Экономика: наука и хозяйство




Од­но из хо­ро­шо зна­ко­мых всем нам слов — эко­но­ми­ка. Мы ча­с­то свя­зы­ва­ем сло­во «эко­но­ми­ка» с бе­реж­ли­во­с­тью, хо­зяй­ст­вен­но­с­тью, до­мо­ви­то­с­тью, рачительным использованием денежных средств. Ин­те­рес­но са­мо про­ис­хож­де­ние это­го сло­ва – «экономика». Оно со­сто­ит из двух древ­не­гре­че­с­ких кор­ней: «ой­кос» (дом) и «но­мос» (зна­ние), смысл их со­еди­не­ния — на­ука об уп­рав­ле­нии до­маш­ним хо­зяй­ст­вом.

В со­вре­мен­ном сло­ва­ре у сло­ва «эко­но­ми­ка» не­сколь­ко зна­че­ний. Это преж­де все­го хо­зяй­ст­во стра­ны, а так­же ми­ра в це­лом, от­дель­но­го ре­ги­о­на, го­ро­да. Су­ще­ст­ву­ет эко­но­ми­ка се­мьи — хо­зяй­ст­во, ко­то­рое ве­дут ва­ши ма­мы, па­пы, в ко­то­ром дей­ст­ву­е­те и вы са­ми, по­мо­гая ро­ди­те­лям, за­ра­ба­ты­вая день­ги во вре­мя лет­них ка­ни­кул, уча­ст­вуя в стро­и­тель­ст­ве дач­но­го до­ма, вы­ра­щи­ва­нии ово­щей на уча­ст­ке. Таким образом, экономика – это одновременно и организация материальной, хозяйственной жизни человека и общества, но и знание о ней, правилах ее ведения.

Вы на­вер­ня­ка не раз на­блю­да­ли за тем, как в на­ча­ле каж­до­го ме­ся­ца ро­ди­те­ли под­счи­ты­ва­ют рас­хо­ды на оп­ла­ту квар­ти­ры, ком­му­наль­ных ус­луг, от­кла­ды­ва­ют день­ги на по­куп­ку одеж­ды и обу­ви. Это как раз и есть про­яв­ле­ние до­маш­ней эко­но­ми­ки – планирование и составление семейного бюджета.

Но все же ча­ще под эко­но­ми­кой мы по­ни­ма­ем хо­зяй­ст­во стра­ны — на­ци­о­наль­ное хо­зяй­ст­во. Оно вклю­ча­ет в се­бя две сфе­ры. Про­из­вод­ст­вен­ная сфе­ра — это от­рас­ли, за­ня­тые ма­те­ри­аль­ным про­из­вод­ст­вом (про­мы­ш­лен­ность, сель­ское хо­зяй­ст­во, стро­и­тель­ст­во, транс­порт). Не­про­из­вод­ст­вен­ная сфе­ра — это об­ласть де­я­тель­но­сти лю­дей, в ко­то­рой со­зда­ют­ся ду­хов­ные бла­га, ус­лу­ги, ин­фор­ма­ция (об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра, ис­кус­ст­во, здра­во­о­хра­не­ние, бы­то­вое об­слу­жи­ва­ние).

Хо­зяй­ст­вен­ная де­я­тель­ность на­прав­ле­на на про­из­вод­ст­во благ, их рас­пре­де­ле­ние, об­мен и по­треб­ле­ние. Этот круг вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду людь­ми и на­зы­ва­ет­ся эко­но­ми­че­с­ки­ми от­но­ше­ни­я­ми. Дан­ные от­но­ше­ния изу­ча­ют­ся наукой эко­но­ми­кой. Она да­ет от­ве­ты на во­про­сы: что, как и для ко­го про­из­во­дить; это на­ука об уп­рав­ле­нии хо­зяй­ст­вом, об ор­га­ни­за­ции хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­ти лю­дей, о ра­ци­о­наль­ном вы­бо­ре средств и ме­то­дов хо­зяй­ст­во­ва­ния в ми­ре ог­ра­ни­чен­ных ре­сур­сов и воз­ра­с­та­ю­щих по­треб­но­с­тей.

Ми­к­ро­эко­но­ми­ка и ма­к­ро­эко­но­ми­ка. Эко­но­ми­ку при­ня­то раз­де­лять на две ча­с­ти — ми­к­ро­эко­но­ми­ку и ма­к­ро­эко­но­ми­ку. Ми­к­ро­эко­но­ми­ка — это область хо­зяй­ст­вен­ных от­но­ше­ний, свя­зан­ная с де­я­тель­но­с­тью от­дель­ных про­из­во­ди­те­лей то­ва­ров и ус­луг, организацией хозяйственной деятельности на уровне отдельных фирм. В ней дей­ст­ву­ют рядовые по­тре­би­те­ли, ра­бо­чие, зем­ле­дель­цы, се­мьи (до­маш­ние хо­зяй­ст­ва), фир­мы (пред­при­я­тия). Ми­к­ро­эко­но­ми­ка — это так­же раз­дел эко­но­ми­че­с­кой на­уки, изу­ча­ю­щий де­я­тель­ность всех пе­ре­чис­лен­ных уча­ст­ни­ков хо­зяй­ст­вен­ной сфе­ры. Она объ­яс­ня­ет, ка­ким об­ра­зом по­тре­би­те­ли при­ни­ма­ют ре­ше­ние о по­куп­ке тех или иных то­ва­ров, как на их ре­ше­ния вли­я­ет из­ме­не­ние цен и до­хо­дов. Важной проблемой для микроэкономики является проблема оптимального поведения на рынке отдельных фирм с целью получения прибыли и снижения затрат.

Ма­к­ро­эко­но­ми­ка — это часть эко­но­ми­ки, ох­ва­ты­ва­ю­щая эко­но­ми­че­с­кие про­цес­сы в мас­шта­бах на­ци­о­наль­но­го или ми­ро­во­го хо­зяй­ст­ва в це­лом. В ма­к­ро­эко­но­ми­ке на­ци­о­наль­ное хо­зяй­ст­во рас­сма­т­ри­ва­ет­ся как еди­ное це­лое. Ма­те­ри­аль­ным фун­да­мен­том ма­к­ро­эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся на­ци­о­наль­ное бо­гат­ст­во, пред­став­ля­ю­щее со­бой все со­здан­ные тру­дом мно­гих по­ко­ле­ний лю­дей. Ма­к­ро­эко­но­ми­ка изу­ча­ет на­ци­о­наль­ное хо­зяй­ст­во в це­лом, важные для всей нашей страны эко­но­ми­че­с­кие про­бле­мы: ин­фля­ция, без­ра­бо­ти­ца, эко­но­ми­че­с­кие спа­ды и подъ­е­мы, формирование государственного бюджета. Спе­ци­а­ли­с­ты по ма­к­ро­эко­но­ми­ке ищут и пред­ла­га­ют пу­ти ре­ше­ния сто­я­щих пе­ред стра­на­ми про­блем: на­при­мер, как по­вы­сить за­ня­тость на­се­ле­ния, уве­ли­чить тем­пы эко­но­ми­че­с­ко­го рос­та, со­кра­тить от­ста­ва­ние от дру­гих стран. Главное, чем занимаются экономисты – отыскание способов повышения эффективности национальной экономики, структурные преобразования в народном хозяйстве страны, поиски ответа на вопрос: как изменить сырьевой профиль экономики России, переориентировать ее на производство высокотехнологичных товаров, квалифицированных услуг.

Эко­но­ми­ка — это осо­бый мир, ко­то­рый про­ни­зан сво­и­ми свя­зя­ми и за­ко­на­ми. Он сло­жен и про­ти­во­ре­чив. Имен­но от эко­но­ми­ки за­ви­сит бла­го­со­сто­я­ние лю­дей, их ма­те­ри­аль­ный до­ста­ток, воз­мож­ность учить де­тей, при­об­щать­ся к куль­тур­ным цен­но­с­тям, по­се­щать му­зеи и вы­став­ки. Ес­ли она пра­виль­но ор­га­ни­зо­ва­на, то и труд че­ло­ве­ка и его до­суг пло­до­твор­ны.

В то же вре­мя не вся­кая хо­зяй­ст­вен­ная де­я­тель­ность мо­жет быть бе­зус­лов­но на­зва­на эко­но­ми­че­с­кой. Вы, на­вер­ное, не раз встре­ча­ли в га­зет­ных ста­ть­ях по­доб­ные вы­ска­зы­ва­ния: «Эти про­бле­мы долж­ны быть ре­ше­ны толь­ко эко­но­ми­че­с­ки­ми спо­со­ба­ми, но ни­как не насиль­ст­вен­ны­ми, ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ны­ми». Рас­сма­т­ри­вая ис­то­рию Древ­не­го ми­ра и Сред­них ве­ков, вы стал­ки­ва­лись с вне­эко­но­ми­че­с­ким при­нуж­де­ни­ем к тру­ду ра­бов и кре­по­ст­ных кре­с­ть­ян. Так ка­кое же хо­зяй­ст­во мы мо­жем на­звать эко­но­ми­че­с­ким? Толь­ко то, ко­то­рое ос­но­ва­но на сво­бо­де и не­за­ви­си­мо­с­ти про­из­во­ди­те­ля то­ва­ра, ког­да он мо­жет сам «вы­не­с­ти» то­вар на ры­нок, на­звать его це­ну. Толь­ко то, где мы ви­дим раз­ви­тую тор­гов­лю, об­мен.

Ряд уче­ных-эко­но­ми­с­тов да­же пред­ла­га­ют та­кую пе­ри­о­ди­за­цию раз­ви­тия че­ло­ве­че­с­ко­го хо­зяй­ст­ва: пер­вую сту­пень мож­но на­звать про­сто хо­зяй­ст­вом, вто­рую сту­пень — эко­но­ми­кой, ког­да вы­де­ля­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ный про­из­во­ди­тель, на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся тор­гов­ля и об­мен, и, на­ко­нец, тре­тью сту­пень — ры­ноч­ной эко­но­ми­кой. По­доб­ный под­ход мож­но счи­тать впол­не оп­рав­дан­ным. Тог­да мы смо­жем от­ли­чить на­силь­ст­вен­ное при­нуж­де­ние к тру­ду, труд из-под пал­ки, же­ст­кое ад­ми­ни­с­т­ри­ро­ва­ние и пол­ное от­сут­ст­вие са­мо­сто­я­тель­но­с­ти и ини­ци­а­ти­вы лю­дей в хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­ти — от эко­но­ми­ки, ос­но­ван­ной на прин­ци­пах сво­бо­ды про­из­во­ди­те­ля и по­тре­би­те­ля, на воз­мож­но­с­ти вы­бо­ра. Тог­да нам ста­нут по­нят­ны сло­ва об эко­но­ми­че­с­ких и не­эко­но­ми­че­с­ких ме­то­дах и ре­ше­ни­ях.

Ка­кую роль иг­ра­ет хо­зяй­ст­вен­ная де­я­тель­ность, эко­но­ми­ка в жиз­ни об­ще­ст­ва? Не­ко­то­рые го­во­рят, что от­нюдь не глав­ную, что важ­нее — ду­хов­ность, куль­ту­ра. Нель­зя все сво­дить к же­луд­ку, к ма­те­ри­аль­ным по­треб­но­с­тям. Есть и такие, кто ут­верж­да­ет об­рат­ное. Преж­де чем че­ло­век начнет интересоваться ис­кус­ст­вом, его все-та­ки нуж­но одеть, со­греть, на­кор­мить, дать кры­шу над го­ло­вой. Ведь преж­де чем со­зда­вать па­мят­ни­ки куль­ту­ры, че­ло­век на­учил­ся до­бы­вать пи­щу, одеж­ду, огонь, вы­жи­вать в же­с­то­ком ми­ре. Имен­но оп­ре­де­лен­ный уро­вень раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва поз­во­лил вы­сво­бо­дить ум­ст­вен­ный труд в са­мо­сто­я­тель­ную сфе­ру де­я­тель­но­с­ти лю­дей. Со­вер­шен­ст­во­ва­ние тех­ни­ки и тех­но­ло­гии ста­ло од­ним из важ­ней­ших фак­то­ров фор­ми­ро­ва­ния го­су­дарств. Удов­ле­тво­ре­ние ду­хов­ных за­про­сов лю­дей, со­зда­ние про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва, на­уч­ные от­кры­тия не ме­нее свя­за­ны с эко­но­ми­кой, чем удов­ле­тво­ре­ние ма­те­ри­аль­ных нужд.

 


Экономическая культура

 

Под экономической культуройв общественных науках понимается общепринятая система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений "уравниловки", создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п. Кроме того, это способ (структура механизмов) взаимодействия экономического сознания (как отражения экономических отношений и познания экономических законов) и экономического мышления (как отражения включенности в экономическую деятельность), регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения. Чем совершеннее способ данного взаимодействия, тем эффективнее экономическая деятельность и рациональнее экономическое поведение, тем, следовательно, - выше уровень экономической культуры.

Именно способ взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления (как формы его проявления) выступает естественным регулятором экономического поведения. Так, косное, пассивное, неразвитое экономическое сознание, не испытывающее в течение длительного времени потребности изменяться, обусловило противоречивое, эмоциональное (а не рациональное) экономическое мышление, совмещающее внешнее следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами. Вследствие этого экономическое поведение приобретает скорее эмоциональный, нежели рациональный характер и осуществляется, порой, в состоянии психологического стресса. Подобное экономическое мышление, в свою очередь, неспособно существенно обогащать социальной практикой экономическое сознание. Негибкий, отягощенный социальными стереотипами способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления в отечественной экономике пока что не порождает особых иллюзий относительно высокого уровня экономической культуры.

Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключаются в следующем:

Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние.

Во-вторых, особенность экономическая культура определяется теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь экономического сознания и экономического мышления.

В-третьих, экономическая культура как регулятор связи экономического сознания и экономического мышления в большей мере, нежели любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей.

В первую очередь экономическая культура (как и культура в целом) выполняет роль социальной памяти общества, но не всей социальной памяти, а лишь той ее части, которая связана с историей экономических отношений. Можно говорить о трансляционной функции: из прошлого в современность транслируются нормы и ценности, составляющие содержание экономического сознания, экономического мышления и экономического поведения. Можно говорить о селекционной функции экономической культуры, связанной с отбором из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы (полезны) для решения задач последующих этапов развития общества. Экономическая культура отбирает (выбраковывает, сохраняет, накапливает) те ценности и нормы, которые необходимы для развития гибкого экономического поведения индивидов. Можно говорить об инновационной функции экономической культуры, которая проявляется в обновлении социальных ценностей и норм выработки новых и заимствования прогрессивных ценностей из других культур. Полнота и качество выполнения этих функций определяется регулятивными возможностями экономической культуры.

Важной составной частью экономической культуры выступает экономическая культура предприятия, как важнейшей хозяйственной ячейки общества. Она включает в себя правила ведения бизнеса, взаимоотношения с партнерами, четкость и точность исполнения взятых на себя обязательств, ритуалы ведения деловых переговоров, деловой стиль жизни и общения и т.д. Сложилось устойчивое представление о деловой этике, имидже предпринимателя. К примеру, деловой стиль в одежде предполагает консерватизм и строгость, исключает экстравагантность покроя и тонов.

В экономических словарях под экономической культурой предприятия понимается система норм, правил и образцов поведения коллективного хозяйствующего субъекта, которая играет роль социального механизма регуляции его экономической деятельности. При этом предполагается, что вырабатываемая хозяйствующим субъектом тактика формируется на основе преимущественно рационального выбора экономических альтернатив, способствующих в своей совокупности сохранению и развитию предприятия в целом.

Основой социального механизма экономической культуры предприятия является способ организации в единую систему его технической, экономической и социальной подсистем. Техническая подсистема объединяет два компонента: вещественно-технический (орудия труда, строения, сырье и технологические процессы) и социально-организационный (инженерное, конструкторское и технологическое обеспечение производства). Органическое взаимодействие названных компонентов составляет базу функционирования и развития технической подсистемы, цель которой - техническое и технологическое обеспечение производства. Экономическая подсистема предприятия состоит из производственно-экономического компонента, включающего производственно-организационные структуры (предприятие - цех - смена - бригада - звено), а также системы обеспечения экономической эффективности производства, и социально-организационного компонента, к которому относятся функциональные действия представителей трудового коллектива по обеспечению работы первого компонента экономической подсистемы. Социально-организационный компонент складывается из профессиональной деятельности различных экономических служб - службы главного экономиста, главного бухгалтера, маркетинга и т. п. Взаимодействие двух компонентов экономической подсистемы призвано обеспечить предприятию экономическую эффективность его хозяйственной деятельности в контексте производственно-экономического развития отрасли и макроэкономической системы в целом. Социальная подсистема предприятия включает как социальные отношения внутри трудового коллектива, так и его отношения с внешней средой в процессе хозяйственной деятельности. Данная подсистема, подвергаясь воздействию материально-вещественных компонентов всей системы предприятия, способна сама оказывать мощное влияние на техническую и экономическую подсистемы.

Социальные, демографические, психологические и др. индивидуальные характеристики работников, преломляясь через их отношения в процессе производственной деятельности, нередко выступают весомым фактором, определяющим специфику взаимодействия составляющих предприятие подсистем. Таким образом, социальная подсистема может оказывать значимое влияние на способ организации всей системы предприятия. В процессе хозяйственной деятельности предприятия вырабатываются определенные специфические правила взаимодействия его подсистем.

Если в сфере экономической культуры предприятия преобладают традиционные для хозяйственной среды правила, нормы и ценности, определяющие в своей совокупности принцип взаимодействия подсистем предприятия, то экономическая культура выполняет преимущественно трансляционную функцию. Такой тип культуры определяется как традиционный. В том случае, если же она не только транслирует, но и отбирает из задаваемых стратегией норм, правил и образцов поведения те, которые в большей степени способствуют выживанию и развитию предприятия, то такая культура может быть названа селекционной. Когда же наряду с трансляционной и селекционной функциями экономическая культура выполняет инновационную, суть которой заключается в самостоятельной выработке или заимствовании из других хозяйственных систем новых правил и образцов поведения, то такой тип экономической культуры называется инновационным.

 

 


 

5.3. Экономическое содержание собственности

 

Чрез­вы­чай­но важ­ны­ми для ха­рак­те­ри­с­ти­ки эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся от­но­ше­ния соб­ст­вен­но­с­ти. Уче­ные от­ме­ча­ют, что это от­но­ше­ния меж­ду людь­ми по по­во­ду ве­щей. Ког­да мы про­из­но­сим «это — на­ше, а это — чу­жое», мы опи­сы­ва­ем от­но­ше­ния соб­ст­вен­но­с­ти. Не­ко­то­рые уче­ные по­ла­га­ют, что пра­виль­нее го­во­рить не о соб­ст­вен­но­с­ти как та­ко­вой, а о пра­ве соб­ст­вен­но­с­ти. Не пред­мет сам по се­бе яв­ля­ет­ся соб­ст­вен­но­с­тью, а «пу­чок прав» по его ис­поль­зо­ва­нию. Пра­во соб­ст­вен­но­с­ти скла­ды­ва­ет­ся из пра­ва вла­де­ния (кон­троль за пред­ме­та­ми, цен­но­с­тя­ми), пра­ва ис­поль­зо­ва­ния (при­ме­не­ние по­лез­ных свойств этих цен­но­с­тей), пра­ва уп­рав­ле­ния (воз­мож­ность ре­шать, кто и как бу­дет обес­пе­чи­вать их ис­поль­зо­ва­ние), пра­ва на до­ход (об­ла­да­ние ре­зуль­та­та­ми это­го ис­поль­зо­ва­ния), пра­ва на от­чуж­де­ние, по­треб­ле­ние или унич­то­же­ние.

За мно­го­ве­ко­вую ис­то­рию че­ло­ве­че­ст­ва сло­жи­лись две ос­нов­ные фор­мы соб­ст­вен­но­с­ти: ин­ди­ви­ду­аль­ная (ча­ст­ная) и кол­лек­тив­ная, од­ним из ва­ри­ан­тов ко­то­рой мо­жет слу­жить соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­вен­ная. Ча­ст­ная соб­ст­вен­ность су­ще­ст­ву­ет тог­да, ког­да че­ло­век или груп­па лиц (се­мья, фир­ма) об­ла­да­ет пра­ва­ми из пуч­ка прав соб­ст­вен­но­с­ти. По­доб­ная фор­ма соб­ст­вен­но­с­ти яв­ля­ет­ся ос­но­вой сво­бо­ды че­ло­ве­ка в об­ще­ст­ве. Рас­по­ря­жа­ясь сво­им иму­ще­ст­вом, че­ло­век осо­зна­ет се­бя но­си­те­лем прав. Основу экономики ведущих стран мира составляет индивидуальная частная собственность, наиболее ярко воплощающая частный экономический интерес и инициативу. В современной России подобная форма собственности охватила не только сферу материального производства, но и сферу услуг. Появились частные кафе, частные школы, зубоврачебные кабинеты, адвокатские бюро и т.д.

В слу­чае, ког­да пред­при­я­тие из­ме­ня­ет фор­му соб­ст­вен­но­с­ти, пе­ре­хо­дя из го­су­дар­ст­вен­ных рук в ча­ст­ные, эко­но­ми­с­ты го­во­рят о при­ва­ти­за­ции. Не­сколь­ко от­ли­ча­ет­ся по смыс­лу сло­во «раз­го­су­дар­ств­ле­ние». В этом слу­чае го­су­дар­ст­во мо­жет пе­ре­да­вать пра­во на уп­рав­ле­ние пред­при­я­ти­ем кол­лек­ти­вам лю­дей. Обыч­но, ха­рак­те­ри­зуя ры­ноч­ные ре­фор­мы, то есть ре­фор­мы, осу­ще­ств­ля­ю­щи­е­ся при пе­ре­хо­де от ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но-пла­но­во­го хо­зяй­ст­ва к ры­ноч­но­му, ис­поль­зу­ют оба на­зван­ных тер­ми­на — при­ва­ти­за­ция и раз­го­су­дар­ств­ле­ние. Суть од­на — го­су­дар­ст­во пе­ре­да­ет свои пол­но­мо­чия ча­ст­ным ли­цам или же их объ­е­ди­не­ни­ям. И, на­обо­рот, ес­ли пред­при­я­тие пе­ре­хо­дит из ча­ст­ных рук в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва, го­во­рят о на­ци­о­на­ли­за­ции.

Пла­но­вое хо­зяй­ст­во ос­но­вы­ва­ет­ся, как пра­ви­ло, на гос­под­ст­ве го­су­дар­ст­вен­ной фор­мы соб­ст­вен­но­с­ти. Го­су­дар­ст­во счи­та­ет­ся соб­ст­вен­ни­ком зе­мель, пред­при­я­тий и про­из­ве­ден­ных на них про­дук­тов. Го­су­дар­ст­вен­ные чи­нов­ни­ки учи­ты­ва­ют про­из­ве­ден­ное и пе­ре­рас­пре­де­ля­ют его. Создаются мощные государственные органы (в СССР это бы­ли Гос­план и Гос­снаб), ко­то­рые и ре­ша­ют: как, сколь­ко и че­го про­из­во­дить и как де­лить ко­неч­ную про­дук­цию.

В со­вре­мен­ной ры­ноч­ной эко­но­ми­ке важ­ную роль иг­ра­ет и кол­лек­тив­ная соб­ст­вен­ность. Ча­ще все­го она при­ни­ма­ет фор­му ак­ци­о­нер­ной, ког­да каж­дый ра­бот­ник пред­при­я­тия ста­но­вит­ся его со­вла­дель­цем — соб­ст­вен­ни­ком па­ке­та ак­ций. Его го­лос учи­ты­ва­ет­ся при при­ня­тии ре­ше­ний о де­я­тель­но­с­ти фир­мы. Даже и после увольнения с фирмы, например, в связи с уходом на пенсию, владелец акций продолжает получать доходы от нее. Раз­ви­тие ак­ци­о­нер­ных об­ществ поз­во­ли­ло го­во­рить о «на­род­ном ка­пи­та­лиз­ме», де­мо­кра­ти­за­ции от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­с­ти.

Одной из форм коллективной собственности является кооператив – предприятие, при котором собственники одновременно являются и работниками. К примеру, кооперативами могут выступать предприятия сферы услуг – парикмахерские, модные ателье, часто создаются кооперативы в сельском хозяйстве.

Се­го­дня не­воз­мож­но стро­ить хо­зяй­ст­во толь­ко на ка­кой-ли­бо од­ной фор­ме соб­ст­вен­но­с­ти, по­это­му со­вре­мен­ную эко­но­ми­ку име­ну­ют сме­шан­ной. В ней есть ме­с­то и для го­су­дар­ст­вен­ных пред­при­я­тий, на­при­мер, в сфе­ре обо­рон­ной про­мы­ш­лен­но­с­ти и транс­пор­та, и для пред­при­я­тий ак­ци­о­нер­ных, и для пред­при­я­тий ча­ст­ных. Все фор­мы соб­ст­вен­но­с­ти рав­но за­щи­ще­ны за­ко­ном, им пре­до­став­ле­ны рав­ные ус­ло­вия для раз­ви­тия. Но все же имен­но ча­ст­ная соб­ст­вен­ность яв­ля­ет­ся ос­но­вой ини­ци­а­ти­вы и пред­при­им­чи­во­с­ти, ди­на­мич­но­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва. Она ши­ро­ко рас­про­ст­ра­не­на, на­при­мер, в ма­лом и сред­нем биз­не­се, на­и­бо­лее чут­ко ре­а­ги­ру­ю­щем на за­про­сы потребителя. Во всех ве­ду­щих стра­нах со­вре­мен­но­го ми­ра пред­при­я­тия, ос­но­ван­ные на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­с­ти, со­став­ля­ют до 80% от об­ще­го ко­ли­че­ст­ва и око­ло 20% ба­зи­ру­ют­ся на го­су­дар­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­с­ти.

 

 


 

Экономические системы

 

Хо­зяй­ст­вен­ная де­я­тель­ность лю­дей все­гда оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом упо­ря­до­чи­ва­ет­ся, оформ­ля­ет­ся в оп­ре­де­лен­ную си­с­те­му. Для то­го что­бы сде­лать свой вы­бор в ми­ре ог­ра­ни­чен­ных ре­сур­сов, че­ло­век дол­жен знать: что, как и для ко­го про­из­во­дить. Что про­из­во­дить — оз­на­ча­ет при­нять ре­ше­ние о том, ка­кие имен­но бла­га, в ка­ком ко­ли­че­ст­ве и ка­ко­го ка­че­ст­ва долж­ны быть про­из­ве­де­ны. Как про­из­во­дить — ре­шить, с по­мо­щью ка­ких имен­но ре­сур­сов, ка­ких тех­но­ло­гий бу­дут про­из­ве­де­ны бла­га. Для ко­го про­из­во­дить — про­бле­ма, ре­ша­ю­щая, ко­му до­ста­нут­ся про­из­ве­ден­ные бла­га. Ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва да­ет нам при­ме­ры раз­лич­но­го ре­ше­ния этих трех ос­нов­ных хо­зяй­ст­вен­ных за­дач.

Ты­ся­че­ле­ти­я­ми эти эко­но­ми­че­с­кие во­про­сы ре­ша­лись при по­мо­щи тра­ди­ции и обы­ча­ев. На­при­мер, в Древ­ней Гре­ции во вре­ме­на за­ко­но­да­те­ля Со­ло­на на­се­ле­ние бы­ло раз­де­ле­но на зем­ле­дель­цев, ре­мес­лен­ни­ков, тор­гов­цев и зем­ле­вла­дель­цев (бла­го­род­ных). Род за­ня­тий был на­сле­ду­е­мым, из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние пе­ре­да­ва­лись спо­со­бы хо­зяй­ст­во­ва­ния. По­доб­ное хо­зяй­ст­во эко­но­ми­с­ты на­зы­ва­ют тра­ди­ци­он­ным. Оно пре­об­ла­да­ло в Древ­нем ми­ре и в Сред­ние ве­ка.

В эпо­ху Но­во­го вре­ме­ни воз­ник но­вый спо­соб хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­ти — ры­ноч­ный. Он ос­но­ван на ини­ци­а­ти­ве и пред­при­им­чи­во­с­ти са­мо­го про­из­во­ди­те­ля, ко­то­рая оце­ни­ва­ет­ся по­тре­би­те­лем про­из­ве­ден­ных то­ва­ров и ус­луг. Имен­но по­тре­би­тель го­ло­су­ет руб­лем, дол­ла­ром, ту­г­ри­ком, мар­кой, ру­пи­ей и т.п. «за» или «про­тив» ка­ко­го-ли­бо то­ва­ра или ус­лу­ги, тем са­мым при­зна­вая или от­ри­цая об­ще­ст­вен­ную зна­чи­мость за­клю­чен­но­го в них тру­да. В дан­ной си­с­те­ме про­из­вод­ст­во ре­гу­ли­ру­ет­ся то­вар­но-де­неж­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми и кон­ку­рен­ци­ей.

Этот спо­соб до­ста­точ­но же­ст­кий, ведь ес­ли про­из­ве­ден­ный или за­куп­лен­ный кем-ли­бо то­вар ни­ко­му не ну­жен, мож­но по­те­рять все, ра­зо­рить­ся. В ус­ло­ви­ях рын­ка пред­при­ни­ма­тель не за­щи­щен, он дей­ст­ву­ет на свой страх и риск, ис­хо­дя из сво­ей соб­ст­вен­ной оцен­ки си­ту­а­ции.

В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения.

Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

На цену товара на рынке оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:

а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;

б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).

Ры­нок об­ла­да­ет глав­ным, не­о­спо­ри­мым преимуществом — он пред­по­ла­га­ет сво­бо­ду про­из­во­ди­те­ля и по­тре­би­те­ля. Имен­но они са­ми де­ла­ют вы­бор, и от­вет­ст­вен­ность за не­го так­же воз­ло­же­на на них са­мих. Че­ло­ве­ка не при­нуж­да­ют свер­ху си­лой, его не за­го­ня­ют в оп­ре­де­лен­ную си­с­те­му. Мож­но ска­зать, что ры­нок бо­лее ес­те­ст­ве­н, так как от­ве­ча­ет при­род­но­му стрем­ле­нию че­ло­ве­ка к сво­бо­де. В ус­ло­ви­ях рын­ка ни­кто, кро­ме са­мо­го про­из­во­ди­те­ля, не ре­ша­ет, ка­кие то­ва­ры и как сле­ду­ет про­из­во­дить. Про­иг­рал — ви­но­ват ты сам, по­то­му что не­вер­но оце­нил об­ста­нов­ку, скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся на рын­ке.

Однако, рыночная экономика не застрахована от недостатков, велик риск банкротства, рынок безразличен к разрешению многих социальных проблем, безработице, обнищанию, развитию фундаментальных наук, всему тому, что не приносит прибыли.

Не­об­хо­ди­мость ус­т­ра­не­ния не­до­стат­ков рын­ка ста­ла при­чи­ной по­яв­ле­ния в XX в. командного (пла­но­во­го) спо­со­ба хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­ти. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами. Командная экономика пред­по­ла­га­ет ру­ко­вод­ст­во хозяйственной жизнью общества из еди­но­го цен­т­ра. Уп­рав­ле­ние об­ще­ст­вен­ным про­из­вод­ст­вом осу­ще­ств­ля­ет­ся при по­мо­щи ис­хо­дя­щих от не­го ука­за­ний.

Производителю пред­пи­сы­ва­ет­ся, что про­из­во­дить, в ка­ких ко­ли­че­ст­вах, ку­да и по ка­кой це­не по­став­лять про­дук­цию. Это оз­на­ча­ет, что про­из­во­ди­тель и по­став­щик то­го или ино­го то­ва­ра или ус­лу­ги со­вер­шен­но ли­шены ини­ци­а­ти­вы. Та­кая си­с­те­ма тре­бу­ет, что­бы центр за­ра­нее оце­нил и учел об­ще­ст­вен­ные по­треб­но­с­ти, име­ю­щи­е­ся ре­сур­сы, со­ста­вил на этой ос­но­ве план раз­ви­тия эко­но­ми­ки на оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни, до­вел кон­крет­ные за­да­ния до каж­до­го про­из­во­ди­те­ля и же­ст­ко про­кон­т­ро­ли­ро­вал их ис­пол­не­ние.

Цен­т­ра­ли­зо­ван­ная, пла­но­вая эко­но­ми­ка мо­жет да­вать оп­ре­де­лен­ные по­зи­тив­ные ре­зуль­таты в экс­тре­маль­ных ус­ло­ви­ях (на­при­мер, в ус­ло­ви­ях ин­ду­с­т­ри­а­ли­за­ции в СССР, Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны). Тог­да центр же­ст­ки­ми ме­то­да­ми мо­би­ли­зу­ет ра­бо­чую си­лу и на­прав­ля­ет ее на до­сти­же­ние це­ли. Край­ним про­яв­ле­ни­ем это­го ста­ло ис­поль­зо­ва­ние под­не­воль­но­го и бес­плат­но­го тру­да мил­ли­о­нов лю­дей, со­зда­ние си­с­те­мы ГУ­ЛА­Га в 1930—1950-х гг., ког­да со­вет­ским го­су­дар­ст­вом пра­вил И. В. Ста­лин (1879—1953).

Командно-ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ная эко­но­ми­ка поз­во­ля­ет обес­пе­чить пол­ную за­ня­тость, от­но­си­тель­но ста­биль­ные це­ны, при­бли­зи­тель­но рав­ный (как пра­ви­ло, низ­кий) уро­вень за­ра­бот­ной пла­ты. Но апа­тия и бе­зы­ни­ци­а­тив­ность ра­бот­ни­ков ве­дут к сни­же­нию эф­фек­тив­но­с­ти про­из­вод­ст­ва, к от­ста­ва­нию стра­ны в уров­не раз­ви­тия тех­ни­ки и тех­но­ло­гии. Не­воз­мож­но ос­ва­и­вать до­сти­же­ния на­уч­но-тех­ни­че­с­ко­го про­грес­са, раз­ви­вать про­из­вод­ст­во при от­сут­ст­вии ини­ци­а­ти­вы сни­зу. Однако, плановое хозяйство — это эко­но­ми­ка де­фи­ци­та, ког­да не хва­та­ет все­го и вся, а то, что есть, рас­пре­де­ля­ет­ся по та­ло­нам, по кар­точ­кам, «по бла­ту», «из-под по­лы». Те, кто сто­ит вы­ше на об­ще­ст­вен­ной ле­ст­ни­це, по­лу­ча­ют боль­ше благ, чем те, кто на­хо­дит­ся ни­же.

Ры­нок же, на­про­тив, при всей сво­ей не­пред­ска­зу­е­мо­с­ти, име­ет мас­су плю­сов. Преж­де все­го эта си­с­те­ма ба­зи­ру­ет­ся на прин­ци­пе эко­но­ми­че­с­кой це­ле­со­об­раз­но­с­ти, то есть стре­мит­ся до­стичь мак­си­маль­но­го ре­зуль­та­та при ми­ни­маль­ных за­тра­тах. Ес­ли пред­при­ни­ма­тель хо­чет по­лу­чить боль­шую при­быль, т. е. боль­ше то­го, что за­тра­тил на про­из­вод­ст­во, он дол­жен про­из­ве­с­ти боль­ше, луч­ше, де­шев­ле, чем это сде­лал его кон­ку­рент. Та­кой путь при­во­дит к изо­би­лию то­ва­ров и ус­луг. Есть эко­но­ми­че­с­кие сти­му­лы к ра­бо­те. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка фор­ми­ру­ет и свой­ст­вен­ный ей тип лич­но­с­ти — энер­гич­ной, твор­че­с­кой, ини­ци­а­тив­ной, спо­соб­ной к ри­с­ку и при­ня­тию на се­бя от­вет­ст­вен­но­с­ти. Ко­неч­но, лю­ди рын­ка не иде­аль­ны — им свой­ст­ве­н эго­изм, пред­по­чте­ние соб­ст­вен­ных ин­те­ре­сов ин­те­ре­сам дру­гих, — но не есть ли это ес­те­ст­вен­ные ка­че­ст­ва че­ло­ве­ка? К то­му же ры­нок вы­ра­ба­ты­ва­ет и свои пра­ви­ла иг­ры, свою эти­ку от­но­ше­ний меж­ду людь­ми. Ес­ли ты хоть раз ко­го-то об­ма­нул, с то­бой боль­ше не бу­дут иметь де­ло ни твои парт­не­ры, ни по­ку­па­те­ли. Ры­нок ра­зо­ря­ет од­них и обо­га­ща­ет дру­гих, мо­жет при­ве­с­ти к со­ци­аль­ным по­тря­се­ни­ям, но это жи­вая, раз­ви­ва­ю­ща­я­ся, ди­на­мич­ная си­с­те­ма.

Современная экономика – это модель смешанного хозяйства, сочетающего в себе как элементы рынка, так и регулирующее воздействие государства.

 


 

Многообразие рынков

На­ря­ду с об­щим по­ня­ти­ем «ры­нок», яв­ля­ю­щим­ся си­но­ни­мом ры­ноч­ной эко­но­ми­ки в це­лом, мож­но вы­де­лить мно­же­ст­во от­дель­ных рын­ков — со­став­ных ча­с­тей этой эко­но­ми­ки. В структуре рынка уче­ные вы­де­ля­ют ры­нок по­тре­би­тель­ских то­ва­ров и ус­луг. На нем дей­ст­ву­ют все пред­при­я­тия, осу­ще­ств­ля­ю­щие про­да­жу дан­но­го ви­да то­ва­ров. Со­став­ны­ми ча­с­тя­ми дан­но­го рын­ка яв­ля­ют­ся то­вар­ные бир­жи, где со­вер­ша­ет­ся куп­ля-по­да­жа круп­ных пар­тий то­ва­ров (как пра­ви­ло, бир­жи спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на ка­ком-ли­бо од­ном то­ва­ре), пред­при­я­тия тор­гов­ли (тор­го­вые ком­па­нии, ма­га­зи­ны), яр­мар­ки и аук­ци­о­ны, фир­мы, за­ни­ма­ю­щи­е­ся сбо­ром и об­ра­бот­кой ин­фор­ма­ции, ка­са­ю­щей­ся уча­ст­ни­ков рын­ка то­ва­ров. Ры­нок то­ва­ров обес­пе­чи­ва­ет их про­дви­же­ние к по­тре­би­те­лю. Имен­но на этом рын­ке мы при­об­ре­та­ем еду, одеж­ду, бы­то­вые при­бо­ры, ту­ри­с­ти­че­с­кие пу­тев­ки. Все товарные рынки и рынки услуг – динамично развивающиеся явления. Достаточно, к примеру, случиться стихийному бедствию на популярном курорте, как цены на туристические путевки снизятся, данная услуга будет менее востребована.

Обо­соб­лен­но су­ще­ст­ву­ет ры­нок фак­то­ров (средств) про­из­вод­ст­ва. Здесь со­вер­ша­ют сдел­ки пред­при­я­тия, по­ку­пая не­об­хо­ди­мое им обо­ру­до­ва­ние, сы­рье, ма­те­ри­а­лы (ме­талл, стан­ки, дре­ве­си­ну, энер­го­но­си­те­ли, тка­ни, зер­но). Ча­с­тью это­го сек­то­ра яв­ля­ет­ся ры­нок зем­ли.

Мож­но вы­де­лить и ры­нок ка­пи­та­лов. Он со­сто­ит из двух ча­с­тей — кре­дит­но­го рын­ка и рын­ка цен­ных бу­маг, по­след­ний на­зы­ва­ют так­же фон­до­вым. Кре­дит­ный ры­нок — это преж­де все­го ры­нок за­ем­но­го ка­пи­та­ла, глав­ны­ми дей­ст­ву­ю­щи­ми ли­ца­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся бан­ки — уч­реж­де­ния, со­сре­до­та­чи­ва­ю­щие в сво­их ру­ках де­неж­ные сред­ст­ва кли­ен­тов (пред­при­я­тий, ор­га­ни­за­ций и граж­дан) и пре­до­став­ля­ю­щие зай­мы. На этом рын­ке дей­ст­ву­ют так­же стра­хо­вые ком­па­нии, раз­лич­ные фон­ды, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют сво­бод­ны­ми день­га­ми и мо­гут под про­цен­ты пре­до­став­лять их дру­гим. На рын­ке цен­ных бу­маг про­да­ют­ся, прежде всего, ак­ции — бу­ма­ги, ука­зы­ва­ю­щие на при­над­ле­жа­щую их соб­ст­вен­ни­ку до­лю в том или ином пред­при­я­тии. Они да­ют их вла­дель­цу пра­во на по­лу­че­ние ча­с­ти при­бы­ли пред­при­я­тия, име­ну­е­мой ди­ви­денд, а так­же на уча­с­тие в уп­рав­ле­нии им. Глав­ным зве­ном рын­ка цен­ных бу­маг яв­ля­ют­ся фон­до­вые бир­жи, или фон­до­вые ма­га­зи­ны, на ко­то­рых осу­ще­ств­ля­ет­ся куп­ля-про­да­жа цен­ных бу­маг. Они яв­ля­ют­ся сво­е­го ро­да цен­т­ра­ми про­гно­за эко­но­ми­че­с­кой по­го­ды. Ес­ли уча­ст­ни­ки тор­гов ста­ра­ют­ся про­дать ак­ции той или иной ком­па­нии и це­на их по­ни­жа­ет­ся, это сви­де­тель­ст­ву­ет о по­те­ре до­ве­рия кли­ен­тов к этой ком­па­нии. В Рос­сии фон­до­вый ры­нок раз­вит по­ка еще сла­бо, а вот в ве­ду­щих стра­нах мно­гие лю­ди, та­кие как мы с ва­ми, яв­ля­ют­ся уча­ст­ни­ка­ми куп­ли-про­да­жи ак­ций. Однако, существуют и иные виды ценных бумаг – облигации и векселя.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!