Инструкция к разработке цикла семинарских занятий в европейской модели обучения
Задание:
- из Программы учебной дисциплины (своей, или, если работают 2-4 студента, из программы одного из них) выделить все темы, по которым запланированы семинарские, практические или лабораторные занятия – то есть семинарский цикл;
- провести планирование того, как вы проведете этот семинарский цикл в течении семестра по прилагаемому алгоритму;
- результат работы представить или на листе ватмана (прислать фото) или в виде презентации.
Алгоритм работы:
1. Обосновать тематическое дифференцирование: почему именно на эти темы разделен ваш курс.
2. Обосновать общие цели курса:
2.1. Соответствие курса требованиям подготовки специалиста данной квалификации (уровню высшего или среднего профессионального образования) – на основании чего вы утверждаете, что содержание дисциплины соответствует именно этому уровню образования.
2.2. Научная релевантность[1]:
- насколько темы семинаров отражают состояние дел или достигнутые результаты в более общей дисциплине подготовки (или соответствующей сфере знания);
- междисциплинарная релевантность – с какими смежными сферами знания связан ваш семинарский цикл и как вы это отражаете в своей работе;
- насколько разносторонне отражены в семинарском цикле различные научные подходы (насколько она развивает способность студентов к научной критике).
2.3. Соответствие индивидуальным особенностям студентов:
- имеются ли у студентов знания в данной области как вы их будете использовать?
- есть ли какие-то ожидания студентов от вашего курса (например, студенты магистратуры могут использовать это в своей работе или рассказать об имеющемся у них опыте)?
|
3. Выбрать форму(ы) семинарских занятий, который вы будете использовать в течении семестра (см. описание форм ниже).
– каковы другие возможные формы работы (положительные и отрицательные стороны альтернативных форм);
- обоснование выбора данной формы.
4. Тематический анализ и анализ учебного плана (программы).
4.1. Место данного курса во всей программе обучения по данной специальности: требования и ожидания с учетом общей программы обучения и общего учебного плана.
4.2. Отражение в курсе пожеланий факультета и кафедры, учет существующих на кафедре соглашений (например, объем дополнительной работы студентов).
5. Анализ условий практического проведения (реальные ограничения и свобода действий)
5.1. Положение с литературой. Выбор дополнительной литературы и литературы, углубляющей знания – достаточно ли ее для работы студентов и насколько она современна.
5.2. Ситуация со зданием и аудиториями.
5.3. Ситуация с техническими средствами и средствами коммуникации (ТСО).
6. Подведение итогов и оценка результатов.
- критерии оценка курса (наблюдение со стороны других преподавателей и обучающихся),
- оценка курса студентами – в какой форме будет проходить.
Формы семинарских занятий:
Фронтальный семинар
Самая распространенная форма – студенты заранее получают вопросы к семинару (практическому занятию), готовятся дома, а в аудитории обсуждают эти вопросы.
Семинар на основе текстов
Эта форма используется в учебных дисциплинах, которые предполагают большой объем работы с первоисточниками (текстами). К каждой теме семинара преподаватель подбирает вопросы и тексты, которые студенты должны изучить и законспектировать (или проработать иным образом). Студенты при подготовке изучают тексты, а на семинаре их обсуждают.
|
Семинар на основе рефератов
Все темы семинаров формулируются как темы рефератов. Студенты заранее, в начале семестра распределяют темы между собой. Каждую тему готовят 2-3 студента. Их задача – не просто написать реферат и зачитать его на занятии, а подготовить и провести все занятие для группы. Таким образом, они подбирают теоретический и практический материал (реферат), как правило, делают на его основе презентацию, планируют время и формы работы других студентов (мини-дискуссии, практическую работу, работу над вопросами и др.).
Преподаватель заранее консультирует студентов по плану занятия. Само занятие, повторюсь, проводят студенты.
Проблемно-ориентированный семинар
Темы семинаров формулируются в виде проблемного вопроса или проблемной ситуации. На самом занятии работа идет в алгоритме проблемного обучения (определение проблемы – определение того, что группа знает для ее решения и дефицитов – разработка плана работы по решению проблемы – работа по решению проблемы – обобщение – представление для других подгрупп). Основная проблема – у студентов должны быть ресурсы для работы на занятии (книги, лабораторное оборудование, доступ в Интернет и пр.).