12.11.20
Тема1: «Развитие речи как система».
К сведению: задания выполнять здесь (в листке-рекомендации), прикреплять в контакте.
Прошу обратить внимание на форму контроля – экзамен. Следует выполнять все задания, затем будет решаться вопрос о заданиях к экзамену.
Не выставлять задания после 20.00!!!
Материал для осмысления. Обратите внимание на используемые понятия.
Развитие речи – это область методики русского языка, направленная на овладение учащимися коммуникативными умениями и навыками. Развитие речи учащихся соотносится со всеми уровнями языка, а не сопоставляется с каким-либо одним лингвистическим курсом.
Следует исходить из того, что правильно излагать свои мысли – это, прежде всего, означает выстраивать высказывание в соответствии с нормами словоупотребления и грамматики. При этом правильное (другими словами нормированное) выражение мыслей предполагает соблюдение стилевого единства высказывания, использование синонимических богатств языковых средств (лексических, морфологических, синтаксических), а также обоснованное использование эмоционально-экспрессивных качеств языковых единиц.
Проблемами развития речи (в том числе видов речевой деятельности) занимались такие учёные, как Т.А. Ладыженская, Е.А. Быстрова, В.И. Капинос Е. И. Никитина и многие другие. Развитие речи учащегося как система (представленная в действующих программах и учебниках по русскому языку), проводится «попутно», то есть в связи с изучением материала основной программы. В этой связи требуется разграничение языка как системы средств общения (фонетических, лексических, грамматических) и речи – функционирования этой системы, использования ее средств в речемыслительной деятельности. При этом обучение видам речевой деятельности на материале текста является необходимым и обоснованным.
|
Задание 1. (см. учебники по методике русского языка и рекомендуемую литературу)
1.Дать характеристику понятий:
Развитие речи учащихся – это процесс обучения детей речи; область методики преподавания русского языка; одна из главных задач учебного
предмета «Русский (родной) язык». (Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр.Академия., 2001. – с. 227)
Развитие связной речи учащихся – это обучение учащихся созданию собственных высказываний, отвечающих требованиям правильности, стилевой адекватности, точности, богатства и выразительности. В методике связная речь, высказывание – это и речевая деятельность, и продукт этой деятельности – текст, речевое произведение. (Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Лит-невской. — М.: Академический проект, 2006. – с. 546)
Коммуникативные умения и навыки - это умения создавать текст, вести диалог, опираются при этом на языковые навыки — навыки нормативного употребления языковых единиц разных уровней (произносительные, лексические и грамматические навыки, (с 567) направлены непосредственно на общение. Основная единица речи — текст, поэтому методика формирования коммуникативных умений — это разные виды работы с текстом. (Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Лит-невской. — М.: Академический проект, 2006. — 101 с.)
|
Задание 2.
1.Дать характеристику видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо).
Слушание (аудирование) – это вид речевой деятельности, в
основе которой лежит восприятие и понимание информации. (Лариса Алексеева, Методика обучения русскому языку, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫБЕРДЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ, Модульный курс, Бердянск, 2019. - 213 с.)
Чтение – вид речевой деятельности, представляющий процесс
перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь,
ее понимание (при чтении вслух), или непосредственно в смысловые
единицы, без звукового оформления (при чтении про себя). (Лариса Алексеева, Методика обучения русскому языку, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫБЕРДЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ, Модульный курс, Бердянск, 2019. - 213 с.)
Говорение – это вид речевой деятельности, которая состоит в переводе внутренней речи в озвученную (внешнюю). (Лариса Алексеева, Методика обучения русскому языку, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫБЕРДЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ, Модульный курс, Бердянск, 2019. - 213 с.)
|
Письмо – вид речевой деятельности, основой которой является процесс кодирования устной речи с помощью графических знаков, т. е. букв. (Лариса Алексеева, Методика обучения русскому языку, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫБЕРДЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ, Модульный курс, Бердянск, 2019. - 213 с.)
Список рекомендуемой литературы:
1.Беднарская, Л.Д. Современные технологии развития речи: спецкурс: учебное пособие / Л.Д. Беднарская. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2015. - 193 с.
2.Канакина, Г.И. Учимся работать с текстом: подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку: учебное пособие / Г.И. Канакина, И.Г. Родионова; под общ. ред. Г.И. Канакиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство «Флинта», 2012. - 216 с.
3.Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. Для учителя. / В. И. Капинос. М. 1991.
4.Ладыженская, Т.А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. Под ред. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
5.Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Лит-невской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
6.Мандель, Б.Р. Современный русский язык: углубленное изучение истории, теории, культуры речи: учебное пособие для старшеклассников (элективные курсы и факультативные занятия) / Б.Р. Мандель. – М. Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 437 с.
7.Никитина, Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи. Для 5, 6, 7,8, 9 классов средней школы. - М. 2000.
8.Пахнова, Т. М. В пространстве текста / Т. М. Пахнова. РЯШ №1, 2,3,4.-2008.
9.Попова, В.И. Текст как ценностно-смысловая доминанта воспитания обучающихся. - Аксиологическая лингвометодика:мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: м-лы междунар. н.-\пр. конф./науч. ред: А.Д. Дейкина. – М.: МПГУ, 2019. С.176-181.
10.Попова В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. - Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 63. – Ч 3. – С 114-116.
11. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 237 с.
12.11.20
Тема 2: «Нормы литературного языка».