Вариант № 132545
Задание 1 № 365
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо(4). Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошел пешком.
В круглой(3) крышечке(2) велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошел мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат — русский император — вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы.
(99 слов) (По В.Катаеву.)
Задание 2 № 366
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
Крышечке
крыша (суффиксальный)
(3) — морфологический разбор слова:
(В) круглой — прилаг., обозначает признак предмета; (какой?) круглой;
1. Нач. форма: круглый;
2. Пост. признаки: качеств., в положит. степени;
3. Непост. признаки: в полной форме, женск. род, ед. число, предлож. падеж;
4. (В) круглой
(4) — синтаксический разбор предложения:
предл.Над сущ.зданием прил.центральной прил.телефонной сущ.станции глаг.засветилось прил.голубовато-серое сущ.небо (повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., не осложнено).
Задание 3 № 367
В выделенном предложении найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие, выпишите это слово.
Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге
делало
Задание 4 № 869
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Баловáть, газопровóд, киломéтр, срéдства.
Задание 5 № 1010
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Пчёлы хорошо запоминают дорогу к своему улью и летают на большие расстояния. сущ.Пчёлы нар.хорошо глаг.запоминают сущ.дорогу предл. к мест.своему сущ.улью союз и глаг.летают предл. на прил.большие сущ.расстояния.
Задание 6 № 426
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) оплаченная плацкарта
2) их дети
3) положи в портфель
4) самый умный
Задание 7 № 231
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вот и озеро.
2) Путь в лесах- это километры тишины, безветрия.
3) Вся красота весеннего летнего осеннего и зимнего леса сошлись в этом неповторимом цветке.
4) Я люблю лесные сумерки когда из мхов тянет сыростью в траве горят светлячки.
Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. — Тире между подлежащим и сказуемым выраженными именами существительными.
Задание 8 № 620
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Сюжет этого рассказа родился не за письменным столом а во время прогулки.
2) Вы узнаете, юные друзья, об истории мультипликации в России.
3) Успехи мои вначале были невелики но знания и умения пригодились позже.
4) К приезду внуков бабушка печёт пирог и булочки выставляет на стол конфеты и варенье.
Задание 9 № 205
Определите и запишите основную мысль текста. Непродуманное путешествие могло окончиться весьма печально.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
Ночное приключение
(1)В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. (2)Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. (3)Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
(4)В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. (5)Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
(6)Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая веслами. (7)Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. (8)Где-то защелкал соловей, за ним другой. (9)Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. (10)Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. (11)Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
(155 слов)
Задание 10 № 206
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
1.Смелое решение
2.В путь
3.Лодка перевернулась
Задание 11 № 207
Почему ребята очутились по пояс в воде? Лодка, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и ребята очутились по пояс в воде.
Задание 12 № 208
Определите и запишите лексическое значение слова «колебались» из предложения 4. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Колебались — сомневались.
Маятник колебался из стороны в сторону.
(4)В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению.
Задание 13 № 209
Определите стилистическую принадлежность слова «отпихнулись» из предложения 4, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Отпихнулись — оттолкнулись
Слово «отпихнулись» со сниженной экспрессивной окраской, употребляется в разговорном стиле.
(4)В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению.
Задание 14 № 612
Объясните значение фразеологизма медвежья услуга, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Медвежья услуга — ненужная услуга, приносящая вместо пользы вред;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например: «Зачем ты даёшь ему списывать домашнее задание. Ты же оказываешь ему медвежью услугу», − отчитывала меня Ольга Ивановна. «Ты бы лучше помог другу разобраться в материале урока», − наставляла она.