору принимало руководство конгрегации - это зависело от интеллектуального уровня, возраста и способностей кандидатки.

Задачей сестер-руководительниц было управлять конгрегацией и воспитательными заведениями, а сестры-коадъюторы должны были им помогать, особенно в физическом труде.

102 "Железный пояс" - разновидность пояса, похожего на мелкую колючую проволочную сетку. Ношение такого "пояса" было одной из форм покаяния.

103 Мать Михаела Морачевская.

104 В доме конгрегации в Варшаве на Житней улице исповедниками были: иезуит о. Алоизий Буковский - чрезвычайный исповедник; о. Петр Леве - обычный исповедник; о. Франтишек Росланец - обычный исповедник; о. Бронислав Кулеша - обычный исповедник.

105 Напротив малой часовни, на противоположной стороне коридора, находился зал, в котором проходили встречи сестер.

106 "Рекреация" - время, предназначенное сестрам для разрядки после работы.

107 Настоятельницей дома в Варшаве в то время была мать Рафаела Бучинская (см. примечание 36).

108 Младшая сестра Хелены Ванда Ковальская родилась в 1920 году. Согласно сведениям Юзефы Ясинской (Ковальской), их старшей сестры, Ванда незадолго перед Второй мировой войной вступила в Конгрегацию сестер-урсулинок Умирающего Сердца Иисуса. Во время войны она была вывезена немцами на территорию Рейха. После освобождения она не вернулась в Польшу, вышла замуж за англичанина и уехала с ним в Англию.

109 Мать Малгожата Гимбут.

110 Вероятно, один из обычных исповедников в Варшаве.

111 Сестра Мария Юзефа Бжоза.

112 Подразумеваемые (или предполагаемые) разрешения основаны на том, что монахиня, выполняя что-либо без разрешения настоятельницы, убеждена, что настоятельница дала бы ей на это разрешение.

113 Сестры закончили в доме новициата третье испытание.

114 См. Дн. 55.

115 Сестра Фаустина боялась, что ее внутренние переживания могут быть иллюзией, тем более, что так считали некоторые исповедники и настоятельницы.

116 "Вечные обеты" - это последние монашеские обеты, через которые монахиня обещает Богу пожизненное целомудрие, бедность и послушание. От этих обетов может освободить только Апостольский Престол.

117 Траурное покрывало - погребальный покров, большой, черный кусок материи с вышитым посредине белым крестом. Церемониал сестер Божией Матери Милосердия предусматривал, что перед принесением вечных обетов, или перед прочтением монашеской формулы, сестры падали крестом перед алтарем и их накрывали саваном в знак того, что они умерли для мира. А в это время участвующие в обряде сестры читали вслух 129 псалом (De profundis), и звонили в колокол, как во время похорон. Священник - обычно епископ -окроплял лежащих под саванами сестер святой водой, после чего произносил: "Встаньте, умершие для мира, Иисус Христос освятит вас..."

118 О. Михал Сопочко.

119 В Конгрегации Божией Матери Милосердия было правило, что каждый месяц сестры просили настоятельницу о разрешении на небольшие умерщвления плоти, на чтение молитв, не предусмотренных правилами конгрегации, на освобождение от соблюдения предписаний, которым временно они не могли подчиняться, а также на многие личные дела.

120 Епископ Станислав Роспонда, который в те года в Конгрегации Божией Матери Милосердия в Кракове обычно руководил обрядом принесения обетов.

121 Мать Михаела Морачевская.

122 В то время настоятельницей в Ченстохове была мать Серафима - Саломея Кукульская, род. 30.11.1873 г., в конгрегацию вступила 18.07.1894 г., исполняла обязанности воспитательницы, а позднее - настоятельницы в Кракове, Ченстохове, Валендове. Умерла 10.06.1964 г.

123 См. примечание 59.

124 Праздник Божией Матери Милосердия, празднуемый 5 августа, является специальным праздником конгрегации.

125 Ис. 53,2-9.

126 См. Дн. 53, 67.

127 О. Казимир Домбровский, род. 08.02.1890 г., рукоположен в священники 29.05.1920 г. и спустя 6 лет работы в епархии 30.07.1926 г. вступил в Общество Иисуса, в котором работал как миссионер, консультант и исповедник. Умер 16.04.1976г.

128 То есть: написание образа Божия Милосердия и установление праздника Божия Милосердия.

129 Мать Ирена Кжижановская.

130 "Наставник" - духовный наставник, о. Михал Сопочко.

131 Речь идет об образе, написанном в Вильно Евгением Казимировским.

132 "Верный слуга" здесь о. Михал Сопочко.

133 От о. Михала Сопочко.

134 Это было в церкви Св. Михаила, в которой о. Сопочко был ректором и служил Святую Мессу.

135 У Евгения Казимировского.

136 Мать Ирена Кжижановская.

137 Можно ее соотнести с сестрой Филоменой Андрейко, которая умерла в Варшаве 13.07.1934 г. в 16.45. Четыре года она болела астмой в тяжелой форме. Ее агония продолжалась 14 часов. Сестра Филомена Андрейко родилась 25.05.1878 г., в конгрегацию вступила 2,5.11.1894 г., работала воспитательницей, ризничей, экономкой дома конгрегации в Варшаве.

138 В Конгрегации Божией Матери Милосердия было правило, что все здоровые сестры каждый четверг с 21 до 22 часов совершали благодарственное поклонение - "святой час". Перед первой пятницей месяца поклонение длилось всю ночь при том, что сестры сменялись через каждый час.

139 Д-р Хелена Мачеевская (1888-1965) - в то время была врачом сестер виленского дома конгрегации.

140 О. Михал Сопочко.

141 Мать Ирена Кжижановская.

142 "Размышление" - мысленная молитва, основанная на раздумье над истинами Божиими и заканчивающаяся практическим решением. В Конгрегации Божией Матери Милосердия сестры совершают ежедневное получасовое размышление. Вечером сестры подготавливают так называемые разделы, или темы для утреннего размышления.

143 Распространение почитания Божия Милосердия (см. Дн. 47-50).

144 О. Михал Сопочко.

145 "Наших людей" здесь: людей, ежедневно привозивших в монастырь хлеб.

146 В Кракове на улице Смоленской есть церковь, посвященная Божию Милосердию, которая была построена в 1626-1629 годах, а освящена 25,10.1665 г. Храмовый праздник этой церкви празднуется 14 сентября - в день Воздвижения Креста Господня.

147 "Капитул" - собрание сестер, во время которого настоятельница дома читала короткую аскетическую лекцию, делала замечания по поводу соблюдения монашеских предписаний, а сестры сокрушались по поводу проступков в соблюдении монашеских правил.

148 "Мать" - настоятельница дома. В это время настоятельницей в Вильно была сестра Борджа - Ядвига Тиха - род. 25.01.1887 г., в конгрегацию вступила в 1913 году, исполняла обязанности санитарки, а также настоятельницы в Вильно и Валендове. Умерла во Вроцлаве 26.04.1970 г. В информационном процессе, посвященном сестре Фаустине, была свидетелем.

149 "Благословение" - короткое богослужение с благословением Святыми Дарами.

150 Один из обычаев в Конгрегации Божией Матери Милосердия: на обороте образков либо на карточках пишутся имена людей Божиих и разных святых и в Новый Год за завтраком каждая из сестер выбирает себе одну карточку; таким образом она выбирает себе покровителя на начинающийся год.

151 Ношение "цепочки", похожей на "пояс" (см. примечание 101), было одной из разновидностей покаяния за грехи.

152 Из письма о. Михала Сопочко сестре Фаустине от ноября 1937 года известно, что он разговаривал на тему установления праздника Милосердия Божия с апостольским нунцием в Польше, архиепископом Филиппом Кортесом, рассчитывая на то, что нунций представит этот вопрос Святому Отцу.

153 В рукописи сестры Фаустины это решение написано на отдельной странице.

154 С этим видением можно соотнести историю почитания Божия Милосердил в форме, предложенной сестрой Фаустиной. Нотификация Конгрегации вероучения от 06.03.1959 г. (Acta Apostolicae Sedis LI [1959] с. 271) запрещала распространение почитания Божия Милосердия в форме, предложенной сестрой Фаустиной. В соответствии с этой нотификацией из многих церквей убрали образы Божия Милосердия, написанные на основании видения сестры Фаустины, а священники перестали читать проповеди о такой форме почитания Милосердия Божия. Сам о. Михал Сопочко получил строгое замечание от Апостольского Престола, а также испытал и другие неприятности.

Конгрегации Божией Матери Милосердия также запрещалось распространять это почитание, и потому прекратилось распространение образков, венчиков и других молитв сестры Фаустины. Казалось, что миссия сестры Фаустины полностью перечеркнута.

До момента появления нотификации в доме конгрегации в Кракове, где умерла сестра Фаустина, образ Милосердия Божия приобрел большую славу и был обвешан дарами в благодарность за исцеления. Каждое третье воскресенье месяца здесь служили торжественную Мессу, и священники читали проповеди о Божием милосердии, а первое воскресенье после Пасхи отмечалось как праздник Милосердия Божия, который кардинал Адам Сапега в 1951 году наделил полной индульгенцией на период в семь лет.

В связи с запретом Апостольского Престола сестры обратились к управляющему Краковской архиепархии архиепископу Евгению Базяку с вопросом, что им делать с образом Милосердия Божия, находящимся в боковом алтаре часовни сестер и пользующимся почитанием верующих, а также как относиться к установленным к этому времени торжествам. В своем ответе архиепископ Базяк велел образ оставить на прежнем месте и не запрещать верующим испрашивать перед образом необходимые для них милости, а также не отменять установленные до сих пор торжества в честь Милосердия Божия. Таким образом культ Милосердия Божия в форме, переданной сестрой Фаустиной, пережил испытание временем в небольшом кругу конгрегации в Кракове на улице Вроньей 3/9, где находятся бренные останки сестры Фаустины.

И самое важное: 30.06.1978 г. Апостольский Престол ликвидировал запреты, заключенные в вышеупомянутой нотификации 1959 года. Святая Конгрегация вероучения издала нотификацию (AAS LXX [1978] с. 350), подписанную 15.04.1978 г. ее префектом кардиналом Франья Сепером и ее секретарем архиепископом Жеромом Хамером, такого содержания: "С разных сторон, особенно из Польши - в том числе, официально - обращаются с вопросом, остаются ли в силе запреты, заключенные в нотификации Конгрегации вероучения, вышедшей в Acta Apostolicae Sedis в 1959 году, с. 271, и касающиеся почитания Милосердия Божия в формах, предложенных сестрой Фаустиной Ковальской. Святая Конгрегация, принимая во внимание многочисленные подлинные документы, не известные в 1959 году, рассмотрев принципиально изменившиеся обстоятельства и учитывая мнение многих польских епископов, сообщает, что запреты, заключенные в вышеупомянутой нотификации, уже не действуют".

12.07.1979 г., отвечая генеральному настоятелю Конгрегации отцов-мариан Непорочного Зачатия Девы Марии, который от имени настоятеля американской провинции Св. Станислава Костки этой же конгрегации попросил об авторитетном пояснении содержания нотификации 1978 года, отменяющей запрет на распространение почитания Милосердия Божия в форме, представленной сестрой Фаустиной Ковальской, префект Конгрегации вероучения кардинал Франьо Сепер отметил:,Что касается этого вопроса (затронутого в письме генерального настоятеля), я рад сообщить, что посредством нотификации, оглашенной 30.06.1978 г. (AAS LXX [1978] с. 350), которая возникла в связи с изучением подлинных документов, а также благодаря обстоятельной информации, предоставленной прежним Краковским архиепископом кардиналом Каролем Войтылой, Святой Престол постановил снять запрет, заключенный в предыдущей нотификации 1959 года (AAS, 1959, с. 271). По этой причине можно считать, что со стороны этой Святой Конгрегации уже нет никаких преград для распространения почитания Милосердия Божия в соответствующих формах, предложенных вышеназванной сестрой-монахиней (Фаустиной Ковальской)".

В настоящее время это почитание распространяется с новой силой, ему сопутствует растущий интерес богословов. Похоже, что сбываются предсказания сестры Фаустины.

155 В этом месте сестра Фаустина, не используя соответствующую пунктуацию, перешла от описания видения к цитированию "внутренне" услышанных слов.

156 Духовные упражнения в Вильно (4-12.02.1935 г.) проводил иезуит отец Павел Мацевич (пастырь восточного обряда). В конце упражнений была Божественная Литургия восточного обряда и сестры принимали Святое Причастие под двумя видами.

157 Со слова "да" сестра Фаустина начинает - без какого-либо графического обозначения - приводить "внутренне" услышанные слова Господа.

158 Устав Конгрегации Божией Матери Милосердия устанавливал, что каждая сестра два раза в год, т. е. после восьмидневных и трехдневных духовных упражнений будет обновлять свои обеты - целомудрия, бедности и послушания.

159 "Хозяин дома" - Господь, скрытый в Евхаристии.

160 Мать Мария Юзефа Бжоза, наставница сестры Фаустины в новициате, а позднее - настоятельница в Варшаве.

161 "Юзефинек" - см. примечание 47.

