Описать концепции власти, государства, теорию революции по П. Сорокину




Одно из наиболее глубоких социологических обоснований теории революций предложено Питиримом Сорокиным. Особо выделяют его труд "Социология революции", книгу написанную в 1922 - 1923 гг., почти сразу после того, как в России произошла революция и опубликованную в США на английском языке в 1925 г., а в России - лишь в 2005 г. Поле его исследования - социально-политические революции в разных цивилизациях, начиная с древнеегипетской и заканчивая революциями в России в 1905 году, феврале и октябре 1917 года. Особое внимание уделено русской революции: "Она заслуживает этого внимания и потому что по своей глубине и размаху является одной из самых великих революций, и потому, что я имел возможность изучать ее непосредственно, и потому, что она проливает свет на многие стороны прошлых революций".

Остановимся на основных положениях теории революций Питирима Сорокина. Исследуя основные причины революций, Сорокин видит их в невозможности основной части общества удовлетворить важнейшие и минимально необходимые инстинкты. К числу таких "ущемленных инстинктов", согласно его теории, относятся потребности:

· в питании (голод - одна из причин волнений и революций, угроза голодной смерти подталкивает массы к действиям революционного характера);

· в индивидуальном самосохранении (поводом для бунтов часто становятся казни безвинных людей, массовые убийства, кровавая резня);

· в групповом самосохранении (люди выступают на защиту членов семьи, близких, единоверцев; против издевательств над святынями);

· в жилище, одежде, тепле в минимальном размере;

· в удовлетворении половых рефлексов (в противном случае происходит изнасилование жен и дочерей, принудительные браки и т. п.);

· в удовлетворении инстинктов собственности (социальный взрыв неминуем, если подавляющее число граждан находится за чертой бедности, а все богатства сосредоточены у нескольких человек);

· в самовыражении и признании собственного достоинства (недовольство вызывает игнорирование заслуг и достижений одних людей при завышенной оценке других, менее достойных);

 

· в борьбе и конкуренции, творческой работе, разнообразии жизни и приключениях, в свободе.

Чтобы общество созрело до революции, должны быть ущемлены интересы подавляющей или по крайней мере значительной его части. П. Сорокин отмечает и такую предпосылку революции, как "бессилие групп порядка уравновесить принципиально усиленным торможением возросшее давление ущемленных рефлексов".

Сорокин дает глубокую социологическую оценку изменениям поведения людей во время революций. Революция - это, прежде всего, изменение поведения членов общества, их психики и идеологии, убеждений и верований, морали и оценок. Отличительными чертами таких изменений являются их массовость, быстрота и резкость, специфический характер, интенсивная циркуляция, социальные перегруппировки, неустойчивость и постоянные колебания строения общества.

Государственно-политическая революция характеризуется в первой своей стадии угасанием реакции повиновения у значительной части граждан, общество или начинает гибнуть, или же ему прививаются новые рефлексы повиновения. На первой стадии угасают также трудовые рефлексы, на второй они вновь прививаются обществу. Происходит деформация рефлексов собственности, все усилия направляются на захват чужого достояния, что приходится тормозить на второй стадии; гипертрофируются такие черты, как алчность, жадность, хищничество.

Первая стадия революции ведет к деморализации, ослаблению религиозных, морально правовых, этических ограничений, возрастает количество преступлений против личности. Общество захлестывают волны грабежей, разбоев, краж, мошенничества, взяточничества и других имущественных преступлений. Второй период революции дает начало возрождению правовых, моральных и религиозных рефлексов. Во время революционной ломки духовная деятельность людей снижается до примитивного уровня, в результате растет число психических заболеваний. Это содействует распространению в обществе радикальных (анархических или, напротив, реакционных и шовинистических) теорий.

По мысли Питирима Сорокина, революция (если за ней следует гражданская война) отрицательно влияет на демографические процессы: резко сокращается численность населения; повышается кривая смертности и понижается кривая рождаемости; ухудшается качественный состав населения. "В ней гибнут главным образом биологически наиболее здоровые, энергетически - трудоспособные; психически - самые волевые, талантливые и умственно развитые; морально - наиболее устойчивые, обладающие прочными нравственными рефлексами". Одновременно ухудшается генетический фонд положительных свойств народа, что способствует его деградации и вырождению; ухудшается жизнеспособность и здоровье выживших людей. Теорию П. Сорокина подтверждают статистические данные: так, с 1917 по 1922 г. убыль населения в советских республиках составила 15 - 16 млн человек.

В периоды революций ухудшается социальный агрегат, радикальные перемены происходят в структуре общества, многократно возрастает социальная мобильность. Некоторые классы и социальные группы исчезают с исторической сцены, другие, напротив, появляются на ней. Происходят радикальные перемены в самих социальных процессах. Ликвидируется, притесняются права и свободы граждан, растет вмешательство в их жизнь со стороны власти; свобода слова, печати, собраний, свобода воспитания, обучения, передвижения ограничивается. Падают объемы производства, усиливается экономическое неравенство, стремительно растет число бедных, дезорганизуется экономическая жизнь общества.

Учитывая все негативные последствия революций, Сорокин утверждает, что влияние революции на духовную жизнь общества очень противоречиво. По его мнению, революция играет роль реактива, помогающего отличать "псевдознания" и "псевдоопыт" от подлинного знания и опыта; представляя собой колоссальную и прямую, а не косвенно-книжную "школу жизни", революция учит многому, "в ряде отношений ведет к обогащению знаний и опыта". Революция содействует новаторству и дает обществу необходимый ему новый опыт, "пробуждает интерес, расширяет умственный прогноз". Таким образом, революция выражает качественный скачок в развитии цивилизации или ее элементов, перевод ее в новое состояние, переход к новой фазе жизненного цикла или к новому циклу. Ее причиной становится весь комплекс назревших противоречий в развитии системы или подсистемы, а сама революция является способом разрешения этих противоречий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: