Практикум. Работа с текстом




Позиция автора

  • Это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях ее решения. Итог размышлений автора.
  • Проблема и позиция автора тесно связаны (вопрос и ответ на вопрос).
  • Авторская позиция может выражаться прямо (чаще в публицистических текстах) и косвенно (в художественных текстах)

Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Чтобы грамотно сформулировать позицию автора, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Что помогает найти позицию автора?

  • Как правило, она находится в конце текста (в последних 2-3 абзацах)
  • Это всегда какое-то обобщение, весомое высказывание (иногда патетичное, эмоциональное)
  • Если в тексте нет таких высказываний, то нужно обратить внимание на:
  • Поступки героев, какие они, хорошие или плохие
  • Как к герою относятся другие персонажи
  • Какие эмоционально-оценочные средства используются для характеристики героев, их поступков
  • Согласен автор с героем или нет
  • Как отражаются поступки героя на остальных или на окружающем мире

Даже если автор ничего не говорит о своем отношении к герою, а герой поступает с вашей точки зрения неправильно, совершает дурные поступки, то автор, скорее всего, думает так же.

*учитывать отношение автора к проблеме: позитивное, негативное, нейтральное, двойственное

* Учитывать настроение автора: ирония, сарказм, грусть, радость и т.д.

Как можно сформулировать позицию автора?

  • Своими словами (лучше 1-2 предложения), избегая витиеватых конструкций)
  • Цитатой из текста (если повезло)

* помним, что обязательно в отдельном абзаце должно это быть

Клише для формулировки авторской позиции

  • Автор считает, что…
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…
  • Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
  • Автор убеждает нас в том, что…
  • Автор осуждает (кого / что..)
  • Позиция автора такова:...
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

Можно использовать: Таким образом, позиция автора заключается в следующем: автор (имя) говорит о том, что… (можно цитатой из текста) Или: Позиция автора ясна: ФИО считает, что (ответ автора на проблему).

Типичные ошибки

  • В сочинении отсутствует формулировка позиции автора (просто фраза: я согласен с позицией автора и все)
  • Позиция не совпадает с заявленной проблемой текста в начале сочинения
  • Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика
  • Выбирается неудачная цитата, которая не отражает позицию автора

Горе-аргументы

  • Обычно в них фигурируют родственники или друзья
  • Звучат по-детски или банально
  • Ссылки на стандартные сегодня фильмы («Гарри Поттер», «Голодные игры») свидетельствуют об узости кругозора и небольшом читательском опыте

Как лучше:

Лучше пусть это будут

  • наблюдения над жизнью людей и общества в целом (если ребенок окружен любовью и лаской, то он, повзрослев, будет дарить это добро окружающим)
  • Предположительные примеры (я не могу себе представить жизнь без книг ….)
  • ссылки на авторитет (на ученых, видных деятелей)
  • Пословицы и поговорки

Практикум. Работа с текстом

(1)Старая поговорка гласит: «При громе оружия музы молчат». (2)Плохая поговорка. (3)И плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать, не помышляя о помощи борющемуся народу. (4)По счастью, не все музы таковы. (5)Мне ведомы и иные. (6)Они сами являлись на мобилизационные пункты, получали назначения и потом в солдатских шинелях и кирзовых сапогах спешили на передовую. (7)Их часто видели в окопах и землянках; они делили хлеб и судьбу, труды и опасности с теми, кто грудью стоял за свою землю. (8)И так было всегда. (9)Нет никаких сомнений, что «Слово о полку Игореве» - не только вдохновенная поэма, но и военный очерк очевидца, созданный свидетелем описываемых событий. (10)Нет никаких сомнений в том, что автор «Слова» проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца. (11)В противном случае «Слово» не было бы столь достоверным и столь зримым в деталях, увидеть и запомнить которые мог только участник похода. (12)Сама тональность «Слова» не могла бы быть столь пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям, какие выпали на долю Игоревых полков, не могла бы быть такой, если бы сам певец не делил ратных трудов и судеб с дружинниками. Практикум. (13)То же было и позже, в годины народных бед и военных гроз. (14)«Певец во стане русских воинов» появился в дни Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года в военном лагере под Тарутином, где находился вступивший с началом войны в ополчение В. Жуковский. (15)В разгар войны поэт Денис Давыдов стал во главе партизанского движения и бил врага и днём и ночью, в лесах и в открытом поле, в зимнюю стужу и в осеннюю распутицу. (16)Этим славным традициям певцов-воинов следовали поэты и прозаики в Отечественной войне тысяча девятьсот сорок первого - сорок пятого годов. (17)Они отдавали кровному делу родной земли своё перо, а часто и саму жизнь. (18)Смертью храбрых пали Гайдар, Уткин, Гудзенко… многие-многие другие - вечная им память и вечная слава. (По И. Бражину) Бражин Игорь Константинович — современный публицист.

Проблема и позиция автора

ØПроблема патриотизма творческих людей. / В чём проявляется патриотизм творческих людей в годы войны? ØВ годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: