Ансельм Кентерберийский:
То, что больше чего нельзя представить, не может быть только в уме. Если оно есть уже по крайней мере в уме, можно представить, что оно есть и в действительности. Если же оно существует только в уме, то больше его представить можно. Получили противоречие.
Оно больше того, что можно представить себе, как несуществующее.
Нечто, чего нельзя себе представить, существует так подлинно, что нельзя и представить себе его несуществующим.
Бог существует больше всего.
Мы понимаем то, чего ещё не создали.
Если только в понимании, то, то, больше чего нельзя называть есть то, больше чего помыслить можно.
Если о том, больше чего нельзя помыслить, можно помыслить, что оно не существует, тогда то самое, больше чего нельзя помыслить не есть то, больше чего нельзя помыслить.
Фома Аквинский:
Аквинский утверждает, что доказать существование творца можно двумя способами: через причину и через следствие. Переводя эту схоластическую терминологию на современный язык, можно сказать, что в первом случае речь идет о доказательстве априорном, то есть от причины к следствию, во втором - об апостериорном, то есть от следствия к причине. Аквинат формулирует пять "доказательств-путей" бытия бога.
1. Доказательство от движения, называемое в настоящее время кинетическим доказательством, исходит из того, что вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то другим, ибо движение это соединение материи с формой. Если бы какое-то бытие, приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то это было бы совершено чем-то другим, а это другое в свою очередь приводилось в движение третьим и так далее. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, ибо в таком случае не было бы первого "двигателя", а следовательно, и второго, и последующих, и вообще не было бы движения. Поэтому, делает вывод Фома, мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не движется и которая все движет. Такой причиной должна быть чистая форма, чистый акт, которым является бог, находящийся за пределами мира.
|
2. Доказательство от производящей причины, гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть бога. Фома считает, что невозможно, чтобы нечто было собственной производящей причиной, поскольку оно существовало бы раньше себя, а это нелепо. Если в цепи производящих причин не признать абсолютно первую причину, то тогда не появятся и средние и последние причины, и, наоборот, если в поисках причин мы уйдем в бесконечность, то не обнаружим первой производящей причины. "Следовательно, - пишет Аквинский в "Теологической сумме", - необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют богом".
3. Доказательство от необходимости и случайности исходит из того, что в природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный характер. Невозможно представить, по мнению Фомы, чтобы подобного рода вещи существовали всегда, ибо то, что может существовать временами, реально не существует. Отсюда также следует, что если любые вещи могут не существовать, то некогда они не существовали в природе, а если так, то невозможно, чтобы они возникли сами собой. "Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, - пишет Фома, - необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости всех иных; по общему мнению, это есть бог".
|
4. Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия и благородства, добра и красоты. По мнению Аквината, о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным. Следовательно, должно существовать нечто самое истинное и самое благородное, самое лучшее и самое высокое или нечто обладающее наивысшей степенью бытия. "Отсюда следует, - пишет Фома, - что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства; и ее мы именуем богом".
5. Доказательство от божественного руководства миром исходит из того, что в мире как разумных, так и неразумных существ, а также в вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Фома считает, что это происходит не случайно, и кто-то должен целенаправленно руководить миром. "Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем богом", - писал Аквинский.
Декарт:
Декарт видит необходимость доказать существование бога в связи с его мыслями о том, что познать моно и что нельзя, и насколько верны суждения человека об окружающем мире, если его ощущения склонны к обману.
|
Пока ум не осознаёт существование бога, то есть ещё чего-то всне себя, все выводы, сделанные им в отношении идеи множества вещей, не могут быть до конца достоверными даже если выводятся из абсолютно истинных, по мнению ума, предпосылок. Потому, что он пока не знает, какова его природа, ведь может статься так, что вещи, кажущиеся ему очевидными, на самом деле ложны.
Нашему уму необходимо осознание существования могущественного и совершенного существа, поэтому он делает вывод, что наисовершеннейшее бытие существует.
Если существует идея, то первее её существует причина этой идеи. То есть, если какая-то идея пришла вам в голову, то следует установить причину этой идеи.
Поскольку у нас есть идея Бога, мы должны понять, по какой причине эта идея у нас возникла. Поскольку Бог самый совершенный, то можно утверждать, что причина его идеи не возникла у нас в уме сама собой, потому что наш ум менее совершенен, а менее совершенное не может стать причиной более совершенного. Мы не можем обнаружить в себе того высшего, божественного совершенства, следовательно, мы делаем вывод, что эти совершенства присущи Богу, и именно он сам является причиной идеи Бога в нашем уме. А это значит, что Бог существует.
Нас создал Бог, потому что вещь, коей ведомо нечто более совершенное, чем она сама, не может произойти от себя самой, ибо в этом случае она наделила бы всеми совершенствами себя саму, таким образом, она не может происходить от того, кто не имеет всех этих совершенств, то есть не является Богом.