1) | 2) | 2, 4 | 3) | 1, 4 | 4) | 1, 3 |
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.
1) | 1, 2, 3, 4, 5 | 2) | 1, 2 | 3) | 3, 4, 5 | 4) | 1, 3 |
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) | В Средневековье появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета. |
2) | Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывали свою собственную. |
3) | Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе могут занимать умы и сердца огромного количества людей. |
4) | У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран. |
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Писатель – не сочинитель: первый пишет, чтобы изложить свои мысли, второй сочиняет, чтобы что-нибудь написать.
1) | Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. |
2) | Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. |
3) | Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. |
4) | Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. |
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
1) | 1, 2 | 2) | 3) | 4) | 2, 4 |
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.
1) | 1, 2, 3, 4 | 2) | 2, 3 | 3) | 2, 4 | 4) | 1, 3, 4 |
Прочитайте текст и выполните задания A27-A29; B1-B8; C1. |
(1)Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2)Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (3)Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
(4)Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5)Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6)Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7)Иное дело – ценности культурные и нравственные. (8)Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…
(9)Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры». (10)Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11)Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (12)Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.
(13)Многое зависит от отношения к языку. (14)Иначе и быть не может! (15)В самом деле. (16)Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17)Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.
(18)Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине. (19)Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. (20)Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (21)Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(22)В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23)Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.
(По Л.И. Скворцову)
А27. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?
1) | Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа. |
2) | Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима. |
3) | Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты литературного языка. |
4) | Экология культуры – относительно молодая дисциплина. |
А28. Определите стиль и тип речи текста.
1) | научный стиль; рассуждение с элементами повествования |
2) | публицистический стиль; рассуждение |
3) | разговорный стиль; рассуждение |
4) | художественный стиль; рассуждение и описание |
А29. Укажите значение слова ДЕЙСТВЕННАЯ (предложение 12).
1) | глубокая, всепоглощающая |
2) | способная воздействовать, активная |
3) | находящаяся в постоянном движении |
4) | настоящая, подлинная |
Часть 2
В1. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
В2. Из предложений 18 – 23 выпишите прилагательное, употреблённое в роли существительного.
В3. Из предложений 6 – 8 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 4 – 12 найдите сложные предложения, в состав которых входят безличные предложения. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
В5. Среди предложений 18 – 23 найдите предложения с обособленными согласованными определениями. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
В6. Среди предложений 9 – 17 найдите сложные предложения с придаточным условия. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
В7. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения.
В8. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.
1) | метафоры |
2) | парцелляция |
3) | инверсия |
4) | экспрессивный повтор |
5) | сравнение |