Групповые нормы — это общеобязательные правила поведения, которые вырабатываются определенной группой и являются для ее членов обязательными для исполнения.





В отличие от иных социальных норм, групповые нормы распространяют свое действие не на все общество, а только на его части — социальные группы. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.

Корпоративные нормы — это правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятий, партий, профсоюзов, добровольных обществ и т.п.), имеющие обязательное значение только для членов этих организаций (объединений).

Они закрепляются в различных внутриорганизационных документах: уставах, положениях, инструкциях. С усложнением общественных отношений и увеличением численности объединений людей роль корпоративных норм заметно возрастает.

С разделением общества изменялись и правила человеческого поведения, в которых все больше и больше стала проявляться несправедливость по отношению к тем, кто не имел власти и денег. Ученые считают, что в цивилизованном обществе социальные нормы должны быть единообразными, став одинаково значимыми для всех людей. Необходимость в универсальном регулировании отношений между людьми привела к появлению правовых норм.

Правовые нормы — общеобязательные правила поведения в обществе, закрепляемые государственной силой, носящие системный характер, выраженные в источниках, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.

С древ­них вре­мен лю­ди по­ла­га­ли, что в ос­но­ве пра­ва ле­жит ме­ра спра­вед­ли­во­с­ти и до­б­ра, ме­ра сво­бо­ды че­ло­ве­ка в об­ще­ст­ве. Право оп­ре­де­ля­ет те рам­ки, за пре­де­лы ко­то­рых, с од­ной сто­ро­ны, не мо­жет вы­хо­дить в сво­их дей­ст­ви­ях че­ло­век, а с дру­гой — го­су­дар­ст­во, об­ще­ст­во ог­ра­ни­че­но эти­ми же рам­ка­ми в сво­ем воз­дей­ст­вии на лич­ность граж­да­ни­на. Ва­ши ро­ди­те­ли име­ют пра­во на еже­год­ный от­пуск, а де­душ­ки и ба­буш­ки по до­сти­же­нии оп­ре­де­лен­но­го воз­ра­с­та (обыч­но с 60 лет для муж­чин и с 55 для жен­щин) по­лу­ча­ют пра­во на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва (пен­сию). Кро­ме то­го, у каж­до­го че­ло­ве­ка есть пра­во на жизнь, об­ла­да­ние соб­ст­вен­но­с­тью, за­щи­ту соб­ст­вен­но­го до­сто­ин­ст­ва, сво­бо­ду сло­ва, уча­с­тие в об­ще­ст­вен­ной и по­ли­ти­че­с­кой жиз­ни, жи­ли­ще, ме­ди­цин­скую по­мощь, об­ра­зо­ва­ние и т.д. Они пе­ре­чис­ле­ны в гла­ве 2 Кон­сти­ту­ции РФ, а так­же за­креп­ля­ют­ся в меж­ду­на­род­ных до­ку­мен­тах и кон­сти­ту­ци­ях дру­гих стран. Юри­с­ты на­зы­ва­ют это субъ­ек­тив­ным пра­вом. С дру­гой сто­ро­ны, пра­вом на­зы­ва­ет­ся со­во­куп­ность об­ще­обя­за­тель­ных пра­вил по­ве­де­ния (норм), ус­та­нов­лен­ных го­су­дар­ст­вом и ох­ра­ня­е­мых его си­лой. Та­кое пра­во на­зы­ва­ет­ся объ­ек­тив­ным.

Го­во­ря о пра­ве, мы вы­де­ля­ем два его при­зна­ка. Во-пер­вых, это на­бор об­ще­обя­за­тель­ных пра­вил по­ве­де­ния, ус­та­нов­лен­ных или же санк­ци­о­ни­ру­е­мых го­су­дар­ст­вом и им же обес­пе­чи­ва­е­мых. Во-вто­рых, пра­во — это то, чем мы вла­де­ем от рож­де­ния. Пра­ва ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ру­ют­ся, их но­си­те­ля­ми ста­но­вят­ся лю­ди — граж­да­не. В этом смыс­ле пра­во — это то, что мы с ва­ми мо­жем де­лать, чем мы об­ла­да­ем, поль­зу­ем­ся. Это ус­та­нов­лен­ная и га­ран­ти­ро­ван­ная за­ко­ном воз­мож­ность ве­с­ти се­бя оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом по от­но­ше­нию к об­ще­ст­ву и го­су­дар­ст­ву. Ос­мыс­ле­ние су­ти и на­зна­че­ния пра­ва на­ча­лось вме­с­те с за­рож­де­ни­ем че­ло­ве­че­с­кой ци­ви­ли­за­ции, ста­нов­ле­ни­ем пер­вых го­су­дарств.

Юри­с­ты вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие чер­ты пра­ва: во-пер­вых, оно пред­став­ля­ет со­бой един­ст­вен­ную си­с­те­му пра­вил по­ве­де­ния, обя­за­тель­ных для всех чле­нов об­ще­ст­ва без ис­клю­че­ния. Дру­гие же пра­ви­ла рас­про­ст­ра­ня­ют­ся лишь на от­дель­ные груп­пы лю­дей. К при­ме­ру, обы­ча­ям сле­ду­ют лю­ди, ли­бо про­жи­ва­ю­щие в той ме­ст­но­с­ти, где по­чи­та­ют­ся эти обы­чаи, ли­бо при­над­ле­жа­щие к оп­ре­де­лен­но­му со­сло­вию (ка­за­че­ст­во, ду­хо­вен­ст­во, ку­пе­че­ст­во), в сре­де ко­то­рых при­ня­ты дан­ные пра­ви­ла. Мож­но при­ве­с­ти и иной при­мер — ус­тав ка­кой-ли­бо об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции. Его по­ло­же­ния бу­дут рас­про­ст­ра­нять­ся толь­ко на чле­нов этой ор­га­ни­за­ции. Ес­ли в ус­та­ве об­ще­ст­ва борь­бы за трез­вость за­пи­са­но, что его чле­нам вос­пре­ща­ет­ся упо­треб­лять спирт­ные на­пит­ки, это не оз­на­ча­ет, что дан­ной ус­та­нов­ки бу­дут при­дер­жи­вать­ся лю­ди, не со­сто­я­щие в об­ще­ст­ве. Ре­ли­ги­оз­ные за­по­ве­ди, ри­ту­а­лы, об­ря­ды у пред­ста­ви­те­лей раз­ных кон­фес­сий (ве­ро­ис­по­ве­да­ний) так­же раз­ли­ча­ют­ся. Су­ще­ст­ву­ют свои ри­ту­а­лы у ма­со­нов, ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ских объ­е­ди­не­ний, по­ли­ти­че­с­ких пар­тий. Все это не от­но­сит­ся к сфе­ре об­ще­обя­за­тель­но­го, к сфе­ре дей­ст­вия пра­ва. Во-вто­рых, пра­во обес­пе­чи­ва­ет­ся и за­щи­ща­ет­ся го­су­дар­ст­вом. В то вре­мя как все иные со­ци­аль­ные нор­мы (мо­раль, обы­чаи, ре­ли­гия) мо­гут лишь под­дер­жи­вать­ся го­су­дар­ст­вом или же, на­про­тив, от­вер­гать­ся им, ес­ли они всту­па­ют в про­ти­во­ре­чие с дей­ст­ви­ем пра­во­вых ус­та­нов­ле­ний. От­ли­ча­ет­ся и са­ма сте­пень обес­пе­чен­но­с­ти норм. Пра­ви­ла, ус­та­нов­лен­ные об­ще­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, мо­гут быть га­ран­ти­ро­ва­ны и обес­пе­че­ны толь­ко си­лой мне­ния са­мих чле­нов ор­га­ни­за­ции. Ес­ли же они на­ру­ше­ны (на­при­мер, член по­ли­ти­че­с­кой пар­тии не вы­пла­чи­ва­ет по­ло­жен­ные по ус­та­ву взно­сы или не вы­пол­ня­ет ре­ше­ния вы­ше­сто­я­щих ор­га­нов) го­су­дар­ст­во не вме­ши­ва­ет­ся в кон­фликт, ос­та­ет­ся ней­т­раль­ным. То же са­мое от­но­сит­ся и к не­вы­пол­не­нию ве­ру­ю­щи­ми пред­пи­сан­ных ре­ли­ги­ей ри­ту­а­лов. За­пре­ты, об­ря­ды, ус­та­нов­ле­ния обес­пе­чи­ва­ют­ся толь­ко си­лой мне­ния дан­ной ре­ли­ги­оз­ной об­щи­ны, а так­же цер­ко­вью. В-тре­ть­их, пра­во ус­та­нав­ли­ва­ет­ся или санк­ци­о­ни­ру­ет­ся го­су­дар­ст­вом. Все дру­гие пра­ви­ла ли­бо воз­ни­ка­ют сти­хий­но, в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­с­ти лю­дей, су­ще­ст­вуя в ви­де убеж­де­ний, об­ще­ст­вен­но­го мне­ния, мо­ра­ли, обы­ча­ев, тра­ди­ций, ли­бо вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся и при­ни­ма­ют­ся об­щест­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми. В-чет­вер­тых, нор­мы пра­ва обя­за­тель­но вы­ра­же­ны в чет­ко оп­ре­де­лен­ной фор­ме, за­креп­ле­ны в за­ко­нах, су­деб­ных ре­ше­ни­ях, по­ста­нов­ле­ни­ях ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ных ор­га­нов. Нор­мам пра­ва при­су­ща вну­т­рен­няя ло­ги­ка, един­ст­во, не­про­ти­во­ре­чи­вость. Все ос­таль­ные нор­мы мо­гут су­ще­ст­во­вать и в не­фор­ма­ли­зо­ван­ном ви­де, не быть за­креп­лен­ны­ми на бу­ма­ге.

Рассмотрим некоторые важные принципы права.

1. Принцип равенства означает, что все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой. Это юридическое равенство обеспечено основополагающими законами страны, в том числе и основным законом нашего государства — Конституцией РФ. Никто не имеет права умолять, унижать права и свободы людей, демонстрировать неравенство в зависимости от имущественного положения, расы, пола, вероисповедания и проч.

2. Принцип гуманизма показывает, что право, выражаясь, в том числе и в нормативных правовых актах, должно быть направлено на обеспечение безопасности человека. Даже подвергая наказанию того, кто совершил преступление, человеку нельзя причинять физические страдания или унижать его достоинство.

3. Принцип состязательности сторон при рассмотрении правовых проблем. Такой принцип применяется в судебном производстве, когда случившееся рассматривается с различных сторон: с позиции обвинения и защиты. Это позволяет избежать односторонней оценки поведения людей.

4. Принцип взаимности применяется в области международного, торгового права. Он позволяет предоставлять иностранцам права и льготы в государстве при условии, что его граждане, организации, которые находятся в соответствующем государстве, пользуются аналогичными льготами, правами .

5. Принцип восстановления нарушенных прав предполагает, что лицо, виновное в нарушенном праве, обязано восстановить положение, существовавшее до этого, а при невозможности — компенсировать причиненный вред.

6. Принцип неотвратимости ответственности означает, что любое лицо, переступившее закон, обязано отвечать за содеянное.

7. Принцип вины помогает установить справедливые взаимоотношения людей: например, человек может быть подвергнут уголовной ответственности лишь тогда, когда установлена его вина.

 

8.2. Система права: основные отрасли, институты, отношения

Древнее право не знало деления на отрасли или группы юридических правил. Прошли века, и человек научился объединять правила по типичным отношениям, которые они регулировали: при наказании за совершение опасных поступков — одни нормы, по вопросам заключения брака — другие. Правила группировались и записывались в письменных источниках, так право превращается в систему.

Представим сущность права как системы, внутри которой выделяются составляющие ее элементы. Первым таким элементом является юридическое правило, которое и предписывает нам, как следует себя вести в той или иной ситуации. Оно может запрещать, разрешать или обязывать что-то сделать. Например, лишать жизни другого человека нельзя, даже если он не угоден в чем-то. Это преступление, за которое последует суровая кара закона. В других случаях разрешается ездить на автомобиле по доверенности, которую предоставит собственник. В третьей ситуации граждане обязаны платить налоги, которые пополняют государственный бюджет и помогают развивать здравоохранение, образование, культуру, а также поддерживать жизнь пенсионеров, малообеспеченных, инвалидов. Все это правовые нормы. В современном праве они приобрели обобщенный, абстрактный характер и адресованы не конкретным людям, а всем, кто оказался в поле действия этих правил.

Право можно рассматривать как систему общеобязательных правил поведения, в рамках которой выделяют нормы, институты, отрасли права.

Под нормой права понимается общеобязательное, законодательно закрепленное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного или запрещенного поведения и обеспеченное государственными средствами. Их отличительными особенностями являются: являются отражением общественных отношений на государственно-политическом уровне, носят общеобязательный характер, формально определены и включены в нормативно-правовой акт, обеспечиваются государством (до применения государственного принуждения), властный характер предписаний, системность, специализация на регулировании конкретного вида общественных отношений, рассчитаны на неопределенное число случаев, обращены ко всем субъектам. Всякая норма права предписывает лицам определенную форму поведения. Она или обязывает, или запрещает, или уполномочивает (дозволяет) совершать или воздержаться от совершения определенных поступков. Только общие, неоднократно применяемые нормы права способны упорядочить постоянно повторяющиеся многообразные акты поведения – производства и обмена, труда, обучения, оказания медицинской помощи, семейной жизни и повседневного быта, которые составляют содержание жизнедеятельности общества и каждого человека.

Нормам права присущи и черты, общие для всех социальных норм: представляют собой правила поведения людей в обществе, носят общественный характер, являются результатом сознательной и волевой деятельности людей.

В структуру норм права входят 3 основных элемента: гипотезу (условия, при наличии которых реализуется данная норма), диспозицию (правило поведения, права и обязанности) и санкцию (неблагоприятные последствия, возникающие при несоблюдении правила поведения – диспозиции). Не всякая норма права сформулирована в статье (или статьях) закона в виде всех трех названных элементов. В ряде случаев они разделены по разным статьям закона и даже -–по разным законам.

Нормы права могут классифицироваться по характеру содержащихся в них правил поведения на обязывающие (предписывают совершать определенные действия), запрещающие (указание на недопустимость совершения каких-либо действий) и уполномочивающие (предоставляют возможность совершения определенных действий. По форме предписания нормы права разделяются на императивные или категорические (содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются) и диспозитивные (предоставление возможности самостоятельно решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей). В зависимости от целевого назначения нормы права распадаются на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений) и охранительные (регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением норм государственного принуждения). В зависимости от отраслей права различают административно-правовые, гражданско-правовые, конституционные и др. По времени действия нормы права подразделяются на постоянные (действуют до официальной отмены) и временные (устанавливаются на небольшой промежуток времени, по истечении которого прекращают свое действие). По кругу лиц, на которые распространяется действие норм права они классифицируются на общие (распространяющие свое действие на всех лиц данной территории) и специальные (действующие лишь в отношении определенной категории лиц – работников правоохранительных органов, военных, несовершеннолетних и т.п.). По юридической силе (в зависимости от места, которое занимает орган, издавший правовую норму, в общей системе государственных органов) нормы права делятся на законы и подзаконные акты.

Правовые нормы, несмотря на их многообразие, тесно связаны между собой, согласованы и образуют единую систему права. Система права –это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременного их разделения на отрасли и институты. Система права подразделяется на крупные части – отрасли права (совокупность взаимосвязанных между собой правовых норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества).

В системе российского права можно назвать следующие отрасли: конституционное или государственное право (правовые нормы, закрепляющие основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти, национально-государственное устройство; важнейший источник – Конституция РФ), административное право (правовые нормы, регулирующие управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти – деятельности органов государственного управления), гражданское право ((регулирование имущественных и некоторых личных неимущественных отношений), семейное право (имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений), трудовое право (условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и др.), финансовое право (отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, банков и других финансовых учреждений), уголовное право (юридические нормы, определяющие общественно опасные деяния – преступления и наказания за их совершение). Все эти отрасли относятся к материальным. К отраслям процессуального права, содержащим правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права, относятся: гражданско-процессуальное (деятельность судов в связи с рассмотрением споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата) и уголовно-процессуальное право (деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел).

 

 


Источники права

 

Су­ще­ст­ву­ет не­сколь­ко форм существования права, ко­то­рые счи­та­ют­ся ис­точ­ни­ка­ми пра­ва:

· пра­во­вой обы­чай (сло­жив­ше­е­ся пра­ви­ло по­ве­де­ния, к ко­то­ро­му да­на от­сыл­ка в за­ко­не);

· пра­во­вой пре­це­дент (ре­ше­ние по оп­ре­де­лен­но­му де­лу, ко­то­рое ста­но­вит­ся обя­за­тель­ным пра­ви­лом при раз­ре­ше­нии ана­ло­гич­ных дел; ча­ще все­го всту­па­ет в си­лу в слу­ча­ях, ког­да су­ще­ст­ву­ют не­яс­но­с­ти или про­бе­лы в за­ко­но­да­тель­ст­ве). Осо­бен­но важ­ную роль пре­це­ден­ты име­ют в Ве­ли­ко­бри­та­нии и ря­де дру­гих стран (США, Ав­ст­ра­лии, Ка­на­де);

· нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт — го­су­дар­ст­вен­ный акт, со­дер­жа­щий нор­мы пра­ва.

Обычай - эта самая древняя форма права. Она формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной силой , которая придавала ей общеобязательный характер. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался только в древности и постепенно стал привычным в поведении людей. Это не совсем так. Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в настоящее время, довольно часто применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют. Да и нет смысла оформлять в нормативно-правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении длительного периода правила , которые очень успешно применяются субъектами права способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений. В настоящее время в нашей стране появились различные обычаи, которые позволяют решать множество проблем при выстраивании взаимоотношений между участниками правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота (деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг). Например, статья 5 ГК РФ обращает внимание на обычаи делового оборота, указывая на то, что они могут использоваться в практике взаимоотношений предпринимателей. Обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или

договору, не применяются. Примером правового обычая является дипломатический этикет. Встреча высокопоставленных делегаций сопровождается особыми правилами церемониального характера.

 

Правовой прецедент.

Важную роль в правовой жизни людей играет прецедент. Прецедент— это решение суда (судебный прецедент) или должностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении типичных правовых проблем. Такое решение становится нормативным. Родиной прецедента считают по праву Англию. Таким образом, английские суды с давних времен не просто применяли право, но и участвовали в его создании. В Англии с давних времен сложились такие правила: решения, которые вынесены палатой лордов составляли обязательны прецеденты для всех судов и для самой палаты лордов ; решения, принятые Апелляционным судом обязательны для всех судов ,кроме палаты лордов; решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов. В США сложилось более упрощенное отношение к прецеденту как к источнику права.

Еще в эпоху дореволюционной России многие юристы признавали, что закон

дополняется нормами, которые создаются в судебной практике. Известный юрист Е. Н. Трубецкой писал: «В жизни всегда встречаются случаи, которые не предусмотрены законом, а потому суд должен играть творческую роль в разрешении правовых проблем. Разрешая всякие казусы волей неволей создает новые нормы». Однако большинство юристов убедительно доказывали, что суд не может и не должен творить право, а судебная практика, по мнению С. С. Алексеева, «не должна устанавливать первоначальные нормы. Ее роль — восполнительная: конкретизировать правовые нормы в процессе толкования».

Договор с нормативным содержанием.

В последние годы в России возросло значение договора как важной формы, в которой участники возникших правоотношений выражают свою волю. Договор представляет собой соглашение двух или более лиц, которое приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. В соответствии с действующим законодательством можно заключать любые договора, даже те, которые напрямую не предусмотрены законом. Главное —они не должны противоречить праву. Обратим внимание и на то, что ст. 422 ГК РФ устанавливает приоритет договора над тем законом, который принимается позже. В п.2 указанной статьи говорится: «Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия договора сохраняют силу…».

В российской системе права ведущей формой (источником) права является нормативный правовой акт.

 


 

Правовые акты

Нормативно-правовой акт - это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами:

- содержит общеобязательные правила поведения (т.е. нормы права);

- односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан;

- обладает соответствующей юридической силой;

- характеризуется неконкретностью адресата;

- действует независимо от своего исполнения;

- является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.

Ви­ды нормативно-правовых актов — кон­сти­ту­ция (ос­нов­ной за­кон), си­с­те­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва, под­за­кон­ные ак­ты (ука­зы, по­ста­нов­ле­ния, ак­ты ме­ст­ных ор­га­нов вла­с­ти). Ко­неч­но, за­ко­ны яв­ля­ют­ся важ­ней­ши­ми из них. От­ли­чи­тель­ны­е при­зна­ки за­ко­на — пуб­лич­ность (по­ста­нов­ле­ние, не об­на­ро­до­ван­ное ко все­об­щему све­де­нию, не мо­жет иметь си­лу за­ко­на), кон­крет­ность (за­кон вы­ра­жа­ет нор­му дей­ст­ви­тель­ных жиз­нен­ных от­но­ше­ний, а не от­вле­чен­ные ис­ти­ны и иде­а­лы), ре­аль­ная при­ме­ни­мость (уг­ро­за при­ну­ди­тель­ны­ми и ка­ра­тель­ны­ми ме­ра­ми на слу­чай не­ис­пол­не­ния тре­бо­ва­ний или на­ру­ше­ния его за­пре­ще­ний).

Законы де­лят­ся на две груп­пы — ос­нов­ные и те­ку­щие. К ос­нов­ным глав­ным об­ра­зом от­но­сят­ся кон­сти­ту­ции, яв­ля­ю­щи­е­ся фун­да­мен­том для все­го за­ко­но­да­тель­ст­ва. В фе­де­ра­тив­ных го­су­дар­ст­вах, та­ких как Рос­сия, на­ря­ду с об­щей кон­сти­ту­ци­ей ос­нов­ные за­ко­ны есть и у каж­дой от­дель­ной тер­ри­то­рии. Ста­биль­ность кон­сти­ту­ции по­ка­зы­ва­ет рав­но­мер­ность раз­ви­тия то­го или ино­го го­су­дар­ст­ва, его проч­ность и чет­кий ме­ха­низм, а так­же со­гла­сие сре­ди граж­дан по по­во­ду ос­нов­ных це­лей и за­дач раз­ви­тия.

Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.Если Президент в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривает этот закон, если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течении 7 дней и обнародованию (ст.107 Конституции). В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие "федеральный конституционный закон" впервые закреплено Конституцией Российской Федерации 1993г. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы. Признание за федеральными конституционными законами принципа верховенства выражается также в том, что, будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов.

Конституция обязывает Президента России независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным Собранием, и обнародовать (ч.2 ст.108 Конституции). Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2 Конституции), в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.

Те­ку­щие за­ко­ны при­ни­ма­ют­ся за­ко­но­да­тель­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва и ус­та­нав­ли­ва­ют пра­ви­ла в важ­ней­ших сфе­рах жиз­ни об­ще­ст­ва. Ча­ще все­го они объ­е­ди­ня­ют­ся в ко­дек­сы, каж­дый из ко­то­рых име­ет свою спе­ци­фи­ку. Ес­ли кон­сти­ту­ции ус­та­нав­ли­ва­ют об­щие прин­ци­пы, то за­ко­ны разъ­яс­ня­ют их кон­крет­ное при­ме­не­ние в об­ще­ст­ве и ме­нять­ся они мо­гут зна­чи­тель­но бы­с­т­рее вме­с­те с из­ме­не­ни­я­ми в жиз­ни лю­дей. На­при­мер, не­сколь­ко де­сят­ков лет на­зад ни­кто не мог пре­ду­с­мо­т­реть та­ко­го пре­ступ­ле­ния как ком­пью­тер­ное пи­рат­ст­во, а се­го­дня оно пред­став­ля­ет ог­ром­ную опас­ность.

Од­на­ко те­ку­щие за­ко­ны так­же не ис­чер­пы­ва­ют всех кон­крет­ных слу­ча­ев, воз­ни­ка­ю­щих в жиз­ни. По­это­му не­об­хо­ди­мы под­за­кон­ные ак­ты — нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­на, из­дан­ные на ос­но­ве за­ко­на и для его ис­пол­не­ния. К та­ким ак­там в на­шей стра­не от­но­сят­ся Ука­зы Пре­зи­ден­та РФ, по­ста­нов­ле­ния па­лат Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния, по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ, по­ста­нов­ле­ния ор­га­нов пра­во­су­дия, рас­по­ря­же­ния ми­ни­с­терств и ве­домств и дру­гие нор­ма­тив­ные ак­ты ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­с­ти.

Все нормативные правовые акты имеют пределы действия. Таким словосочетанием юристы называют порядок, согласно которому важные юридические документы приобретают или прекращают свою силу, распространяются на определенных людей, территорию, ситуации. В юриспруденции выработаны правила пределов действия нормативно-

правовых актов.

Нормативные правовые акты вступают в силу в следующих случаях:

— когда указана конкретная дата вступления в силу. Например, Трудовой Кодекс РФ вступил в силу 1 февраля 2002 г., о чем было заранее обозначено в законе.

— когда указаны обстоятельства, с наступлением которых документ приобретает юридическую силу. Например, в некоторых законах может быть записано о том, что он вступает в силу «с момента подписания», «с момента опубликования» или «при вступлении в силу другого нормативно-правового акта». Значит, узнать о том, действует ли такой закон, можно лишь удостоверившись в существовании обстоятельств, которые связаны с его силой.

— нередки ситуации, когда принятый закон не содержит информации о том, с какого момента он становится реально действующим, не принимается и других документов по этому поводу. В таких ситуациях юристы руководствуются следующими правилами: законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, а нормативно-правовые акты Президента РФ или Правительства РФ — по истечении 7 дней. Акты министерств — через 10 дней после официального опубликования. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов может определяться ими самостоятельно.

Нормативные правовые акты прекращают свое действие:

— когда истек срок, на который они были приняты. Предположим, Указ Президента РФ о деноминации денежных знаков установил правила обмена денег на территории страны в течение строго определенного времени, по завершении которого его нормы прекратили свою силу.

— при отмене специальным актом. Во многих случаях устаревший нормативный акт просто отменяется, ибо теряет свою значимость.

— при принятии другого нормативно-правового акта, который регулирует подобную ситуацию. Данное правило позволяет создавать новые нормативные акты, не отменяя при этом те, что существовали по данной проблеме прежде.

— при исчезновении обстоятельств, которые регулировались нормативно-правовым актом.

К настоящему времени сохранилось множество документов прошлой эпохи. Еще в эпоху римского права была сформулирована аксиома, согласно которой закон не имеет обратной силы. Правила этого принципа прошли сквозь столетия и прочно закрепились с современной юриспруденции. Согласно такой аксиомы закон регулирует только те отношения, которые имеют место на момент его принятия и будут существовать в будущем, если закон станет действовать. Закон «не шагает назад» и не распространяется на те отношения, которые существовали в прошлом. Однако сложно найти в области юриспруденции правила без исключений и здесь они есть также. Закон может регулировать отношения, которые существовали до момента его рождения на свет в том случае, если он смягчает или устраняет наказуемость. Таковы правила действия закона во времени. Однако существуют и определенные правила действия закона в пространстве. Этим словом обозначают территорию, на которую распространяется действие закона. Например, федеральные законы действуют в пределах границ всего российского государства. К территории государства в данном контексте относят и недра, и континентальный шельф, и территориальные воды, и воздушное пространство. Даже судна, находящиеся в водах другого государства под флагом нашей страны, признаются территорией РФ. Законы действуют и по кругу лиц, то есть они имеют определенного адресата или же

распространяются на всех граждан страны, лиц без гражданства, юридических лиц, лиц, которые имеют двойное гражданство либо вообще являются иностранцами. Законы субъектов Федерации будет иметь юридическую силу только в пределах территории субъекта Федерации.

 


Правоотношения

Право проявляет свою силу в конкретных общественных отношениях, которые оно регулирует. Большая часть отношений между людьми, их объединениями регулируется нормами права. Так образуются правовые отношения. Однако любое правоотношение возникает на основе определенных жизненных обстоятельств. Кто-то решил купить машину — возникло правоотношение по договору купли-продажи. У другого человека, недавно застраховавшего свое имущество, сгорел дом — возникли новые правоотношения со страховой компанией. Третий решил уволиться с работы,

а потому его отношения с работодателем прекратились. Наступление таких жизненных обстоятельств может приводить к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. Они-то и называются юридическими фактами. Во многих случаях для наступления определенных правовых последствий необходима совокупность юридических фактов. В этом случае говорят о фактическом составе. Предположим, для того, чтобы возникли пенсионные правоотношения, необходимо, чтобы гражданин достиг определенного возраста, имел трудовой стаж и оформил соответствующие документы в органах социальной защиты населения. Факты, которые свидетельствуют об отсутствии каких-то обстоятельств называют отрицательными.

Все юридические факты можно разделить на две большие группы:

действия — они связаны с волей и сознанием людей. Например, дарение, поступление в вуз, перевозка груза и проч.

события — они не связаны с волей человека и возникают, как правило, в силу различных обстоятельств, порождая, тем не менее, правовые последствия. Событием может стать смерть человека, повлекшая за собой, например, прекращение трудовых правоотношений.

В основу данной классификации был взят критерий сознания личности. Однако юридические факты разделяются между собой и по правовым последствиям. В этой связи выделяют правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты.

Все те, кто учавствует в пра­во­от­но­ше­ни­ях, раз­де­ля­ют­ся на две ка­те­го­рии: фи­зи­че­с­кие и юри­ди­че­с­кие ли­ца.

Фи­зи­че­с­кое (или ин­ди­ви­ду­аль­ное) ли­цо — граж­да­нин го­су­дар­ст­ва, ино­ст­ра­нец, ли­цо без граж­дан­ст­ва, бе­же­нец, на­силь­ст­вен­но пе­ре­се­лен­ное ли­цо и др. Для то­го что­бы всту­пать в пра­во­вые от­но­ше­ния, они долж­ны об­ла­дать пра­во­спо­соб­но­с­тью (спо­соб­ность быть но­си­те­лем граж­дан­ских прав и обя­зан­но­с­тей обыч­но воз­ни­ка­ет с мо­мен­та рож­де­ния, мо­жет быть ог­ра­ни­че­на ре­ше­ни­ем су­да — на­при­мер, за­прет на за­ня­тие ка­кой-ли­бо про­фес­си­ей; рань­ше су­ще­ст­во­ва­ла про­це­ду­ра граж­дан­ской смер­ти, ког­да че­ло­ве­ка ли­ша­ли всех граж­дан­ских прав, но те­перь это не до­пу­с­ка­ет­ся) и дее­спо­соб­но­с­тью (спо­соб­ность граж­да­ни­на сво­и­ми дей­ст­ви­я­ми при­об­ре­тать и осу­ще­ств­лять граж­дан­ские пра­ва, ис­пол­нять обя­зан­но­с­ти; воз­ни­ка­ет с мо­мен­та до­сти­же­ния оп­ре­де­лен­но­го воз­ра­с­та и при на­ли­чии пси­хи­че­с­ко­го здо­ро­вья).

По за­ко­но­да­тель­ст­ву Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции дее­спо­соб­ность на­сту­па­ет с 18 лет, а ча­с­тич­ная — с 6 лет (пра­во со­вер­шать мел­кие по­куп­ки и т.п.). С 14 лет воз­мож­но при­вле­че­ние к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­с­ти за не­ко­то­рые пре­ступ­ле­ния (осо­бо тяж­кие), возможно так­же вступ­ле­ние в брак.

Юри­ди­че­с­кое (или кол­лек­тив­ное) ли­цо — ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая име­ет в соб­ст­вен­но­с­ти или хо­зяй­ст­вен­ном уп­рав­ле­нии иму­ще­ст­во и от­ве­ча­ет этим иму­ще­ст­вом по сво­им обя­за­тель­ст­вам, мо­жет уча­ст­во­вать в су­деб­ном про­цес­се.

Юри­ди­че­с­ки­ми ли­ца­ми мо­гут быть го­су­дар­ст­во и его ор­га­ны, хо­зяй­ст­вен­ные то­ва­ри­ще­ст­ва и об­ще­ст­ва, про­из­вод­ст­вен­ные и по­тре­би­тель­ские ко­о­пе­ра­ти­вы, ре­ли­ги­оз­ные объ­е­ди­не­ния, бла­го­тво­ри­тель­ные и ком­мер­че­с­кие ор­га­ни­за­ции и др.

С мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния этих ор­га­ни­за­ций они сра­зу об­ла­да­ют и пра­во­спо­соб­но­с­тью, и дее­спо­соб­но­с­тью. За­кон оп­ре­де­ля­ет от­дель­ные ви­ды де­я­тель­но­с­ти, ко­то­ры­ми мож­но за­ни­мать­ся толь­ко при спе­ци­аль­ном раз­ре­ше­нии (ли­цен­зии), ко­то­рое да­ет­ся на вре­мя и мо­жет быть до­сроч­но пре­кра­ще­но в слу­чае ка­ких-ли­бо на­ру­ше­ний.





Читайте также:
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.039 с.