162 Генеральная настоятельница - мать Михаела Морачевская была тогда в течение нескольких дней в доме в Грохове.

163 Мать Борджа Тиха.

164 Сестра Мария - Саломея Ольшаковская, умерла в июне 1962 г.

165 Здесь идет речь об образе Милосердия Божия, выполненном Евгением Казимировским. Этот образ был выставлен для всеобщего почитания в Острой Браме во время окончания Юбилейного года, посвященного искуплению мира, с 26 по 28 апреля 1935 года (см. Дн. 419 и прим. 1).

166 О. Михал Сопочко.

167 О. Михал Сопочко.

168 В рукописи: преграждала.

169 К о. Михалу Сопочко.

170 Сорокачасовое богослужение - выставление Иисуса Христа в дароносице в течение сорока часов для всеобщего почитания. Это богослужение имеет умилостивляющий и просительный характер. В домах Конгрегации Божией Матери Милосердия такое богослужение совершалось, как правило, перед праздником св. Иосифа - 19 марта, либо перед праздником Покровительства св. Иосифа - среда после второго воскресенья после Пасхи.

171 Сестра Фаустина считала, что она должна выйти из Конгрегации Божией Матери Милосердия и основать новую конгрегацию, целью которой будет распространение почитания Божия Милосердия и испрашивание милосердия для мира.

172 С о. Михалом Сопочко. О. Сопочко отмечает в своих воспоминаниях, что, не имея возможности выслушивать долгие откровения сестры Фаустины в исповедальне, он велел ей все ее внутренние испытания записывать в Дневнике. А о том, что требовало устного обсуждения, сестра Фаустина говорила о. Сопочко у него дома.

173 Это желание Иисуса постепенно созревало в представлении сестры Фаустины и пережило некоторую эволюцию: от сугубо созерцательного ордена (который она поначалу хотела основать и для которого написала изложение устава) к движению, охватывающему также деятельные конгрегации и людей, живущих в миру (см. Дн. 1155-1158).

В жизни самой сестры Фаустины задачу создания новой конгрегации следует рассматривать сквозь призму мучительных душевных испытаний. На это указывает структурный анализ описания ее переживаний, содержащих те самые элементы, о которых говорит св. Иоанн Креста в Темной ночи. С помощью этих испытаний Бог поднял ее на вершины мистики, являя в ней пример совершенного исполнения предназначенной миссии и образ духа новой конгрегации.

После смерти сестры Фаустины идею новой конгрегации воспринимали по-разному и разным способом осуществляли ее в жизни.

Одни стремятся дух и задачи новой конгрегации, сходные с идеей обновления, выдвинутой II Ватиканским Собором, включить в свои прежние структуры. Таким образом поступает Конгрегация Божией Матери Милосердия, которая, наследуя миссию сестры Фаустины, включила в круг своих задач возвещение и испрашивание Божия милосердия для всего мира, а также обогатила свою духовность "милосердия" новыми формами почитания и богословской глубиной, которую ей дает Дневник.

Другие основывают новые общины, стремящиеся к реализации той же идеи. Первая из этих общин - Конгрегация сестер Милостивого Иисуса. У ее первых членов (Ю. Осинской и И. Наборовской) во время Второй мировой войны личные обеты в Вильно принимал о. Михал Сопочко. После приезда в Польшу сестры остановились в Мыслибоже. 25.08.1947 г. новая конгрегация начала общинную жизнь. Также действует Институт Милосердия Божия, основанный о. М. Сопочко и иезуитом о. Л. Новаком. Помимо этого в Польше и за ее пределами существует множество общин, участвующих в реализации идеи новой конгрегации, а также широкое движение мирских почитателей Милосердия Божия, объединенных в группы либо действующих индивидуально.

Святой Отец Иоанн Павел II в энциклике Dives in misericordia поставил задачи, предназначенные Иисусом Христом для "новой конгрегации", перед всей Церковью на современном этапе ее истории.

174 В 1935 году праздник Тела Господня пришелся на 20 июня. Образ Милосердия Божия, написанный Евгением Казимировским, был помещен в одном из алтарей, которые устраивают для процессии Тела Господня.

175 О. Михал Сопочко.

176 Исповедь сестер дома конгрегации в Вильно. Исповедником был о. Михал Сопочко.

177 Трехдневные духовные упражнения в период 12-16.08.1935 г. в Вильно проводил о. Эмиль Жичковский (1899-1945), директор иезуитской гимназии в Вильно, а позднее - настоятель великопольско-мазовецкой провинции иезуитов.

178 О. Михал Сопочко.

179 О. Михал Сопочко.

180 У архиепископа Ромуальда Ялбжиковского.

181 Венчик Божию Милосердию. Старанием о. Михала Сопочко он был напечатан в Кракове на обороте образка Милосердия Божия (репродукции образа, написанного Е. Казимировским).

182 У архиепископа Ромуальда Ялбжиковского.

183 Праздник св. Архангела Михаила отмечается 29 сентября.

184 О. Сопочко, не будучи уверенным относительно откровений сестры Фаустины, связанных с основанием новой конгрегации, хотел этот вопрос представить на суд еще одному священнику и с этой целью велел ей все внутренние предписания передать исповеднику, о. Юзефу Андрашу.

185 Праздник Христа-Царя до 1969 года отмечался в последнее воскресенье октября. В 1935 году это было 27 октября.

186 Конгрегация Божией Матери Милосердия имеет в Кракове собственное кладбище, которое находится в конце монастырского сада. На этом кладбище хоронят всех сестер и воспитанниц, умерших в Кракове. На этом же кладбище была похоронена сестра Фаустина и ее останки находились там вплоть до эксгумации, т.е. до 25.11.1966 г.

187 Сестра Виталина Масловская, род. 04.12.1852 г., умерла 06.01.1939 г.

188 В ежемесячных частных беседах с настоятельницей сестры просили разрешения на чтение в свободное время своих собственных молитв, выходящих за рамки устава и обычаев конгрегации.

Вторая тетрадь

189 Писать Дневник сестре Фаустине велел исповедник - о. Михал Сопочко. Сестра Фаустина считала повеление исповедника столь же обязывающим, как и повеление во имя обета послушания (см. Дн. 894). На последующих страницах Дневника мы встречаем высказывания, свидетельствующие о том, что веление писать она получила также от самого Господа.

190 В Конгрегации Божией Матери Милосердия официально к монашеским именам не добавляют какие-либо дополнительные наименования. Однако сестры могут это делать как бы частным порядком, согласно которому сестра Фаустина называла себя сестрой Фаустиной Святых Даров.

191 В то время в конгрегации перед первой пятницей месяца практиковалось ночное поклонение. Однако в этом случае речь идет о каком-то другом поклонении, на которое местная настоятельница всегда могла дать сестрам разрешение, а при некоторых обстоятельствах даже велеть им его совершать.

192 Здесь имеется в виду день 15 ноября, поскольку 16 ноября - праздник Остробрамской Божией Матери.

193 Настоятельницей дома в Вильно в то время была сестра Борджа Тиха.

194 Тогда исповедником сестер был о. Михал Сопочко.

195 В столовой (трапезной) сестер была вывешена табличка, на которой настоятельница дома помещала карточки с именами сестер, которым предписывалось какое-либо дежурство. В данном случае речь шла о дежурстве возле калитки дома во время общей трапезы остальных сестер.

196 Структура разделов основана на уставе Конгрегации Божией Матери Милосердия, изданном в 1930 году.

197 Согласно прежнему уставу конгрегации титул "матери" полагался членам главного правления, а также всем настоятельницам домов конгрегации. Чтобы создать подобие семейной атмосферы в воспитательных заведениях, руководимых конгрегацией, обращение "мать" употребляли также воспитанницы в отношении своих воспитательниц.

198 Литургия Часов (бревиарий) - литургическая молитва Церкви, состоящая из псалмов и чтений.

199 Монастырская ограда отделяет часть монашеского дома, в которую нельзя входить людям, не состоящим в ордене.

200 У сестры Фаустины было видение дома, предназначенного для новой конгрегации. Это был полностью разрушенный дом, находящийся в Вильно на улице св. Анны 12. Исповедник сестры Фаустины о. Михал Сопочко на собственные средства отремонтировал этот дом и вынашивал идею размещения в нем новой конгрегации. Осуществлению этого замысла помешали военные события.

201 Образ Милосердия Божия с надписью: "Иисус, уповаю на Тебя".

202 О. Михал Сопочко.

203 "Накидка" - здесь: разновидность детской рубашки.

204 Самобичевание - форма принесения жертвы.

205 Трудно определить, какие посты имела в виду сестра Фаустина. Однако можно предположить, что речь шла о Пепельной Среде и Страстной Пятнице.

206 В разговорах называвшиеся "сухими днями". Были три дня в каждом квартале (среда, пятница и суббота), когда было нужно поститься.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: