1. Определение понятия психосоматики
2. Психосоматические теории и модели
3. Характерологически ориентированные направления и типологии личности
4. Болезнь как конфликт — психоаналитическая концепция психосоматики
5. Конверсионная модель
6. Теория де- и ресоматизации М. Шура
7. Теория специфического для болезни психодинамического конфликта Ф. Александера
8. Алекситимия и психосоматическая структура
9. Концепция стресса. Психонейроэндокринология и психонейроиммунология психосоматики.
10. Современный психоаналитический подход к психосоматическим расстройствам Дж. Макдугалл
Психосоматические переключения.
Особенности психосоматических расстройств у детей.
Психосоматика и материнская депривация.
T13 – ПСИХОАНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ. Кататимно-имагинативная психотерапия последствий психической травмы. (20 акад. часов).
T14 – ПОГРАНИЧНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА. ПСИХОЗЫ. (30 акад. часов).
1. Понятие пограничного психического расстройства в психиатрии и психоанализе
2. Диагностические критерии пограничных расстройств: субъективные переживания и межличностные отношения.
3. Дифференциальная диагностика — критерии отличия пограничных расстройств от психотических и невротических расстройств.
4. Динамическая оценка пограничных расстройств. Концепция А. Кернберга. Уровень функционирования «Я» при пограничных расстройствах: специфические и неспецифические признаки.
5. Особенности аналитической психотерапии пограничных расстройств. Характеристики реакций переноса. Репертуар защит. Особенности техники при работе с пограничным пациентом. Критерии завершения психотерапии. Проблемы, связанные с контрпереносом.
|
Психоанализ психозов
1. Критерии шизофрении. Клиническая картина шизофрении. Показания к психотерапии.
2. Концепция Fromm-Reichmann о психогенезе шизофрении: психотравмы 1-го года жизни, дефицит доверия, низкая стрессоустойчивость.
3. «Шизофренногенная» мать – один из основных источников болезни. Психологические защиты больных шизофренией.
4. Теория Х. Спотница.
5. Структура семейных отношений у больных шизофренией.
T15 – ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРЦИССИЗМЕ. КАТАТИМНО-имагинативная психотерапия нарциссических расстройств. (20 акад. часов).
1. Понятие и концепция «нарциссизма» в наследии З.Фрейда.
2. Многофункциональность применения концепции «нарциссизма».
3. Развитие концепции нарциссизма. Х.Хартман, Э.Якобсон, Э. Эриксон, О. Кернберг, Х. Когут, К. Хорни и др.
4. Основные положения Психологии Самости (Х. Когут).
5. Нарциссическое состояние сознания.
6. Организация языка, мысли. Время, пространство, причинность.
7. Любовь к себе и любовь к объекту. Формирование объектных отношений.
8. Нарциссические фантазии.
9. Формирование личности с нарциссическим расстройством.
10. Типы нарциссических расстройств: зависимый, параноидный, манипулятивный, фаллический.
11. Роль депрессивного аффекта в структуре нарциссической личности.
12. Стыд и вина в структуре нарциссической личности.
13. Особенности психоаналитической психотерапии при нарциссизме.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ:
Семинар «СИМВОЛДРАМА В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ »
Семинар знакомит с различными техниками диагностической, коррекционной и психотерапевтической работы с подростками.
|
В теоретической части:
Субфазы подросткового возраста и задачи развития по Питеру Блосу (Peter Blos, 1989):
· Преподростковый возраст (10 – 12 лет)
· Ранний подростковый возраст (12 – 14 лет)
· Средний подростковый возраст (14 – 16 лет)
· Поздний подростковый возраст (16 – 18 лет)
· Постподростковый возраст (18 – 20 лет)
· Затянувшийся постподростковый возраст (20 лет - ….)
В практической части мы разберём исходные предпосылки для психотерапии подростков, практические упражнения и новые символдраматические мотивы в работе с подростками:
❗10 НОВЫХ МОТИВОВ❗
· "Скакать верхом на лошади";
· «Зеркало»;
· «На распутье» (быть в пути: путь/развилка);
· «Мой собственный дом»;
· «Идеальное - Я»
· «Вечеринка (Party)»;
· «Ковер-самолет»;
· «Экспедиция»;
· «Осмотреть своё тело изнутри, представив себя гномиком»;
· «Погружение на подводной лодке».
Дополнительные мотивы:
· Дерево
· Тропический пляж
· Хищное животное
· Автостоп
· Поход к мудрецу
· Я через 10 лет
Договор о прохождении психотерапии по Паулине Кернберг (Paulina Kernberg, 1997)
Семинар «СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫСИМВОЛДРАМЫДЛЯ ПРОРАБОТКИ ПРОБЛЕМ ОТНОШЕНИЙ В ПАРЕ », если на прием приходит только один из партнеров:
• Flash: представить себе погружение в одну из описанных актуальных ситуаций, прояснение чувств, затем спросить, какой образ мог бы соответствовать описанной ситуации.
• Представить, что Вы вместе путешествуете по какому-то ландшафту, как выглядит этот ландшафт, как Вы себя чувствуете здесь вместе, чего бы Вам хотелось.
|
• Два дерева и расстояние между ними. Работа с рисунком.
• Представьте себе какое-нибудь животное и опишите его. А теперь представьте, что появляется второе животное.
• Представьте себе двух животных, которые ведут себя так, как Вы себя вели с в Вашим партнером в начале Ваших отношений.
• Представьте себе двух животных, которые ведут себя так, как Вы ведете себя с Вашим партнером сейчас, когда у Вас проблемы во взаимоотношениях.
• Какие люди важны для Вас сейчас в Вашей жизни? Представьте себе, что все они собрались вместе. Представьте себе, какое животное могло бы соответствовать каждому из этих людей. Работа с рисунком.
• Представить себя ребенком на детской площадке. Потом сюда приходит ребенок — это Ваш партнер в детстве.
• Прогулка на лодке по озеру вместе с Вашим партнером.
• Специальная форма мотива «гора» для проработки отношений в паре: подъем в гору вместе с партнером. Какая это гора? Как каждый из вас идет? Что хорошо, что плохо? Чего бы Вам хотелось?
• Специальная форма мотива «Дом» для проработки отношений в паре.
• Специальная форма мотива «Сад» для проработки отношений в паре.
• Выбрать себе костюм и пойти в нем на маскарад.
• Имагинативное преобразование реальной ситуации в желаемую: представить, как Вы приветствуете своего партнера, когда приходите домой, или какой-то Ваш другой типичный ритуал, расспросить про чувства, потом повторно представить ту же ситуацию, но изменив всё так, как Вам хотелось бы.
• Хорошая семейная жизнь: представить себе воскресный день, как Вам хотелось бы, чтобы он прошел.
• Конфронтация с партнером: представить себе, как Вы вместе планируете, как проведете выходные.
• Представить себе, как Вы вместе планируете, как проведете отпуск.
• Представить себе, как Вы обсуждаете распределение домашних обязанностей.
• Представить себе, как Вы вместе заботитесь о Вашем ребенке.
• Представить себе, как Вы вместе заботитесь о маме Вашего партнера.
• Если поднимаются сильные чувства обиды: представить себе тяжелую сцену из прошлого и эмоционально ее проработать.
…И многие другие мотивы…
А также:
Как работать с жалобами пациента на своего партнера.
Как работать с переносом, проекциями и интроекциями в паре.