Проблемно-ориентированный семинар




Инструкция к разработке цикла семинарских занятий в европейской модели обучения

 

Задание:

- из Программы учебной дисциплины (своей, или, если работают 2-4 студента, из программы одного из них) выделить все темы, по которым запланированы семинарские, практические или лабораторные занятия – то есть семинарский цикл;

- провести планирование того, как вы проведете этот семинарский цикл в течении семестра по прилагаемому алгоритму;

- результат работы представить или на листе ватмана (прислать фото) или в виде презентации.

 

Алгоритм работы:

 

1. Обосновать тематическое дифференцирование: почему именно на эти темы разделен ваш курс.

2. Обосновать общие цели курса:

2.1. Соответствие курса требованиям подготовки специалиста данной квалификации (уровню высшего или среднего профессионального образования) – на основании чего вы утверждаете, что содержание дисциплины соответствует именно этому уровню образования.

2.2. Научная релевантность[1]:

- насколько темы семинаров отражают состояние дел или достигнутые результаты в более общей дисциплине подготовки (или соответствующей сфере знания);

- междисциплинарная релевантность – с какими смежными сферами знания связан ваш семинарский цикл и как вы это отражаете в своей работе;

- насколько разносторонне отражены в семинарском цикле различные научные подходы (насколько она развивает способность студентов к научной критике).

2.3. Соответствие индивидуальным особенностям студентов:

- имеются ли у студентов знания в данной области как вы их будете использовать?

- есть ли какие-то ожидания студентов от вашего курса (например, студенты магистратуры могут использовать это в своей работе или рассказать об имеющемся у них опыте)?

 

3. Выбрать форму(ы) семинарских занятий, который вы будете использовать в течении семестра (см. описание форм ниже).

– каковы другие возможные формы работы (положительные и отрицательные стороны альтернативных форм);

- обоснование выбора данной формы.

4. Тематический анализ и анализ учебного плана (программы).

4.1. Место данного курса во всей программе обучения по данной специальности: требования и ожидания с учетом общей программы обучения и общего учебного плана.

4.2. Отражение в курсе пожеланий факультета и кафедры, учет существующих на кафедре соглашений (например, объем дополнительной работы студентов).

 

5. Анализ условий практического проведения (реальные ограничения и свобода действий)

5.1. Положение с литературой. Выбор дополнительной литературы и литературы, углубляющей знания – достаточно ли ее для работы студентов и насколько она современна.

5.2. Ситуация со зданием и аудиториями.

5.3. Ситуация с техническими средствами и средствами коммуникации (ТСО).

 

6. Подведение итогов и оценка результатов.

- критерии оценка курса (наблюдение со стороны других преподавателей и обучающихся),

- оценка курса студентами – в какой форме будет проходить.

Формы семинарских занятий:

 

Фронтальный семинар

Самая распространенная форма – студенты заранее получают вопросы к семинару (практическому занятию), готовятся дома, а в аудитории обсуждают эти вопросы.

 

Семинар на основе текстов

Эта форма используется в учебных дисциплинах, которые предполагают большой объем работы с первоисточниками (текстами). К каждой теме семинара преподаватель подбирает вопросы и тексты, которые студенты должны изучить и законспектировать (или проработать иным образом). Студенты при подготовке изучают тексты, а на семинаре их обсуждают.

 

Семинар на основе рефератов

Все темы семинаров формулируются как темы рефератов. Студенты заранее, в начале семестра распределяют темы между собой. Каждую тему готовят 2-3 студента. Их задача – не просто написать реферат и зачитать его на занятии, а подготовить и провести все занятие для группы. Таким образом, они подбирают теоретический и практический материал (реферат), как правило, делают на его основе презентацию, планируют время и формы работы других студентов (мини-дискуссии, практическую работу, работу над вопросами и др.).

Преподаватель заранее консультирует студентов по плану занятия. Само занятие, повторюсь, проводят студенты.

 

Проблемно-ориентированный семинар

Темы семинаров формулируются в виде проблемного вопроса или проблемной ситуации. На самом занятии работа идет в алгоритме проблемного обучения (определение проблемы – определение того, что группа знает для ее решения и дефицитов – разработка плана работы по решению проблемы – работа по решению проблемы – обобщение – представление для других подгрупп). Основная проблема – у студентов должны быть ресурсы для работы на занятии (книги, лабораторное оборудование, доступ в Интернет и пр.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: